Традиция как феномен культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 00:21, реферат

Краткое описание

В культурологии под традицией понимается способ осуществления преемственности, в котором интегрируются тенденции творческой деятельности прошлого, имеющие значение для современного развития. Понятие традиции получало разные теоретические истолкования в истории, что объясняется их разнообразием. Именно благодаря традициям сохраняется богатейший потенциал культуры, достигается живая и естественная связь настоящего и прошлого, становится возможным взаимодействие культурных эпох и ценностей, сохранение ведущих линий в творческой жизни.

Оглавление

Определение понятия традиция......................................................................................3
Функции традиций...........................................................................................................6
Виды традиций.................................................................................................................9
Традиции некоторых народов мира в разные периоды времени................................ 11
Способы передачи культурных ценностей................................................................... 12
Сравнительная характеристика способов передачи культурных ценностей..............16
Идеальное отношение к традиции..................................................................................17
Заключение​​........................................................................................................................18
Литература.........................................................................................................................19

Файлы: 1 файл

Традиция как феномен культуры.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Сакральная суть действа, так или  иначе, доносится организатором  до сознания или подсознания участника. Иногда это делается "открытым текстом", когда символика происходящего непосредственно оглашается. Например, добрым молодцам предлагается испытать себя в поединке на Калиновом мосту, что над рекой Смородиной (отделяющей, как известно, наш мир от потустороннего) - задача столкнуть партнёра с приподнятого на полметра над землёй широкого бревна. Иногда символика игры доводится до сознания участника исподволь - штурмующим снежную крепость специально не объявляют, что именно сие действо символизирует, но сам "сценарий" игры "вступает в резонанс" с ощущением естественной смены времён года и подсознательным желанием этот процесс ускорить какими-либо активными действиями - например, соучастием в магическом обряде. Так закрепляется роль человека в процессе вселенского коловращения как активного проводника Законов Сварога. Через игровую и обрядовую практику молодые люди постигают и весьма сложные философские понятия и категории.

Другим не менее важным и мощным "инструментом" воспитания и подготовки к взрослой жизни в традиционном обществе служат различные возрастные инициации. Разброс инициатических "сценариев" довольно широк - от вполне безобидных игр и простых обрядов до весьма сложных и длительных многоплановых испытаний, связанных подчас с реальной опасностью для жизни. Но именно через инициации прививались многие базовые морально-культурные ценности, которые предстояло усвоить молодому человеку к моменту вступления в полноправные члены традиционного общества - Удача, Слава, Доля, Судьба, Добро, Зло, Сила и многие другие. Следует сказать, что эти понятия в традиционном обществе понимались несколько иначе, вместе образуя весьма отличную от сегодняшней картину мира. Например, Удача понималась не как современное "везение" или благоприятное стечение обстоятельств, но как одна из основных интегральных характеристик самого человека. Удача - это некое качество "Сила", определяющая жизнь человека, его успех и неуспех, его счастье и несчастье. Удачи, а не материального благополучия просили у богов. Удачи желали друг другу при расставании. Однако отличия традиционной картины мира от сегодняшней не помешают нам рассмотреть те механизмы, при помощи которых эта картина вновь и вновь воспроизводилась в сознании людей из поколения в поколение. Причём рассмотреть не абстрактно - в историко-культурном плане, но на предмет практического их использования в деле воспитания подрастающего поколения. Общей структурой инициаций являются следующие моменты. Инициация не является неким самодостаточным актом, но мыслится как качественный переход испытуемого из одного состояния в другое, как "смерть" для старой жизни и "рождение" для новой - уже в новом качестве. Характерно, что инициируемый не уверен (и не должен быть уверен!) в благополучном исходе инициации. В инициатическом действе почти всегда можно выделить несколько характерных стадий:

1. Подготовка (создание соответствующей  психологической обстановки - незнакомое  место, нагнетание состояния страха, неуверенности, подавленности; переход  в субтрансовое состояние).

2. Испытание (собственно "процедура"  испытания).

