Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:37, контрольная работа
В начале вводной главы необходимо сделать небольшой экскурс в религиозное прошлое Руси, касающийся канонизации русских святых. Канонизация есть установление Церковью почитания святому. Акт канонизации – иногда торжественный, иногда безмолвный – не означает небесной славы, но обращается к земной Церкви, призывая к почитанию святого в формах общественного богослужения.
Введение
Детство Варфоломея
Годы отшельничества и основание Троицкого монастыря
Всенародный Учитель и Заступник
Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву
Заключение
Словарь
Список литературы
18 августа Дмитрий со многими князьями и воеводами едет в Обитель за последним благословением преподобного Сергия перед страшным боем. Отслужив Божественную литургию, осенив несколько раз крестом и святою водой князя и воевод, Сергий тихо сказал князю: «Иди же, Господине, небоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов, ты победишь враги твоя!» Перед самой битвой, что бы ещё раз укрепить мужество воинства, он посылает великому князю с собственноручной грамотой двух иноков, в которой предсказывает победу русскому войску. Дмитрий, приняв личное начальство над воинством, смело ведёт свои полки на Куликово поле.
Преподобный же в эти часы неотлучно находился с всею братией в церкви, молясь в алтаре и посылая всю силу своего духа на помощь великому делу. Перед его глазами проходили все перипетии боя, он сообщал о ходе битвы, называя имена павших воинов. Наконец, он возвестил о поражении врагов и воздал благодарение Богу. Предсказание преподобного Сергия исполнилось. По возвращении своём Дмитрий, уже во славе Донского героя, едет к Сергию, чтобы принять его благословение.
Нравственное и духовное влияние Сергия на князя Дмитрия было велико. И в дальнейшем князь во всех трудных вопросах обращался к нему за советом. Преподобный был восприемником его детей, и даже духовная князя скреплена подписью Сергия. В этой духовной навсегда был установлен порядок престолонаследия от отца к сыну; таким порядком был положен ещё один камень основания Великого Русского Государства. Преподобный Сергий присутствовал и при кончине князя Дмитрия в 1389 году.
За полгода до смерти преподобный Сергий предчувствовал свою кончину. Он благословил на игуменство и управление Обителью своего ученика Никона. Он завещал ему и всей братии: «Внимайте себе. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную». Умер Преподобный Сергий 25 сентября 1392 года в возрасте 78 лет.
6. Заключение
Новое подвижничество с конца XIV века существенными чертами отличается от древнерусского. Это подвижничество пустынножителей. Все известные в то время монастыри Киевской Руси были городскими или пригородными. Прекращение святости указывает на их внутренний упадок, и поэтому большинство святых этой эпохи уходят из городов в лесную пустыню. Главою и учителем нового пустынножительства был, преподобный Сергий, величайший из святых Древней Руси. Большинство святых XIV и начала XV века являются его учениками или «собеседниками», то есть испытавшими его духовное влияние. Тем не менее, следует указать, что новое аскетическое движение пробуждается одновременно в разных местах, и Сергий как бы возглавляет его. Во времена Сергия было основано около 150 новых монастырей.
Итак, Святой Сергий явился отцом северного русского монашества, основоположником Святой Руси. Было велико его значение и в общегосударственной жизни народа. Он неоднократно улаживал распри между князьями, грозившие неисчислимыми бедствиями молодому государству. Он же скрепил своею подписью закон о престолонаследии от отца к сыну, положивших конец междоусобным соискательствам. Но пиком его деятельности было историческое благословение на страшную битву великого князя Дмитрия. Он знал, какое следствие будет иметь его слово, и принял на себя эту ответственность.
Он положил начало монастырской благотворительности: учредил странноприимный дом, первая богадельня в Обители возникла при Сергии.
В его завершённой святости, по-видимому, не было места для тяжёлых конфликтов – или они остались скрыты. Всю жизнь он бежал от общества людей, искал уединённости, а в результате стал его духовным предводителем. Преподобный Сергий представляется выразителем русского идеала святости, гармоничной личностью, несмотря на два разных её акцента – мистический и политический. Мистик, политик, отшельник совместились в его благодатной полноте. Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нём доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в своё будущее. Русские люди признали его деятельность чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше привычного уровня - такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным актом, таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник – вера. Уже при жизни Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого так долго ждал русский народ.
До
сих пор неизвестна точная дата канонизации
преподобного Сергия. Одни источники
утверждают, что это 1447год, другие –
1452год. Документы по его канонизации
таинственным образом исчезли.
7. Словарь
Алтарь (лат. «высокий жертвенник») – в православной церкви – восточная возвышенная часть храма, в которой находится престол.
Епитимия (греч. «наказание») – более строгое исполнение дел благочестия (поклоны, длительная молитва), налагаемое священником на исповедавшегося, имеющее целью не столько наказание, сколько исцеление его душевных недугов и скорбей.
Игумен (греч. «предводительствующий») – сан монашествующего священства. Присваивается священнику монастыря, настоятелю храма.
Инок (от слова «иной», то есть отличный от мира) – то же, что монах.
Литургия (греч. «общее дело, служение»). Церковная служба, центром которой является таинство Евхаристии.
Митрополит – священнослужитель высшей, третьей степени священства. Епископ, архиепископ, возглавляющий митрополию.
Молебен – благодарственное или просительное моление, совершаемое в храме или вне его по частным или общественным нуждам верующих.
Постриг монашеский – обряд посвящения в монашество, при котором постригаемый даёт Богу обет отказа от мирского образа жизни, обеты послушания. При пострижении в Великую схиму постригаемому даётся новое имя, он облачается в схимническую одежду. Постриг совершает настоятель.
Преподобный – святой, достигший христианского совершенства в подвиге монашества.
Престол – самое священное место в храме. Четырёхугольный стол, установленный посередине алтаря, особенно освящённый.
Просфора - (греч. «приношение»). Небольшой круглый хлебец с оттиснутым сверху изображением креста, употребляемый в Евхаристии.
Пустынь – место уединения для сосредоточенных молитв. Так называют монастыри, возникшие в безлюдном месте.
Святые Дары – хлеб (частицы просфоры) и вино после участия их в таинстве Причащения.
Схима – в православной церкви высшая ступень монашества, соединённая со строгими обетами самоотвержения. Посвящённые в схиму выполняют более суровые монашеские правила (усиленный пост, отказ от внешних занятий, усердная молитва).
Таинства
– священные действия, посредством которых
человек приобщается к благодати Божьей
(крещение, миропомазание, покаяние, причащение
и брак). Таинства отличаются от церковных
обрядов (освящение воды, погребение умерших)
божественным происхождением, так как
некоторые из них были установлены Иисусом
Христом при его земной жизни.
8.
Список литературы
Информация о работе Святые Древней Руси - Сергий Радонежский