Стенография

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:57, реферат

Краткое описание

Стенография - скоростное письмо, основанное на применении специальных систем знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющее вести синхронную запись устной речи и рационализировать технику письма.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I 4
ИСТОРИЯ СТЕНОГРАФИИ 4
Из глубокой древности 4
Развитие стенографии 7
Русская скоропись 8
Стенография за границей 11
Из истории наук и искусств 12
Альфред Эдмунд Брем 12
Дмитрий Иванович Менделеев 12
Дмитрий Николаевич Прянишников 13
Николай Егорович Жуковский 13
Иван Петрович Павлов 14
Николай Михайлович Горчаков 14
Лев Николаевич Толстой 15
Фёдор Михайлович Достоевский 16
Чарлз Диккенс 17
ВЫВОД К ГЛАВЕ I 19
ГЛАВА II 20
Массовое стенографическое письмо. 20
Анализ старых и новых стенографических систем. 20
Характеристика стенографического письма 21
Стенографический алфавит 21
Применение на практике 24
ГЛАВА III 25
ВИДЫ СТЕНОГРАФИИ 25
Геометральные системы 25
Курсивные системы 25
Морфологические системы 25
Фонетические системы 25
ГЛАВА IV 27
Актуальность стенографии в современном мире 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 29
БИБЛИОГРАФИЯ: 32

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ СТЕНОГРАФИИ новое (2) - копия.docx

— 1.57 Мб (Скачать)

И. П. Павлова.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

       В 1952 г. вышла в свет книга  талантливого режиссера Художественного  театра, заслуженного деятеля искусств  Н. М. Горчакова "Режиссерские  уроки 

 К.С.Станиславского", которая охватывает почти всю  деятельность Станиславского в  театре.

       Книга создана Горчаковым на  основе стенографических записей,  которые он вел в течение  своей работы с великим режиссером  в Художественном театре. На спектакле  и на репетиции с блокнотом в руках Н. М. Горчаков в течение 12 лет вел свои стенографические записи.

       Обыкновенным письмом не удалось бы занести на бумагу все подробности, о которых говорил великий режиссер, соответственно, не существовало бы такой талантливой книги о Станиславском. 
 
 

    

 
 
 
 
 
 
 
 

    Стенографом, услугами которого пользовался Л. Н. Толстой, был Николай Николаевич Гусев. С декабря 1907 г. Гусев работал  у Толстого в Ясной Поляне, стенографически записывая под диктовку писателя его ответы на многочисленные письма, поступавшие со всех концов России и из-за границы. Гусев часто стенографировал беседы Толстого с посещавшими его лицами.

Пользование стенографией казалось Толстому более удобным, чем  подаренным ему Эдисоном фонографом.

       В 1909 г. русский историк стенографии  Н.А. Ершов через Гусева передал  Толстому свою книгу «Обзор русских стенографических систем» и просьбу высказаться о стенографии. В своем ответном письме великий русский писатель выразил свою точку зрения о значении стенографии:  

       «Я совершенно согласен с высказанной Вами во введении к Вашей книге мыслью о значении стенографии. Согласен, потому что я считаю благотворным все, что содействует единению людей. Единению же людей больше всего содействует выражение мыслей людских Выражение же мыслей людских облегчается и сообщение их ускоряется стенографией. И поэтому полагаю, что распространение стенографического письма может быть только благотворно. 3 июня 1909 г.»  
 

       Примечательно и мнение Гусева о применении стенографии Толстым:  

«При чрезвычайном обилии получаемых Львом Николаевичем писем самого разнообразного содержания, частых его недомоганиях и, главное, при постоянной собственной напряженной работе мысли – диктовка ответов на письма и быстрая стенографическая запись их значительно облегчали ему письменные сношения, и вместе с тем ответные письма получали характер той непосредственной задушевности, которая свойственна личному общению, но большей частью утрачивается при передаче мыслей с помощью обыкновенного письма, когда перо не может поспеть за движимой чувством мыслью». 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

    Выдающийся русский писатель Ф. М. Достоевский постоянно испытывал материальные затруднения. Поэтому в 1866 г. он был вынужден заключить договор с издателем на полное собрание сочинений с обязательством написать новый роман в десять печатных листов к 1 ноября. Договор был заключен в начале октября. Следуя данному предписанию, если Достоевский не успевает к сроку написать новый роман, тогда все права на его сочинения пожизненно могут перейти к издателю. Писатель принял решение для убыстрения работы воспользоваться услугами стенографа.

