Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:38, реферат
Что такое культура? Структура и функции культуры. Различие между Западом и Востоком. Культура Средневековья. Культура Нового времени и Просвещения. Культура XIX века. Культура XX века. Крушение европоцентризма.
1. Введение
1.1 Что такое культура?
1.2 Структура и функции культуры
1.3 «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут» (Р. Киплинг)
2. Основная характеристика Западноевропейской культуры в Средневековье. Система ценностей, идеалов Западноевропейской культуры Средневековья
3. Западноевропейская культура Нового времени и Просвещения
4. Западноевропейская культура XIX века
5. Крушение европоцентризма
6. Заключение
7. Список литературы
XVIII столетие вошло в историю мировой культуры как век Просвещения. Сам термин «Просвещение» наиболее точно характеризует общий дух этого времени в европейской культурной и духовной жизни, ставивший своей целью изменить мировоззрение, основанное на религиозных и политических приоритетах, вытекающий из требований человеческого разума. Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а образовании, философии и научной деятельности, в свободе мысли – путь культурного и социального прогресса. Просветители были уверены в том, что развитие разума и прежде всего просвещение народа могут оказать решающее влияние на все стороны жизни общества и реорганизовать его на принципах всеобщего равенства, соответствующих законам природы. Своими главными целями сторонники просвещения считали пропаганду знаний, в том числе научных, направленных на воспитание в народе смелости мысли и независимости суждений. В этих условиях сформировался новый тип личности, для которого были характерно стремление к свободе. Человек Нового времени все более освобождался от предрассудков и безотчетных поступков, максимальной управляя собой.
XVIII столетие обеспечило господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов и литераторов. Новый тип культуры основывался на осознании суверенности и самодостаточности личности. Экономические, политические, социальные условия Просвещения изменили статус и характер художественного творчества, появились «свободные художники», создающие произведения в соответствии со своими личными вкусами. Сочетание всех этих особенностей в итоге привело к новому заключению самого понятия «культура», встречающемуся у немецкого просветителя Самюэля Пуффендорфа. В своих исследованиях Пуффендорф под культурой понимал все жизненные блага и удобства, которых добился человек в результате деятельности по преобразованию природы и усовершенствованию своего внутреннего мира. При этом он рассматривал культуру не только как процесс усовершенствования, но и как состояние, ступень развития человека и общества.
В
этом своем значении культура становится
предметом изучения для многих просветителей,
которые в своих теоретических
концепциях стремятся обосновать и
раскрыть в смысл культуры и определить
перспективы культурного
Великая
французская революция конца XVIII
века выступила катализатором
В
это время завершается
Одним из величайших достижений европейской культуры XIX века стала идея социальной сущности человека, которая легла в основу массовых движений века – от научных кружков и обществ до профсоюзов и политических партий. Она же сделала демократическое движение важнейшим фактом культурной жизни этого столетия. Под воздействием новых социальных учений находилась и художественная жизнь общества. Художественная культура сыграла огромную роль в утверждении гуманистических идеалов европейского общества. Искусство взяло на себя великую миссию нравственного и духовного совершенствования людей. Творчество наиболее ярких писателей, художников, музыкантов подготовило общественное сознание к тому, чтобы уважение прав и свобод индивида, его человеческого достоинства стало естественным регулятором поведения каждого человека. Критический взгляд на современность сочетался в искусстве с верой в необходимость торжества справедливости и свободы. Преодолевая односторонность рационализма XVIII века, писатели и художники сумели предоставить человека как целостную личность, часто усиливая при этом роль индивидуального начала и эмоциональной стороны его жизни. Предметом искусства стали окружающий мир и природа, внутренний мир человека, его впечатления и оценка действительности. Во всем многообразии раскрылись индивидуальные особенности творческой манеры художников. Исследование художественной культуры XIX столетия позволяет выделить несколько преобладавших в то или иное время художественных стилей и направлений: романтизм, реализм, символизм, импрессионизм и другие.
В целом развитие культуры XIX века произошло под знаком усиления роли субъективного начала, личности художника и творчества как процесса. Эта тенденция проявилась, прежде всего, в том, что искусстве все больше значение имело не то, что художник изображает, рассказывает или выражает, а то, как он это делает, какими средствами и в какой форме. Отсюда повышенное внимание к поиску формы, новых выразительных средств, необычного угла зрения и т.д. Данная тенденция проявилась также в том, что предметом искусства все чаще становится не окружающий мир и природа, а внутренний духовный мир человека и самого художника, жизнь сознания и психология
Современная западная культура – это культура, основанная на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Ее главные герои – люди, умеющие делать деньги. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм. Она исключительно динамична: быстро меняются условия жизни, техника, моды, стандарты, утрачиваются старые традиции. Практицизм, индивидуализм, погоня за материальными благами, специфическое отношение ко времени («время - деньги») во многом разрушают сложившиеся прежде идеалы человеческого поведения и человеческих взаимоотношений.
Долгое
время, вплоть до ХХ века, европейский
путь культурно-исторического
О кризисных явлениях европейской культуры, ее пороках и противоречиях заговорили уже в конце XIX века немецкие философы – Вагнер Р., Ницше Ф., Шопенгауэр А. – утверждающие, что европейская цивилизация вступила в стадию угасания. В 1918 году появилась работа О. Шпенглера с характерным названием «Закат Европы», в которой он описывает симптомы «неизлечимой болезни» западной цивилизации, где происходит «замена творчества трудом, духовности - интеллектом, разнообразия природной среды – унылым однообразием городских домов, высокого искусства – примитивными развлечениями, глубоких чувств – мимолетными эмоциями».
Современное
западное общество все более превращается
в строго функциональную систему, предельно
рационализированный и
Уже
начиная с ХХ века человечество само поставило
себя на грань самоуничтожения, причем
ответственность за это, в первую очередь
лежит, на представителях европейской
цивилизации. Размышляя над судьбами современной
цивилизации, мировая наука все более
связывает причины переживаемого человечеством
кризиса с определенным типом развития
и соответствующим ему типом духовной
культуры, а путь возвращения и преодоления
ограниченности западной культурной традиции
усматривает в объединении ее с культурными
традициями Востока.
А. П Садохин, И. И. Толстикова "Культурология"
П. А. Сапронов "Курс лекций по теории и истории культуры. Культурология"
Б. И. Кононенко "Основы культурологии"
Информация о работе Система ценностей западноевропейской культуры. Крушение европоцентризма