Сравнение образа Нарцисса в картинах Караваджо Микеланджело, Никола Пуссена, Карла Брюллова и Сальвадора Дали

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 01:33, реферат

Краткое описание

В работе автор рассматривал картины великих художников своего времени, каждый из них являлся новатором. Караваджо внес течение реализма, когда все художники его времени придерживались общепринятых канонов, Никола Пуссен стал одним из основателей классицизма, он свято верил, что художник должен видеть и изображать прекрасное в своих картинах, Карл Брюллов все время искал новые способы отображения света и тени, что делает его полотна просто поразительными, Сальвадор Дали со своим понимаем философии Фрейда и «параноико-критический методом» создавал глубоко психологические картины.
Каждого из художников вдохновил на создание шедевра миф о Нарциссе. Персонажи каждого получились по-своему привлекательными, они отображают видение художников.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….2
Нарцисс и Эхо……………………………………………………………………3
I. Караваджо Микеланджело «Нарцисс у ручья»……………………………..4
II. Никола Пуссен «Эхо и Нарцисс»……………………………………………6
III. Карл Брюллов «Нарцисс, смотрящийся в воду»…………………………...8
IV. Сальвадор Дали «Метаморфозы Нарцисса»………………………………10
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованной литературы…………………………………………..13

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 439.31 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

 высшего профессионального  образования 

«Санкт-Петербургский государственный 

инженерно-экономический  университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра социологии

 

 

 

 

Сравнение образа Нарцисса в картинах Караваджо Микеланджело, Никола Пуссена, Карла Брюллова и Сальвадора Дали:

 

 

 

 

 

 

                                                                      Работу выполнила: Самойленко О.С.

Студентка группы 6191

Преподаватель: доцент кафедры философии

Гаврилов Игорь Борисович

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….2

Нарцисс и Эхо……………………………………………………………………3

I. Караваджо Микеланджело «Нарцисс у ручья»……………………………..4

II. Никола Пуссен «Эхо и Нарцисс»……………………………………………6

III. Карл Брюллов «Нарцисс, смотрящийся в воду»…………………………...8

IV. Сальвадор Дали «Метаморфозы Нарцисса»………………………………10

Заключение………………………………………………………………………12

Список использованной литературы…………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современная культура, как  западноевропейская, так и русская, построена на фундаменте, заложенном еще древними греками более двух с половиной тысячелетий тому назад.

Огромное место в античной культуре занимает мифология. Она составляет, по выражению К.Маркса, «не только арсенал греческого искусства, но и  его почву». Она определяет содержание древнегреческой поэзии, драмы, эпоса, скульптуры и живописи.

Без знания древнегреческой  мифологии невозможно в полной мере и постижение европейского, в том  числе и русского, искусства начиная  с эпохи Возрождения, когда, после  глухой поры средневековья, европейцам открылась прелесть античности. На античные сюжеты написаны некоторые  картины Боттичелли («Венера и  Марс», «Рождение Венеры»), Тициана («Венера и Адонис»), Рубенса («Похищение дочерей Левкиппа»), Рембранта («Похищение Европы»), К.Брюллова («Нарцисс, смотрящийся в воду»), оперы Г.Перселла («Дидона и Эней»), Глюка («Орфей и Эвридика»), Рамо («Кастор и Поллукс»), Е.Фомина («Орфей и Эвридика»), драмы Расина («Ифигения»), Шекспира («Сон в летнюю ночь»). И в наше время художники, драматурги  и скульпторы обращаются к сюжетам и образам греческой мифологии. Мифологические персонажи многократно упоминаются в произведениях западноевропейской и русской литературы.

Почему же именно мифы небольшого греческого народа, который пытался  осмыслить все происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая  себе в этом отчета, в самой обыденной  речи говорит о сизифовом труде (имея в виду бессмысленное, бесполезное  времяпрепровождение), о титанических усилиях и гигантских размерах (а  ведь титаны и гиганты – порождение богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это  проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском  спокойствии (которым обладали древние  боги – обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины – амазонке. Художников, поэтов, скульпторов привлекала прежде всего глубина и художественность мифических образов.

Но не только в этом следует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую несла в себе греческая мифология. Она возникла как попытка древних объяснить появление жизни на земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.

Так миф о Фаэтоне, сыне солнечного Гелиоса, объясняет такое явление, как солнечное затмение. Когда Гелиос вспоминает о гибели своего надменного сына, он покрывает голову темным платком и лишает людей на некоторое время света и тепла. А миф о Персефоне объясняет причину смены времен года. После того, как мрачный Аид похитил Персефону и увез ее в подземное царство, ее мать, богиня плодородия Деметра, впала в жуткую печаль и природа увядала вместе с ней, тогда наступила осень и последующая зима. По просьбе Зевса Аид отпустил свою жену Персефону к матери, тогда природа расцвела вместе с Деметрой и наступила весна и лето.

