Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 03:07, реферат
Фрейд, Зигмунд (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в.
После открытия метода свободных ассоциаций проблемы лечения все больше отходят для Фрейда на второй план по сравнению с интересом к исследованию бессознательного. Арсенал метод исследования постепенно пополняются. Толкование сновидений Фрейд называет «королевской дорогой» к бессознательному, «областью, в которой всякий психоаналитик должен получить свое образование».
Толкование сновидений – высоко ценимое в древности, многократно осмеянное и, казалось бы, совершенно устаревшее искусство, - привлекло внимание Фрейда потому, что многие больные вместо требуемых от них воспоминаний рассказывали свои сны. Обсуждение снов с врачом давало не редко оздоровляющий эффект. Позже Фрейд стал специально просить пациентов рассказывать сны. Он начал анализировать и собственные сновидения, проверяя таким образом гипотезу о вытеснении и других бессознательных механизмов. Книга Фрейда «Толкование сновидений», вышедшая в 1900 году, считается наиболее фундаментальной в ряду работ о бессознательном. С нее начинается история теоретического психоанализа. Ведь именно в ней был обоснован тезис о скрытом смысле психических явлений, которые раньше считались бессмысленными. К сновидениям в этом ряду позже были присоединены оговорки, ошибки, забывания, непреднамеренные действия.
Главный тезис теории сновидений гласит, что сновидение есть осуществление желания. Сновидение говорит о будущем, но воспроизводит прошлое и в этом его сходство с невротическим симптомом. В обоих случаях закрыт путь к прямому осуществлению желания и оно выражается в замаскированном, зашифрованном виде. Работа психоаналитика по его дешифровке должна быть противоположна работе сновидения.
Сновидение выступает как пограничное явление. С одной стороны – это необходимый момент нормальной душевной жизни. С другой стороны, оно напоминает продукты распавшейся психики душевнобольных. Ни психологи, ни психиатры не интересовались сновидением как особой психической функцией. Психологии сна, подобной, скажем, психологии мышления, памяти, восприятия – не существует и до сих пор. Толкование сновидений служит хорошим средством реконструкции биографии, выявления черт характера. Сны смотрятся легко, без усилия, с захватывающим интересом. В них не заметно действия сопротивления. Иногда во сне можно припомнить или понять то, что днем, наяву упорно не осознается. Все это говорит о том, что во сне активизируется бессознательное. Сны маленьких детей легко объяснимы. В них обычно исполняются желания, которые днем не нашли удовлетворения. Сновидения взрослых, оказавшихся в экстремальных условиях, также приближены к действительности, Известно много случаев, когда голодавшие люди наслаждались во сне грандиозными пирами, курильщики, лишенные папиросы, выдели горы табака. Тому, кто ел за ужином острую пищу, вызывающую жажду легко может приснится, что но пьет. Но большая часть сновидений состоит из странных, фантастических образов, изобилующих деталями, с трудом поддающимся расшифровке. Сложность и искаженность содержания сновидений Фрейд объясняет «цензурой», которая, хотя и ослаблена, продолжает действовать во сне, вызывая в нем пропуски, смещения, сгущения образов.
Сновидения трактуются Фрейдом как форма ежесуточной психотерапией. С их помощью изживаются порождаемая жизнью поражения и конфликты. Сон напоминает регрессию – свободное течение ассоциаций – от последнего случайного впечатления – к ранним и стержневым психическим комплексам. Работа сна состоит, с одной стороны, в «обходе цензуры», снятия сопротивлений, а с другой, в выработке фантазий « на тему» вытесненного желания. Мысли во сне переводятся в образы, а реальные отношения выступают в виде символических. Истолкование сна состоит в расшифровке символов на основе того «языка», который выработался у данного конкретного человека. К «сонникам», раскрывающим якобы символику сновидений, Фрейд относился отрицательно.
Психоаналитик должен рассматривать каждый элемент сновидения как самостоятельный, пренебрегая до известной степени их последовательностью. Любопытно, что и сознание, и бессознательное во сне действует с удвоенной энергией, как бы наслаждаясь отсутствием обычно разделяющего их барьера. Во сне реалистические картины выглядят особенно богатыми: из глубины памяти всплывают эпизоды, казалось бы, давно забытые. Но в то же время сон поражает буйной фантазией, образами, которые ни в каком опыте не встречались.
При тяжелом неврозе часто повторяется один и тот же сон. Течение образов развертывается вплоть до ситуации, вызывающей ужас. Но ресурса защитных сил не хватает, чтобы совладеть с впечатлением. Человек в страхе просыпается. Невроз прогрессирует, сметая остатки защитных механизмов и человек уже боится самого сна. В таких случаях требуется специальное лечение.
Нежелание ученых исследовать сновидения Фрейда объясняет нелепым аморальным их содержанием. Во сне свободное от эротических уз «Я» идет навстречу влечениям, беспрепятственно выбирает объекты любви и ненависти, не считаясь с нормами культуры.
