Трипольская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:05, контрольная работа

Краткое описание

Трипольская культура - уникальное явление в истории человечества. Она сыграла беспрецедентную роль в становлении цивилизации на планете Земля. Это уже было не первоначальное общество, а общество с атрибутами цивилизации. Трипольская цивилизация - это, прежде всего, земледельческая экономика. Именно в Триполье состоялась полная и окончательная победа воспроизводящей экономики, что было проявлением триумфа неолитической революции. Внедрение земледелия во всей Трипольской ойкумене стало фундаментом цивилизации. Высокой культурой земледелия человечество обязано Трипольской культуре. За всю историю ничто не имело такого существенного влияния на жизнь человека, как переход к земледелию.
Происхождение культуры не определено; в основе - неолитические племена, среди которых особая роль принадлежала носителям культур Боян, Криш, линейно-ленточной керамики, Винча, Тиса. Основные отрасли хозяйства - земледелие и скотоводство.

Оглавление

Введение
I. Трипольская культура и цивилизация
II. Религия трипольцев
III. Язык и письменность трипольский племен
IV.Архитектура трипольцев
V. Искусство трипольский племен
Вывод

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

В древних трипольских  поселениях важное место занимало мотыжное земледелие. Кроме того, широко использовалась охота и скотоводство. Несколько десятков и сотен больших наземных глинобитных построек располагали обычно по кругу или в несколько рядов. Центральное пространство поселка оставалось незастроенным и служило местом для загона скота

Трипольские жилища, - прямоугольные постройки из дерева и глины, разделялись поперечными перегородками на несколько помещений. Найденные глиняные модели жилищ показывают, что трипольский дом имел четырехскатные перекрытия. Внутри, направо от входа, помещалась печь; налево, около зернотерки, стояли грушевидные сосуды для хранения зерна; прямо против входа в стене округлое окно, а под ним на полу— крестообразный жертвенник в форме греческого креста. Нередко эти жертвенники имели углубленный орнамент из концентрических кругов. Около печи помещались антропоморфные изображения, точно повторяющие трипольские женские статуэтки, вероятно охранители домашнего очага. Печи и стены окрашивались в белый и красный цвета и расписывались орнаментом в виде спиралей или в виде слегка выгнутых лент.

В трипольских  поселениях обнаружено множество разнообразных керамических изделий — сосудов, антропоморфных и зооморфных статуэток, игрушек, амулетов и моделей жилищ. Оседлый образ жизни благоприятствовал расцвету гончарного искусства.

По технике  изготовления, богатству форм, разнообразию и совершенству орнаментации трипольская керамика занимает одно из первых мест среди глиняной посуды первобытных европейских племен. Керамику Триполья лепили вручную без применения гончарного круга и хорошо обжигали в специальных печах. Выделяется несколько основных групп трипольской керамики: керамика с углубленным орнаментом, чаще всего в виде спиралей; керамика тонкостенная, с хорошо полированной поверхностью, украшенная каннелюрами; керамика из тонкой розовой массы со спиральным орнаментом, нанесенным одной (черной или красной) или несколькими (красной, черной и белой) красками. 

Особую группу составляет грубая "кухонная" керамика, служившая для приготовления  пищи. Формы расписных сосудов  чрезвычайно разнообразны: сосуды на подставках, грушевидные с крышками, широкогорлые сосуды типа кратеров, двойные биноклевидные сосуды, миски, чашки, небольшие сосуды с угловатыми плечиками и др.

Для раннего  этапа трипольской культуры характерны грушевидные сосуды с коническими  и шлемовидными крышками для хранения припасов, а также сосуды на конических полых подставках. Наружная поверхность этих сосудов хорошо отполирована и украшена углубленным спирально-ленточным орнаментом, часто заполненном белой массой. Поверхность сосуда между лентами — коричневато-черная, хорошо отполирована, иногда покрыта краской и способствует четкому выделению белого спиралевидного орнамента.

На среднем  этапе, в период расцвета трипольской  культуры, получает распространение  керамика из розовой массы, очень  тонкой и плотной, часто покрытой спирально-ленточной росписью в три цвета: фон сосуда обычно красный, по нему нанесен черной краской рисунок в виде лент-спиралей, пространство между лентами заполнено белой краской. Рисунок четко выделяется на красном фоне.

