Субъекты культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность
человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Понятие культура -
центральное в культурологии. Цель культуры и высшее назначение разума
совпадают: сделать людей счастливыми. В своем этимологическом значении
понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и
письмах Древнего Рима.

Оглавление

Введение
1. Сущность, типы и структура культуры
2. Субъекты культуры. Человек как субъект культуры
3. Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурв.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

уподобляется  инстинктивным  реакциям.  Когда  в  культуре  иссякает   живой

творческий дух, она превращается в цивилизацию.

      Деятельность  человека  разнообразна,   и   многообразны   результаты,

продукты человеческой активности. Но  именно  те  деяния  человека,  которые

содержат в себе напряженный  творческий  прыжок,  прорыв  в  новое  духовное

пространство, вычитывание смысла в окружающем, непременно  рождают  святыни,

ценности. Это прежде всего мы и определяем как культуру.  А  ее  результаты,

уже “материализованные” в конкретных механизмах, сооружениях, орудиях  труда

и так далее, мы обычно относим к цивилизации.

      В  самой  культуре  есть  некая   тайная   пружина.   В   человеческой

деятельности многое рождается впервые  как  обнаружение  смысла.  Но  многое

служит процессу тиражирования однажды найденного.

      Деятельность человека многообразна – это факт известный. Но далеко  не

всегда человеческая активность сопряжена с порывом в области  духа.  “Вторая

природа” включает в  себя  и  акты  простого  воспроизведения,  копирования.

Человек, который  изобрел  колесо,  -  творец  культуры.  Работник,  который

прилаживает колесо на оси, -  человек  цивилизации.  Так  обнаруживает  себя

проблема,  которая  в  XX  веке  получила  название  “проблема  культуры   и

цивилизации”. Цивилизация – это,  условно  говоря,  вещественное  воплощение

культуры.

      У человека есть инстинктивная программа, но в отличие от других  живых

существ у него есть  и  программа  социальная.  Инстинкт  подсказывает,  что

нужно делать. В процессе эволюции получилось так, что  у  человека  инстинкт

перестал играть решающую роль в его приспособлении к природе.

      Он пытается  реализовать  далеко  не  только  те  побуждения,  которые

являются инстинктивными.  Культура  в  этом  смысле  выступает  как  продукт

открытой, не  завершенной  человеческой  природы.  Пытаясь  восполнить  свою

недостаточность для существования в  природном  мире,  человек  обратился  к

творческой,  свободной  деятельности.  Вот  почему  с  данной  точки  зрения

культура  предстает  как  совокупность  смыслов   и   ценностей,   рожденных

творческой активностью человека.

      Человек как носитель культуры не творит ничего как бы из  пустоты.  Он

лишь  образует  и  преобразует  природное,   стихийное.   Вся   человеческая

деятельность  –  это  работа  его  сознания,  а  сознание,  мысль  –  это  и

культурное  явление,  и  средство   культурного   творчества.   Человеческие

творения возникают первоначально в мысли, и лишь затем превращаются в  знаки

и предметы. В культуре всегда есть нечто конкретное: это определенный род  и

способ творчества. Поэтому в пространстве  и  времени  существуют  различные

культуры, разные формы и очаги культуры.

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры

Слово «интеллигенция», введенное в обиход писателем Петром Дмитриевичем Боборыкиным (1836-1921), впервые появилось в России лишь в середине XIX века и оттуда перекочевало в другие европейские языки, где использовалось для обозначения исключительно русского явления.

Речь шла о той части образованных людей, которая отличалась подчеркнутым «народолюбием», враждебностью к существующему строю, отсутствием религиозности и политическим радикализмом.

