Трипольская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:05, контрольная работа

Краткое описание

Трипольская культура - уникальное явление в истории человечества. Она сыграла беспрецедентную роль в становлении цивилизации на планете Земля. Это уже было не первоначальное общество, а общество с атрибутами цивилизации. Трипольская цивилизация - это, прежде всего, земледельческая экономика. Именно в Триполье состоялась полная и окончательная победа воспроизводящей экономики, что было проявлением триумфа неолитической революции. Внедрение земледелия во всей Трипольской ойкумене стало фундаментом цивилизации. Высокой культурой земледелия человечество обязано Трипольской культуре. За всю историю ничто не имело такого существенного влияния на жизнь человека, как переход к земледелию.
Происхождение культуры не определено; в основе - неолитические племена, среди которых особая роль принадлежала носителям культур Боян, Криш, линейно-ленточной керамики, Винча, Тиса. Основные отрасли хозяйства - земледелие и скотоводство.

Оглавление

Введение
I. Трипольская культура и цивилизация
II. Религия трипольцев
III. Язык и письменность трипольский племен
IV.Архитектура трипольцев
V. Искусство трипольский племен
Вывод

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

В любом трипольском  жилище археологи находят от 30 до 200 высокохудожественных керамических изделий – блюдечек, тарелочек, кувшинчиков, кубков, амфор, кратероподобных фруктовниц. Качество посуды бесподобное – она тонкая, гладкая, мастерски раскрашенная белой, чёрной, красной и тёмно-каштановой красками. Ритмика орнамента совершенна, он насыщен символами и какими-то знаками. Вероятно, эти знаки – первичная магия, обращение к потусторонним силам, просьба о покровительстве, защите и попытка этими силами руководить. Не исключено, что эгейско-трипольская художественная керамика дала толчок к возникновению античной керамики, появившейся в 2000 – 1850-х годах до н.э.

В каждом трипольском  доме стоял ткацкий станок, иногда даже два. Трипольские хозяйки были большими мастерицами в изготовлении рубах, платьев, свиток. Они украшали свои изделия цветным орнаментом с оригинальным, неповторимым узором. Сверху платья трипольские модницы надевали бусы из медных, каменных, стеклянных (да-да, уже в то время – стеклянных!) бусинок, морских и речных ракушек. Они так же знали толк в украшениях из золота и серебра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Религия трипольцев 

На трипольском  домашнем алтаре обязательно присутствовали глиняные фигурки тех Высших Сил, которым они поклонялись: Богини-матери – символа материнства и плодородия, быка – символа обработки земли  и богатства, змеи – символа изворотливости, голубя – символа неба. Сакральные представления трипольцев воплощены не только в глиняных статуэтках, но и в узорах на керамике – повсеместно встречаются изображения солнца, спирали, креста, круга, волн, "всевидящего ока Судьбы". Эти представления в общих чертах сходны с мировоззрением народов более поздних – античных греков, скифов, кельтов, славян. Собственно, ничего удивительного в этом нет – сходно всё языческое мировосприятие: трёхъярусное деление мира, поклонение силам природы, Небу, Земле, Воде, культ Великой Матери. На трипольских фигурках богиня Мать-Земля иногда представлена с поднятыми руками – как и славянская богиня плодородия Мокошь, как и Софиевская Оранта. Культ Богини-Матери общий для Трипольской цивилизации и родственной ей цивилизации Крита. Оттуда он перешёл в античность и воплотился в одну из наиболее почитаемых богинь Рима и Греции – Мать богов и смертных Кибелу.

Однако, при всём сходстве древних сакральных воззрений, трипольское общество шло своим  путём, создало и развило собственные религиозные представления и собственные ритуалы. Например, популярный "китайский" символ инь-ян – две змеи, образующие бесконечный коловорот гармонии и движения, похоже, впервые встречается всё-таки у трипольцев.  

Особенное место  в жизни трипольцев занимал Храм. Он был ярко раскрашен, с орнаментом, высокими арками, крестообразным алтарём и жертвенной чашей. Н.Бурдо, которая занималась реконструкцией сакрального комплекса Триполья, пришла к выводу, что в основе трипольского храма лежала идея Возрождения, достигаемая через определённые ритуалы для достижения высшей цели – бессмертия человеческой души. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Язык и  письменность трипольский племен 

. Проанализировав  славянские языки, лингвисты выделили  слова неизвестного происхождения,  которые не имеют предпосылок в родственных индоевропейских языках – германских, романских, индийских, иранских и т.д. Такая же кропотливая процедура была проведена и с древнегреческим языком. В итоге исследователи получили пласт лексики, которая неизвестно откуда взялась. Но поскольку что-то из ничего не возникает, то считается, что "неведомые науке" слова унаследованы из языка общества более древнего, жившего на данной территории прежде. То есть – трипольского.

