Структуралистская концепция культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:39, реферат

Краткое описание

Процесс научного осмысления такого феномена, как культура, требует использования определенных методологических основ. Иными словами, исследование культуры необходимо проводить в рамках той или иной философской мысли.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 35.15 Кб (Скачать)

Тартуско-московская семиотическая  школа в условиях господства тоталитарного режима была творческим сообществом талантливых ученых внутренне не скованных узкими рамками марксистской методологии. Лотман и его единомышленники много сделали для возвращения из забвения целых пластов русской культуры и еще больше для разработки новых методологических принципов гуманитарных исследований. В научном подходе самого Лотмана центральным понятием был «текст культуры». Согласно этому подходу, любое проявление культуры можно представить в виде текста, т.е. определенной знаковой системы, которая будет вторична по отношению «первичной» системе знаков, которыми являются естественные языки. Понятие «текста культуры» в методологии Лотмана охватывало самые различные сферы жизни, философии, науки, искусства.

Основу научного подхода ученого  составлял метод структурного анализа, позволяя широко ставить вопросы сходства искусства и жизни, игры и природы искусства. Особое внимание Лотмана привлекала проблема структуры пространственных отношений в культуре, которые отражены в модели «картины мира». Последняя имеет специфический вид для каждой конкретной культуры, хотя и построена на универсальных пространственных отношениях: «правый – левый», «открытый – закрытый» и т. д. Подобные противопоставления обычно именуют бинарными, по Лотману, это такие смысловые пары, которые демонстрируют противоположные полюса восприятия окружающего мира.

Бинарность культурных традиций, порождающая  их внутренние противоречия - проблема, которая стала центральной в одной из последних работ Лотмана "Культура и взрыв". В этом исследовании ученый предложил свое понимание универсального характера развития культуры. По его мнению, развитие культуры может протекать в двух основных сменяющих друг друга динамических формах: "постепенное развитие" и "взрыв".

 В любой культуре движение  вперед осуществляется двумя  путями. Непрерывное и потомупредсказуемое  развитие, обладающее мощной силой  прогресса, и противоположное по характеру - взрывное. В последнем случае резко возрастает мера энтропии (неопределенности) в дальнейшем развитии. Тем не менее, по прошествии определенного отрезка времени, культура из всех возможных вариантов дальнейшего движения вперед выберет только один и вновь вернется к форме непрерывного развития. Эту схему не следует понимать прямолинейно. «Культура как сложное целое составляется из пластов разной скорости развития, так что любой ее синхронный срез обнаруживает одновременное присутствие различных ее стадий. Взрывы в одних пластах могут сочетаться с постепенным развитием в других» [3].

Другое дело, что взрыв может  быть настолько мощным, что охватит  всю толщу культурных слоев и  приведет к полному разрушению культуры. По мнению Лотмана, в культурах, представленных цивилизациями западного типа, взрыв разрывает лишь часть слоев и непрерывность в развитии, переплетаясь с разрывами, образует единую историческую связь. В бинарных культурах, как, например, в русской, моменты взрыва влекут за собой глубокие кризисы и коренное обновление. «Целостная структура культуры ориентирована на усредненность и выживание, ее механизм – юстиция»[3]. В русской культуре присутствует стремление заменить юриспруденцию моральными или религиозными принципами, поэтому целостная структура в этой ситуации всегда находится под угрозой полного разрушения в моменты взрывов.

Глубокий анализ русской культуры, с точки зрения ее бытового поведения, ее специфических структур повседневности, был дан Лотманом в работе, посвященной быту и традициям русского дворянства. Отправной точкой его тонкого и глубокого анализа стало положение, согласно которому «культура, прежде всего, - понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем нее менее по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, то есть социальное»[4].

По мысли исследователя, культура выступает как форма общения, а сферу общения обслуживает язык. В свою очередь язык это система знаков, употребляемых членами коллектива по определенным правилам, причем знаком может служить любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д.), имеющее значение и таким образом передающее смысл. Эти лаконичные и логически стройные тезисы Лотмана - итог грандиозной творческой работы над проблемами культуры, изучению которой ученый посвятил свою жизнь.

 

 

 

Заключение

Методологическая  основа исследования культуры ограничила понимание сущности культуры, ибо в тени остались проблемы, связанные с творческим процессом и многомерностью культуры (ведь ориентация была на результативный характер явлений культуры). Вместе с тем такой подход раскрывает социальную сущность культуры, поэтому он стал теоретической основой для дальнейших методологических поисков в ходе исследования культуры. Культура стала пониматься как нечто, что скрывается за диалектикой «материального» и «духовного», это, в свою очередь, стимулировало поиск единого истока и сути культуры.

Таким истоком стал деятельностный подход, на основе которого были созданы разнообразные  модели культуры как целостной системы. В рамках этого подхода, характерного для отечественной культурологии, наибольшее распространение получили две ориентации. Для представителей первой культура является процессом  творческой деятельности, в ходе которого происходит и духовное обогащение общества, и самосозидание человека как  субъекта культурно-исторического  процесса. Адепты второй ориентации усматривают  в культуре специфический способ деятельности, который способствует сохранению и воспроизведению цивилизации  в условиях изменчивости окружающего  мира

В структуралистской концепции культура выступает как совокупность знаковых систем и культурных текстов. С точки зрения структурализма все культурные системы - язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т.д. - могут быть рассмотрены как знаковые системы. Наиболее простой и универсальной знаковой системой является язык.

 

Список  использованной литературы

1. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. – 63 с.

2. Кузьмина А.А., Машненков В.В. Культурологические концепции К.Юнга и Леви-Стросса. // Введение в культурологию. М., 1995.- 39-43 с.

3.  Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992. – 25 с.

4.  Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века).- СПб, 1994,- 399 с.

5. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. М., Издательство «Экзамен», 2002 г. – 192 с.

6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997.-344 с.

7. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. М., Издательство «Альфа», 2001 г. -240 с.

 

 


Информация о работе Структуралистская концепция культуры