Сравнение культуры англичан и культуры маори

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:40, реферат

Краткое описание

Англичане по своей сути пуритане. В частности, проявлением типично английского пуританства являются строгие законы о торговле спиртными напитками, определяющие часы и правила продажи этих напитков в пабах, гостиницах и т.п. Сейчас эти законы стали менее жестокими, но англичане все равно в глубине души уверены, что грешно доставлять себе удовольствие все 24 часа в сутки.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 43.87 Кб (Скачать)
 

     Национальный  уровень.

     Семья.

     Доля  маори в населении Новой Зеландии сейчас превышает 15%. И эта доля могла  бы быть выше, если бы не постоянный приток эмигрантов, потому что уровень рождаемости  среди маори выше, чем в среднем  по стране. Внешне маори сильно отличаются друг от друга: у одних преобладают  полинезийские черты, других не отличишь от европейцев (доля маорийских предков у них мала, но они относят себя к маори), с широкими вариациями по внешним признакам и цвету кожи. Обращает на себя внимание большая доля сильных мужчин, а также удивительная терпимость к людям других рас и национальностей. Поэтому многие маори женятся или выходят замуж на немаорийцах (это случается намного чаще), и племя принимает всех супругов.

     Межплеменные  отношения достаточно сложные, это  – результат прошлых кровавых войн между племенами (и племенными союзами) маори.

     Старейшие женщины племени передают потомкам эзотерические знания, а также  навыки и умения. Мужчины реализуют  то, чему они обучены. Нет противопоставления мужского и женского, но есть стремление к динамическому равновесию полов, достижения баланса во всём. В этом заключается базовый принцип  жизни маори. Мать, родившая своих  сыновей и дочерей, любящая их одинаково и обучающая разнообразным  способам выживания, для этих людей  является символом отношения к жизни. Всё это вместе и есть матриархат маори.

     Важными признаками матриархального уклада являются также формы владения (и  наследования) земли, место жизни  брачной пары, материнское право  на детей и другие. Однако такого рода признаки являются вторичными. Они  могут варьироваться в разных племенах, а также изменяться при  особых обстоятельствах (война, стихийное  бедствие).

     Матриархат  в данном случае можно определить как формацию, в которой главным, важнейшим  элементом является мать (но не женщина, как таковая!). Матриархат – это признание важности самого рождения; в широком значении этого  слова. Принцип матриархата заключается  в том, что эта система стремится к достижению творческого баланса между мужской и женской энергиями.

     Семья - центр и основа существования  жизни племени как в прошлом, так и сейчас.  Семья является  сообществом кровных родственников (в среднем 70 человек), которые вместе владеет землёй и помогает друг другу во всех вопросах. Земля – основа их существования, что выражается в популярной  маорийской пословице « Я – есть  земля, а земля - есть я».

     Племя (или подплемя) живёт на принадлежащей ему земле, где располагаются несколько деревень.  Исстари приветствовались  визиты дружественных племен из других деревень, которые   приплывали или приходили в гости, неся подарки и еду, а возвращаясь с каменными,  обсидиановыми ножами и теслами. Вождь племени управляет воинами и отвечает за защиту. Вождь рождается с особой психофизической силой и является табу. Ранее женщины не становились вождями, а потому недавно умершая королева Тэ Атайрангикаа’у – была исключением из этого правила. Каждое племя имеет одно общее кладбище, куда привозят для похорон всех, кто принадлежит к этому племени. В племя принимают всех без исключения супругов и детей тех, кто родился в этом племени.

     Помимо  этого есть ещё, так называемые waka: союз нескольких племён, ведущих своё происхождение от предков, прибывших в Новую Зеландию в одной лодке. Основные предания насчитывают семь таких лодок, прибывших в разное время и высадившихся в разных местах. Каждая лодка имела своё имя, которое теперь соединяет потомков.

     Важнейшее  событие  каждого племени –  сход. Свадьбы, рождения,  похороны и  т.п. – причины для  общей встречи. Это время используется для массированного внутриплеменного обучения детей.  Племя имеет совет,  вождя и  тохунгу (священника, знахаря, жреца и проч.). Основные принципы существования племени - непрерывность культуры, традиций, здорового генотипа, постоянная  фактическая связь с предками; в том числе с умершими.

