Святые Древней Руси - Сергий Радонежский

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:37, контрольная работа

Краткое описание

В начале вводной главы необходимо сделать небольшой экскурс в религиозное прошлое Руси, касающийся канонизации русских святых. Канонизация есть установление Церковью почитания святому. Акт канонизации – иногда торжественный, иногда безмолвный – не означает небесной славы, но обращается к земной Церкви, призывая к почитанию святого в формах общественного богослужения.

Оглавление

Введение
Детство Варфоломея
Годы отшельничества и основание Троицкого монастыря
Всенародный Учитель и Заступник
Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву
Заключение
Словарь
Список литературы

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Предмет: Культурология

Тема: святые Древней Руси – Сергий Радонежский

Содержание

 
 
  1. Введение
  2. Детство Варфоломея
  3. Годы отшельничества и основание Троицкого монастыря
  4. Всенародный Учитель и Заступник
  5. Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву
  6. Заключение
  7. Словарь
  8. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Введение

     В начале вводной главы необходимо сделать небольшой экскурс в религиозное прошлое Руси, касающийся канонизации русских святых. Канонизация есть установление Церковью почитания святому. Акт канонизации – иногда торжественный, иногда безмолвный – не означает небесной славы, но обращается к земной Церкви, призывая к почитанию святого в формах общественного богослужения. В православной литургике существенное отличие канонизованных святых от прочих усопших состоит в том, что святым служатся молебны, а не панихиды, а так же их имена упоминаются в различные моменты богослужения. Для справки: последнее синодальное издание «Верный месяцеслов русских святых» 1903года даёт общее количество канонизованных угодников - 381.

     Каковы  те органы церковной власти, которым  принадлежит право канонизации? В древней Церкви каждая епархия вела свои самостоятельные списки  (диптихи) мучеников и святых. На Руси киевские и московские митрополиты сохранили за собой право торжественной канонизации. С митрополита Макария (1542-1563) канонизация как общечтимых, так и местных святых становится делом соборов при митрополите, впоследствии патриархе московском. Основанием для церковной канонизации были и остаются: жизнь и подвиг святого; чудеса; в некоторых случаях нетление его мощей. Чаще всего чудеса являются главным основанием для канонизации. Но случались в Русской Церкви и случаи деканонизации, то есть запрещения почитания уже прославленных святых. Церковь, делая выбор (а канонизация и есть лишь выбор) иногда руководствуется «земными», национальными, политическими мотивами. Вот почему в истории народа видно, как меняются в его церковном сознании небесные покровители. Теперь русский народ почти забыл имена Кирилла Белозёрского и Иосифа Волоцкого, двух из самых чтимых святых Московской Руси. Но в эпоху империи расцветает почитание святых князей Владимира и Александра Невского. Быть может, лишь имя преподобного Сергия Радонежского сияет, торжествуя над временем.

     2. Детство Варфоломея

     Первое  описание жизни Сергия Радонежского – «Житие» - было составлено в 1418 году известным древнерусским летописцем Епифанием Премудрым – учеником преподобного Сергия. Он был свидетелем жизни Сергия в Троицкой обители, и в течение двадцати лет после его кончины собирал заметки и материалы для будущего обширного жития.

     Точная  дата рождения преподобного Сергия – основателя Свято- Троицкой Сергиевой Лавры неизвестна. Предположительно он родился 3 мая 1314 года в имении ростовских бояр Кирилла и Марии недалеко от Ростова Великого. При крещении младенца назвали Варфоломеем. Первое мистически значительное событие, относящееся к Варфоломею, случилось ещё до его рождения. Оно говорит о посвящении его Пресвятой Троице и заключается в троекратном утробном вопле младенца во время таинства литургии.

     Когда он подрос, то стал повторять слова  молитв за матерью и с удовольствием  ходил с ней в храм. Семи лет Варфоломей, вместе с братьями, был отдан учиться грамоте в церковную школу, но грамота плохо давалась ему. Учитель наказывал его, родители огорчались, сам же он со слезами молился, но ничего не получалось. И вот случилось второе чудо, о котором говорят все жизнеописания Преподобного.

