Сравнение образа Нарцисса в картинах Караваджо Микеланджело, Никола Пуссена, Карла Брюллова и Сальвадора Дали

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 01:33, реферат

Краткое описание

В работе автор рассматривал картины великих художников своего времени, каждый из них являлся новатором. Караваджо внес течение реализма, когда все художники его времени придерживались общепринятых канонов, Никола Пуссен стал одним из основателей классицизма, он свято верил, что художник должен видеть и изображать прекрасное в своих картинах, Карл Брюллов все время искал новые способы отображения света и тени, что делает его полотна просто поразительными, Сальвадор Дали со своим понимаем философии Фрейда и «параноико-критический методом» создавал глубоко психологические картины.
Каждого из художников вдохновил на создание шедевра миф о Нарциссе. Персонажи каждого получились по-своему привлекательными, они отображают видение художников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Нарцисс и Эхо……………………………………………………………………3
I. Караваджо Микеланджело «Нарцисс у ручья»……………………………..4
II. Никола Пуссен «Эхо и Нарцисс»……………………………………………6
III. Карл Брюллов «Нарцисс, смотрящийся в воду»…………………………...8
IV. Сальвадор Дали «Метаморфозы Нарцисса»………………………………10
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованной литературы…………………………………………..13

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 439.31 Кб (Скачать)

Никола Пуссену принадлежит та заслуга, что благодаря любви к классицизму, которую он умел внушить своим соотечественникам, на некоторое время был приостановлен развившийся у французских художников вкус к вычурному и манерному.

 

 

«Эхо и Нарцисс» 1629-1630

Картина «Нарцисс и Эхо» является примером классического изображения  древнегреческого мифа.  На картине  можно увидеть три персонажа: Нарцисса, который лежит на переднем плане, сверху на камне тоскует нимфа  Эхо и рядом с ней еще  один персонаж  - проказник Амур, который исполнил волю своей матери Афродиты и послал стрелу любви как  раз в тот момент, когда провинившийся юноша наклонился над ручьем.  Фигуры написаны обнаженными, как и было принято в античной культуре, где воспевалась красота и совершенство человеческого тела. Внимание в первую очередь привлекает фигура Нарцисса, его лик печален и видно, что силы уже покидают его. Нарцисс написан наиболее выразительно и четко, как главный персонаж, именно на нем должно сосредотачиваться внимание. Эхо выглядит как часть природы, она почти сливается с камнем, на который опирается, и деревьями окружающими ручей. Нимфа безмолвно оплакивает своего любимого, она пример беззаветной и бескорыстной любви. Амур в данном случае является вестником беды, именно он привел в исполнение приговор Афродиты. Амур исполнен в классическом стиле, как пухленький хорошенький мальчик – так и принято изображать этого бога. Факел в руке Амура символизирует пылкую страсть, которую испытывает к себе Нарцисс, и которую испытывает к Нарциссу Эхо. Картина написана сочными, яркими красками и полностью соответствует содержанию мифа.

 

 

 

III. Карл Брюллов «Нарцисс, смотрящийся в воду»

  Брюллов Карл Павлович (1799—1852) – выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.

Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика  и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799. В 1809–1821 годах учился в Академии художеств, в частности  у живописца исторического жанра  Андрея Ивановича Иванова. В 1823–1835 годах Брюллов работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного  искусства. Итальянские картины  Брюллова проникнуты чувственной эротичностью, в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Отличительной чертой картин «Итальянское утро» и «Итальянский полдень» стало то, что предмет изображения найден художником не в Библии, не в мифологии, а в жизни. Брюллов написал картину так, что в обыденном появилась тонкая и строгая художественная соразмерность и красота. Однако и публика, и коллеги, и родственники были не готовы воспринять новшество. Бюро переводов  известило, что члены  «Общества поощрения художников» возмущены и забирают у Брюллова стипендию. Живописец выбирает свой путь в искусстве.

Карл Брюллов был художником-новатором. Хорошо владея академической манерой  и техникой живописи, он искал новые  возможности для изображения  освещения предметов. Картина «Итальянский полдень» была написана им на природе, в саду во время, когда солнце ярко освещала натурщицу. При этом он отобразил тень от винограда на ее руках, плечах и лице. Впечатление, производимое картиной, было необычайно сильным и волнующим. Его усиливали рефлексы красной шали.

 Брюллов выступает  и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры  сияющей, «райской» красоты. Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной «Последний день Помпеи». Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф».

В 40-х годах 19 века Карл Брюллов  посвятил себя работе над росписью главного купола и парусов Исаакиевского  собора в Санкт-Петербурге. Он трудился на высоких лесах, где не редко  были сквозняки. Сами условия работы были тяжелыми. Все это привело  его здоровье к расстройству. Октябрь 1847 года – время начала у художника  серьезной болезни, которая длилась  семь месяцев. В 1849 году, весной он выехал за границу. Вернуться в Россию ему  было не суждено. 11 (23) июня 1852 года Карла  Брюллова не стало. Это случилось  в Италии, в Мончано.