    В те времена стенография не имела в России большого распространения. Писатель обратился к петербургскому теоретику П. М. Ольхину, применившему к русскому языку немецкую систему стенографии Габельсбергера. Ольхин рекомендовал лучшую свою ученицу Анну Григорьевну Сниткину.

       С 4 по 29 октября, почти в течение  месяца, каждый день приходила  молодая стенографистка к Достоевскому  и писала под его диктовку  роман «Игрок».

       Днем или вечером они работали, а по утрам дома А.Г. Сниткина переписывала от руки продиктованный ей накануне текст.

      

«Я теперь нанимаю стенографа, и, хотя по-прежнему продиктованное по три раза просматриваю и переделываю, тем не менее стенография чуть ли не вдвое сокращает работу. Единственно только этим способом мог я окончить в один месяц десять печатных листов Стелловскому: иначе не написал бы и пяти».

                                                                                 (Из письма Достоевского от 2 ноября 1866 г.)

      

    К назначенному сроку роман был  готов к величайшему удивлению  издателя.

    После окончания романа «Игрок» Достоевский предложил

А. Г. Сниткиной продолжить с ним работу над романом «Преступление и наказание». А.Г.Сниткина согласилась. Совместная работа сблизила писателя и стенографистку, и они заключили брак.

       Анна Григорьевна до самой  смерти Достоевского оказывала  ему помощь в написании текстов. Она вела стенографический дневник, который был опубликован в 1923 г. От нее осталось много нерасшифрованных записей.

       Уже в наше время ими заинтересовался  литературовед М. П. Алексеев.

Он предложил  ленинградской стенографистке Ц. М. Пошемянской расшифровать стенографические записи Достоевской. Подобное предложение он уже делал другим стенографам, но никто не поручался за столь ответственное задание.

    Больше  года производилась работа над стенограммами. После ее окончания Ц.М. Пошемянская сдала Институту русской литературы расшифрованный материал. Это были отдельные главы из «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского, его «Биография», много деловых и личных писем Анны Григорьевны. Всего расшифровано более 300 страниц неизвестных ранее материалов. 
 

      

      
 
 
 
 
 
 
 

       Один из самых знаменитых английских писателей, Чарльз Диккенс, в свои 18 лет, изучил стенографию. Он работал с 1829 по 1836 гг. в газетах «Зеркало парламента» и «Утренний вестник».

      

«Когда Диккенс добился опубликования своего первого рассказа, ему шел 22-й год. Несмотря на свою молодость, он был хорошо известен в кулуарах парламента как блестящий стенограф и способный репортер».

                                  (Предисловие к собранию сочинений Ч. Диккенса (изд. 1959 г., г. Москва))   

       Первый рассказ Диккенса был  опубликован в декабре 1833 г.  Это было начало успеха, сопровождавшего  его до самой смерти. Не без  основания можно предполагать, что  именно отличное владение стенографией  помогло писателю оставить огромное  литературное наследство, пользующееся  любовью и уважением у народов  всего мира.

       В романе «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим», имеющем автобиографический характер, Диккенс описывает, как он стал стенографом.

       Система английской стенографии  в то время была очень сложной.  Диккенс знал, что «полное овладение тайной стенографического письма и расшифровки потребует такой же затраты труда, как изучение 6 языков». Тем не менее он решился на это. Занимался он самостоятельно, без помощи учителя.  

       «Я купил рекомендованную мне книжку о благородном и таинственном искусстве стенографии и окунулся в море таких затруднений, что через 2-3 недели впал в полное отчаяние

     Каждая  закорючка в системе этих знаков подобна была сучковатому дубу в  лесу препятствий, и я продвигался  вперед, срубая эти дубы один за другим с таким пылом, что через 3-4 месяца решился проделать опыт с одним  из прославленных ораторов в doctor`s commands (докторской общине). Забуду ли я когда-нибудь, как прославленный оратор ускользнул от меня, прежде чем я успел начать, и оставил мой глупый карандаш метаться по бумаге, словно в пароксизме лихорадки? Было ясно, что так дело не пойдет на лад. За советом я обратился к Трэдлсу, и он предложил диктовать мне речи, но медленно, с расстановкой, принимая во внимание мою неопытность. И вот изо дня в день, в течение долгого времени, по вечерам у нас происходили заседания по образцу парламентских».

