Структурные составляющие постановки концертной программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

Современные социально-культурные условия требуют создания новых форм программ для удовлетворения духовных и культурных потребностей населения. Все чаще приходиться слышать о том, что публика (зритель) начинает равнодушно относиться ко многим проявлениям досуговой деятельности: эстрадным концертам, вечерам отдыха, общенародным праздникам и т.д.
В последние годы стало традиционным проведение массовых зрелищ – это и шествия, парады, гуляния, праздники популярных средств массовой информации, спортивные представления и т.п.

Файлы: 1 файл

Контрольная по режиссуре.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

                                              Введение

 

Современные социально-культурные условия требуют создания новых  форм программ для удовлетворения духовных и культурных потребностей населения. Все чаще приходиться слышать  о том, что публика (зритель) начинает равнодушно относиться ко многим проявлениям досуговой деятельности: эстрадным концертам, вечерам отдыха, общенародным праздникам и т.д.

В последние годы стало  традиционным проведение массовых зрелищ – это и шествия, парады, гуляния, праздники популярных средств массовой информации, спортивные представления и т.п.

Поэтому, в первую очередь, возникла необходимость обратить внимание на качество программ, создаваемых  современными режиссерами.

       Технологический процесс концертной программы строится с учетом внешних и внутренних условий поведения личности и регулирующей функции сознания. Познание личности осуществляется специалистами социально-культурной сферы при исследовании воздействия на нее социальной среды, микросферы коллектива, деятельности посредством выделения в самой личности социально значимых свойств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Глава 1.

Структурные составляющие постановки концертной программы

 

                1.1 Составление сценария концертной программы

 В концертной программе  сценарист должен выстроить действие праздника, его драматургию, используя позитивный материал. Это представляет добавочные трудности, ибо поиск единой динамической структуры в этом случае требует высокого драматургического мастерства и составляет одну из главных задач, стоящих перед сценаристом.

 Однако напомним, что в драматургии концертного действия отсутствует конфликт в том плане, как он понимается в драматургии театральной. В драматургическом произведении, независимо от вида и жанра (и в сценарии массового зрелища в том числе), необходимо найти драматургический «узел», рождающий обострение действия, развивающий его и двигающий к кульминации.

Поиск этого «узла» определяется идейной установкой, «социальным  заказом».

Умение создать из многих компонентов (драматические эпизоды, номера различных жанров, киноматериал и т. д.) крепко сколоченный сценарий, построенный на едином драматургическом стержне, подчиненном главной теме, на образное раскрытие которой направлены усилия всех участников концертной программы , и является необходимым качеством  сценариста, создающего сценарий концертного действия. Работа над сценарием концертной программы начинается с композиционного построения.

Композиция есть организация  действия и соответствующее расположение материала. Она заслуживает специального рассмотрения.

В сценарии нужно предусмотреть  экспозицию, то есть ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Основное действие. Эта  часть подчиняется следующим  законам. Строгая логичность построения и развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми "мостиками" с предыдущим и последующим.

Нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие развивается по нарастающей к  кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к  более слабым. Не стоит сразу стремиться привлечь зал к массовому пению, каким-то другим коллективным действиям, потому что соучастие - это наивысший эмоциональный момент, к нему нужно психологически подготовиться.

Законченность каждого  отдельного эпизода. В миниатюре  эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию. Действие необходимо обязательно довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражается идея драматургического замысла. Финал - весьма важная часть композиции, он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как является наиболее важным моментом для максимального проявления активности всех участников.

 

