Традиции как понятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

Традиции могут иногда восприниматься как пережитки, т.е. как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться. Так было, например, с традицией встречи Нового года вокруг новогодней елки, которая в конце 20-х – начале 30-х гг. считалась в нашей стране пережитком, но потом восстановилась. Традиции могут быть позитивными, когда что-то воспринимается, но могут быть и негативными, когда что-то отвергается, поскольку это «не в традиции», как говорят, данного общества или группы людей. Время производит отбор традиций, и вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными.

Оглавление

Обычай, обряд, ритуал как моменты традиции. 3
Традиционные и нетрадиционные общества. 4
Национальное и интернациональное в культуре. 6
Список используемой литературы: 8

Файлы: 1 файл

Культурология. Традиции.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по культурологии

студентки 1-го курса

заочного факультета СГАУ

 

 

 

 

 

Тема 4.

Традиция – основное понятие культурологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2006 г.

 

 

Содержание:

 

 

Обычай, обряд, ритуал как  моменты традиции.

Культура всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. В обществе каждое поколение получает наследие в виде опыта предшествующих поколений. Передача и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению называется традицией.

В качестве традиций выступают определенные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи.

Традиции могут иногда восприниматься как пережитки, т.е. как препятствия  дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться. Так было, например, с традицией встречи Нового года вокруг новогодней елки, которая в конце 20-х – начале 30-х гг. считалась в нашей стране пережитком, но потом восстановилась. Традиции могут быть позитивными, когда что-то воспринимается, но могут быть и негативными, когда что-то отвергается, поскольку это «не в традиции», как говорят, данного общества или группы людей. Время производит отбор традиций, и вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными.

Обычай – устойчивая система  поведения человека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, ставшая  нормой и передающаяся из поколение  в поколение. Приняв форму определенного  образца, обычаи весьма устойчивы и консервативны, сопровождая народы в течение веков, несмотря ни на какие общественные потрясения. По сравнению с нормами права обычаи изменить гораздо труднее, почти невозможно, ибо «простой народ», несмотря ни на что, живет не так, как указывает ему тот или иной режим, а как завешано предками. Обычаи в гораздо большей степени, чем нормы морали или юридические нормы, национально окрашены, сохраняют неповторимую самобытность, и больше того, как бы выражают душу народа. Еще Геродот в своей «Истории» описывает случай, происшедший в период правления Дария. Царь призвал эллинов и спросил у них, за какую цену они согласились бы съесть тела своих покойных родителей. Те ответили, что не за что на свете не сделают это. Тогда он призвал каллатиев, которые съедали тела умерших, и спросил, за какую цену они согласились бы сжечь на костре покойных родителей. Те громко закричали и просили царя не кощунствовать. «Таковы обычаи народов, и мне кажется, прав Пиндар, когда говорит, что обычай – царь всего», заметил Геродот.

Их своеобразие во многом объясняется  спецификой природной среды и  сельскохозяйственной деятельностью, - причина, по которой они более характерны для деревни, чем для города.

Хотя в качестве основного регулятора поведения обычай выступает лишь в примитивных этнографических обществах, в устойчивой бытовой среде, инертных социальных группах, он присутствует и на всех более продвинутых ступенях. Социально признанные образцы передаются из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни действуют привычные правила гигиены, сложившиеся варианты общежития. Обычаем регулируются часы и условия приема пищи, сна. Выбор пищи диктуется отнюдь не только потребностями организма. В России, например, не принято есть змей, собак, лягушек, кошек. Индусы не едят говядины, а мусульмане свинины. В обществах с традиционной кочевой культурой употребляют в пищу конину. Выбор в данном случае обусловлен не питательность пищи, а традициями. При входе в жилище европеец первым делом непременно снимает головной убор, восточный человек прежде всего вспоминает об обуви. Не всегда можно прямо соотнести то и другое с ситуацией, но таков обычай. Обычаи общепризнанны и утверждены властью массовой привычки. Они большей частью не получают объяснения и могут не осознаваться самими членами коллектива. На вопрос «Почему вы так поступаете?» они отвечают: «Так принято».