Главными кумирами этих людей были такие крупные фигуры российской общественной мысли, как Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Белинский, Бакунин и Кропоткин, а основными идеологическими течениями, которые они представляли, - народничество, утопический социализм, анархизм и марксизм. По словам Н.А. Бердяева, интеллигенция скорее напоминала монашеский орден или религиозную секту со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своими особыми нравами и обычаями и даже своим своеобразным физическим обликом, по которому всегда можно узнать интеллигента и отличить его от представителей других социальных групп.

По этой причине в западной культурологии слово «интеллигенция» в широком, а не в чисто российском смысле, употребляется сравнительно редко, а вместо него предпочитают такие менее идеологизированные и политизированные выражения как интеллектуалы, люди умственного труда, культурный слой, духовная элита.

Итак, если отвлечься от особенностей отечественного словоупотребления, интеллигенция - это некий «мыслящий и чувствующий аппарат нации», вся ее образованная часть, в состав которой входят те, кто так или иначе воплощает и обеспечивает духовную и умственную жизнь страны. Это единственный общественный слой, который, будучи наиболее независимым от какой либо сословности, классовой или профессиональной психологии, сосредотачивающий в себе общенациональное самосознание, выступает выразителем общенародного творческого гения. Без него вообще невозможно развитие культуры и цивилизации. Именно характером и уровнем интеллигенции определяется культурное лицо общества, его симпатии, вкусы и настроения, складывающиеся в устойчивые нормы национальной жизни. Образованный слой становится «интеллектуальной лабораторией, в которой, помимо чисто культурных ценностей, создаются формы и типы национальной гражданственности и политического устроения». Одним словом, «в руках интеллигенции находятся все ключи от национальной судьбы того народа, представительницей которого она является» (Вехи интеллигенции в России: Сб. статей 1909-1910. - М., 1991 С.359, 415-416).

Природной и исторической предпосылкой появления подобной социальной группы стал сам факт «разумности» человека по сравнению с животными, а также разделение труда на умственный и физический, что дало возможность наиболее талантливой и жизнеспособной части наших далеких предков выделиться в особый слой, постепенно взявший на себя духовные функции. Сначала их носителями были жрецы, волхвы, колдуны, потом духовенство вообще, а с появлением науки, светского искусства круг интеллектуалов стал пополняться учеными, врачами, учителями, писателями, художниками, артистами. С развитием науки и техники появилась и научно-техническая интеллигенция. Интеллигенцией стали называть всех людей умственного труда. В этой связи появилась необходимость в разграничении понятий - интеллигенция и интеллигентность.

Не каждый человек, занимающийся умственным трудом, обладает таким качеством, как интеллигентность. Интеллигентность предполагает веру в некие высшие идеалы духовности, нравственности и ответственности за судьбы всего человечества.

По словам Д.С. Лихачева интеллигентность - это «повышенная восприимчивость к культуре, к искусству, деликатность в отношении других людей, принципиальность. И еще: интернационализм, национальное в его лучших проявлениях сохраняется всегда. Но это не исключает подлинного интернационализма, который заключается в отсутствии национальной спеси» (Лихачев Д.С. Раздумья. - М., 1991. С.282-283).

Будучи весьма важным общественным слоем (сколь бы ни разнился уровень общей культуры у ее отдельных представителей), интеллигенция неуклонно увеличивает свой удельный вес в любом современном обществе. Еще в 70-х годах нашего века в наиболее развитых странах доля людей умственного труда составляла около 20% самодеятельного населения. Сейчас в условиях «информационной революции» эта цифра значительно выше. Неудивительна поэтому определяющая роль интеллигенции в судьбах человечества. Это всегда понимали власть имущие. На протяжении всей истории отношения между властью и интеллектуалами были достаточно сложными: от полного взаимопонимания до непримиримого противостояния. Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в России за последние сто лет. Ясно, что уровень культуры и перспективы выживания того или иного народа прямо зависят от качества и удельного веса его духовно-интеллектуального слоя. К сожалению, в результате событий 1917 года этот слой был почти полностью уничтожен большевиками, и лишь в 50-60е годы наша страна по коэффициенту интеллектуальности населения (но только количественному) смогла занять достойное место в мире. Однако, в 70-е годы, по данным ЮНЕСКО, мы спустились на 24-е место, а в 1988 году оказались даже в середине пятого десятка. (Арнольдов А.И. Введение в культурологию - М., 1993. С. 211-212). В настоящее время этот коэффициент может еще снизиться, так как из страны идет активная «утечка мозгов», а на нужды культуры и образования в 90-е годы тратилось в среднем лишь 2% бюджета. А между тем, по мировой статистике известно: если расходы на культуру и образование не достигают 6-8% бюджета, то общество приближается к культурной катастрофе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