Учёные считают, что главной особенностью языка  трипольской культуры было превалирование в нём слов с открытыми слогами. Следы точно такой же языковой структуры обнаруживаются на Крите и в Малой Азии. Это указывает на то, что язык носителей трипольской культуры, скорее всего, принадлежал к группе древних черноморско-средиземноморских.

            В древнеславянском языке слоги  тоже были приемущественно открытыми,  имелась тенденция к равномерному  чередованию гласных и согласных.  Но из всех славянских, в украинском  языке эта тенденция сохранилось  наиболее явственно. Также, украинский язык унаследовал из языка трипольской культуры и наибольшее количество слов. В частности: батько, борвій, вирій, віл, голуб, горіх, жито, іскра, кермо, кібець, кінь, кобила, колиба, крісло, ліс, малина, меч, мідь, могила, олово, равлик, свинець, срібло, теля, тиква, хліб, а также имена и культы некоторых языческих богов и названия географических объектов.

            По мнению Ю.Мосенкиса, украинский  язык позаимствовал у "трипольского" те звуковые черты, которые  сейчас осознаются как его особая "милозвучность". Как считает автор, именно благодаря связи с "трипольским", украинский язык, в отличии от русского или польского, относится к группе средиземноморских 

Много научных  дискуссий вызывает также вопрос о существовании письменности в  украинских землях. Археологические находки свидетельствуют наличие письменных знаков на глиняной посуде, пряслицах, оружии и т.п. еще до трипольского периода. То ли это было фонетическое, то ли иероглифическое письмо - точных ответов исследования пока не дали.

 Свою письменность  имели племена трипольской, катакомбной  культуры бронзовой эры, зарубенецкой  и черняховской культур. Древние  авторы свидетельствуют, что это  было греческое или русское  письмо. Так, иранский писатель  Марваруди констатирует, что "у  хазар также есть письмо, которое происходит от русского", и что оно похоже на греческое. 
 
 
 

IV.Архитектура трипольцев 

Как и культура, мировой феномен трипольцев –  их огромные города с чёткими рядами двухэтажных коттеджей, грамотно спланированными улицами, широкими площадями. Всё это трипольцы не могли откуда-то скопировать – ведь размеры европейских городов того времени в десятки раз меньше: если где-то жило человек 500 – это о-го-го! Много! А у трипольцев что такое "много" были свои представления. Их города насчитывали около 10.000 жителей. Многие исследователи (подчёркиваю – серьёзные исследователи) не сомневаются в том, что именно трипольцы создали первую в мировой истории городскую цивилизацию. 

Зачем им нужны  были эти "мегаполисы"? Кто их знает. Одни говорят – для защиты от степняков, другие – мол, степняков  тогда ещё не было, а города –  это центры социального, экономического и религиозного общения. А может  просто – как Токио, Москва или Нью-Йорк, возникли сами по себе и разрослись. Не исключено, что через семь тысяч лет наши потомки тоже будут гадать: и зачем им (то есть нам) нужны были эти Нью-Йорки?.. 

Были у трипольцев, конечно, и одноэтажные дома, "мазанки". Как зайдёшь – справа печь, слева лавка с посудой, прямо – на самом видном месте – алтарь.

   

Необходимость в оборонительных укреплениях, ритуальных помещениях и просто в зданиях, где  возможно было переждать зиму способствовало развитию архитектуры. На сегодня известны планы для более 80 трипольских поселений. На планах памятников отражаются: внешние и внутренние кольцевые структуры, места въездов — выездов, структуры внутренней застройки населения, отдельные комплексы сооружений различного назначения и даже, в некоторых случаях, вероятные пути. Одним из примеров застройки поселения по кругу жилищами являются поселения Коломыйщина И. 

  На ранне  трипольской этапе поселения  кругами не практиковалось. За  этот период они расположились  в основном по низким местах  у рек, но обнаружены также поселения, расположенные на возвышенных плато. Например в таком поселении Александровна жилья разной величины располагались в виде улицы — в 2 ряда вдоль берега ручья. 