        (Из романа Ч.Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим», книга II)  

   

    Согласно  тексту романа, систематические упражнения помогли.  

       «Я достиг совершеннолетия. Мне 21 год, возраст достойный

Посмотрим, чего я  достиг собственными силами. Я укротил  этого дикого зверя – таинственную стенографию. Она дает мне приличный заработок. Своими успехами я снискал высокое уважение всех, имеющих отношение к этому искусству, и теперь состою в числе 12 стенографов, записывающих парламентские прения для утренней газеты».

(Из романа  Ч.Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим», книга II,                                                                                                                                                                                                                                               глава 43)    

ВЫВОД К ГЛАВЕ I

 

    В результате анализа исторического развития стенографии и ее использования, можно сделать вывод о том, что данный вид записи был востребован среди многих писателей и мыслителей, ученых, критиков и деятелей искусств, как русских так и зарубежных.

    В дореволюционной России стенография  использовалась мало, применялись главным  образом переработки курсивных  немецких систем.

 А уже в 1933 г., ВЦИК РСФСР принял постановление о введении в РСФСР Государственной единой системы стенографии (ГЕСС), в основу которой была положена система Соколова. Именно это послужило основным мотивом в развитии и распространении скорописи в России.

    Анализируя  хронологический список (см.Приложения), можно увидеть возрождение стенографии, ее популярность, невостребованность (в Англии, Франции, Италии и Германии) в определенные периоды истории, вторичное возрождение.

    Наиболее  массовые попытки изобрести стенографию  делаются на рубеже 18 и 19 веков, но самые  первые стабильные результаты достигаются  к

1834 году.

ГЛАВА II

Массовое  стенографическое письмо.

Анализ  старых и новых  стенографических систем.

 

    Новая система стенографии разработана  специально для русского языка. Теория массового письма построена на научных  основах с учетом психологических, физиологических, гигиенических, графических  условий и процессов обычного и стенографического письма.

    Фундаментом всякого письма, в том числе  и стенографического, является его  алфавит – буквы. Стенографические алфавитные буквы, или, как принято  их называть, знаки, намного проще  обычных букв, а стенографическое письмо в 5–7 раз короче обычного.

    В старых системах стенографии алфавитные знаки брались из частей соответствующих  рукописных букв немецкого языка  или произвольно. Для приобретения автоматизации письма таких знаков требовались месяцы.

Алфавитные же знаки в предлагаемой чисто русской  системе стенографии взяты по возможности из частей соответствующих  букв русского скорописного шрифта, автоматизация  написания которых приобретается  нами с детства. Нужно заметить, что  у изучающего уже имеется в  коре больших полушарий давно  выработанный и прочно закрепленный условно-рефлекторный динамический стереотип  обычного письма; иначе говоря, он записывает каждую букву определенным привычным  движением руки. Эта родственная  ассоциативная связь стенографических знаков с обычными буквами с первых же занятий намного облегчает  запоминание стенографических знаков, значительно ускоряет процесс письма и чтения, сокращает сроки обучения стенографии, делает приобретенный  в процессе обучения навык скоростного  письма устойчивым, прочным.   

    Второй  отличительной чертой предлагаемой системы является размер алфавитных знаков. Если в старых системах применялись алфавитные знаки трех и даже четырех размеров, то в новой – только двух. Это дало возможность увеличенные алфавитные знаки использовать для обозначения сочетаний букв – символизации. При этом учтен фонетический строй русского языка, что сблизило эту систему некоторыми системами родственных славянских языков.

Символизация  согласных сделала начертания большого количества слов значительно короче, а это, в свою очередь, позволило избавиться от многих сокращений, которые требуют специального заучивания и постоянного повторения.  
 
 
 
 
 

Характеристика  стенографического  письма 

    Стенографическое  письмо, построенное на буквенном  принципе, обладает рядом особенностей. От обычного письма оно отличается, прежде всего, краткостью начертаний.

Информация о работе Стенография