Толкование сновидений как метод исследования бессознательного в психоанализе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не
затруднялись в объяснении сновидения. Вспоминая его по пробуждении,
они смотрели на него как на хорошее или дурное предзнаменование со
стороны высших божественных или демонических сил. С расцветом
естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология
превратилась в психологию, и в настоящее время лишь весьма немногие
из образованных людей сомневаются в том, что сновидение является
продуктом психической деятельности самого видящего сон.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Сновидения З.Фрейда
2. Рождение психоанализа З. Фрейда
3. Анализ психоаналитического метода З. Фрейда
4. Метод исследования бессознательного в психоанализе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат по Культуралогии МОЙ.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Новокузнецкий институт (филиал)

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кемеровский  государственный университет»

Экономический факультет 

Кафедра истории 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине "Культурология"

«Толкование сновидений как метод исследования бессознательного в психоанализе» 
 
 
 

                                             

                                                                                                      И.П. Басалаева __________

                  «__»______________2011г. 
                   
                   
                   
                   
                   

                Контрольная работа

          "защищена / не защищена"

          _________________

          подпись руководителя

                                                 "___"____________ 2011 г. 
 
 
 

                                                                                                                                                                           

 

Новокузнецк 2011г.

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Сновидения З.Фрейда…..….……………………..………………………….4

2. Рождение психоанализа З. Фрейда……………………………………..……5

3. Анализ психоаналитического метода З. Фрейда ……………..……..…….10

4. Метод исследования бессознательного в психоанализе…………………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

      Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не

затруднялись  в объяснении сновидения. Вспоминая  его по пробуждении,

они смотрели на него как на хорошее или дурное предзнаменование со

стороны высших божественных или демонических сил. С расцветом

естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология

превратилась  в психологию, и в настоящее  время лишь весьма немногие

из образованных людей сомневаются в том, что  сновидение является

продуктом психической деятельности самого видящего сон.

     Но с отпадением мифологической  гипотезы сновидение стало

нуждаться в объяснении. Условия возникновения  сновидений,

отношение последних к душевной жизни во время бодрствования,

зависимость их от внешних раздражении во время сна, многие чуждые

бодрствующему сознанию странности содержания сновидения,

несовпадение  между его образами и связанными с ними аффектами,

наконец, быстрая смена картин в сновидении и способ их смещения,

искажения и даже выпадения из памяти наяву == все эти и другие

проблемы  уже много сотен лет ждут удовлетворительного  решения. На

первом  плане стоит вопрос о значении сновидения == вопрос, имеющий

двоякий смысл: во-первых, дело идет о выяснении  психического

значения сновидения, связи его с другими душевными процессами и его

биологической функции; во-вторых, желательно знать, возможно ли

толковать сновидение и имеет ли каждый элемент  его содержания какой-

нибудь "смысл", как мы привыкли это  находить в других психических

актах. 
 
 
 
 

     1 СНОВИДЕНИЯ З. ФРЕЙДА 

     Символика сновидений универсальна, мы имеем  дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик  может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: “Там где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов. 
Самым загадочным в психоанализе является понятие “сублимации”, отклонение влечения от своей цели, какая его “возгонка”, когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художник у Фрейда напоминает свободно играющего ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещенной форме. Созерцание произведения искусства доставляет нам наслаждение, подобное легкому наркозу. Как и невротик, художник бежит от реальности, ибо не находит удовлетворения своим постоянным влечениям, но творец обладает даром возвращаться из мира фантазии, воплощая их в произведения искусства.
 

2 РОЖДЕНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА 

       История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний.

Несмотря на то, что большинство учёных считали  сновидения либо набором механических воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным набором фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что  сновидение есть зашифрованное сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие у больных в связи с той или иной деталью сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии расстройства. Осознавая происхождение своего заболевания, пациенты, как правило, излечивались.

       Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом на французском языке 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом Журнале статье об этиологии неврозов. В 1900 г. он выпускает свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений», которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений анализанта. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери — Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания).

Теории Фрейда и используемые им способы лечения  вызвали полемику в Вене в XX веке и до сих пор остаются предметом горячих споров. Идеи Фрейда часто обсуждаются и анализируются в литературных и философских работах в дополнение к продолжающимся дискуссиям в научных и медицинских трудах. Его часто и закономерно называют «отцом психоанализа».