     Тохунгой становится рождённый с особыми личностными качествами. Он (или она) проходит обширную длительную подготовку (чаще  всего, у матриархов) и является экспертом и целителем; в широком смысле. В его обязанности входит практическая реализация всех  древних знаний об окружающем мире, о стихиях, об истории племени. Он знает астрономию, астрологию, информацию об  энергиях,  о стратегии войны, о посевах и др. Кроме того он является акушером-практиком и владеет практически всеми ремёслами.  Он также является  дипломатом, ведущим переговоры  с внешними   силами. Прерогативой тохунги является  спасение человека, нарушившего табу. Никто другой не может и не умеет этого. Для тохунги  существовал только один запрет  - на черную магию.

     Дети (исключая семьи вождя и рабов) – воспитывались в свободе: плавали, бегали, танцевали,  играли  в войну, часто без одежды. Кстати, и взрослые  часто ходили обнаженными, а рыбаки и воины  не носили одежды просто потому, что  берегли её от повреждений, так как изготавливалась она  месяцами.

     Подростки уже начинают одеваться. Сексуальные  связи им разрешаются, потому что  формы контроля рождаемости им уже  известны от бабушек. Исключение иногда составляли дочери вождя, которые держались  девственницами  из политических соображений  для будущего  союза между семьями  и племенами. В матриархальных культурах  особое место занимали т. н. Дети Света, или Дети Луны (Ariki). Часто это те, кто рождался в первый день Полнолуния. Такой мальчик или девочка могли стать тохунгой и занять высокое место в иерархии племени. Считалось, что их души сознательно пришли в этот род для особой миссии.

     Ещё в период младенчества, над девочкой-Ariki  проводился обряд томо:  назначение её  суженому – конкретному мальчику, будущему мужу. Эта пара тщательно рассчитывалась с точки зрения генеалогии и астрологии с целью подгонки баланса семей в племени. Когда они вырастут и у них будет ребенок, он может стать великим человеком - спасителем для племени, а, может быть, и человечества. Однако принуждения не было. Девушка  была свободна  в выборе сексуального партнера  и могла родить дитя в любое время. Если она рожала, находясь под действием  обряда томо, то суженой паре разрешалось расстаться; при условии, что мужчина останется жить с кем-то из близких женщин её рода, сойдясь с её младшей сестрой или кузиной. Если в новой паре появится ребенок, то он никогда не сможет занять высокое положение в племени. Дитя Света могла обручиться по своему выбору с любым человеком и иметь детей сколько хотела. При этом у неё всегда был выбор где жить: в своей семье или в семье мужа. Обряд томо – это жертва индивидуума,  ради благополучия племени.

     Сакральное  предназначение полов  разное. Мужчины – это защита,  охрана, протокол (ноа); женщины - поддержание, сохранение, священные знания  и запреты (табу).  Но, несмотря на огромную разницу между двумя полами, тохунгой могла быть  и женщина. В исключительных случаях женщины также выходили на тропу войны и нередко бились один на один, как это делали мужчины, чтобы избежать губительного для противоборствующих сторон большого сражения.

     Традиционно женщины жили компактно в деревнях  в окружении бабушек, матерей,  дочерей и внучек, совместно владея и распоряжаясь землей. Домашняя  зона полностью контролировалась  женщинами. Мужчина  в доме всегда находился в подчинённом положении  в вопросах домашнего хозяйства, ухода за детьми и беспрекословно помогал в физической работе. В  наши дни мы также видим, как мужчины-маори  нянчат детей дома или прогуливаются  с ними.

     По  своим обязанностям мужчины часто  надолго отлучались из деревни: охота, рыбалка, войны, дипломатические визиты к соседям. Это давало им возможность  иметь другие семьи,  вторых жен.  Часто вожди  имели более чем  одну жену, особенно если первая не рожала, а нужен был наследник или  наследница.  Такой брак был не между двумя людьми, а между  семьями. Во всех внешних вопросах  - мужчина  являлся беспрекословным экспертом и женщины подчинялись им в этих вопросах, не вступая в дискуссии. Поэтому во время сходов мужчины, по традиции, сидят в первых рядах, а женщины располагаются за спинами мальчиков. Как шутят нынешние маори: сход (hui) – единственное место, где женщины не затыкают мужчинам рот. Исключение составляли матриархи  и люди, входившие в совет племени. К ним прислушиваются все.

