Содержание культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит, прежде всего, о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить о материальной и духовной культуре, и прекрасно понимаем, что речь идет о музыке, театре, религии, в одном случае и о земледелии и садоводчестве, в другом.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие культуры 4
2.Идея ценностей 6
3.Виды и формы культуры 7
4.Содержание культуры 10
5.Функции культуры 11
6.Закономерности развития культуры 13
7.Массовая культура 17
Заключение 21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр 2.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

             Что все видимое нами

             Только отблеск, только тени

             От незримого очами... 1

      Предметный  вид культуры - ее видимость. Культура имеет личностный вид, который запечатлен в вещах. Но чтобы увидеть личностное выражение культуры, нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно настолько, насколько сам является личностью. В такой же мере мы и привносим в культуру что-то от себя, т.е. служим ее источником.

      Виды  культуры и формы  культуры.

      Все содержание культуры оформлено или организовано определенным способом. И организована она подобно тому, как организован сам человек, поскольку культура - способ деятельного существования человека. А способ существования не может принципиально отличаться от того, кто существует. В философии способ существования, или организации, называется формой. Следовательно, как человек есть единство внешнего и внутреннего, так и культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов.

      Внешний, или предметный, вид культуры организован  по принципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира.

      Совокупность  материальных ценностей  принято называть материальной культурой. 

      Внутренний, или личностный, вид культуры организован  по принципу духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и окружающем его мире.

      Совокупность  духовных ценностей принято называть духовной культурой.

      Разумеется, выделение в культуре материальной и духовной форм существования носит  условный характер. Отделить материальное от духовного, строго говоря, можно только в воображении. Для духовного существа все в мире пронизано духом. Некоторые авторы вообще склонны применять понятие "культура" только к духовной жизни общества.

        Но пренебрежение материальной, или внешней, стороной культуры - отнюдь не признак культуры.

        Таким признаком является единство  и гармония внешнего и внутреннего,  материального и духовного.  

4.Содержание культуры 

      Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры становится все содержание человеческой деятельности. Границы деятельности - это и есть то, что можно назвать и миром, и культурой. В.М. Межуев, один из теоретиков культуры в нашей стране, так и считает: "Весь мир в целом есть для философии мир культуры, существующий в непосредственном единстве с человеком''. Но культура - все же способ организации деятельности, а не только сама деятельность. Это значит, что она представляет собой и способ выражения человека, или, как мы говорили выше, культура - явление человека. Это значит, что человек хоть и находится в единстве с нею, но все же не растворен в ней среди массы предметов. В.М. Межуев писал: "Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д.". Примем данный взгляд на содержание культуры за основу. Но при этом добавим, что действительным содержанием культуры является не сам человек, а его представление о самом себе. 

5.Функции культуры 

      Культура  как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее "обязанность" или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека. Иногда в истории культуры появлялись личности, которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью. К числу таких личностей, например, относится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее функции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в человеке. 

      Познавательная  и информативная  функции культуры

      В сегодняшних представлениях о функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится человекотворческой функции. Но реальная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой функцией. Многообразие потребностей человека послужило основанием для появления самых различных функций. Культура - это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому. Информативную функцию культуры оценивают очень высоко представители семиотического подхода к культуре. В этой функции культура связывает поколения, обогащая каждое последующее опытом предшествующих. Необходимо    различать    понятия    "культурность" и "современность". Чтобы стать культурным, человеку необходимо пройти, как говорил И.В. Гете, "через все эпохи мировой культуры".

      Коммуникативная функция и культура общения.

      Культуры  разных народов, как и люди - представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон оказывается по две идеи. Обмен идеями в отличие от обмена предметами взращивает в человеке его личностную культуру. Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в том ответном идейном или эмоциональном движении, которое они рождают в человеке. Если такого движения нет, то нет и культурного роста.

      Регулятивная  и оценочная функции  культуры.

      Человек не может не общаться. Даже когда  он находится в одиночестве. В  таком общении он может быть совсем иным, чем при живом общении. Культура живого общения предполагает не только вежливость и такт. Она предполагает способность и умение каждого из нас привнести в круг подобного общения коммуникативность культуры, т.е. нашу связь с человечеством, которую мы ощущали, будучи наедине с собой. Быть самим собой и признавать право на это другого человека - это значит признавать равенство каждого по отношению к человечеству и его культуре. Речь идет о характерной черте или о норме поведения. Разумеется, в культуре есть множество норм и правил поведения. Все они служат одной общей цели: организации совместной жизни людей. Существуют нормы права и мораль, нормы в искусстве, нормы религиозного сознания и поведения. Все эти нормы регламентируют поведение человека, обязывают его придерживаться каких-то границ, которые считаются приемлемыми в той или иной культуре.