 

 

«Нарцисс, смотрящийся в  воду» 1819

В 1819 году в классе профессора петербургской  Академии художеств Андрея Иванова  была «поставлена» в качестве задания  для живописцев мужская фигура: полулежащий  юноша, наклонившийся над водой. Натурщика, вероятно, сам Иванов предложил  трактовать как Нарцисса, смотрящегося в воду, давая своим ученикам значительно  больше свободы, чем было общепринято. Решив представить фигуру Нарцисса в окружении пейзажа, воспитанник  Карл Брюллов отправился в Строгановский  сад на Черной речке.

Брюллову не хотелось, чтобы  его работа выглядела как стандартный  натурный этюд. Он задумал написать картину, в которой образ человека и образ природы должны были стать  еще не равновеликими, но уже гармонично взаимосвязанными. Верный высоким классическим образцам, Брюллов придал Нарциссу позу «Умирающего галла», слепок с  которого хранился в академическом  музее. Но ориентация на античную скульптуру не помешала художнику наделить своего героя определенным эмоциональным  состоянием, с одной стороны, вступающим в противоречие с академическим  каноном, с другой – выражающим чувственный  настрой самого автора. Плавный, волнообразный  ритм линий, словно угасающее движение рук, мягкий свет, исходящий от юношеского тела, – все это лишает Нарцисса мужественной силы и предрекает его  трагическую обреченность. Зачарованную неподвижность фигуры главного героя  Брюллов мастерски подчеркнул фигуркой улетающего Амура. При этом сложный  ракурс не помешал художнику передать ощущение легкого, воздушного полета. Композиция, построенная на контрастном  сопоставлении разнонаправленных  движений, уже сама по себе была необычна и смела для ученической работы. К тому же лицо Нарцисса, обрамленное  золотистыми кудрями, отдаленно напоминает лицо самого художника. В этом можно уловить романтические веяния, проступающее желание самоанализа, самопознания – желание все постигать через собственное «я», что будет свойственно Брюллову на протяжении всей его творческой жизни.

Но самое главное, в  картине «Нарцисс» ясно ощущается  влечение к живой натуре, которое  вскоре выведет Брюллова из плена  классицистических канонов. В отличие  от других учеников, которые ограничились изображением натурщика на фоне пейзажа  с картины Пуссена, Брюллов написал  картину на мифологический сюжет, впервые  затронув тему общения человека и  природы.

Когда Брюллов показал  «Нарцисса» на просмотре наряду с  этюдами других учеников класса, преподаватели  были в изумлении и не знали, как  оценить эту картину. Она выходила за рамки задания. Тем не менее, за эту работу ему присвоили малую  золотую медаль. Очевидные достоинства  картины «Нарцисс» не позволяли  лишить художника награды. Работу похвалили  в печати. «Сын Отечества» писал, что  в ней «обнаруживается действие ума, воображение и игра кисти, водимые  рукой вкуса». Произведение Брюллова было «назначено к продаже» и отправлено в академическую лавку, где его  купил какой-то чиновник. Впоследствии картина «Нарцисс» попала к А.И. Иванову. О ней никто не вспоминал, пока имя художника не стало известным. Тогда Иванов подарил работу своего знаменитого ученика музею Академии художеств (в 1923 г. из АХ поступила в  собрание ГРМ).

 

IV. Сальвадор Дали «Метаморфозы Нарцисса»

Сальвадор Дали (1904 – 1989) –  выдающийся испанский художник-сюрреалист. Учится в Академии художеств в  Мадриде (1921 – 1922, 1925 – 1926). В становлении  художника огромное значение имеют  интерес к искусству Де Кирко  и изучение работ Зигмунда Фрейда. В 1929 г. Дали сближается в Париже с  сюрреалистами.

В 1920-е гг. формируется  характерный для мастера «параноико-критический  метод», который сам Дали объясняет как «спонтанный метод иррационального познания, основанный на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпритаций».Расстроенная психика рождает необыкновенные сны и фантазии, которые воплощаются на полотне с такой достоверностью, что создается ощущение их реального существования.

В 1930-е гг. Дали создает  картины, отмеченные непривычными, противоречивыми  образами: фигуры, наслаиваясь друг на друга, вызывают несколько изобразительных  толкований. К ним относится и  картина «Метаморфозы Нарцисса» (1937).

К 1934 г. отношения между  Дали и объединением сюрреалистов осложняются  тем, что члены общества не принимают  политических взглядов художника, его  увлечения монархизмом, интереса к  вождям тоталитарных режимов, слишком  упрощенного представления об эстетических взглядах движения. Но, несмотря на разрыв с сюрреалистами, Дали считает себя истинным сюрреалистом.

В 1940 г.  художник эмигрирует в США и благодаря саморекламе, необычным представлениям и акциям приобретает известность не только в Америке, но и за ее пределами.

В 1948 г. Дали возвращается в  Испанию, где, увлекшись католицизмом, выполняет ряд картин религиозно-мистической  тематики.

