Толкование сновидений как метод исследования бессознательного в психоанализе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не
затруднялись в объяснении сновидения. Вспоминая его по пробуждении,
они смотрели на него как на хорошее или дурное предзнаменование со
стороны высших божественных или демонических сил. С расцветом
естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология
превратилась в психологию, и в настоящее время лишь весьма немногие
из образованных людей сомневаются в том, что сновидение является
продуктом психической деятельности самого видящего сон.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Сновидения З.Фрейда
2. Рождение психоанализа З. Фрейда
3. Анализ психоаналитического метода З. Фрейда
4. Метод исследования бессознательного в психоанализе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат по Культуралогии МОЙ.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

     Фрейд выделяет четыре основных источника  сновидений: 
1) Внешнее (объективное) чувственное раздражение.

2) Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение.

3) Внутреннее (органическое) физическое раздражение. (Благодаря  сновидениям мы можем узнать о начинающейся болезни, неприятные ощущения, вызванные внутренним физическим раздражение, могут отразиться во сне.)

4) Чисто психические источники раздражения. (Посредством сновидений можно определить, что человека мучает какое-либо нервное расстройство.) Особенно часто в случаях выздоровления от душевных болезней наблюдается, что при совершенно здоровом состоянии днем, сновидения носят характер психоза.

     Относительно  изменения, которое претерпевает сновидение при душевной болезни, до сих пор  известно мало достоверного. Напротив него, внутреннее сходство между сновидением и душевным расстройством, проявляющееся в полном совпадении обоих явлений, снискало себе уже давно внимание ученых.

     Очень интересны рассуждения Фрейда о  типических сновидениях, касающихся экзаменов, которые, наверняка, снились большинству  людей: “Каждый, кому приходилось держать экзаменов на аттестат зрелости, жалуется на упорство, с которым его преследует сновидение, будто он провалился на экзамене, остался на второй год в последнем классе и т.д. Для обладателя академического диплома это типическое сновидение заменяется другим: ему сниться, будто он держит экзамены и даже во сне восстает против них, говоря, что он уже давно практикует, состоит приват-доцентом или находится на службе. Все это – неизгладимые воспоминания о наказаниях, которые мы претерпевали в детстве за совершенные проступки и которые пробудились вновь в нашей душе в связи с двумя узловыми пунктами наших учебных занятий.

     “Боязнь экзаменов” у невротиков подкрепляется  этим детским страхом. Мы вышли из детского возраста и нас не касаются уже больше родители, воспитатели и учителя: неумолимая причинная связь жизни взяла на себя наше дальнейшее воспитание, и нам снятся гимназические или университетские экзамены каждый раз, когда мы боимся, что какое-нибудь дело нам не удастся, потому что мы в чем-нибудь провинились, не сделали так, как нужно, - всякий раз, как мы чувствуем на себе гнет ответственности”. Фрейд говорит также, что “ ощущение страха связанно именно с выражением утешения”, т.е. подсознание утешает тебя, говоря что все будет хорошо (ведь сняться зачастую те экзамены, которые уже сданы ). 
По поводу содержания сновидений Фрейд говорил следующее: “Сновидение – полноценное психическое явление. Оно – осуществление желания. Оно может быть включено в общую цепь понятных нам душевных явлений бодрственной жизни. Оно построено при помощи чрезвычайно сложной интеллектуальной деятельности”.

     Сновидения  маленьких детей представляет собою  очень часто явные осуществление  желаний и поэтому в противоположность  сновидениям взрослых почти совершенно не интересны. Они не содержат никаких трудно разрешимых загадок, но, безусловно, чрезвычайно ценны, как доказательство того, что сновидение по самой своей сущности представляет собой осуществление желания.

     Но  этот смысл (осуществление желания) распространяется не только на детские сновидения, но и на сновидения взрослых, как больных, так и здоровых.

     Страдающему физическими и душевными болезнями  сновидение открывает то, что недоступно ему в действительности: хорошее  самочувствие и счастье; так и  душевнобольному рисуются светлые картины счастья, величия и богатства.

     Мнимое  обладание благами и мнимое осуществление  желаний, неспособность осуществлять которые служили психическим  базисом безумия, образуют зачастую главное содержание сновидения. Женщина, потерявшая дорогого ей ребенка, полна материнских радостей, человек, переживавший разорение, считает себя страшно богатым; обманутая девушка чувствует нежную любовь. 

