Сравнение культуры англичан и культуры маори

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:40, реферат

Краткое описание

Англичане по своей сути пуритане. В частности, проявлением типично английского пуританства являются строгие законы о торговле спиртными напитками, определяющие часы и правила продажи этих напитков в пабах, гостиницах и т.п. Сейчас эти законы стали менее жестокими, но англичане все равно в глубине души уверены, что грешно доставлять себе удовольствие все 24 часа в сутки.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 43.87 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     Министерства  образования и науки Российской Федерации

     Федеральное государственное образовательное  учреждение

     Высшего профессионального образования

     «Южный  Федеральный Университет»

     Институт  по переподготовки и повышению квалификации

     Преподавателей  гуманитарных и социальных наук

     Отделение «Регионоведение» 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     «Сравнение  культуры англичан и культуры маори» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Пары  культур.

     Англичане и маори.

     I. Культурные универсалии.

     1. Ценностные ориентации  англичан.

     1.1 Философский уровень

     Англичане по своей сути пуритане. В частности, проявлением типично английского  пуританства являются строгие законы о торговле спиртными напитками, определяющие часы и правила продажи  этих напитков в пабах, гостиницах и  т.п. Сейчас эти законы стали менее  жестокими, но англичане все равно  в глубине души уверены, что грешно доставлять себе удовольствие все 24 часа в сутки.

     Десятилетиями они вели дебаты, проводить или  не проводить национальную лотерею, а теперь принялись спорить о  том, каков должен быть выигрыш: им видится  нечто непристойное в самой возможности  выиграть слишком крупную сумму  сразу.

     Англичан  очень беспокоят моральные аспекты  телевизионных передач, поэтому  у них есть некий "час Ч", после которого детей не должны видеть в непосредственной близости от телевизора.

     Подобные  жесткие правила распространяются на все сферы их жизни, и без  строгих ограничений сознательно  или подсознательно каждый англичанин чувствует себя откровенно некомфортно.

     Кроме того, немаловажную роль играет в их жизни классовость, которой постоянно  грозит уничтожение, но которая упорно остается центральным, определяющим моментом жизни английского общества. Будучи причисленными к определенному  классу, англичане начинают испытывать абсолютный негативизм по отношению  к «аутсайдерам», вплоть до чего-то вроде фобии.

     Согласно  английской традиции, общество должно состоять из трех основных классов. В  старину это были: аристократия, купцы и трудящиеся. Однако, в  связи с непреодолимым ростом купечества (или среднего класса), аристократия и трудящиеся были как бы вытеснены за рамки, а средний класс решил разделиться на верхний, средний и низший.

     Но  в последней четверти XX века все  общество вновь претерпело коренные изменения и разделилось на пять основных социальных групп, обозначенных по порядку буквами алфавита: верхние  эшелоны - буквами AB, а средние - буквами  ВС. Самый нижний слой также подразделен  на группы D и Е. Те, кто попадают в  группу D, считают себя недооцененными и лишенными многих привилегий, а  потому презирают всех остальных. Ну а тех, кто принадлежит к группе Е, в расчет обычно вообще не принимают. Таким образом, невероятно много англичан, а точнее, подавляющее большинство, оказываются в группе ВС. Те, кто попал в подгруппу С, постоянно стремятся перейти в подгруппу В, а члены подгруппы В лишь в кошмарных снах видят свое возвращение в подгруппу С.

     Из-за этого представители данного  класса никогда не знают покоя. Они  прекрасно понимают, что при любых  жизненных обстоятельствах должны производить "соответствующее" впечатление - то есть такое, которое отвечает их представлениям о том, что о них думают другие и как эти другие воспринимают то, что носят, говорят, едят и пьют представители иного класса, а также - где они живут и с кем общаются.

     И хотя англичане уверенно признают, что для их общества весьма желательна куда большая социальная подвижность, в целом они все же явно предпочитают заключать браки внутри своего класса, "среди равных".  Следовательно жизненно важным является умение отвести каждому подобающее ему место.

     1.2 Религиозный уровень

     Большинство англичан принадлежат к англиканской государственной церкви (одна из крупнейших ветвей протестантского христианства), распространены также католическая и пресвитерианская церкви. Также проживает большое количество мусульман - одна из самых больших диаспор в Западной Европе, однако господствующая религия Великобритании – англиканство.

     В учении о спасении англиканское вероучение повторяет общее представление  Реформации о том, что в оправдании человека действует только Бог, отчужденная  благодать Божия совершает спасение вне содействия спасаемого. Как гласит об этом 11 член англиканского исповедания: "Мы оправдываемся пред Богом  только заслугами Иисуса Христа чрез веру, а не нашими добрыми делами". Иными словами – спасение происходит исключительно через веру и отношение  к Церкви, но никак не через содеянное.

     Здесь стоит отметить, что англичане  в большей степени глубоко  религиозны, и данные традиции и  обряды играют большую роль в структуре  их жизни и общества.