Итак, сновидения,
по Фрейду – вовсе не патологическое
и экзотическое, но вполне здоровое
и нормальное явление психической
жизни. Оно восстанавливает психическое
равновесие, перерабатывает болезнетворные
«дневные остатки», поддерживает преемственность
и само идентичность личности на протяжении
всей жизни. При этом именно сновидение
в наиболее полной и отчетливой форме
представляет бессознательное. Сновидение
есть не только звено индивидуального
психического процесса, но и коллективного
исторического культуротворчества. Из
признаний Гете, Гельмгольца, Пушкина,
Менделеева и других высокоодаренных
натур мы знаем, что многие идеи и образы
приходили к ним во сне или в минуты вдохновения
почти в готовом виде. Сны играли важную
роль в формировании религий и мифов. Конечно,
сновидение всегда проистекает из прошлого.
Но, рисуя осуществление желания, оно переносит
нас в будущее, правдоподобно воспроизводя
все те условия, при которых желание могло
бы осуществляться.
Влияние
психоанализа на литературу
На концепцию личности в литературе XX века существенное влияние оказал психоанализ, восходящий к работам Фрейда. Австрийский врач-психиатр Зигмунд ФРЕЙД (1856- 1939) разработал теорию психоанализа, который из метода лечения неврозов превратился в универсальный метод познания человеческой личности на глубинном уровне. Учение Фрейда оказалось полезным не только врачам и биологам, оно повлияло на современную систему знаний о человеке и тем самым широко проникло в искусство и науку. Фрейда называли отцом сюрреализма, однако к его концепции личности проявили интерес и другие школы модернистов, и не только модернистов. В идеях Зигмунда Фрейда содержалась попытка объяснить трагедию человека исходя из его психики и выправить перекос, при котором принято было все, что делает человек, его поведение и даже эмоции считать проявлением разума или социально-политических сил.
Человеку
разумному Фрейд
Фрейд с
дотошностью ученого изучал механизмы
патологического поведения
Учение Фрейда не свободно от вопросов. Ему решительно досталось от его же учеников и последователей (А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм), которые продолжали спорить с учителем, подвергать сомнению сделанные им открытия, и тем самым учение о психоанализе получило дальнейшее развитие, надолго сохранив актуальность в науке XX века. Оказало оно влияние на искусство и литературу. Модернизм взял у Фрейда психоанализ и свободные ассоциации как способ исследования бессознательного, взял концепцию творца, автономного, являющегося последней инстанцией.
В литературе реалистической влияние идей психоаналитиков нетрудно увидеть во внимании к амбивалентности (антагонистичности) чувств как феномену душевной жизни (любовь - ненависть, притяжение - отталкивание, дружба - зависть); в реабилитации сексуальности, которая благодаря психоанализу вошла в культурную парадигму века; в повышенном внимании к инстинктивному и подсознательному в поведении человека. С учетом открытий психоаналитиков личность предстала многоструктурным феноменом (в ней имеет значение не только сознание, но и предсознание, и подсознание, и бессознательное), а психологические процессы - как взаимосвязанные между собой и результат действия многих прочих факторов, ранее наукой не учтенных.
Социальный
фактор, рационалистический подход при
этом отодвигаются в ряд других,
утрачивают приоритетность при объяснении
человеческих поступков, поведения. Психоаналитическая
концепция личности прямо или косвенно
нашла отражение в прозе Джеймса Джойса
и Д. Г. Лоуренса, "театре жестокости"
Антонена Арто и поэзии сюрреалистов.
Она расширила гамму допустимых душевных
проявлений личности, углубив ее анализ
в художественной литературе. Сказалось
учение Фрейда и в области педагогики.
Влияние идей З. Фрейда на русскую литературу ХХ века
В начале XX века Россию
захватила волна фрейдизма. Многие работы
Зигмунда Фрейда переводились на русский
язык, издавались его книги, а также возникло
несколько психоаналитических обществ.
Подобная эпидемия коснулась и художественной
литературы. Идеи бессознательного, описанные
в работе Фрейда, нашли свое отражение
в различных литературных произведениях,
а также дали начало новым течениям в искусстве.
Отношение к фрейдовской теории бессознательного
во всем мире оказалось далеко не однозначным.
Так в Германии и Австрии фрейдизм долгое
время подвергался запрету, а в России,
США, Англии, наоборот, стремительно набирал
обороты. В России психоанализ явился
одним из важных составляющих интеллектуальной
жизни. Молодые аналитики В. Иванов, О.Мандельштам,
Дягилев и другие возвращались из-за границы
и охотно пропагандировали на Родине идеи
Фрейда.
Поскольку психоаналитики общались также
с писателями, идеи фрейдизма очень скоро
нашли свое выражение в самых разных произведениях
как сторонников, так и противников данного
течения. В частности, речь идет о сатирических
рассказах Михаила Зощенко, который высмеивал
возможности лечения с помощью психоанализа,
о знаменитой «Лолите» Владимира Набокова,
саркастически расписывающей методы лечения
сторонников фрейдизма.