     4 МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО  В ПСИХОАНАЛИЗЕ 

     Сновидение - одна из сфер душевной жизни человека, являющаяся объектом психоаналитического исследования. Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое.

     Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений.

       Наше “Я” совсем не так “прозаично”, как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление 
— вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов. Поэтому истолкование сновидений представляет собой “королевскую дорогу” психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности.

     Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: “Там где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов. 
Самым загадочным в психоанализе является понятие “сублимации”, отклонение влечения от своей цели, какая его “возгонка”, когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художник у Фрейда напоминает свободно играющего ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещенной форме. Созерцание произведения искусства доставляет нам наслаждение, подобное легкому наркозу. Как и невротик, художник бежит от реальности, ибо не находит удовлетворения своим постоянным влечениям, но творец обладает даром возвращаться из мира фантазии, воплощая их в произведения искусства. Сам этот дар остается в психоанализе необъяснимым: совершенно непонятно, почему тот или иной “комплекс” не вызывает невроза, но реализуется именно в такой повести (а не в стихотворении, картине или скульптуре).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Скрытые  мысли сновидения, соединяющиеся для представления

ситуации в  сновидении, должны, конечно, заранее  быть годными для

этой цели: во всех составных частях должны быть налицо один или

несколько общих  элементов. Сновидение производит такую  же работу,

как Фрэнсис  Гальтон при производстве своих фамильных фотографий:

сновидение как  бы накладывает друг на друга различные  составные

части; поэтому  в общей картине на первый план отчетливо выступают

общие элементы, а контрастирующие детали почти  взаимно

уничтожаются. Такой  процесс объясняет отчасти также и своеобразную

спутанность многочисленных элементов сновидения. Исходя из этого,

необходимо при  толковании снови дений придерживаться следующего

правила: если при  анализе можно какую-нибудь неопределенность

разрешить каким-либо "или == ил и", то при толковании нужно заменить

эту альтернативу посредством "и", сделав каждый член ее исходным

пунктом для  независимого ряда вновь всплывающих  мыслей.

     Если  между скрытыми мыслями сновидения  нет общих чаете и, то

работа сновидения стремится создать их, чтобы сделать возможным

общее изложение. Лучший способ сблизить две скрытые  мысли, не

имеющие ничего общего, заключается в изменении  словесного

выражения одной  из них, соответственно которому изменяется и

выражение другой мысли. Это такой же процесс, как и стихосложение,

при котором  созвучие заменяет искомую общую  часть. Большая часть

работы сновидения заключается в создании подобных == часто очень

остроумных, но часто также и натянутых == связующих  мыслей;

последние, исходя из общей картины сновидения, простираются до

скрытых его  мыслей, которые бывают различны по форме и содержанию

и выплывают  лишь при анализе сновидения. Точно  так же и при анализе

взятого нами сновидения мы встречаемся с подобным случаем  внешнего

изменения мысли  для согласования ее с другой, по существу" чуждой ей

мыслью. Так, при  продолжении анализа я наталкиваюсь на следующую

мысль: я хотел  бы разок также получить чт о-н  ибудь даром. Но эта фраза

непригодна для  общего содержания сновидения и потому заменена

другой формой: я хотел бы насладиться че м-н ибудь без расходов

(Kosten). Последнее  слово вторым своим значением  [в немецком языке]

(пробовать) годится  уже для круга идей при табльдоте  и может быть

применено к  фигурирующему в сновидении шпинату. Когда подают на

стол какое-нибудь блюдо, от которого дети отказываются, то мать

пытается, конечно, сначала ласково уговорить детей: попробуйте хоть

немного. Конечно, нам может показаться странным, что  работа

сновидения так  ловко пользуется двойным смыслом  слов; но опыт

показал, что  это == самое обыкновенное явление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Фрейд, З. Толкование сновидений [Текст] / Зигмунд Фрейд. – СПб.: Алетейя, 1998. – 663 с.
  2. Фрейд, З. Сон и сновидения [Текст] / Зигмунд Фрейд. – М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ-LTD», 1997. – 544 с.
  3. Дадун, Р. Фрейд [Текст] / Роже Дадун; пер. с фр. Д. Т. Федорова; предисл. А. М. Руткевича. – М.: АО «Х. Г. С.», 1994. – 512 с.

      4     Соколов, Э. В. Введение в психоанализ: социокультурный аспект     [Текст] / Э. В.   Сколов. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2002. – 320 с. – (Учебник для вузов. – Специальная литература).

Информация о работе Толкование сновидений как метод исследования бессознательного в психоанализе