Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:39, реферат
Процесс научного осмысления такого феномена, как культура, требует использования определенных методологических основ. Иными словами, исследование культуры необходимо проводить в рамках той или иной философской мысли.
Введение
Актуализация проблемы сохранения
духовности и культурных ценностей
в конце XX столетия обусловила поворот
целого ряда научных дисциплин к
исследованию сущности и функционирования
феномена культуры. Процесс научного
осмысления такого феномена, как культура,
требует использования
Согласно отечественной
Целью работы является понять, что представляет собой культура, и какие факторы определяют ее развитие. Рассмотреть особенности структуралистского подходов к культуре.
В культурологии наблюдается многообразие подходов, направлений и школ для изучения культуры.
Осмысление проблем культуры и её универсалий в современной философии культуры развивается по разным направлениям, рассматривающим культуру как способ человеческой деятельности, как «семиотическую Вселенную», игру, ценностный комплекс и т.д. (деятельностный, аксеологический, социологический, антропологический, семиотический, структуралистский, психофизиологический и пр. подходы).
В деятельном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности (Э.Маркарян, В Давидович, З.Файнбург и др.). Наиболее точно отражает сущность понятия культура согласно деятельному подходу определение академика В.С.Степина: «Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее проявлениях. Культура хранит, накапливает соц.опыт, транслирует его из поколения в поколение, генерирует новые программы деятельности»[122].В определенном смысле деятельный подход тяготеет к технологической трактовке культуры, т.к. культура здесь выступает как своего рода «технология» человеческой деятельности.
При семиотическом подходе (Кассирер, У.Эко) культура определяется через её сущностную характеристику – как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через социокод, как знаково закрепленная совокупность деятельностных систем, обеспечивающих социальное наследование («культура – есть система обобщенных и унифицированных программ человеческого поведения и деятельности вообще, выраженных в знаковых формах, которые транслируются из поколения в поколение»).
При структуралистском подходе(К.
Психофизеологический подход (З.Фрейд, К.Юнг) объясняет функционирование культуры, ее развитие из индивида, человеческой субъективности, провозглашая принципиальное противоречие между природным началом в человеке и довлеющими на него нормами культуры. Так, согласно идеям З.Фрейда собственно человеческое «я» заперто между бессознательным «оно» и «сверх-Я» культуры. Оба эти полюса заставляют человека подчиняться требованиям культуры (в результате того, что человек пытается сбросить давление культуры, и возникают неврозы). Культура делает жизнь человека более безопасной, блокируя человеческие инстинкты и агрессивность, но платой оказывается психическое здоровье человека, который разрывается между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью.
Последователь и ученик З.Фрейда К.Г.Юнг в отличие от Фрейда говорит не о природной сущности бессознательного, а об его глубинных культурно-исторических истоках. По его мнению, коллективное бессознательное родилось в древности в коллективном психическом опыте (природа его социально-культурная, однако оно передается по наследству на генетическом уровне). Первичные структуры коллективного бессознательного - архетипы, т.е. некие первосмыслы, общезначимые и интуитивно понимаемые символы (напр., архетип священного, магического, таинственного недоступного и пугающего, или «тень» – темный двойник нашего я). Все архетипы связаны с древнейшими мифологическими образами, переживаниями и лежат в основе человеческой души.
Сама история человечества, как считает К.Г.Юнг, коренится в коллективном бессознательном, проявляющемся в архетипах. Современный человек подвластен таящемуся бессознательному («демонам души») и не является господином своей душевной жизни. По Юнгу можно «приручить демонов души» и поставить их на службу культуре, для этого необходимо найти для бессознательного адекватное культурно-символическое выражение (например, в религии, где Бог и бесы не что иное как психические силы (архетипы) самого человека.) Задача культуры по мнению Юнга – вести диалог с бессознательным, а не «отдавать человека на милость психической преисподней.
При социологическом подходе (М.Вебер, Т.Парсонс) культура рассматривается как социальный институт, который дает обществу системное качество и позволяет рассматривать последнее как устойчивую целостность. При этом подходе фиксируется соотношение культура и социум, анализируется «общественный» человек в культуре, изучается культура как способ социализации индивида.
Аксиологический (ценностный) подход заключается в соотнесении культуры с миром человеческих ценностей. Согласно ценностному подходу культура есть не что иное как реализация идеально-ценностных установок, рассматриваемых под углом их значимости для человека. Так, согласно П.Сорокину ценность есть основа и фундамент всякой культуры. В соответствии с характером доминирующей ценности Сорокин делит все культурные сверхсистемы на идеациональные, идеалистические и чувственные. Идеациональная система базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности (напр, средневековая западная культура, буддийская культура и пр.). Доминирующие ценности идеалистической культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю (древнегреческая культура 4-5 в. до н.э., западноевропейская 13-14 столетия). Современный тип культуры – чувственный, эта культура стремится освободиться от религии, морали и др. ценностей идеациональной культуры (реально только то, что мы осязаем – чувствуем, остальное – не существует) Нынешняя чувственная культура обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека и придании всем ценностям относительного характера.
Игровые концепции культуры (Й.Хейзинга, Г. Гессе, Е.Финк, Х.Ортега-и-Гассет) связывают происхождение и жизнедеятельность культуры с феноменом игры. Согласно Хейзинге, культура происходит из игры как «живой плод», и все культурное творчество есть игра. Игра рассматривается здесь как спонтанная незаинтересованная деятельность, которая приятна сама по себе и не зависима ни от какой цели. Культура непосредственно связана с игрой, потому что для осуществления любой культурной преобразовательной деятельности человек первоначально должен был осуществить ее в воображении. В определенный момент жизни игра составляет драматургический сюжет для реализации высшего социального сюжета. У Финка игра рассматривается как важнейший феномен человеческого бытия, в числе других основных – смерти, труда, господства и любви.