В то же время, фрейдовские идеи бессознательного
позволили переосмыслить существующие
в русской и мировой культуре традиции
и ценности и дали начало новым направлениям
в искусстве. Подобно тому, как изобретенный
много веков назад способ страхования
транспорта постепенно трансформировался
в мало похожее на него страхование
каско, в искусстве
появились новые течения под названием
сюрреализм, театр абсурда, драматургия
жестокости, литература потока сознания
и т.д.
Центральными понятиями фрейдовской системы
являются Эрос (инстинкт жизни) и Таиатос
(инстинкт смерти). Первый способствует
конструктивной деятельности, а второй
деструктивной, например, если инстинкт
жизни подвигнул человека заполнить каско
калькулятор для
обеспечения безопасности автомобиля,
то инстинкт смерти будет всячески препятствовать
получению страховки. Поэтому вся жизнь,
по Фрейду, сводится к постоянному противодействию
этих двух инстинктов.
Эту идею подхватили русские поэты 20 века.
Появились такие произведения, как «Санин»
М. Арцебашева, «Гнев Диониса» Е. Нагродской,
«Ключи счастья» А. Вербицкой, «Дачный
уголок» Н. Олигера и другие, в которых
воспевалась чувственность и Эрос.
Идеи Зигмунда Фрейда на протяжении многих
десятилетий будоражили умы людей самых
разных слоев. Не потеряли они свою актуальность
и сегодня. Художественная литература,
своеобразно интерпретировавшая идеи
фрейдизма, продолжает развивать их и
в настоящее время.
Фрейд
и искусство XX
века
Более полувека прошло после смерти Зигмунда Фрейда — австрийского психолога и мыслителя, основоположника психоанализа. Такая историческая дистанция позволяет объективно оценить его теорию, вызвавшую в свое время и бурю восторгов, и шквал возмущений.
В высшей степени конструктивный ум Фрейда воздвигает, наряду с собственно научными теориями, построения, находящиеся гораздо ближе к мифологии, искусству, художественному образу. Так, Фрейд оперирует образами Эроса и Танатоса, противоположных начал, олицетворяющих жизнь и смерть, находящихся в вечной борьбе друг с другом и в конечном счете уравновешивающих живое и мертвое, бытие и ничто. Образ-конструкция психических инстанций "Оно", "Я" и "Сверх-Я" со всей сложностью их взаимоотношений тоже способен вызвать восхищение воображением Фрейда. Психоанализ на глазах всего мира превратился из узконаучной дисциплины, занимавшейся психическими "механизмами", "реакциями", "инстинктами" и т. п., в дисциплину, изучающую самые фундаментальные проблемы и ценности человеческого бытия и сознания: истину, любовь, добро, разум, совесть, свободу, справедливость и другие.
Человеческая душа становится главным объектом изучения психоанализа Фрейда. Думается, Эрих Фромм — один из самых известных последователей Фрейда — справедливо писал, что Фрейд "последний великий представитель рационализма Просвещения и первый, кто показал его ограниченность. Он осмелился прервать песни триумфа, которые распевал чистый интеллект. Фрейд показал, что разум — ценнейшее и человечнейшее из качеств человека — сам подвержен искажающему воздействию страстей и только понимание этих страстей может освободить разум и обеспечить его нормальную работу. Он показал как силу, так и слабость человеческого разума и возвел в руководящий принцип новой терапии слова: "Истина сделает вас свободными"'. С этих и только с этих позиций следует рассматривать теоретическое наследие Зигмунда Фрейда, ибо только в этом случае раскроется все богатство его идей, которые органически включились в современную науку о человеке, в 'интеллект" современного гуманизма, генерирующего новые мысли и идеи.
Великая заслуга Фрейда перед наукой и человечеством состояла в том, что он с помощью строгой науки взялся врачевать человеческую душу. А это значит научить человека смотреть на мир и на самого себя открытыми глазами, видеть мир вокруг и внутри себя такими, каковы они есть, со всеми достоинствами и недостатками, со всем тем, что в них есть хорошего и плохого, возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного, доброго и злого, совершенного и извращенного. Это значит сделать человека человеком, личностью, независимой и свободной, способной внимать себе и другим, уважать и любить и себя, и других, отвечать за свои деяния, мысли и поступки, как и за деяния других людей, жить по совести, с достоинством и честью. Это значит научить человека видеть все то, что скрывается в глубинах его психики и естества, и вовсе не для того, чтобы избавиться от всего негативного, что в них содержится, но для того, чтобы учитывать это в своей жизни и деятельности: не исключать из своей жизни бессознательное, а включать его в свою жизнь, и чем в большей степени, тем лучше, ибо личность от этого становится более богатой, уникальной и разносторонней. Словом, Фрейд помогает нам многие беды превратить или обратить во благо и на благо, если мы сумеем лучше понять самих себя и других, понять, что личность есть самое ценное в существующем мире и следует делать все, чтобы тот или иной человек стал личностью яркой, глубокой и неповторимой.
Информация о работе Теория бессознательного З. Фрейда и её влияние на искусство XX века