 Но поселение  раннего этапа размещении на  повышенных плато начали застраиваться по структуре приближенной к традиционной (по кругу), примером является поселение Могильная 3. Преимущественно наземные жилища строили в виде углубленных землянок или полуземлянок. Пол и печи с лежанкой укрепляли глиной, а стены сооружали из дерева, обмазанного глиной. На раннем этапе развития трипольской культуры появляются наземные здания прямоугольной формы, с деревянными плетеными стенами на столбах, обмазанные глиной, имевшие соломенную или тростниковую кровлю. 

  Для среднего  этапа сохраняется принцип застройки по кругу, которое принимает форму вытянутого эллипса, за таки принципу строятся как большие так и малые поселения того времени. Именно на этом этапе появляются огромные поселения, площадью 100-300г, в планировании которых появляются улицы и кварталы. 

 Жилья в  плане имели форму удлиненного  прямоугольника и строились на  фундаменте из расколотого дерева, положенного поперек, на него  накладывался толстый слой или  несколько слоев глины. Плетеные  деревянные стены на столбах  и перегородки в середине жилья обмазывали глиной, из глины строили печи на деревянном каркасе, лежанки, лежанки возле печи. Из глины делали ритуальные жертвенники в жилищах, круглые или в форме креста (с. Коломыйщина, Владимировна, Майданецкое, Тальянки) 

  Позднетрипольских  поселения были наиболее сложными в планировании (например на Побужье). Составляющими таких планировочных схем были: эллиптические структуры, образовании рядом жилищ, стоявших вплотную друг относительно друга, незастроенная площадь между центральным и следующими овалами, улицы и кварталы в центральной части поселения. 

 Все эти  составляющие были известны трипольском  населению и раньше, но сочетание  их в одном поселении произошло  только на этом этапе. Такая  структура поселения вместе с  укреплением их рвами и валами свидетельствует о своем оборонительный характер. Наземные здания имели те же характеристики, что и для среднего периода. 

 Поскольку  дома сооружались из древесина,  почти без использования глины,  то они приобрели черты, которые  имеют параллели в жилье строительстве бронзового века. Распространялось строительство двухэтажных домов. 

  В общих  чертах трипольская архитектура  родственна архитектурой древних  земледельцев Юго-Восточной Европы, здесь были известные двухэтажные  и даже трехэтажные дома с  эпохи неолита. Но некоторые факторы отличают трипольскую архитектуру, в глину подмешивали солому, иногда листья, стены красились и расписывались, интерьер обязательно включал печь, или открытый очаг (дым выходил в отверстие вырезанный в потолке), ряды из глины, каменные зернотерки. 

 Окна делали  круглыми, порог делали из глины  и украшали сложным геометрическим  орнаментом магического содержания, дверь была деревянная или  плетеная обтянутые кожей. В  двухэтажных зданиях жили на 2-м  этаже, а первый использовали  в хозяйственных целях. 

  Трипольцы  бесспорно имели верования, богов,  духовные и бытовые обряды. Свидетельством  этого является ряд находок.  Насыщенность определенных зданий  отдельными деталями интерьера  (например алтарями), ритуальным  посудой позволяет предположить их сакральный статус для жителей поселения. 

 В таких  зданиях проводились духовные  и бытовые обряды, поклонение  богам, жертвоприношения. Поскольку  трипольцы народ земледельцев, то  большое внимание уделялось обрядам  посвященным плодородию земли.  Во время магических обрядов использовались предметы магической практики. К таким находкам можно отнести различные амулеты, сакральный посуда, фигурки богов, модели тронов, зданий и т.п... 

 Стоит отметить, что божество трипольцев представлено  женщинами, обусловленное матриархатом. Кроме богинь, трипольцы использовали как магические образы различных животных. Ярким примером верования трипольцев является солнечный лодка — дымка с солнечным божеством, я кий отражает их представление о солнце. 

 Известен  также обряд погребения, за раннего и среднего этапа он состоял в сжигании, а в позднем этапе появляется новый тип захоронения: в ямах с насыпью и без насыпи с каменной обкладкой вокруг, рядом хоронили семью и некоторые вещи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

V. Искусство трипольский племен 

В конце IV и в III тысячелетии до н.э., в период энеолита, лесостепи между Днепром и  Днестром были заселены оседлыми земледельческо-скотоводческими  племенами. Культура и искусство  этих племен получили название трипольских  по месту первых находок, сделанных в конце XIX века на Днепре у села Триполье. Для трипольской культуры характерны своеобразные керамические изделия с росписью.

Информация о работе Трипольская культура