3. Торжество (психологическая разгрузка; констатация и оглашение факта перехода в новое качественное состояние - индивидуальная беседа со старшим в роде, вручение атрибутов, присвоение нового имени; социальная фиксация нового статуса - например, участие в пире наравне со взрослыми).

В практическом плане весьма хорошие  результаты даёт совмещение современной  инициатической практики, с одной  стороны, с элементами военно-патриотического  воспитания молодёжи (с сезонными  выездами в военно-спортивные или  спортивно-оздоровительные палаточные лагеря), а с другой - с изучением и практическим освоением народных ремёсел, фольклорных традиций, краеведением (с организацией слётов, фольклорных фестивалей, проведением народных праздников и обрядов). В качестве "красной нити", на которой выстраивается вся формальная и организационная сторона дела, может весьма успешно выступать, например, тема экологии или защиты окружающей среды, понимаемая в более широком смысле - как "экология культуры". При постановке дела на серьёзную научную и методическую основу, а также при поддержке заинтересованных общественных и государственных институтов, реально выйти на создание всероссийской сети молодежных клубов.

Таким образом, традиция за века своего существования сумела выработать немало различных способов и приёмов передачи мировоззренческих знаний и социокультурных навыков от старших членов общества к младшим. Мы рассмотрели лишь некоторые из них. Но даже на этих примерах видно, что потенциал традиции в вопросах воспитания подрастающего поколения огромен и будет очень неверно обходить его стороной. Современная практика применения традиционных методик при работе с молодёжью убедительно доказывает возможность и целесообразность их реконструкции и адаптации к современным условиям. Нужно научиться чётко видеть, выявлять и изучать традиционные механизмы и направлять их, если можно так выразиться, "в мирное русло" - на позитивное общекультурное воспитание молодёжи, на формирование у молодого человека, вступающего во взрослую жизнь, положительных социокультурных ориентиров, основанных на традиционном мировоззрении, а не на искусственных, полностью оторванных от национально-культурной почвы образцах западной массовой поп-культуры, которая не несёт ничего, кроме падения нравов и крушения веками существовавшей системы ценностей. Возврат общества на путь традиции, на наш взгляд, есть реальный выход из создавшегося положения.

Сравнительная характеристика способов передачи культурных ценностей.

Если сравнивать способы передачи традиций, то можно сказать, что одного самого важного способа выделить нельзя. Каждый способ имеет свои преимущества.

Рассматривая способ передачи в  форме игры, праздника и т.д. мы можем сказать о том, что данный способ является наглядным, живым примером традиции, сохраняет и передает особую атмосферу и обстановку, которая позволяет окунуться в ту ситуацию полностью. Что касается, образования, то хочется сказать следующее:процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых культурных ценностей, в рамках образовательной системы является созиданием. То есть, связан с культурой в ее динамическом аспекте. Процесс общения педагога с представителями разных наций и народностей, выступает как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном учреждении реализуется принцип диалога культур. Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку как отдельной представляющей целостной культуры. Поэтому миссия образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей. Таким образом, соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:

• в рамках культурологической парадигмы  педагогической системы;

• в через формирование поликультурного  образования;

• в условиях культурно-исторического  типа образовательной системы (вуза, школы);

• как систему культурно-образовательных  центров в рамках одной или  разных стран;

Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

Идеальное отношение к традиции

Традиция жива лишь постольку, поскольку  она развивается, поскольку она  способна участвовать в современности. Там, где традиция мертва, где нет  живой преемственности и развития, там вообще уже нельзя вести речь о "традиции", - это просто антиквариат, груда исторического мусора, которую остается только отнести в музей. Существует лишь один подлинный способ отношения к традиции - тот, который отражает ницшевская концепция вечного возвращения.

В традиции имеет смысл только то, над чем не властно время. Конкретные формы, в которые облекается традиция, со временем устаревают и теряют связь с энергетическими потоками современности. Об этом не нужно жалеть, потому что главное в традиции - не внешние формы, а тот духовный импульс, который когда-то их породил. То же самое относится к духовным ценностям, идеалам, этическим нормам, которые составляют часть культурного наследия. Имеет значение не конкретное содержание этих норм и ценностей, а та духовная сила, временным отпечатком которой они являются. Когда формы, в которые облечена традиция, начинают восприниматься как искусственные и отчужденные, тот же духовный импульс, который когда-то их создал, сбрасывает их с себя и порождает новые. Это и есть "вечное возвращение одного и того же", о котором говорил Ницше. 