     Около 1325 – 1327 годов произошла встреча  Варфоломея со старцем-схимником, который предсказал ему будущее. Вот как это произошло. Однажды отец послал его привести лошадей с поля, и там, под дубом, мальчик увидел молившегося старца. Варфоломей сквозь слёзы поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Под тем же дубом, старец вместе с Варфоломеем прочёл молитву, по окончании которой дал ему частицу просфоры и велел съесть её. Варфоломей упросил старца посетить дом его родителей. Велико же было их удивление, когда перед трапезой их сын стал стройно читать псалмы. Прощаясь, старец сказал Марии: «Велик будет ваш сын перед Богом и людьми, он станет избранной обителью Святого Духа». С этого времени в мальчике как бы проснулось предчувствие предстоящего ему подвига, и он всею душой пристрастился к изучению священных книг и не пропускал ни одного богослужения. Он подвергал себя всякого рода лишениям, соблюдал умеренность во всём – это слагало его характер. Итак, за годы детства и ранней юности в нём накопилось стремление и назрело решение уйти из мирской жизни.

     3. Годы отшельничества и основание Троицкого монастыря

     В 1337 году родители Варфоломея скончались. Похоронив родителей,

Варфоломей  и  старший  брат  его  Стефан,  решили  стать  отшельниками.   На

возвышенном месте в глухом лесу и в 30 верстах от Радонежа, братья поставили церковь и келью. Впоследствии здесь возник Троицкий монастырь. Не выдержав суровой жизни, Стефан перешёл в Московский Богоявленский монастырь, и Варфоломей остался один. Для него начинаются дни и месяцы одиночества, наполненные страхом, голодом, подчас и унынием. Около двух лет он проводит в трудах, подвигах воздержания и молитвах. Изредка заходит для совершения богослужения старец Митрофан, который затем и постригает его в монахи с именем Сергий.

     Постепенно, узнав о суровой добродетельной жизни преподобного Сергия, к нему стали стекаться иноки, ищущие подвигов пустынножительства. Первоначально собралось двенадцать монахов. Сергий выполнял самую тяжёлую работу: своими руками ставил кельи, носил воду, рубил дрова. Он же выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии. Помимо занятий хозяйственными делами Сергий каждый день пел с братией в церкви.

     С увеличением числа братии начала ощущаться потребность в более  твёрдых правилах и в игумене. Сергий долго отказывался быть игуменом, несмотря на усиленные просьбы братии, говоря: «Желание игуменства есть начало и корень властолюбия». Это нежелание власти красной нитью проходит через всю его жизнь. И всё же по общему желанию братии, но вопреки своей воле преподобный Сергий был поставлен игуменом. Сделавшись игуменом, он каждый день служил Божественную литургию, причём сам делал для неё свечи, молол муку, пёк просфоры. Трудясь сам, он воспитывал и в братии трудолюбие, собственным примером учил смирению и терпению. Постепенно слава о дивном подвижнике и старце распространилась по всей Руси. К нему стали стекаться богомольцы и просто страждущие люди за утешением. Ещё при жизни его почитали святым.

     Пройдя  через пору испытаний нуждой, Радонежская пустынь стала расти и укрепляться. Тогда же по благословению Патриарха Константинопольского Филофея в монастыре было введено общежитие, форма монашеского жития, когда и пища и одежда – всё становится общим. С переходом братии на новый устав число учеников умножилось. И чем больше их становилось, тем больше ценных вкладов они приносили. На эти средства были отстроены новая большая церковь и необходимые монастырские здания. По дороге, которую к тому времени провели мимо монастыря, приходили в него люди, нуждающиеся в приюте, пище, духовном и физическом исцелении. Именно с той поры берёт начало заповедь гостеприимства, завещанная преподобным Сергием Лавре. Тогда же проявились духовные дары Сергия: по его молитве исцелялись больные, изгонялись бесы.

     4. Всенародный Учитель и Заступник

     Спустя  десять лет со времени основания Обители около неё постепенно стали селиться крестьяне и скоро окружили монастырь своими посёлками. Простота, великая сердечность преподобного Сергия, отзывчивость на всякое горе, ничем несломимая вера в заступничество Высших Сил привлекали к нему всех и каждого. Можно утверждать, что Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но и своим личным примером. Нигде нет указания на гнев, даже на возмущение, он умел быть твёрдым и требовательным, но без насилия. Но иногда налагал и епитимии.

