Святые Древней Руси - Сергий Радонежский

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:37, контрольная работа

Краткое описание

В начале вводной главы необходимо сделать небольшой экскурс в религиозное прошлое Руси, касающийся канонизации русских святых. Канонизация есть установление Церковью почитания святому. Акт канонизации – иногда торжественный, иногда безмолвный – не означает небесной славы, но обращается к земной Церкви, призывая к почитанию святого в формах общественного богослужения.

Оглавление

Введение
Детство Варфоломея
Годы отшельничества и основание Троицкого монастыря
Всенародный Учитель и Заступник
Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву
Заключение
Словарь
Список литературы

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

     18 августа Дмитрий со многими князьями и воеводами едет в Обитель за последним благословением преподобного Сергия перед страшным боем. Отслужив Божественную литургию, осенив несколько раз крестом и святою водой князя и воевод, Сергий тихо сказал князю: «Иди же, Господине, небоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов, ты победишь враги твоя!» Перед самой битвой, что бы ещё раз укрепить мужество воинства, он посылает великому князю с собственноручной грамотой двух иноков, в которой предсказывает победу русскому войску. Дмитрий, приняв личное начальство над воинством, смело ведёт свои полки на Куликово поле.

     Преподобный же в эти часы неотлучно находился  с всею братией в церкви, молясь в алтаре и посылая всю силу своего духа на помощь великому делу. Перед его глазами проходили все перипетии боя, он сообщал о ходе битвы, называя имена павших воинов. Наконец, он возвестил о поражении врагов и воздал благодарение Богу. Предсказание преподобного Сергия исполнилось. По возвращении своём Дмитрий, уже во славе Донского героя, едет к Сергию, чтобы принять его благословение.

     Нравственное  и духовное влияние Сергия на князя  Дмитрия было велико. И в дальнейшем князь во всех трудных вопросах обращался к нему за советом. Преподобный был восприемником его детей, и даже духовная князя скреплена подписью Сергия. В этой духовной навсегда был установлен порядок престолонаследия от отца к сыну; таким порядком был положен ещё один камень основания Великого Русского Государства. Преподобный Сергий присутствовал и при кончине князя Дмитрия в 1389 году.

     За  полгода до смерти преподобный Сергий предчувствовал свою кончину. Он благословил  на игуменство и управление Обителью своего ученика Никона. Он завещал  ему и всей братии: «Внимайте себе. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную». Умер Преподобный Сергий 25 сентября 1392 года в возрасте 78 лет.

     6. Заключение

     Новое подвижничество с конца XIV века существенными чертами отличается от древнерусского. Это подвижничество пустынножителей. Все известные в то время монастыри Киевской Руси были городскими или пригородными. Прекращение святости указывает на их внутренний упадок, и поэтому большинство святых этой эпохи уходят из городов в лесную пустыню. Главою и учителем нового пустынножительства был, преподобный Сергий, величайший из святых Древней Руси. Большинство святых XIV и начала XV века являются его учениками или «собеседниками», то есть испытавшими его духовное влияние. Тем не менее, следует указать, что новое аскетическое движение пробуждается одновременно в разных местах, и Сергий как бы возглавляет его. Во времена Сергия было основано около 150 новых монастырей.

     Итак, Святой Сергий явился отцом северного  русского монашества, основоположником Святой Руси. Было велико его значение и в общегосударственной жизни народа. Он неоднократно улаживал распри между князьями, грозившие неисчислимыми бедствиями молодому государству. Он же скрепил своею подписью закон о престолонаследии от отца к сыну, положивших конец междоусобным соискательствам. Но пиком его деятельности было историческое благословение на страшную битву великого князя Дмитрия. Он знал, какое следствие будет иметь его слово, и принял на себя эту ответственность.

     Он  положил начало монастырской благотворительности: учредил странноприимный дом, первая богадельня в Обители возникла при Сергии.

     В его завершённой святости, по-видимому, не было места для тяжёлых конфликтов – или они остались скрыты. Всю жизнь он бежал от общества людей, искал уединённости, а в результате стал его духовным предводителем. Преподобный Сергий представляется выразителем русского идеала святости, гармоничной личностью, несмотря на два разных её акцента – мистический и политический. Мистик, политик, отшельник совместились в его благодатной полноте. Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нём доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в своё будущее. Русские люди признали его деятельность чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше привычного уровня - такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным актом, таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник – вера. Уже при жизни Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого так долго ждал русский народ.

     До  сих пор неизвестна точная дата канонизации  преподобного Сергия. Одни источники  утверждают, что это 1447год, другие – 1452год. Документы по его канонизации таинственным образом исчезли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     7. Словарь

     Алтарь (лат. «высокий жертвенник») – в православной церкви – восточная возвышенная часть храма, в которой находится престол.

     Епитимия  (греч. «наказание») – более строгое исполнение дел благочестия (поклоны, длительная молитва), налагаемое священником на исповедавшегося, имеющее целью не столько наказание, сколько исцеление его душевных недугов и скорбей.

     Игумен (греч. «предводительствующий») – сан монашествующего священства. Присваивается священнику монастыря, настоятелю храма.

     Инок (от слова «иной», то есть отличный от мира) – то же, что монах.

     Литургия (греч. «общее дело, служение»). Церковная служба, центром которой является таинство Евхаристии.

     Митрополит – священнослужитель высшей, третьей степени священства. Епископ, архиепископ, возглавляющий митрополию.

     Молебен – благодарственное или просительное моление, совершаемое в храме или вне его по частным или общественным нуждам верующих.

     Постриг монашеский – обряд посвящения в монашество, при котором постригаемый даёт Богу обет отказа от мирского образа жизни, обеты послушания. При пострижении в Великую схиму постригаемому даётся новое имя, он облачается в схимническую одежду. Постриг совершает настоятель.

     Преподобный – святой, достигший христианского совершенства в подвиге монашества.

     Престол – самое священное место в храме. Четырёхугольный стол, установленный посередине алтаря, особенно освящённый.

     Просфора - (греч. «приношение»). Небольшой круглый хлебец с оттиснутым сверху изображением креста, употребляемый в Евхаристии.

     Пустынь – место уединения для сосредоточенных молитв. Так называют монастыри, возникшие в безлюдном месте.

     Святые  Дары – хлеб (частицы просфоры) и вино после участия их в таинстве Причащения.

     Схима – в православной церкви высшая ступень монашества, соединённая со строгими обетами самоотвержения. Посвящённые в схиму выполняют более суровые монашеские правила (усиленный пост, отказ от внешних занятий, усердная молитва).

     Таинства – священные действия, посредством которых человек приобщается к благодати Божьей (крещение, миропомазание, покаяние, причащение и брак). Таинства отличаются от церковных обрядов (освящение воды, погребение умерших) божественным происхождением, так как некоторые из них были установлены Иисусом Христом при его земной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     8. Список литературы 

  1. Попова  О.А., составитель «О жизни православных Святых, иконах, и праздниках». Свердловск, 1991г.
  2. Данилов Б.А., Ключников В.М., составители «Знамя преподобного Сергия Радонежского». Новосибирск, 1991г.
  3. Федотов Г.П. «Святые древней Руси». Ростов – на – Дону, 1999г.
  4. Китаева Л.В. «Сергий Радонежский». Москва, 2007г.
  5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра «У Троицы». Воронеж, 2007г.

Информация о работе Святые Древней Руси - Сергий Радонежский