     1.3 Национальный уровень

     Семья.

     Возводя в культ понятие частной жизни, независимости и самостоятельности  человека, который должен полагаться лишь на свои силы, англичане обрекают себя на замкнутость, и, стало быть, на одиночество.

     Крепостные  стены для защиты от непрошеных вторжений  не только опоясывают домашний очаг, но и разделяют его обитателей. Если японская семья замкнута для посторонних, то английская семья замкнута еще  и внутри - каждый из ее членов куда больше сохраняет неприкосновенность своей частной жизни. Словом, душа англичанина - это его крепость в не меньшей степени, чем его дом.

     Англичанин  традиционно чурается излишней фамильярности, избегает проявлений душевной близости. Муж и жена здесь меньше вмешиваются  в дела друг друга, чем это обычно свойственно супружеским парам  в других странах. Внутрисемейную атмосферу  отличает сдержанность как своего рода самооборона от чрезмерной фамильярности. Но если открытые проявления симпатий подавляются, то так же подавляются  и знаки раздражения, обиды, гнева. В английских семьях почти не бывает шумных сцен, а стало быть, и демонстративных примирений.

     В представлении японцев, итальянцев и многих других народов семья - это  как бы гавань, откуда человек отправляется в самостоятельное плавание и  куда он вновь возвращается во время жизненных бурь. Англичане же не рассчитывают на поддержку со стороны близких родственников в случае каких-либо трудностей, но, с другой стороны, не испытывают по отношению к ним чувства долга или ответственности. Это, впрочем, скорее английская, чем британская черта, менее присущая многосемейным ирландцам, а также шотландцам с их кланами.

     Изменения затрагивают эволюцию ролей мужчины  и женщины в семейной ячейке. Все  чаще женщина становится вторым или  даже основным финансовым добытчиком, уделяя тем самым меньше внимания детям. Вследствие этого в семьях с высоким достатком появляются домработницы и няни, которые берут  на себя обязанности, традиционно присущие хранительнице очага.  

     Отношения с пограничными культурами.

     В ходе множественных войн и противостояний у англичан сложилась взаимная неприязнь  с двумя основными народами –  шотландцами (их весьма близкими соседями) и французами. Англичане испытывают врожденное недоверие ко всему незнакомому, что наиболее ярко проявляется в  их отношении к географии собственной  страны. С незапамятных времен в  Англии существовало деление на Север  и Юг. Для южанина цивилизация  кончается чуть севернее Лондона, и, по его представлениям, чем дальше на север, тем «физиономии у тамошних обитателей краснее, шевелюры лохматее, а речь грубее (и практически граничит с хамством)». Впрочем, все эти недостатки англичане великодушно списывают на более холодный климат. На Севере детям перед сном рассказывают страшные сказки о хитрецах, живущих "там, внизу", то есть на Юге. Северяне отмечают также излишнюю мягкость южан, их неразборчивость в пище и легкомысленное отношение ко всему действительно важному в жизни. Тем не менее, ЛЮБОЙ англичанин - чересчур мягкий или чересчур легкомысленный - безусловно, имеет право на особое к себе отношение, как, впрочем (но в значительно меньшей степени), и жители тех стран, которые представляют интересы английского государства - некогда Империи, а теперь все более малочисленного Содружества. Если же речь идет о соседях по Британским островам, то тут уж англичане абсолютно не сомневаются в собственном превосходстве. И это, по их мнению, не какие-то там мелкие пережитки в сознании, а научный факт. Так, они считают, что ирландцы - страшные надоеды и на них вообще не стоит обращать внимание, скотты (или шотландцы) хотя и умны, но чересчур осторожны с деньгами, ну а валлийцам, жителям Уэллса, просто ни в чем нельзя доверять, и делать этого не стоит никому, даже шотландцам и ирландцам. Однако для ирландцев, валлийцев и шотландцев не все еще потеряно, ибо никто из этих народов не вызывает у англичан столько раздражения и возражений, как те их двоюродные родственники, что живут по ту сторону Ла-Манша. Им также следует помнить, что в определенном смысле "иная страна" или "ИНО-СТРАННОСТЬ" для англичанина начинается уже на противоположном конце той улицы, где он живет. Остальной мир англичане воспринимают как игровую площадку, где взаимодействуют некие команды - группы народов, каждый со своими обычаями и культурой - и можно на все это либо смотреть со стороны и развлекаться, либо использовать себе во благо, либо просто списать со счетов за ненадобностью - в зависимости от желания. Печальный опыт научил англичан всегда ожидать от других худшего, так что они бывают приятно удивлены, если ничего подобного не происходит; ну а если их дурные предчувствия все же оправдались, они с удовлетворением отмечают свою правоту. Как это ни удивительно, но многие иностранцы англичанам даже нравятся. Значительной части англичан известен, по крайней мере, один иностранец, которого они считают практически "своим". И все же очень немногие народы в целом воспринимаются англичанами всерьез и с доверием.