Распространение в современной философии культуры получил так же «диалоговый» подход» (Библер, Б. Ю. Лотман, М.Бахтин), при котором культура рассматривается как «встреча культур», пересечение систем смыслов, имеющих свою суть и внутреннюю логику. Культура, по мнению представителей диалогового подхода, замыкаясь в субъекте (групповом или индивидуальном) тут же «закисает», поскольку она всегда нуждается в партнере, адресате. Быть в культуре – значит вступать в диалог с прошлым и будущим, с «актуальным» другим.
Таким образом, подходы и концепции формирования культуры очень разнообразны, они опираются на разные толкования культурного развития. В следующей главе мы более подробно рассмотрим, что такое структурализм и его подход в развитии культуры.
2. Структуралистская концепция культуры
Структурализм - научное направление в антропологии, опирающееся на применение структурного анализа в различных областях наук о человеке, сформировалось в 20-е гг. XX века в результате перехода гуманитарных наук к абстрактно-теоретическому уровню исследований.
Структурализм поставил задачу - организовать изучение культуры на строго научной основе с использованием точных методов естественных наук (математическое моделирование, компьютеризация и т.д.), преодолеть описательность в анализе культуры. Структурный метод, сформировавшийся первоначально в лингвистике во многом благодаря языковеду Ф. Де Соссюру, позднее был перенесен для изучения разнообразных явлений культуры.
Если в широком смысле структурализм охватывает обширные области гуманитарного знания, то в более узком значении он может быть определен как реализация структурного подхода в трудах таких исследователей как К.Леви-Строс, М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Лакан и др. Структурализм исследует формы, в которых протекает культурная деятельность человека, причем эти формы духовной деятельности обозначаются понятием «структура».
Основные положения
На сознательном уровне человек манипулирует знаками, строя из них фразы, тексты. Делает это он, подчиняясь определенным правилам, которые выработаны коллективно и стихийно и о которых обычно многие не догадываются. Эти правила - элементы структуры языка. Значит, точно такие же элементы структуры должны существовать во всех сферах духовной жизни человека. «В таком выражении и состоит бессознательная деятельность человеческого Духа»[1].
Концепция коллективного
Таким образом, в структурализме культура выступает как совокупность знаковых систем и культурных текстов. С точки зрения структурализма все культурные системы - язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т.д. - могут быть рассмотрены как знаковые системы. Наиболее простой и универсальной знаковой системой является язык.
Соответственно, следуя логике структуралистов, возможно выявление и научного познания этих структур путем сравнительного структурного анализа знаковых систем и культурных текстов. Исходя из данных положений, представители структурализма в разработке проблем культуры сосредоточились на анализе различных комплексов культурных текстов.
Прежде всего, структуралисты стремились выделить из комплекса культурных тестов и знаковых систем те, в которых можно определить общие черты, что предполагает наличие внутренней структуры. Затем в текстах выделялись минимальные элементы (например, «холодный - горячий», «верх-низ»), связанные устойчивыми отношениями. Выявление устойчивых отношений внутри и между оппозициями позволяет в дальнейшем моделировать применение этих правил на всех возможных оппозиций данного комплекса текстов.
Для Клода Леви- Стросса (р. 1908) исследование систем родства, тотемизма, мифов, ритуала, масок как особого рода языков становится средством постижения общего в огромном многообразии явлений человеческого духа. С помощью приемов структурализма Леви-Стросс построил абстрактно-математическую модель возможных типов брака и семьи. Он предлагает типологию соотношений современных обществ: индустриально развитых и «примитивных», как «горячих» и «холодных»: первые стремятся производить и потреблять как можно больше энергии и информации, а вторые ограничиваются устойчивым воспроизводством простых и скудных условий существования. Однако человека нового и древнего объединяют всеобщие законы культуры, законы функционирования человеческого духа.
Леви-Стросс идеализирует «человеческий дух» первобытных народов, их мифологическое мышление, утверждает «сверхрационализм» - идею гармонии чувств и рациональных начал, - универсальную для человека любой культуры, но утерянную культурой современной.
Человек, считает Леви-Стросс, - представляет собой единство внешнего и реального. Внешнее - это те символы, которыми он оперирует. Внутреннее - это бессознательная структура разума. Внутреннее в человеке неизменно, а внешнее подвержено изменениям. Эмпирическая реальность меняется, и это нарушает структурную связь внешнего и внутреннего в человеке. Создав мир символов, современный человек в своей культурной жизни отошел от следования бессознательной структуре разума, которая дана людям природой и которая идентична природе. Потому все драмы современной культуры - это плата за забвение природы, это драма самого человека. Современный человек нуждается в ремонте. Леви-Стросс считает, что следует вернуться к опыту первобытного человека, чтобы восстановить его единство и целостность [2].
К направлению структурализма принято относить тартуско-московскую школу, которая возникла в начале 60-х гг. XX в. в результате объединения двух исследовательских групп- преподавателей и студентов кафедры русской литературы университета г. Тарту и группы московских лингвистов и филологов. Крупнейший представитель- Лотман Юрий Михайлович (1922- 1993), культуролог, глава тартуско-московской структурно-семиотической школы гуманитарных исследований. Родился в семье адвоката. После окончания Ленинградского (ныне Санкт-Петербургский) университета до конца своей жизни работал на кафедре русской литературы Тартуского университета. Основные работы: "Структура художественного текста" (1970), "Статьи по типологии культуры" (1970-1973), "Культура и взрыв" (1992), "Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII- нач. XIX века)" и др.