1.2  Музыкальное оформление концертной программы

        Нельзя забывать в работе над концертной программой, и о работе с композиторами, ещё одной, не менее важной части концертной программы. Эта работа состоит в подборе музыкального материала и составлении музыкальной партитуры шоу. Например, если это зрелище приурочено к какой-нибудь исторической дате то проблема состоит в том, чтобы точно подобрать музыкальный материал, полно отражающий настроение действа, который поможет режиссёру создать необходимую атмосферу, того или иного эпизода. Рассмотрим другой случай, например, если постановщик разрабатывает шоу-концерт одного исполнителя. Дело в том, что существуют музыкальные произведения, которые входят в альбомы исполнителя (альбомные версии), но слушателю, пришедшему на концерт, иногда становится не очень интересно слушать те же варианты аранжировок, что на альбоме. Тогда композитору приходится работать над концертными вариантами песен, что придаёт им совершенно новое звучание и вместе с этим новое сценическое воплощение. Из этого всего естественно делаем вывод о том, что музыка так же сильно влияет на психологическое состояние зрителя. Тем более, что современная техника музыкального воспроизведения (по последним данным учёных), благодаря качественному и усиленному звучанию низкочастотных колебаний, способна сотрясать серое вещество спинномозговой жидкости и тем самым вызывать эмоциональный дисбаланс.

Музыкальное оформление, как известно, является неотъемлемой частью технологического процесса создания концертной программы. Режиссеру-постановщику необходимо в совершенстве овладеть основами музыкальных знаний, общими положениями и принципами музыкального оформления концертно-зрелищных программ, знать теорию, историю, практику и методику процесса их создания.

В сложном процессе подготовки и проведения концертных программ специалисты  имеют дело со многими компонентами, пользуются многими выразительными средствами, приводя их во взаимодействие. От того, насколько они органично связаны, в какой мере служат образному воплощению темы той или иной программы, в конечном счете, зависят художественный уровень и степень воздействия на аудиторию. Музыкальное оформление концертной программы представляет определенную трудность. Это связано, прежде всего с тем, что вопросы теории и практики музыкального оформления концертных программ почти не разработаны в культуроведческой литературе, кроме некоторых, встречающихся в методических работах.

Прежде всего следует  классифицировать музыку в концертной программе. Музыкальное оформление - это включение в программу музыки всех жанров и форм: вокальной, инструментальной, хоровой, фрагментов симфонических произведений, народной, духовой, эстрадной - в живом звучании и в виде музыкальных фонограмм.

Каждая концертная программа  имеет свои специфические особенности, требующие определенного музыкального решения в соответствии с тем, где она проводится: во дворце культуры, на улице, на стадионе, в парке и т.д. Однако, несмотря на их жанровое разнообразие и условия проведения, музыку в концертной программе можно классифицировать следующим образом: музыкальный пролог, музыкальный эпизод, музыкальный номер, музыкальный антракт, музыкальный финал, музыка по ходу действия.

Музыкальный пролог - это начальный  музыкальный раздел, фрагмент песни  или пьесы, произведение, музыкальная  фантазия, имеющий целью подготовить  развитие основных эпизодов мероприятия, написанный в характере всего представления или контрастный ему.

По своему функциональному значению музыкальный пролог может выполнять  роль вступления или экспозиции. Основная задача пролога-вступления - собрать  внимание зрителей и ввести в общую  атмосферу мероприятия, в определенную эпоху, среду, подготовить к эмоциональному восприятию содержания основного раздела.

Особенностью музыкального пролога-экспозиции является то, что он представляет собой  лаконичный и емкий рассказ о  событиях, которые будут раскрываться в основной части мероприятия с помощью произведения музыкального искусства или сочетания музыки с другими средствами художественно-выразительного воздействия (слово, хореография, кино, пантомима и т.д.). Пролог имеет четкое структурное и сюжетное построение: вступление, изложение основных тем или темы, заключительную часть, которая нередко служит переходом к первому эпизоду мероприятия.

Музыкальный пролог может быть представлен: увертюрой, музыкально-пластическим плакатом, музыкально-сценической композицией, музыкальным видео-кинопрологом. Наиболее распространенной формой музыкального пролога является увертюра. В ней используются музыкальные произведения, песни, танцевальные и эстрадные мелодии, а также отдельные музыкальные фразы, аккорды, позывные.

Интересным и выразительным музыкальным прологом может быть музыкально-пластический плакат, представляющий собой синтез музыки, пантомимы и хореографии. Особенность такого пролога заключается в том, что содержание его воплощается в танцах и пластических движениях, сопровождаемых музыкой, и имеет четкую тематическую направленность и сюжетное построение.