На позднем  этапе эту трехцветную роспись сменила спирально-ленточная роспись в две краски , а затем керамика с монохромной черной росписью.

Если на раннем этапе орнамент покрывает всю  наружную поверхность сосуда, даже иногда его дно и отличается богатством красочных сочетаний и динамичностью узорных композиций, то на поздних этапах орнаментальные композиции размещены лишь в широком поясе, строго симметрично. Постепенно этот орнаментальный пояс становится все более узким и занимает лишь небольшую часть сосуда.

Основной мотив  трипольской керамики — спираль. В орнаменте раннего периода чаще всего встречаются одиночные или двойные, во много оборотов, спирали. Позднее они становятся менее крутыми, всего в один или в полтора оборота, и помещаются в узком орнаментальном поясе в виде спиральных отростков.

С формальной точки  зрения трипольский спиральный орнамент, четкий по своему построению, может  рассматриваться как чисто декоративный. Вместе с тем нельзя отрицать и  его смыслового значения, хотя выявить  значение орнаментальных композиций пока не удалось. Объяснение трипольского орнамента осложняется еще и тем, что на многих сосудах, и расписных, и с углубленным орнаментом, среди спиральных композиций часто размещены изображения людей, растений и различных животных—собаки, быка, оленя и др. Все они обычно вписаны в ткань узора, составляют единое целое с основным спиральным орнаментом и подчинены общей манере. Сложные и устойчивые орнаментальные построения трипольских сосудов и статуэток представляют древнюю религиозную символику солярно-космического культа, столь естественного для земледельческо-скотоводческих племен. 

Сосуды, обнаруженные в больших трипольских жилищах (иногда до 60 экземпляров в одном  хозяйстве), различны по величине и  по назначению. Посуда встречается  нередко в печах или около них, на возвышениях около зернотерок, в хозяйственных помещениях для хранения запасов, в ямах-хранилищах. Нередко сосуды с остатками жертвенных животных — костями быка или свиньи — находят под полом жилища. Сосуды ставили обычно и в древних погребениях около покойника.

Наряду с изготовлением  различной посуды и строительных материалов, из глины лепили зооморфные изображения: быка, коровы, свиньи, собаки, лошади и др.

Большинство антропоморфных статуэток изображает женщину. В  них следует видеть воплощение почитаемого божества, олицетворявшего у земледельческо-скотоводческих первобытных племен идею плодородия и всеобщего благополучия. В этих статуэтках выражен и характерный для первобытного строя культ предков, причем особое значение имеют здесь изображения матери-родоначальницы. В раннем периоде это обычно изображение женщины, сидящей с откинутым назад торсом и головой в виде конического выступа, с едва обозначенным носом. У большинства статуэток черты лица не моделированы, руки отсутствуют. Бедра сильно развиты. Ноги вытянуты вперед и заканчиваются конически. Часто у статуэток такого типа слитые вместе ноги бывают сплошь усеяны овальными вытянутыми углублениями, имитирующими зерна.

Другая группа антропоморфных статуэток в раннем Триполье — тоже сидящие с откинутым назад торсом женщины. Но, в отличие от первой группы, эти изображения сплошь покрыты углубленным спиральным и геометрическим орнаментом. В свободных пространствах помещены мелкие углубления, имитирующие зерна. Иногда бывают моделированы ступни ног, обозначены пальцы.

Антропоморфные  изображения периода расцвета трипольской  культуры имеют иной стилистический характер. Обычно это стоящие женские  фигурки, сильно схематизированные: плоская  голова с двумя отверстиями вместо глаз, нос — щипок; вместо плеч — выступы, в которых, как на набедренных выступах, сквозные отверстия. Ноги конически суживаются. Фигуры украшены орнаментом в виде кругов и спиралей. Полосы в несколько рядов обозначают ожерелье. На спину спускаются черные распущенные волосы. Раскраска лиц некоторых статуэток передает особенности татуировки.

В позднетрипольский  период антропоморфные изображения  становятся схематичнее. Большинство  статуэток — условно трактованные изображения стоящих женщин с  сомкнутыми ногами и со слегка намеченными  ступнями ног. 

В трипольских  поселениях найдены и мужские  статуэтки, но их значительно меньше. На некоторых имеются пояс, перевязь через плечо и головной убор. У  многих только один глаз.