Сальвадор Дали проявляет  себя как необычный даровитый  мастер не только на живописном поприще, но и в области скульптуры, кино, театра, прикладного искусства, графики  и литературы.

«Метаморфозы Нарцисса» 1937

 

Если, отойдя чуть подальше,

какое-то время  глядеть пристально — 

рассеянным взглядом,

гипнотическая недвижная  фигура Нарцисса

потихоньку начнет исчезать — и в итоге исчезнет.

Настанет момент истины мифа,

когда фигура Нарцисса примет очертанья руки,

выплывшей из собственной  призрачной тени,

сжимая в пальцах  яйцо, клубенечек, семя,

из которого новый  Нарцисс — на сей раз цветок — родится.

Рядом — та же рука,

каменеющая известняковой  глыбой,

ископаемая окаменелость, в которой — тоже цветок.

 

 

С. Дали

Живописец создал интереснейшую картину на сюжет древнегреческого мифа, где попытался изобразить историю Нарцисса в движении: жизнь — смерть — возрождение. Картине сопутствовала поэма Дали «Метаморфозы Нарцисса. Параноидальная тема (и в то же время инструкция по восприятию метаморфоз Нарцисса, запечатленных на моем полотне)», в которой художник предложил поэтическую методику, помогающую воспринимать сложные образы картины. 

Дали изображает Нарцисса сидящим у воды и глядящим в  нее, а рядом стоит разрушающийся  камень, который близко повторяет  очертания его фигуры, но воспринимается уже по-иному, — как рука, держащая луковицу или яйцо с растущим из него цветком. На заднем плане жестикулирует  группа обнаженных людей, в то время как третья нарциссоподобная фигура появляется на горизонте.

 

Заключение.

В своей работе я рассматривала  картины великих художников своего времени, каждый из них являлся новатором. Караваджо внес течение реализма, когда все художники его времени  придерживались общепринятых канонов, Никола Пуссен стал одним из основателей  классицизма, он свято верил, что  художник должен видеть и изображать прекрасное в своих картинах, Карл Брюллов все время искал новые  способы отображения света и  тени, что делает его полотна просто поразительными, Сальвадор Дали со своим понимаем философии Фрейда и «параноико-критический методом» создавал глубоко психологические картины.

Каждого из художников вдохновил  на создание шедевра миф о Нарциссе. Персонажи каждого получились  по-своему привлекательными, они отображают видение художников.

Караваджо видел Нарцисса простым юношей, навлекшим на себя гнев богов. Для него главным была личность главного героя, поэтому юноша изображен на простом черном фоне, выделяется только светлая фигура Нарцисса и его отражение в воде.

У Пуссена античная тема была любимой. В античности он видел  все идеалы. В своих картинах живописец  особое внимание уделял композиции и  чистоте красок. Картина Пуссена  полностью отображает содержание мифа, на полотне помимо Нарцисса изображены нимфа Эхо и Амур, которые являются неотъемлемой частью мифа.

Карл Брюллов блестяще изобразил неподвижного восхищенного Нарцисса на берегу ручья. А неподвижность юноши подчеркивает улетающий шалун Амур. В картине прекрасно написана фигура Нарцисса, она подчеркнута проработкой теней на теле юноши.

Сюрреалист Дали совершенно по-особенному интерпретировал историю  Нарцисса, на полотне изображена фигура юноши, а рядом с ней располагается  рука, в которой зажато яйцо, из которого растет цветок нарцисса. Рассмотрев картину, понимаешь, что силуэты руки и юноши идентичны. Так символично Дали показал круговорот жизни, смерти и вечности.

Моей любимой картиной из этих четырех является картина  Карла Брюллова «Нарцисс, смотрящийся  в воду». На ней запечатлена красота  этого греческого мифа.

Список использованной литературы:

1. Мифы Древней Греции   Лениздат. 1990 стр. 5,7

Миф о Нарциссе в пересказе  Н.А.Куна стр. 337-339

2. Энциклопедия мировой  живописи   Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002

стр. 94-99, 144-148, 285-288

Список использованных веб-ресурсов:

1. http://about-artart.livejournal.com/415883.html   статья о Караваджо Микеланджело

2. http://art.1september.ru/view_article.php?ID=200901414  Князева Елена «Нарцисс – это я». газета «Искусство» №14/2009

3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ee187d7a-5fe7-458b-86d3-7260b390340c/Bryullov.Nartsiss.htm  статья о «Нарциссе» Карла Брюллова

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Дали,_Сальвадор

 http://ru.wikipedia.org/wiki/Метаморфозы_Нарцисса

5. http://smallbay.ru/brullov.html статья о биографии Карла Брюллова

6. http://www.karl-brullov.ru/  статьи о творчестве Карла Брюллова

 

 

 


Информация о работе Сравнение образа Нарцисса в картинах Караваджо Микеланджело, Никола Пуссена, Карла Брюллова и Сальвадора Дали