Именно так нужно понимать провозглашаемый  постмодерн - фундаментализмом синтез традиции и постмодерна. От традиции берется содержание, от постмодерна - форма. При этом речь идет не о том, чтобы наполнить постмодернистскую форму привнесенным со стороны "традиционным содержанием", а о том, чтобы изнутри сегодняшней "постмодернистской" реальности пробудить тот духовный источник, который когда-то создал традицию. О том, чтобы творческую энергию человека, живущего в современном мире, поднять на ту же высоту, на тот же уровень свободы и власти над реальностью, что уже был достигнут ею когда-то раньше, в Античности например. Традиция при этом используется как духовный ориентир, как образец подлинно великого свершения, а не как набор готовых рецептов.  

Нужно иметь в виду, что этот путь - единственно возможный не только для возрождения традиции, но и для ее понимания. Великую  традицию нельзя усвоить на лекции или вычитать из книжки: по-настоящему понять великую традицию мы можем только тогда, когда сами решаем соразмерные этой традиции задачи. "Мы ничему не учимся у того, кто говорит: делай, как я. Единственными нашими учителями являются те, кто говорят: делай со мной," - пишет Делез. Настоящее понимание великой традиции дает только соучастие в процессе ее вечного возвращения.  

Заключение

В заключение своего реферата хочу сказать  о том, что, традиции играют очень  важную роль для современного общество. Мы живем, и каждый день выполняем  определенные традиции наших предков, мы совершаем их уже автоматически не задумываясь. Но все равно на подсознательном уровне они несут для нас большое значение, так как это наше прошлое, прошлое наших предков, мы должны его чтить. Традиция многих семей отмечать Новый Год в кругу близких людей, традиция освещать куличи в церквях на Пасху, традиция поминать близких усопших. Расставаться с прошлым, что привили нам наши предки, никак нельзя. Прошлое – любимые песни, которые мы поем, вышитые руками мастериц многоцветные узоры, которые украшают наши дома, сотканные народной фантазиейтрадиции танцев, игр, праздников и обрядов. Без всего этого жизнь была бы скучна, безлика, неинтересна. Мы используем элементы декора прошлых лет на даче, кухне, комнатах. Окружаем себя вещами забытого старого, но такого теплого, уютного и доброго: самовар расписной, деревянные ложки, скатерти, глиняные горшки для приготовления мяса. 

В процессе того, как бежит время  по нашей жизни, изменяются и традиции, появляются новыеобряды, но останется память и вещи тех лет, когда люди помнили о таких мелочах своей жизни, как праздник по всем правилам. Глупо, обыденно, трата драгоценных минут, которых так не хватает в нашем сумасшедшем современном мире….Возможно, Вы и правы, но это наша культура, наша ценность. Мы стремимся быть модными, идти в ногу со временем, усложняя стилистику и дизайн интерьера дома, собственной жизни и уклада, но…приятно иногда забраться под вязанный бабушкин плед в черную морозную ночь, включить керосиновую лампу и помечтать о том, что сказка за разрисованном окном есть. И мы есть – русский народ со своей историей традиций и обрядов, которые порой совершенно необходимы, что бы наша жизнь была настоящей жизнью русского человека

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  • Маркс К., Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., О национальной гордости великороссов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26; его же, От какого наследства мы отказываемся?, там же, т. 2; Сарсенбаев Н. С., Обычаи, традиции и общественная жизнь, А—А., 1974; Szacki J., Tradycja. Przegląd problematyki, Warsz., 1971.
  • И.В. Суханов «Обычаи, традиции и преемственность поколений»
  • Лихачев Б.Г. Традиции и обряды: Учебник. - М.: Вектор, 2007
  • culturolog.ru
  • Пивоев В.М. «Философия культуры»

Информация о работе Традиция как феномен культуры