Обычаи играют немалую роль в  воспитании, способствуя приобщению к культуре ребенка или же взрослого человека в инокультурной среде. Включение в культурную деятельность в данном случае сводиться к знакомству с определенными образцами: «Поступай так, как поступает такой-то взрослый или окружающие». Суть поведения не объясняют, а просто знакомят с обычаем, который выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Образец может быть положительным (так надо поступать) или отрицательным (так не надо поступать).

Обряд и ритуал – более формализованные варианты привычного поведения, принятые в определенных частях совокупной культурной регуляции. Обряд и ритуал – формализованное поведение или действие, имеющее прежде всего символическое значение, лишенное непосредственной целесообразности, но способствующее упорядочению связей между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость и повышая уровень коммуникативности.

Ритуал – исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символичного поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Ритуалы в современном обществе рассматриваются как модели поведения, выполняющие главным образом коммуникативную функцию, а также функции контроля агрессивности, консолидации групп, формирования системы культурных символов (ритуал приветствий, ритуал разговорного взаимодействия).

Формализованные обычаи, совершаемые  в определенном месте и в положенное время по специальным поводам, называют обрядами. В выборе обряда человек еще менее свободен, чем в простом обычае, так как он связан с выполнением публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе. В каждом обществе существуют обряды посвящения индивида в данное общество или в возрастную группу (наречение имени, крещение, запись имени, инициации, выдача паспорта и т.д.), дни рождения и юбилеи. К числу важнейших обрядов, имеющих универсальное распространение в каждой культуре, относятся бракосочетание и похороны. Существуют коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной в юбилеях, памятных датах, днях общественного траура и т.д.

Множество обрядов носят религиозный характер и тесно связаны с определенными конфессиями или видами веры.

Обряд утверждает преемственность  нового со старым, его принятие как  утвердившегося в обществе положения, что происходит, например, в случае утверждения нового главы государства: венчание на царство, клятва нового президента и т.п.

Обычаи и обряды являются проявлениями нормативной (или регулятивной) функции культуры. Главная задача регулятивной функции – поддерживать социальное равновесие в том или  ином обществе, а также между отдельными группами людей в интересах выживания человеческого рода или любой его части.

Традиционные и нетрадиционные общества.

Почтительное отношение к традициям, которое существует в течение  тысячелетий, само становится традицией. Такая культура традиций способствует возникновению и продолжительному функционированию своеобразных обществ, которые принято называть традиционными. Особенностью их является преобладание религиозной ориентации в господствующем мировоззрении, распространенная установка на сохранение существующего порядка в обществе, общинная собственность на продукты сельскохозяйственного труда, подозрительность к любому проявлению индивидуализма, как бы полное растворение личности в социальной ячейке.

Традиционная культура распространена в обществах, в которых изменения незаметны для жизни одного поколения - прошлое взрослых оказывается будущим их детей. Здесь царят всепобеждающий обычай, сохраняемая и передаваемая из поколения в поколение традиция. Единицы общественной организации состоят из знакомых людей. Традиционная культура органично сочетает в себе составляющие ее элементы, человек не чувствует разлада с обществом. Данная культура органично взаимодействует с природой, едина с ней. Этот тип общества ориентирован на сохранение самобытности, культурного своеобразия. Авторитет старшего поколения непререкаем, что дает возможность бескровно решать любые конфликты. Источник знаний и умений - старшее поколение.

Традиционная культура доиндустриальна, как правило, бесписьменна, основной род занятий в ней - сельское хозяйство. Есть культуры, которые до сих пор  находятся на стадии охоты и собирательства. Самые разнообразные сведения о  традиционных культурах собраны воедино в «Этнографическом атласе» Дж.Мёрдока, впервые вышедшем в 1967 г. В настоящее время создан компьютерный банк данных более чем 600 традиционных обществ (он известен также как «Ареальная картотека человеческих отношений» – Human Relations Area Files).

Вполне закономерен вопрос о  соотнесении выделенных типов культур  с реальной исторической действительностью. Традиционные общества до сих пор существуют в Южной Америке, Африке, Австралии. Их характерные черты во многом соответствуют типу культуры, описанному нами ранее.