Мифология наставляла и воспитывала  молодое поколение греков, учила  их покорности богам. Человек, полагали древние греки, не должен забывать об ограниченности своих возможностей, своем бессилии перед стихийными силами – и во многих мифах осуждается «гибрис» - надменность, самонадеянность героя, возомнившего себя равным богам. Царица Ниобея решила, что превосходит богиню Латону, - и богиня жестоко покарала ее, убив всех ее детей. Благородный Беллерофонт приказал крылатому коню Пегасу перенести его к богам на Олимп – и был сброшен конем с неба на землю. Арахна смела бросить вызов Афине и была превращена в паука. Царь Мидас дважды разгневал богов, после чего на его голове стали красоваться ослиные уши.

Некоторые мифы совмещают  объяснение природных явлений и  наставление молодым людям. Миф о Нарциссе и Эхо как раз является таким примером.  

 

Нарцисс и Эхо.

«Но кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее власти, того немилосердно карает богиня любви. Так покарала она сына речного  бога Кефиса и нимфы Лириопы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви».

Нарцисс отверг многих нимф и сделал их несчастными. Она из отвергнутых  им нимф пожелала, чтобы юноша тоже полюбил, и его возлюбленный не отвечал ему взаимностью. Афродита исполнила эту просьбу, и однажды Нарцисс, увидев отражение в глади ручья, влюбился без памяти  в самого себя. Страдал Нарцисс, потому что не мог воссоединиться с любимым, страдала и нимфа Эхо, которая была влюблена в надменного юношу. Но ничего не могла сказать Эхо любимому, ведь на ней лежало проклятье Геры, из-за которого она молчала и могла лишь повторять последние слова говорившего. Угасал Нарцисс, силы покидали его, а он все любовался отражением в воде. Так и умер Нарцисс, а там, где склонилась голова несчастного, вырос белый душистый цветок, который и назвали нарциссом.

В этом мифе очень яркие персонажи, юноша холодный и гордый, считающий, что никто не достоин его любви. Он жестоко отвергает нимфу Эхо, которая с распростертыми объятьями выбегает к нему из леса. На это проявление любви он отвечает только гневом, ведь никто не достоин его любви. Нарцисс является символом того самого «гибриса», который осуждался греками. Эхо хоть и является не центральной фигурой, но ее образ тоже очень интересен: нимфа отображает, то явление, которые не могли объяснить себе древние греки – она эхо, то самое, которое мы слышим в лесу, сказав громко какие-нибудь слова. Эхо любит Нарцисса и не желает ему зла и поэтому, видя, как умирает юноша, она страдает. Когда Нарцисс перед смертью прощается со своим отражением, нимфа плача повторяет его последнее «Прощай».

Другая версия легенды  изложена Овидием в его поэме  «Метаморфозы». То, что юноша мог влюбиться в отражение, казалось неправдоподобным, и поэт переделал это предание: у Нарцисса умерла сестра, очень похожая на него, и он полюбил её в своём отражении.

Однако художников больше вдохновляла первоначальная версия мифа. Она давала больше простора для  творчества. Миф о Нарциссе вдохновил многих художников, я в своей работе хочу рассмотреть работы четырех художников Караваджо Микеланджело, Никола Пуссена, Карла Брюллова и Сальвадора Дали.

 

 

 

I. Караваджо Микеланджело «Нарцисс у ручья»

Караваджо Микеланджело (1573-1610) - крупнейший итальянский художник раннего барокко. Начальное обучение живописи получает в Милане (1584), позже переезжает в Рим (1590) и продолжает обучение там. В своем творчестве художник придерживается реалистических традиций, что вызывает постоянные нападки со стороны противников этого течения. В мае 1606 г. произошла стычка, которая привела к гибели одного из ее участников. Раненого Караваджо обвиняют в непреднамеренном убийстве, что вынуждает его бежать в Неаполь, а затем на Мальту, откуда он перебирается на Сицилию. В 1608-1609 гг., прячась от наемных убийц, он вынужден скитаться по городам южной Италии и Сицилии, в 1609 г. получает ранение. В 1610 г. возвращается в Рим в надежде на прощение со стороны папы, однако в дороге его настигает сильный приступ лихорадки, оказавшийся смертельным для художника.