 

3 АНАЛИЗ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО МЕТОДА З.ФРЕЙДА 

     Для З. Фрейда сновидение – это «царская дорога» к познанию бессознательного и лучший способ подготовки к исследованию неврозов. Сновидение рассматривалось  им в качестве невротического симптома, свойственного всем здоровым людям.

     Придавая  сновидениям важное значение, Фрейд исходил из того, что они имеют смысл и их толкование способствует пониманию душевной жизни человека. Фрейд предполагал, что сновидение представляет собой не физиологическое, а психологическое явление. Сновидение – продукт и проявление видевшего сон человека. Поэтому видевший сон сам должен сказать, что значит его сновидение.

     Второе  предположение состояло в утверждении, что видевший сон знает о смысле своего сновидения. Он только не знает о своем знании и поэтому полагает, что не знает этого. Задача заключается в том, чтобы дать возможность видевшему сон обнаружить свое.

     Для Фрейда сновидение – это осуществление запретных, подавленных, вытесненных в бессознательное желаний, возвращение человека к его инфантильному (детскому) состоянию. В сновидении находят отражение наши собственные влечения и желания. В нем вновь оживают все характерные черты примитивной душевной жизни, включая различные формы проявления сексуальности.

     В целом сновидение рассматривалось  Фрейдом в качестве компромиссного образования. С одной стороны, оно  удовлетворяет запросы человека, связанные с желанием спать, путем  отказа от внешнего мира. С другой стороны. Оно дает вытесненным влечениями человека возможность удовлетворения в форме галлюцинаторного исполнения желания.

     Изучение  сновидений помогает понять неврозы, а  знакомство с неврозами способствует лучшему пониманию сновидений.

     Работа  сновидения состоит в переводе скрытых  мыслей в явное его содержание. Эта работа осуществляется с помощью механизмов сгущения, смешения, превращения мыслей в зрительные образы, вторичной обработки. Благодаря этим механизмам сновидение может искажаться, выглядеть странным, абсурдным, непонятным. В явное сновидение переходит только часть материала скрытого сновидения. При этом отдельные элементы скрытых мыслей могут соединяться между собой, образуя в явном сновидении нечто целое. Так, сновидящий может видеть образ любимой девушки, составленный из отдельных черт, принадлежащих его матери, ее подругам, жене знакомого и другим лицам.

     В психологическом отношении самое  интересное в работе сновидения –  это превращение мыслей в зрительные образы. Так, например, в процессе работы сновидения мысль о разводе с  женой может вылиться в изображение веселого застолья мужа, похорон супруги, треснувшего арбуза, перелома ног и рук в результате автокатастрофы или иной картины, вызывающей недоумение.

     Таким образом, в понимании Фрейда работа сновидения – это своеобразный психический  процесс, заслуживающий внимания и требующий изучения. Фрейд исходил из того, что сновидение как целое является искаженным заместителем бессознательного. Задача толкования сновидения – найти это бессознательное.

     Вот что пишет Фрейд в своей  книге “Толкование сновидений”: “Прежде всего, бросается в глаза то, что в содержании сновидений имеется материал, за которым по пробуждению человек отрицает принадлежность к своему кругу знаний и переживаний. Он вспоминает, что это снилось ему, но не помнит, что когда-либо пережил это. Он остается потом в неизвестности из какого источника черпало сновидение; им овладевает искушение уверовать в самостоятельную творческую способность сновидения; но неожиданно, иногда спустя долгое время, новое переживание, мнимо утерянное воспоминание на более ранее переживание и находит тем самым источник сновидения. Приходится сознаваться тогда, что в сновидениях человек знал и вспомнил нечто, чего не помнил в бодрственном состоянии… На мой взгляд, каждый, интересующийся сновидениями, должен будет признать самым заурядным явлением, что сновидение дает доказательство познаний и воспоминаний, которыми, по- видимому, не обладает субъект в бодрственном состоянии. В психоаналитических работах с невротиками я почти каждый день имею случай разъяснять пациентам на основании их сновидений, что они превосходно знают различного рода цитаты, циничные выражения и т.п., и пользуются ими во сне, хотя в бодрственном состоянии они ими забываются.

Информация о работе Толкование сновидений как метод исследования бессознательного в психоанализе