Музыкальные финалы - значительная часть концертной программы, конструктивно отделенная от предыдущих эпизодов, но органически с ними связанная, обычно предназначенная для массового исполнения музыкального произведения, завершения действия. Это одна из важнейших частей представления. Отсутствие финала оставляет ощущение незавершенности всей программы. Он несет особую смысловую нагрузку, подводя итог мыслям и чувствам, которые возникли у зрителя, в нем заложена основная мысль праздника, обобщающая идею программы. Нередко музыкальные финалы перерастают в огромную массовую акцию, втягивающую в праздничное действие десятки тысяч людей.

 

       1.3 Светотехническое оформление концертной программы

       Светотехника в наши дни достигла огромных достижений, и её применение при разработке шоу - программ стало необходимостью. Здесь надо добиться такого эффекта, чтобы свет в буквальном смысле «пел» вместе с музыкой, а так же отражал настроение эпизодов и их направленность. Для этого существуют специальные световые партитуры и компьютерные программы. Например, звуки заводящегося электронного агрегата вместе с поднимающимися лучами прожекторов создают впечатление эмоционального подъёма в психике зрителя. Пиротехнические эффекты уже давно завоевали уважение у режиссёров зрелищных программ, так как они тоже оказывают огромное воздействие на эмоциональное состояние человека. Ещё в древности, человека завораживал огонь, его магическая сила и наверно, поэтому пиротехнику используют как одно из выразительных средств концертных зрелищ. Например, в хорошо известном Диснейленде каждый вечер проходят парады светящихся фигур, и устраиваются грандиозные фейерверки.

 

 

 

                                                           Глава 2.

Видовое и жанровое разнообразие концертных программ

 

Концерт - от итальянского «кончерто» - состязание, соревнование. Конечно же, на сцене не происходит явной борьбы, в которой кто-то должен победить, кто-то проиграть, но глубинный подтекст слова сохраняется. Ведь каждый исполнитель, вышедший на сцену, ждет признания, аплодисментов и не хочет выглядеть хуже других. Обеспечить успех каждому исполнителю, тем более, если это дети, самая главная педагогическая и режиссерская задача организатора концерта.

Концерты принято подразделять на различные виды. Прежде всего, по их целевому назначению:

  • Отчетные (например, творческий коллектив отчитывается перед городом за прошедший творческий год или за свою поездку куда-нибудь),
  • Конкурсные (участие в смотре художественной самодеятельности),
  • праздничные (выступление в честь праздника, и в программе всего праздника),
  • юбилейные (юбилей ДК, юбилей коллектива самодеятельности и т.п.).

Занимаясь подготовкой  концерта, организатору важно посмотреть на него и с других позиций.

Концерты подразделяются и по месту постановки.

  • стационарным (выступление на своей привычной сцене)
  • выездным или гастрольным.

Концерты подразделяются и по составу участников.

В программе могут  быть задействованы и взрослые, и  дети, и даже профессиональные исполнители  вместе с исполнителями-любителями.

В зависимости от числа  участников концерты подразделяются на:

  • сольные (выступления одного исполнителя),
  • групповые (выступления группы исполнителей - ансамбль, коллектив и т.п.)
  • смешанные (выступления в одной концертной программе и отдельных солистов, и групп, и ансамблей.).

Концерты подразделяются и по составу аудитории, для которой они проводятся. На практике чаще всего встречаются три таких вида: концерты для взрослой аудитории, для детской аудитории и для смешанной аудитории. Организатору необходимо это знать, поскольку требования аудитории многое диктуют. Детская аудитория требует точного расчета концерта во времени, поскольку дети быстро устают. С детской аудиторией важно очень тщательно продумывать подбор номеров, их расстановку, дети любят зрелищность, они против монотонности, хотят больше веселых и смешных номеров.

Взрослая аудитория более восприимчива и к глубинно-содержательным номерам, более терпима, не устает от продолжительного концерта. Наибольшую сложность представляют собой концерты для смешанной аудитории.

Трудно учесть интересы всех возрастных категорий зрителя. Разный возраст, разный уровень социальной зрелости, отношении к жизни, разный уровень культуры, разные возможности осмысления художественного материала, представленного на сцене исполнителями, требуют продуманности и соответствующей подачи каждого номера.

Информация о работе Структурные составляющие постановки концертной программы