Современная культура, ее основные противоречия и тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:59, контрольная работа

Краткое описание

Развитие мировой культуры в XX в. представляет собой сложный и противоречивый процесс. На него повлиял целый ряд факторов:
- две мировые войны и несколько локальных;
- разделение мира на два лагеря;
- установление и падение в ряде стран фашистских режимов;
- революционное прокоммунистическое движение;
- крушение социалистической системы и др.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Перспективы развития мировой культуры…………………………………...5
Современная социокультурная ситуация в России…………………………13
Основные направления развития художественного творчества…………...18
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 65.82 Кб (Скачать)

     Любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда  они сохраняют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, тем не менее не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства, чей народ забывал свой язык и культуру. Подобная опасность подстерегает сегодня и русскую нацию, ибо цена за западную технологию может оказаться слишком высокой. Вернуть же утраченные позиции в мировой культуре крайне сложно, а смириться с утратой - значит оказаться на краю пропасти в культурно-историческом развитии.

 

      3. Основные направления  развития художественного  творчества 

     При всех весьма сложных переплетениях  разных художественных направлений  в искусстве XX в. отчетливо прослеживаются две основные тенденции: поиск новых  реалистических форм и отход от принципов  той реалистической системы, которая  была присуща европейскому искусству  еще с эпохи Возрождения. Вторая тенденция принадлежит искусству  модернистскому, каждый раз выступающему с позиций открытия новых путей  и потому называемому в наши дни  авангардом.

     Реализм

 

     Несмотря  на широкое наступление течений  модернизма и массовой культуры, реалистические тенденции все-таки получили свое развитие и в XX столетии. Они базировались на известных принципах реального  отображения жизни, раскрытия общечеловеческих и социальных проблем.

     В начале столетия реализм получил  свое наиболее яркое проявление в  художественной литературе США. Это  объясняется тем, что литературному  творчеству США в предыдущем веке было свойственно некоторое отставание: поздний расцвет романтической  школы и более позднее, по сравнению  с западноевропейскими странами утверждение реализма. В ускоренном развитии реализма в XX в. велика заслуга  Теодора Драйзера. Его романы «Сестра  Кери», «Финансист», «Американская  трагедия» вскрыли важнейшие  социальные проблемы американского  общества на рубеже веков. Драйзер проложил путь целой плеяде талантливых писателей-реалистов  более позднего времени: Синклеру Льюису, Шервуду Андерсону, Вильяму Фолкнеру, Эрнесту Хемингуэю.

     Отдельно  следует упомянуть имя Маргарет Митчелл, которую долгое время литературные круги США не принимали как  писательницу. Однако к середине столетия ее опубликованный в 1936 г. роман «Унесенные ветром» приобрел широчайшую популярность. В этом произведении нашли отражение проблемы, не потерявшие своей значимости и в настоящее время. В романе речь идет о гражданской войне в США в 1861-1865 гг., о проблемах «выживания», что особо ярко отражено в образе главной героине Скарлет, о циничном обогащении, выраженном в деятельности Рета Батлера. Этот персонаж утверждал, что «большие деньги можно сделать в двух случаях: при созидании нового государства и при его крушении. При созидании этот процесс более медленный, при крушении - быстрый».

     Реалистические  тенденции проявились и в кинематографе  США, который, используя индустриальную мощь страны, занял ведущее место  в мире. В первой половине столетия развитие американского кинематографа  связано с творчеством великого сценариста, актера и режиссера Чарлза Спенсера Чаплина. В его фильмах  в наибольшей степени проявились признаки демократизма. В начале второй мировой войны Чаплин поставил фильм-памфлет  «Великий диктатор», в котором сходство главного героя с Гитлером не вызывало сомнений. Интересным является тот  факт, что эта кинокартина, являющаяся пародией на Гитлера, была запрещена  к показу в СССР лично Сталиным.

     Во  второй половине столетия кинопроизводство США достигло таких размахов, что  довольно трудно отдать кому-либо предпочтение. Однако в большей степени реалистические тенденции сохранились в творчестве режиссера и продюсера Фрэнсиса Форда Копполы. В его наиболее известном фильме «Крестный отец»  переплелись разные потоки: натуралистическое  изображение жестокости и насилия, поэтизация мафии, критика коррупции, связь преступного мира с политикой. Не менее известен его фильм «Апокалипсис сегодня», раскрывший трагедию войны  во Вьетнаме.