      Перечисленные функции культуры обычно относят  лишь к духовной. Договорившись о  том, что духовная культура играет главную  роль, будем считать, что ее функции - это все же главные функции культуры. Что касается функций материальной культуры, то они в конечном итоге вытекают из основной ее функции, из ее роли быть фундаментом духовной культуры и ее функций. И действительно, почти все перечисленные функции не могут осуществляться без материальной основы. 
 
 
 
 
 
 

6.Закономерности развития культуры 

     Каждое  общество осуществило свой отбор  культурных форм. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В  одном обществе к технологии относятся  с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

     В результате такого отбора прошлые и  нынешние культуры совершенно различны. Чрезвычайно сложно определить общие  черты, свойственные всем культурам, культурные универсалии. Существуют разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Все культурные особенности обусловлены историей определенного общества. В рамках марксистской концепции общественного развития была разработана теория пяти последовательно сменяющих друг друга социально-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Основу смены этих формаций определяла диалектика производительных сил и производственных отношений. Понятие «прогресс», особенно в сочетании с прилагательным «научно-технический» предопрелеляет поступательность развития истории человеческой цивилизации. Однако когда речь идет о культуре в целом, а не только о технологической составляющей культуры, понятие прогресса далеко не охватывает всех возможных траекторий ее изменений. В условиях разделения труда и его все более узкой специализации, области собственно материальной и духовной культуры имеют тенденцию к обособлению, к отделению и к противопоставлению друг друга.

     Необходимо  различать понятие прогресса  в истории, духовной жизни, в сфере  науки, техники и искусстве. Уже  в доклассовом обществе материальная и духовная культура обособились  друг от друга, так как творцами одной  из них стали трудящиеся, а другой – духовная элита (жрецы, вожди, художники). Эти факторы объясняют неравномерность развития культуры не только среди народов, населяющих различные уголки земного шара, но и в рамках каждого отдельно взятого государства, в зависимости от этапа его исторического, политического и экономического развития, а также воздействия факторов окружающей среды (например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры). Разделение общества на общественные классы и сословия способствовало формированию в недрах одного и того же общества разных культур, однотипных в своей основе, но имеющую разную ценностную ориентацию.

     Огромное  влияние на равномерность развития культуры общества оказывает политическая составляющая. Следует отметить, что когда ориентации и культурные ценности начинают рассматриваться исключительно с партийных и классовых точек зрения, духовная жизнь общества зачастую оказывается сведенной к вражде партий, классов и культур. Везде, где культивировалось враждебное отношение к культурным традициям прошлой культуры страны и к ее истории, можно наблюдать застой и даже регресс в развитии и материальной и духовной культуры (советское общество, Китай периода «культурной революции»). Так достигнутое одним поколением может быть утеряно следующим.

     Время от времени единство культуры может  всерьез нарушаться воздействием какой-либо очень отличной от нее культуры, а тем самым иногда даже разрушаться  и замещаться другим. Нормальным процессом взаимодействия культур является процесс, в ходе которого тот или иной народ перенимает у своих соседей некоторые элементы культуры, в то же время отвергая другие, и это принятие или отвержение определяется природой самой культуры как системы. Элементы, перенимаемые или «заимствуемые» у соседей, обычно перерабатываются и видоизменяются по мере того, как встраиваются в уже существующую культурную систему. Культурная диффузия предопределяет взаимопроникновение культур друг в друга. Процессы пространственно-временного распространения образцов культуры приводят к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию. Стоит отметить, что взаимодействие и взаимопрониконвение культур друг в друга не нарушают их самобытность и внутреннюю структуру в том случае, если система является устойчивой. Состояние системы считается устойчивым, если при небольшом отклонении от него система возвращается в это состояние, и неустойчивым, если отклонения от него растут со временем. Устойчивостью характеризуются те культурные системы, которые отличаются внутренним разнообразием при условии активного «вертикального» взаимодействия между покалениями. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению.

     Выделение человека из мира живых существ предполагает наличие орудийной деятельности, языка и общих символов духовной культуры, закрепленных в вещах, предметах  и знаках. В процессе своего становления  с момента рождения до самой смерти человек живет в определенных культурных условиях. Он сначала овладевает, а затем несет и развивает имеющиеся в обществе культурные традиции.

     Традиция  не есть нечто застывшее, некие нормы  поведения, идеи, обычаи, обряды, передающиеся из поколения в поколения в течении длительного времени. Традиция – это передача «от сердца к сердцу», сохранение самого творческого духа, некой первоосновы, которая пронизывает все и вся, на основе которой и можно выстроить все внешние проявления традиции. Она побуждает нас превыше всего ценить в человеческой жизни не умное, не оригинальное, не приятное, а просто долговечное – то, с чем можно жить всегда.

     Среди многообразных закономерностей, которые  характеризуют культуру и которые  стремится открыть культурология, можно выделить определенную их систему. Эту систему образует ряд закономерностей:

Информация о работе Содержание культуры