Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:39, реферат
Процесс научного осмысления такого феномена, как культура, требует использования определенных методологических основ. Иными словами, исследование культуры необходимо проводить в рамках той или иной философской мысли.
Тартуско-московская семиотическая школа в условиях господства тоталитарного режима была творческим сообществом талантливых ученых внутренне не скованных узкими рамками марксистской методологии. Лотман и его единомышленники много сделали для возвращения из забвения целых пластов русской культуры и еще больше для разработки новых методологических принципов гуманитарных исследований. В научном подходе самого Лотмана центральным понятием был «текст культуры». Согласно этому подходу, любое проявление культуры можно представить в виде текста, т.е. определенной знаковой системы, которая будет вторична по отношению «первичной» системе знаков, которыми являются естественные языки. Понятие «текста культуры» в методологии Лотмана охватывало самые различные сферы жизни, философии, науки, искусства.
Основу научного подхода ученого составлял метод структурного анализа, позволяя широко ставить вопросы сходства искусства и жизни, игры и природы искусства. Особое внимание Лотмана привлекала проблема структуры пространственных отношений в культуре, которые отражены в модели «картины мира». Последняя имеет специфический вид для каждой конкретной культуры, хотя и построена на универсальных пространственных отношениях: «правый – левый», «открытый – закрытый» и т. д. Подобные противопоставления обычно именуют бинарными, по Лотману, это такие смысловые пары, которые демонстрируют противоположные полюса восприятия окружающего мира.
Бинарность культурных традиций, порождающая их внутренние противоречия - проблема, которая стала центральной в одной из последних работ Лотмана "Культура и взрыв". В этом исследовании ученый предложил свое понимание универсального характера развития культуры. По его мнению, развитие культуры может протекать в двух основных сменяющих друг друга динамических формах: "постепенное развитие" и "взрыв".
В любой культуре движение
вперед осуществляется двумя
путями. Непрерывное и
Другое дело, что взрыв может быть настолько мощным, что охватит всю толщу культурных слоев и приведет к полному разрушению культуры. По мнению Лотмана, в культурах, представленных цивилизациями западного типа, взрыв разрывает лишь часть слоев и непрерывность в развитии, переплетаясь с разрывами, образует единую историческую связь. В бинарных культурах, как, например, в русской, моменты взрыва влекут за собой глубокие кризисы и коренное обновление. «Целостная структура культуры ориентирована на усредненность и выживание, ее механизм – юстиция»[3]. В русской культуре присутствует стремление заменить юриспруденцию моральными или религиозными принципами, поэтому целостная структура в этой ситуации всегда находится под угрозой полного разрушения в моменты взрывов.
Глубокий анализ русской культуры, с точки зрения ее бытового поведения, ее специфических структур повседневности, был дан Лотманом в работе, посвященной быту и традициям русского дворянства. Отправной точкой его тонкого и глубокого анализа стало положение, согласно которому «культура, прежде всего, - понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем нее менее по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, то есть социальное»[4].
По мысли исследователя, культура выступает как форма общения, а сферу общения обслуживает язык. В свою очередь язык это система знаков, употребляемых членами коллектива по определенным правилам, причем знаком может служить любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д.), имеющее значение и таким образом передающее смысл. Эти лаконичные и логически стройные тезисы Лотмана - итог грандиозной творческой работы над проблемами культуры, изучению которой ученый посвятил свою жизнь.
Заключение
Методологическая основа исследования культуры ограничила понимание сущности культуры, ибо в тени остались проблемы, связанные с творческим процессом и многомерностью культуры (ведь ориентация была на результативный характер явлений культуры). Вместе с тем такой подход раскрывает социальную сущность культуры, поэтому он стал теоретической основой для дальнейших методологических поисков в ходе исследования культуры. Культура стала пониматься как нечто, что скрывается за диалектикой «материального» и «духовного», это, в свою очередь, стимулировало поиск единого истока и сути культуры.
Таким
истоком стал деятельностный подход,
на основе которого были созданы разнообразные
модели культуры как целостной системы.
В рамках этого подхода, характерного
для отечественной
В структуралистской концепции культура выступает как совокупность знаковых систем и культурных текстов. С точки зрения структурализма все культурные системы - язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т.д. - могут быть рассмотрены как знаковые системы. Наиболее простой и универсальной знаковой системой является язык.
Список использованной литературы
1. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. – 63 с.
2. Кузьмина А.А., Машненков В.В. Культурологические концепции К.Юнга и Леви-Стросса. // Введение в культурологию. М., 1995.- 39-43 с.
3. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992. – 25 с.
4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века).- СПб, 1994,- 399 с.
5. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. М., Издательство «Экзамен», 2002 г. – 192 с.
6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997.-344 с.
7. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. М., Издательство «Альфа», 2001 г. -240 с.