     Дедушки и бабушки принимают участие  в общем воспитании и образовании  детей дома и в обществе. Это - танцы, песни, игры. Дедушки преподают  элементы военного искусства.  Например, в то время, когда дети спят  в  общем доме, каждый взрослый шлепком  будил мальчика. Так ребёнок  привыкал просыпаться от каждого шороха –  вдруг враги… Мальчик, развалившийся  в комфортной позе,  получал шлепок рукой или удар палкой.  У мужчин вырабатывали привычку избегать смерти.  Помимо этого, мальчика-подростка  обучали  первым шагам ораторского искусства: чтобы он умел выступать с речью, песней, употреблял правильные жесты (потом  это входило в состав протокола  при организации процессий, свадеб, визитов и похорон). Всех подростков также учили ремёслам, связанным  с  манипуляциям руками (строительству, рыболовству, ловле птиц,  огородничеству). 

     Отношения с пограничными культурами.

     Единственные  соседи маори – это пакеха, европейские австралийцы. Само название, очевидно взятое из языка маори, говорит об отношении последних к пришельцам на исконно их землю – пакеха означает «морской черт», это человекообразный морской злой дух.

     Англичане, изначально пришедшие маорийцам на помощь в междоусбных войнах с китобоями, без труда захватили территорию. Маори не оставалось ничего другого, кроме как подчиниться новой власти. В 1850-х годах была учреждена символическая должность короля маори. Не имея реальной власти, король (или королева) играет активную роль в общественной деятельности и отстаивании прав коренного народа. В 1892 году маорийское движение Те Котахитанга создало для защиты прав своего народа Парламент маори, однако новозеландскому правительству удалось урегулировать споры с маори мирным путём, и в 1902 году данный парламент прекратил деятельность, а маори стали активно участвовать в новозеландской политике. Среди маорийских политиков важную роль играло семейство Мангакахиа (например, Мери Те Таи Мангакахиа была активной поборницей предоставления женщинам избирательных прав в начале XX века).

     Сейчас  большая часть маори уже не знает своего родного языка, они ассимилировались с европейцами, став частью пакеха, но около 15 процентов коренного населения все еще проживает в Новой Зеландии. 

     2.3 Социологический  уровень.

     Маори склонны к коллективизму гораздо  больше англичан, все вопросы они  привыкли решать сообща, всем племенем, однако и у их общества существует серьезная классовая структура. Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1-2 дома. Кроме того, присутствует четкое распределение обязанностей, особенно между мужчинами и женщинами, хотя такой важный аспект как воспитание детей практикуется сообща, ведь дети – они общие. 

     3. Культурные универсалии.

     Вообще, маори – народ достаточно уникальный. Мало кто в истории так ожесточенно  отстаивал свою независимость при  очевидном неравенстве сил. Однако, как бы они ни боролись с засильем европейцев на исконно их территории, в настоящий момент значительная часть маори проживает в городах. Они все больше отходят от традиционного уклада жизни, всего лишь 14% среди них говорят на родном языке. Зато туристическая индустрия очень активно и весьма успешно эксплуатирует традиционную культуру маори как экзотическую приманку для туристов.

     Несмотря  на то, что маори имеют равные, а зачастую и лучшие в сравнении  с белыми европейцами возможности, уровень образования в их среде  ниже, а уровень безработицы заметно  выше. В их семьях очень актуальна  проблема домашнего насилия, эту  тему постоянно активно обсуждают  новозеландские СМИ. Также среди  них выше уровень алкоголизма  и наркомании.

     В целом, у меня создалось впечатление, что маори, конечно, очень условно  и поверхностно, но  можно подразделить на две категории. К одной я бы отнесла людей с образованием и неплохим уровнем дохода. Они воспитаны в европейской культуре, говорят по-английски, вполне успешно вписываются в общество и не слишком отличаются от белых европейцев киви. Вторая же – это те, кто в силу определенного воспитания, отсутствия образования,  или по другим причинам, не может нормально интегрироваться. Именно в их среде процветает криминал, они активно пытаются выделиться экстравагантной внешностью и нахальным поведением, открыто противопоставляют себя пакеха, т.е. белым, создавая тем самым не лучшую репутацию своей нации.

Информация о работе Сравнение культуры англичан и культуры маори