В отдельных  случаях в глину, из которой были изготовлены статуэтки, замешивали зерна пшеницы либо целиком, либо дробленые, в виде муки крупного помола. В этом можно видеть проявление особого земледельческого культа, имевшего целью вызвать плодородие полей. Статуэтки находят обычно в жилищах, около печей или вблизи жертвенников, а также в погребениях, куда их клали вместе с другим погребальным инвентарем — орудиями труда, сосудами и др. Женские статуэтки обнаруживаются чаще всего в детских погребениях, иногда по две и три статуэтки в одной могиле, что указывает на определенную роль их в заупокойном культе.

Из трипольских  керамических изделий следует упомянуть  глиняные погремушки яйцевидной формы  с глиняными шариками внутри иногда антропоморфной формы.

Среди керамических изделий заслуживают внимания миниатюрные  глиняные кресла (модели) с рогообразными спинками. На креслах помещались глиняные статуэтки женщин в сидячей или полулежачей позе.

Развитие культуры и искусства трипольских племен длилось более тысячи лет. Многочисленные традиции в области культуры и  искусства, созданные трипольскими и родственными племенами Балкано-Дунайских стран, продолжали жить длительное время и оставили глубокие следы в культуре и искусстве более позднего населения юго-запада Восточной Европы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод 

Трипольская культура как один из феноменов, была открыта в конце 19 века археологом В. Хвойко, и с тех пор исследовалась многими учеными, в том числе советскими (Т. Пассек, В. Билановська), постсоветскими (Н. Бурда, Л. Кульчицкая) и другими. 

Есть три возможных  теории возникновения трипольской культуры: чисто автохтонный (В. Хвойки), ассимиляция автохтонного населения с пришлыми племенами (В. Збенович) и пришлых племен, поселившихся на тех землях (М. Марра). 

Есть два основных вида периодизации трипольской культуры: периодизация В. Хвойки (два периода: первый - связан с каменным веком, второй - с возрастом медным) и Т. Пассека (три периода в зависимости от возникновения, развития и упадка трипольской культуры). 

Исчезли трипольцы, очевидно, потому, что смешались  с другой культурой, видимо, это была среднеднепровская культура на востоке. 

У трипольцев было хорошо развито хозяйство. Земледелие составляло наййбильшу его долю, система  ведения его была подсечно-огневой, поэтому часто нужно было менять земли, было благоприятным для расселения племен их на большие территории. Также не отставали трипольцы в скотоводстве (особенно на позднем этапе), охоте, рыболовстве, собирательство (на раннем этапе), прядении и ткачестве. 

Керамические  произведения трипольцев являются настоящими произведениями искусства. Они делились на окрашенные (в одну, две, три краски) и неокрашенные, а также на орнаментированные и неорнаментовани. Посуда была простой и для приготовления пищи, который был почти всегда неокрашенный, но с растительным или животным орнаментом. 

Первоначальные  представления трипольцев были, очевидно, связаны с периодическими катаклизмами, вызванными существенными сдвигами в Солнечной системе во время  их существования. Вероятно, тогда появилось  представление о цикличности  времени, и было отражено в трипольской керамике. 

С точностью  нельзя сказать, были трипольцы предками славян. Их жизнь очень похож на наш (славянский), но есть доказать родство, не считая теории о том, что трипольцы  не были автохтонами на наших землях, просто невозможно. 
 

Список литературы: 
 

Пассек Т. - Трипольская  культура - К., 1941. 

Белановская Т.Д. - Трипольская культура - Л., 1958. 

Бурдо Н.Б. - Население  раннего этапа трипольской культуры междуречья Днестра и Южного Буга - К., 1993. 

Збенович В.Г. - Раннетрипольские племена на територии Украины - К., 1985. 

Индоевроп - книга 1-2 год 7504 - Такие дела - С.50-53, 88-89. 

Смолий В.А. - История Украины - К., 1997. 

Толочко П.П. - Давняя история Украины, Кн. 1 - К., 1994. 

Попович М.В. - Мировоззрение  древних славян - М., 1985. 

Волк Мин. - Студии с украинской этнографии и антропологии - М., 1995. 

А. И. Немировский - История Древнего Мира, Т. 1 - М., 2000. 

www.astra-lit.com 

Информация о работе Трипольская культура