Традиционные общества существовали в Китае, Индии, Японии и некоторых других странах. Почти всеми чертами традиционного общества обладала Россия. Духовная культура традиционного общества, как правило, является достаточно высокой. Так, в период XIV – XV вв. китайская цивилизация в области практического использования знаний была значительно выше, чем цивилизация Запада. При всем богатстве духовной культуры традиционные общества развивались медленно. Однако именно богатство культуры Китая и Индии побудило в свое время европейцев искать новые морские пути, что привело к развитию торговли, к диалогу культур. Диалог Запада и Востока благотворно повлиял на европейскую культуру, но Запад смог вернуть свой долг лишь в XX в., когда его преимущества стали очевидны, в особенности в области материальной культуры.

Нетрадиционный тип культуры характеризуется достаточно быстрыми изменениями, происходящими в процессе беспрерывной модернизации. Источник знаний, умений, культурных навыков - институализированная система воспитания и обучения. Типичная семья – «дети-родители», третье поколение отсутствует. Авторитет старшего поколения не так высок, как в традиционном обществе, в явной форме выражен конфликт поколений («отцы и дети»). Одна из причин его существования - изменяющаяся культурная действительность, каждый раз обусловливающая новые параметры жизненного пути нового поколения.

Нетрадиционное общество - анонимно, оно состоит из незнакомых между собой  людей. Важное отличие его заключается в том, что оно унифицированно-индустриально, универсально одинаково.

Его ядром становится новый социальный тип человека, характеризующийся, как  «многомерный человек», «богатая индивидуальность». Если еще несколько десятков лет  назад жизненный путь человека и  круг его общественных связей определялись, в первую очередь, тем к какому классу или социальному слою он принадлежит, и лишь во вторую, его личными способностями, то современный человек реально может выбирать между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успехом. Человек может выбирать и строить по своему усмотрению и те отношения, в которые он вступает с другими людьми.

Такое общество существует преимущественно  в городах (или даже в мегаполисах, в бесконечной урбанистической действительности, типа восточного побережья США), находясь в состоянии дисгармонии с природой, глобального нарушения баланса, получившего название экологического кризиса. Специфической чертой современной культуры является отчуждение человека от человека, нарушение общения, коммуникации, существование людей как клеточек гигантского суперорганизма.

Функционирование современного общества обеспечивается кодифицированным правом, сводом законов, изменяемых посредством законодательных органов власти, избираемых народом.

Реальное воплощение индустриальной культуры – США, урбанизированная (городская) часть стран Европы.

Можно выделить также и смешанный  тип обществ-культур, вовлеченных  в индустриальную модернизацию, но тем не менее сохранивших свои культурные традиции. В смешанном традиционно-индустриальном типе культуры относительно гармонично сочетаются элементы модернизации и этнически обусловленные стереотипы поведения, уклада жизни, обычаев, национальных особенностей мироощущения. Примером таких обществ являются Япония, некоторые страны Юго-Восточной Азии и Китай.

Надо иметь в виду, что в городская и сельская культуры одной страны могут сильно различаться, что именно в сельской местности развитых индустриальных стран существует тенденция к сохранению традиционного образа жизни. Таким образом, в одной стране могут объединяться два типа культуры – унифицированно-индустриальная и этнически самобытная, традиционно-ориентированная. Россия, например, представляет собой сложное сочетание традиционной и современной культур.

Традиционная и современная культуры – два полюса в широком спектре межкультурных исследований.

Национальное и интернациональное  в культуре.

Национальный характер культуры каждого  народа имеет глубокие корни, которые, в сущности, выступают корнями его самосознания. Даже собственные названия многих племен и народов означают в переводе «люди» или «настоящие люди». То есть свою культуру каждый народ считает не просто родной, а человеческой по преимуществу. И это также по-человечески естественно, как естественно каждому из людей в глубине души считать человеком прежде всего себя самого.

У каждой национальной культуры есть свои плоды: духовные обретения и  открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира. Развитие ее совершается не в стерильной колбе, а в условиях социальных противоречий, борьбы прогрессивных традиций с отсталыми и консервативными явлениями. Свое будущее каждый народ связывает с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни и интеграции в общемировую культуру.

Информация о работе Традиции как понятие