     Один  случай очень ярко свидетельствует  о кротости и одухотворённости характера Сергия. Обитель ждали потрясения, которые чуть не привели к её гибели. Часть братии во главе с вернувшимся в монастырь старшим братом Стефаном возроптала. Стефан не пожелал подчиниться младшему брату и вступил с ним в спор за старшинство. Святой игумен, уступив брату, тайно глухой ночью покинул монастырь и основал новую обитель Благовещения Пресвятой Богородицы на реке Киржач. Некоторое время спустя по просьбам покаявшейся братии, митрополит Алексий приказывает святому Сергию вернуться в Троицкий монастырь и вновь принять на себя игуменство. Даже после этого он не упрекает виновных, в словах его нет гнева.

     Конечно, путь святого не мог не быть отмечен  так называемыми «чудесами», которые не все дошли до нас, потому что не все были записаны. Был один чудесный случай, связанный с жизнью Обители, много прибавивший к славе Сергия. Началу его положило недовольство братии на недостаток воды. Находившийся поблизости небольшой ручеёк со временем иссяк, река же находилась слишком далеко от обители. Взяв с собою одного ученика, вышел он из Обители и, найдя недалеко в овраге немного воды, воздел руки и обратился к Господу с молитвой о даровании воды на сем месте. Затем начертал крест на земле, и тотчас из земли пробился обильный источник чистой, холодной воды, который братия хотела назвать Сергиевым, но он настрого запретил им. Вторым чудом было исцеление больного ребёнка, которого посчитали мёртвым. Увидя воскрешение сына, счастливый отец упал к ногам Сергия, со слезами благодарности за совершённое чудо. Но преподобный стал убеждать его, что никакого чуда не было, а ребенок, замерзший по дороге, отогрелся и пришёл в себя. Таких случаев было множество. В своих чудесах Сергий умаляет и принижает свою духовную силу. Всеобщее признание и почитание ни в чём не изменили его, ни его уклада жизни, ни обращения с людьми: он одинаково внимательно и с любовью обращался как с князьями, так и с бедняками.

     Однажды святитель Стефан Пермский, проезжая мимо монастыря в десяти вёрстах  от него, остановился и поклонился преподобному со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Сергий, который  сидел с братией за трапезой, встал, и после короткой молитвы, сделав земной поклон к западу, тихо промолвил: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобою!» Изумлённой братии же он объяснил, кого и почему он приветствовал. В память об этом событии на том самом месте, на 11-й версте Московской дороги, где останавливался святой Стефан, установлен поклонный крест. Ежедневно во время трапезы братия монастыря, встав и поклонившись, просит молитв преподобного Сергия и святителя Стефана.  

     Уже с половины жизни преподобный  Сергий вошёл в сознание русского народа как всенародный Учитель и Заступник. Слава о святости и мудрости его распространилась по всей Руси.  В лице Сергия можно увидеть первого русского святого, которого, в православном смысле этого слова, называли мистиком, то есть носителем особой, таинственной духовной жизни. От мистики до политики огромный шаг, но Сергий сделал его, как сделал шаг от отшельничества к общежитию, отдавая свою духовность на благо русской земли. Вмешательство преподобного в судьбу молодого государства московского, благословение им национального дела было, конечно, одним из оснований, почему Москва, а вслед за нею и вся Русь чтила в нём своего небесного покровителя. Настало самое ответственное и героическое время в жизни преподобного Сергия – благословление русского воинства на битву с Мамаем.

     5. Благословение Дмитрия  Донского на Куликовскую битву

     Уже около двух веков Русь томилась под  татаро-монгольским игом. Не имея единодушия между собою, князья и не помышляют о свержении Золотой Орды. Они ожесточённо воюют между собой. В 1375 году князю Дмитрию удалось разбить Михаила Тверского – своего главного внутреннего противника, и принудить его к отказу от всех притязаний. После этого Дмитрия поддерживало уже большинство князей. Изменилось и сознание народа, видя единение среди своих вождей, народ окреп духом, страх перед врагом стал утихать.

     Мамай решает похоронить Россию под развалинами  и пеплом. Он собирает всю Волжскую Орду и летом 1380 года выступает со стороны Воронежа. Время для Руси настаёт грозное. Митрополит Алексий  уже умер, нового митрополита будут выбирать ещё долгих десять лет. И тут выступает во всей своей духовной силе преподобный Сергий. Самый мирный подвижник, чуждый всякому насилию, без колебания благословляет и вдохновляет князя и воинство его на подвиг за правое дело, за Русь.

Информация о работе Святые Древней Руси - Сергий Радонежский