     Следует отметить, что реалистическое искусство, столкнувшись в начале XX в. с новыми, неведомыми реализму предыдущего столетия фактами и процессами жизни, изменило свой изобразительный язык и характер аналитического изучения человека.

     В 1905 г. на выставке в Париже художники  Анри Матис, Андре Дерен и другие экспонировали свои произведения, которые  за резкое противопоставление цветов, упрощенность форм критика назвала  произведениями «диких» - les fauves, а все  направление получило название «фовизм».

     У фовистов с их пониманием соотношения  пятен чистого цвета, сведенным  к контуру лаконичным рисунком, простым, по-детски линейным письмом, оказались  большие возможности для решения  декоративных задач. Самым талантливым  из фовистов был Анри Матис. Он прошел через увлечение импрессионизмом, но в своих поисках он пришел к  упрощенности и плоскостности форм.

     В реалистической литературе изменение  характера аналитического изучения человека проявилось в творчестве Стефана  Цвейга, который под влиянием теории Зигмунда Фрейда в своих произведениях  «Мария Стюард», «Нетерпение сердца»  попытался переложить социальные конфликты  и процессы в плоскость психологических  переживаний и столкновений героев.

     В кинематографе трансформация реалистического  искусства нашла отражение в  течение неореализма, получившего  наибольшее распространение в Италии. В фильмах Феллини, Монтальдо, Пьетри, Рози, Дамиани и других режиссеров раскрывались проблемы волновавшие  не только Италию, но и другие страны: социальные конфликты, коррупция, мафия, преступность, засилье американского  капитала.

     Модернизм

 

     При всех сложных переплетениях разных направлений в художественных творчестве XX в. отчетливо прослеживаются две основные тенденции: поиск новых реалистических форм и отход от принципов той реалистической системы, которая была присуща европейскому искусству еще с эпохи Возрождения. Вторая тенденция принадлежит искусству модернистскому, каждый раз выступающему с позиций открытия новых путей и потому называемому в наши дни авангардом.

     Несмотря  на сохранение реалистических тенденций, развитие западного искусства в XX в. в большей степени определяет модернизм, чем реализм. Слово «модерн» связывают с идеей чего-то нового, нетрадиционного, отличного от прежнего. Модернистское искусство, как правило, непонятно многим зрителя малокоммуникативно. Различные авангардные течения связаны между собой одним - их объединяет отрицание реального отображения действительности.

     Основной  причиной появления модернизма был кризис западной культуры, имевший под собой глубокие социально-экономические основания. Он вызвал стремление художников уйти от подражания реальности. Этому стремлению во многом способствовало появление кино и фотографии, которые отображали действительность как она есть лучше, чем кто-либо из художников. Модернизм затронул практически все отрасли художественного творчества. Наиболее рельефно, наиболее наглядно он проявился в изобразительном искусстве и, прежде всего, в живописи. Поэтому основное внимание мы уделим живописи авангарда.

     Экспрессионизм

 

     Как самое первое направление модернизма можно определить экспрессионизм, появившийся приблизительно в 1905 г. в Германии.

     Экспрессионизм (от латинского expressio - выражение) основан на теории, утверждающей, что человек становится художником тогда, когда его рука способна производить экспрессивные движения, что воплощает «внутреннюю активность» личности. Художники-экспрессионисты предпочитали воплощать внутренние движения души, а не явления внешнего мира. Провозглашали целью искусства не изображение действительности, а выражение ее сути. Живописи экспрессионизма свойствен страстность, напряженность и глубоко личностный подход к картине, которая служит средством выражения эмоций.

     Взгляд на мир, продиктованный действительностью XX в., определил стилистику экспрессионизма: принципиальная «антиклассичность»; отказ от гармонической ясности форм; тяготение к абстрактному обобщению; яростная, обостренная выразительность; устремленность к сознательной деформации картины действительности.

     Для экспрессионизма в живописи характерно: изломанность линий; контрастность цвета; деформированность пространства. Ему присущ пламенеющий колорит, далекий от реальных природных цветов. Нервный мазок наполняет экспрессионистские полотна трепещущей жизненной энергией. Экспрессионисты черпали вдохновен в живописи Ван Гога с ее новаторской техникой и необычайным колоритом.