     Французы  и англичане с таких давних пор были как бы вечными спарринг-партнерами, что между ними возникла даже некая любовь-ненависть. Англичане любят Францию: им нравится французская еда и вина, они весьма одобрительно относятся к французскому климату. У них, пожалуй, есть даже некая подсознательная, исторически сложившаяся убежденность, что французы вообще вряд ли имеют право жить во Франции; именно поэтому тысячи англичан ежегодно пытаются заполонить живописные уголки Франции. Однако сами французы кажутся англичанам излишне возбудимыми, а потому вряд ли способными претендовать на какие-либо международные амбиции. По мнению многих в Англии, несколько десятилетий постоянного английского влияния смогли бы существенно улучшить французский характер. Суждения англичан относительно немцев менее уклончивы. Они считают, что немцы отличаются организованностью, несколько избыточной серьезностью и определенной склонностью всех задирать; к тому же небесами им не даровано даже такого спасительного свойства, как умение вкусно готовить. Что же касается итальянцев, то они, по мнению англичан, слишком эмоциональны, испанцы жестоки к животным (быкам), русские чересчур угрюмы, голландцы излишне толсты (хотя и вполне благоразумны), скандинавы, бельгийцы и швейцарцы - глуповаты. Все восточные народы непостижимы и опасны. 

     Религиозная терпимость.

     Что касается отношения к представителям других религий, то, к какому бы вероисповеданию  англичанин не относился,  привыкший  к засилью огромного количества разных национальностей в своей  стране, веру свою он навязывать никому не будет. Даже самых строгих взглядов пуритане с уважением относятся к чужой религии, хотя это продиктовано, возможно, не столько религиозным учением, сколько этикетом – неприлично спрашивать о вероисповедании, и уж тем более навязывать свое.

     1.4 Социологический уровень

     Как уже было отмечено, фактором первоочередной важности для англичан является строгое  деление на классы, и соответствующее  неприязненное отношение к представителям и высших, и низших классов.

     Кроме того, "быть одним из" - вот что для англичанина действительно важно. Индивидуальность - это, конечно, очень хорошо, и в отдельных случаях она даже рекомендуется, но в целом все же предпочтительнее ощущать себя членом команды. Англичанин чувствует себя особенно счастливым и спокойным, если окружен группой лиц, с которыми у него много общего (возможно, впрочем, все члены группы просто притворяются, что это так). Взаимное молчаливое одобрение в таком обществе внушает англичанам уверенность в себе, заглушая ощущение незащищенности. 

     2. Ценностные ориентации  маори.

     2.1 Философский уровень

     Одна  из ключевых идей философии маори - в единстве человека и природы. Маори объясняют это так: каждому творению (людям, богам, животным и растениям, земле, морям, воздуху) присуща частица жизненной силы ("маури"). Благодаря "маури" все, что существует в мире - взаимосвязано. Так как каждая часть зависит от всего остального, пренебрежение заботой об окружающем мире пойдет во вред человеку. Культура и религия маори в классическом виде требует соблюдения большого числа ритуалов, призванных минимизировать потенциальный вред, который может быть нанесен всей природе в целом и человеку в частности. Интересно объяснение маори, почему нужно "не навредить" природе - для каждого действия, будь то охота на животного или срубленное дерево нужна веская причина и нужно специальным ритуалом попросить разрешения богов. Загадкой остается только то, что при всем их почтительном отношении к гармонии в природе ни что не препятствовало им совершать жертвоприношения, порой носившие характер людоедства.

     2.2 Религиозный уровень 

     В обществе маори преобладает две  основных религии – это язычество  и христианство. Религия истинных, древних маори — языческая религия, которую исторически исповедовали и отчасти исповедуют сейчас маори Новой Зеландии. Характеризуется она анимизмом и развитым культом предков. Интересна сложной системой мифологии, сходной в основном с главными мифами народов Океании (точнее — Полинезии).

     Боги  у маори те же, что и у полинезийцев, но детали пантеона и отношения внутри него существенно различаются.

     Важным  элементом их религии являются обычаи в отношении рождения и смерти. И то, и другое – дело общественное, впервые приветствуют и прощаются  в последний раз маори всем племенем.

     Хотя  современные исследователи в  целях политкорректности и толерантности  к ныне живущим маори и общей  политике осуждения их истребления  на протяжении прошлых лет стремятся  затушевывать эти факты, маори приносили  жертвы, имели рабов и практиковали каннибализм.

     Жертвоприношения  могли быть такими:

  • еды
  • сердца врага (могло сначала посвящаться богу, а затем съедаться воином)
  • первого плода урожая
  • человеческие (так, под один из столбов общинного дома для собраний и ритуалов закапывали тело врага).

Информация о работе Сравнение культуры англичан и культуры маори