      Культура в целом неразрывно развивается, меняет  свой  облик,  отражая

облик неизменяющегося  мира,  потребности  новой  жизни.  Нынешняя  культура

использует  огромные  достижения  науки  и  техники.  Она  создает   уют   и

благоденствие.

      Современная  культура  стремительно  преображает   окружающую   среду,

общество,  быт  людей,  поэтому  она  оценивается  как  фактор   творческого

жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений.

      В XX столетии, как  считают  многие  исследователи,  произошел  разрыв

социального и культурного циклов. Это, по  существу,  одна  из  исторических

закономерностей нашего  времени.  Темпы  культурных  перемен  стали  гораздо

более  быстрыми.  Теперь  на  протяжении  одной  жизни  может   чередоваться

несколько культурных эпох.

      Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое  то,  что

еще  недавно   составляло   смысл   нашего   бытия.   Меняются   ориентации.

Низвергаются святыни.  Рвутся  нити,  связывающие  нас  с  близкими  людьми.

Человек остается одиноким перед надвигающейся неизвестностью.

      О. Тоффлер видел  причину  “футушока”  (шока  от  будущего)  только  в

машине: это ее скорость  рождает  неслыханные  темпы  изменений,  и  поэтому

миллионы  людей  охвачены  возрастающим  чувством  тревоги.  Они  не   могут

ориентироваться в окружающей жизни,  теряют  способность  разумно  управлять

событиями,  за  чередой  которых,   кажется,   даже   уследить   невозможно.

Безотчетный страх,  массовые  неврозы,  неподдающиеся  разумному  объяснению

акты насилия – все это лишь слабые симптомы  болезни,  которая  в  недалеком

будущем ждет всех нас. Дело не только в машине, не только  в  темпах  жизни,

которые навязывает нам техническая цивилизация. Преображается  социальное  и

культурное бытие. Человек не просто включается  в  общий  поток  неслыханных

ускорений, - он, можно  сказать,  катапультируется,  причем  многократно,  в

иные миры. К тому же тот мир,  куда  зовут  мечта  и  надежда,  безвозвратно

утерян. Позади руины, психологические, непереносимые муки.

      Перемены,  происходящие  вокруг  нас,  приняли  характер  грандиозного

снежного обвала. Большинство людей совершенно не готово к ним. Мы  “ощущаем”

жизнь иначе, чем наши предшественники, и именно в этом  заключается  отличие

современного человека. Современные люди,  ускорив  темпы  перемен,  навсегда

порвали с прошлым. Они отказались от  прежнего  образа  мыслей,  от  прежних

чувств, от прежних приемов приспособления  к  изменяющимся  условиям  жизни.

Именно  это  ставит  под  сомнение  способность  к  адаптации.  Но  наиболее

губительное  воздействие  нарастания  темпов  перемен  оказывает   на   нашу

психику, нарушая  внутреннее  равновесие,  меняя  образ  нашего  мышления  и

жизни.

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

   1. Культурология. / Под ред. Драча Г.Н. – Р./на Дону, 1995.

 

   2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

 

   3. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А.Н. Марковой. М.,

      1998.

 

   4. Философский энциклопедический словарь. М.,  1993.

 

   5. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.

 



Информация о работе Субъекты культуры