     К середине 20-х годов, времени относительной стабильности в Европе, обнаружилась абстрактность и непоследовательность экспрессионизма. Экспрессионизм оказал значительное воздействие на искусство Европы и Америки.

     Кубизм

 

     В первом десятилетии XX в. во Франции было основано новое направление модернизма - кубизм. Его родоначальником считается живший и работавший во Франции испанский художник Пабло Пикассо.

     На  первый взгляд абстрактное и геометричное, искусство кубизма передает реальные объекты. Они лишь «расплющены» на холсте так, что разные грани одного и того же предмета видятся одновременно с разных точек зрения. Вместо того, чтобы создавать иллюзию предмета в пространстве, как это пытались делать художники, начиная с периода Возрождения, кубизм воспроизводит объекты в категориях двухмерного холста.

     Отказавшись от передачи атмосферы и света, трехмерной перспективы, мастера кубизма разработали новые формы неглубокой многомерной перспективы, позволяющей представить объект в виде множества пересекающихся и полупросвечивающихся плоскостей (четырехугольников, треугольников, полуокружностей), сосредоточенных вдоль вертикальных, горизонтальных и диагональных осей. Объект изображая одновременно с множества точек зрения, как комбинация геометрических форм, благодаря чему зритель мог видеть задние и боковые его части. Таким образом, по мнению кубистов, в их картинах не только изображался внешний вид объекта, но и было представлено знание о нем.

     По  теории кубистов, картина - это самостоятельный организм, и она воздействует не образом, а формальными средствами, своим ритмом. «Не искусство имитации, а искусство концепции» - лозунг кубизма. Красота картины не имеет ничего общего с красотой реального мира, она строится только на пластическом чувстве.

     Первая картина кубизма - «Авиньёнские девицы», написанная Пикассо в 1907 г.

     Кубисты вводили в свои произведения реальные предметы (пуговицы, трамвайные билеты, куски обоев, клеенки, газет), узаконив коллаж в виде художественно средства.

     Создание  кубизма привело к радикальному переосмыслению взаимоотношений формы и пространства и навсегда изменило развитие западного искусства. Кубизм способствовал зарождению в России абстракционизма и суперматизма.

     Футуризм

 

     Если  родиной кубизма является Франция, то следующее направление модернизма появилось в Италии в Милане. Оно заявило о себе в 1909 г., когда были опубликованы 11 тезисов Маринетти, где провозглашался апофеоз бунта, «наступательного движения», «лихорадочной бессонницы», «оплеухи и удара кулака», «красоты быстроты». Это направление стало первым откровенно враждебным реализму. Футуристы отрицали искусство прошлого, призывали к разрушению музеев, библиотек всего классического наследия: «Долой археологов, академиков, критиков, профессоров».

     Философской основой футуризма явилось учение Ницше. Главное, что привлекало футуристов у Ницше - это его нигилизм, критика традиционной буржуазной культуры, христианской морали, истории. Христианская религия с ее проповедью смирения, любви к ближнему, по мнению Ницше, исказила подлинную сущность человека, подавила его инстинкты, главный из которых «воля к власти». Основным пафосом футуристского искусства провозглашался культ силы - «Искусство может быть только насилием, жестокостью и несправедливостью»; войны - «Мы хотим прославить войну, единственную гигиену мира»; похоти - «Похоть для победителя - заслуженная дань».

     Футуризм  означает «искусство будущего» (от латинского futurum - будущее). «Мы утверждаем, - заявляли они, - что портреты не должны походить на свои оригиналы и что художник носит в самом себе пейзажи, которые он хочет зафиксировать на полотне». Объектом искусства должен быть не предметный мир, а движение, вносимое художником в материю путем синтеза времени, места, формы, цвета и тона.

     По  утверждению писателя Маринетти - вождя и теоретика футуризма - жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слезы женщины. В живописи футуристов человек нередко трактуется как подобие машины.

     Футуристы стремились восславить современность. Они были увлечены машинной технологией, новыми средствами передвижения и связи. Для придания своим произведениям динамичности они использовали угловатые формы и резкие контуры. Отличительной особенностью творчества футуристов было стремление передать движение и скорость. Это достигалось с помощью приема наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта: повторение контуров движущегося предмета и его прозрачности. Так возникало впечатление непрерывного движения.

Информация о работе Современная культура, ее основные противоречия и тенденции развития