Истоки творчества Караваджо  берут свое начало в североитальянской  школе живописи, но живописец отвергает  эстетические требования современной  эпохи, провозглашая художественную самоценность реальной натуры. Вместо слащаво-красивых героев официального искусства художник изображает простых людей из толпы  с характерными итальянскими чертами (миндалевидные глаза, полные губы, кудрявые темные волосы) и внутренней чувственной красотой. Каждая картина представляет собой жанровую сцену, действие которой разворачивается на фоне темной или освещенной солнцем стены. Действие исполнено монументально, пластически ощутимо, чему во многом способствуют яркие чистые краски. Жизнерадостное бытие становится вещественно осязательным, что еще больше подчеркивается изображением фруктов, цветов и музыкальных инструментов. В работах Караваджо большую роль играют контрасты света и тени, а так же колорит полотен, которые создают нужные объемы и эффект драматизма.

Суровый реализм Караваджо  не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения  в своих произведениях, и правдивость  ее трактовки вызвали множество  нападок на художника со стороны  духовенства и официальных лиц. Тем не менее, в самой Италии нашлось  много его последователей, получивших название караваджистов. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии. Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии. Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства.

Караваджо в своём искусстве выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Героем своих произведений художник делает человека из уличной толпы — римского подростка или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия. Герой картин Караваджо предстает то в роли музыканта, то в образе простодушного карточного игрока, то в качестве бездумного щеголя, внимающего лукавой гадалке, то в облике Нарцисса или юноши с атрибутами античного бога Вакха.

 

«Нарцисс у ручья» 1599-1600

В картине «Нарцисс у ручья» виден типичный почерк Караваджо. На этом полотне изображен склонившейся над водой юноша с совершенно обычными чертами лица, опять-таки образ, взятый из толпы. Однако не смотря на простоту черт, на лице отчетливо читается то чувство восхищения и любви, которое Нарцисс испытывал к своему отражению и самому себе. Картина написана без лишних деталей на темном фоне, все внимание зрителя сосредоточено на самом юноше и его лице. Отражение в воде темное и как бы искаженное, я рассматриваю его как отображение души Нарцисса, который не замечал никого вокруг себя, а значит и душа его была искажена. Караваджо придерживается своего реалистичного видения. На этой картине зритель видит в первую очередь обычного итальянского юношу, склонившегося над водой, а уж потом в этом юноше можно рассмотреть героя древнегреческого мифа - прекрасного Нарцисса.

 

II. Никола Пуссен «Эхо и Нарцисс»

Никола Пуссен (1594 – 1665) –  французский живописец, один из основоположников классицизма, мастер исторического  жанра. Учился у К.Варрена. Ок. 1612 г. переехал в Париж, где знакомство с памятниками  античной скульптуры и гравюрами  с картин Рафаэля и Джулио Романо пробудило в нем интерес к  античности и помогло сформировать основные принципы его творчества. С 1623 г. живет в Риме. В 1640 г. по приглашению  Людовика XIII живописец возвращается во Францию, но, не выдержав давления королевской власти, пытавшейся регламентировать его творчество, через 2 года возвращается в Италию, чтобы уже никогда не покидать ее.

Исповедуя идеи и принципы классицизма, Пуссен стремился передать волнующие его проблемы в образах  античных героев, являя тем самым  высокие примеры для подражания. Именно в античности находил он воплощение справедливого государственного устройства, совершенного человека, живущего по законам  разума, и черпал примеры беззаветного служения Отечеству.

Пуссен считал, что разум  должен составлять основу всякого творчества, в том числе живописи, выражаясь  в стройном и ясном композиционном построении произведения, в его обозримости, в четком ритме и строгом гармоничном  чередовании цветовых пятен. По мнению Пуссена, содержание картины, художественный и гражданский пафос в полной мере выражаются только тогда, когда  соблюдены все правила и законы творчества. Из жизни художник должен выбирать только прекрасное, трансформируя  его в своем воображении и  воплощая по законам высшей художественной реальности. Особую выразительность работам Пуссена придают четкость и завершенность композиционного построения, пластическая осязаемость фигур, их ритмичная динамика. Эмоциональную приподнятость образов подчеркивает звучная и красочная цветовая палитра. Композицию своих картин художник выстраивает так, чтобы ничто не отвлекало зрителя от восприятия главного их мотива. Она предельно проста и отличается особой выразительностью найденных деталей. Несмотря на то, что Пуссен никогда не стремился к воссозданию жизненной точности и располагал фигуры действующих лиц в строгом соответствии с законами жанра, их движения поражают своей удивительной легкостью и необычайной естественностью.

Информация о работе Сравнение образа Нарцисса в картинах Караваджо Микеланджело, Никола Пуссена, Карла Брюллова и Сальвадора Дали