Система ценностей западноевропейской культуры. Крушение европоцентризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:38, реферат

Краткое описание

Что такое культура? Структура и функции культуры. Различие между Западом и Востоком. Культура Средневековья. Культура Нового времени и Просвещения. Культура XIX века. Культура XX века. Крушение европоцентризма.

Оглавление

1. Введение
1.1 Что такое культура?
1.2 Структура и функции культуры
1.3 «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут» (Р. Киплинг)
2. Основная характеристика Западноевропейской культуры в Средневековье. Система ценностей, идеалов Западноевропейской культуры Средневековья
3. Западноевропейская культура Нового времени и Просвещения
4. Западноевропейская культура XIX века
5. Крушение европоцентризма
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

Культурология. Реферат (обмен).docx

— 37.91 Кб (Скачать)

     XVIII столетие вошло в историю мировой культуры как век Просвещения. Сам термин «Просвещение» наиболее точно характеризует общий дух этого времени в европейской культурной и духовной жизни, ставивший своей целью изменить мировоззрение, основанное на религиозных и политических приоритетах, вытекающий из требований человеческого разума. Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а  образовании, философии и научной деятельности, в свободе мысли – путь культурного и социального прогресса. Просветители были уверены в том, что развитие разума и прежде всего просвещение народа могут оказать решающее влияние на все стороны жизни общества и реорганизовать его на принципах всеобщего равенства, соответствующих законам природы. Своими главными целями сторонники просвещения считали пропаганду знаний, в том числе научных, направленных на воспитание в народе смелости мысли и независимости суждений. В этих условиях сформировался новый тип личности, для которого были характерно стремление к свободе. Человек Нового времени все более освобождался от предрассудков и безотчетных поступков, максимальной управляя собой.

     XVIII столетие обеспечило господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов и литераторов. Новый тип культуры основывался на осознании суверенности и самодостаточности личности. Экономические, политические, социальные условия Просвещения изменили статус и характер художественного творчества, появились «свободные художники», создающие произведения в соответствии со своими личными вкусами. Сочетание всех этих особенностей в итоге привело к новому заключению самого понятия «культура», встречающемуся у немецкого просветителя Самюэля Пуффендорфа. В своих исследованиях Пуффендорф под культурой понимал все жизненные блага и удобства, которых добился человек в результате деятельности по преобразованию природы и усовершенствованию своего внутреннего мира. При этом он рассматривал культуру не только как процесс усовершенствования, но и как состояние, ступень развития человека и общества.

     В этом своем значении культура становится предметом изучения для многих просветителей, которые в своих теоретических  концепциях стремятся обосновать и  раскрыть в смысл культуры и определить перспективы культурного развития человечества. К концу XVIII в. понятие  «культура!» прочно вошло во все  европейские языки и научную  литературу. Оно стало играть важную познавательную роль в исследовании общественного развития. В общем под культурой стал пониматься определенный уровень общественного развития, достигнутый в процессе прогрессивного перехода от варварского (природного) состояния к культурному, основанному на разуме. Этот сущностный смысл понятия культуры сохраняет свое значение и в настоящее время.

  1. Западноевропейская культура XIX века

     Великая французская революция конца XVIII века выступила катализатором перехода европейской культуры в новое  качественное состояние, выразившееся в глубоких социальных и политических переменах. В результате этих перемен XIX век стал временем расцвета капитализма  и утверждения системы ценностей  буржуазной цивилизации в наиболее развитых европейских странах. Промышленная революция, успехи науки, прирост населения  привели к интенсивным процессам  урбанизации и колонизации. Особенно впечатляющей была колонизация которой поистине огромны. К началу XX века европейцы заняли, заселили и захватили едва ли не половину всей территории планеты.

     В это время завершается длительный процесс становления европейских  наций и их культур. Национальная характеристика культур приобретает  доминирующее значение. Культурная общность становится той силой, которая объединяет людей, составляющих нацию, служит ее духовной основой. В свою очередь, нация обеспечивает оптимальные условия для развития культуры, многократно увеличивая духовный потенциал общества. Главная направленность культуры того времени была по-прежнему связана с поисками места и  роли человека в мире, с попытками  выразить его взаимодействие с миром, найти меру справедливости, достойную  человека. Поиски ответов на эти  вопросы придали культуре XIX века классическую завершенность и структурную  четкость. В центре интеллектуальных исканий тогда находилась природа, духовность человека, законы развития общества и способы его совершенствования. Такое разнообразие интересов подарило миру немало гениев, сумевших передать в своих произведениях все  черты этого столетия.

     Одним из величайших достижений европейской  культуры XIX века стала идея социальной сущности человека, которая легла  в основу массовых движений века –  от научных кружков и обществ  до профсоюзов и политических партий. Она же сделала демократическое  движение важнейшим фактом культурной жизни этого столетия. Под воздействием новых социальных учений находилась и художественная жизнь общества. Художественная культура сыграла огромную роль в утверждении гуманистических  идеалов европейского общества. Искусство  взяло на себя великую миссию нравственного  и духовного совершенствования  людей. Творчество наиболее ярких писателей, художников, музыкантов подготовило  общественное сознание к тому, чтобы уважение прав и свобод индивида, его человеческого достоинства стало естественным регулятором поведения каждого человека. Критический взгляд на современность сочетался в искусстве с верой в необходимость торжества справедливости и свободы. Преодолевая односторонность рационализма XVIII века, писатели и художники сумели предоставить человека как целостную личность, часто усиливая при этом роль индивидуального начала и эмоциональной стороны его жизни. Предметом искусства стали окружающий мир и природа, внутренний мир человека, его впечатления и оценка действительности. Во всем многообразии раскрылись индивидуальные особенности творческой манеры художников. Исследование художественной культуры XIX столетия позволяет выделить несколько преобладавших в то или иное время художественных стилей и направлений: романтизм, реализм, символизм, импрессионизм и другие.

     В целом развитие культуры XIX века произошло  под знаком усиления роли субъективного  начала, личности художника и творчества как процесса. Эта тенденция проявилась, прежде всего, в том, что искусстве  все больше значение имело не то, что художник изображает, рассказывает или выражает, а то, как он это  делает, какими средствами и в какой форме. Отсюда повышенное внимание к поиску формы, новых выразительных средств, необычного угла зрения и т.д. Данная тенденция проявилась также в том, что предметом искусства все чаще становится не окружающий мир и природа, а внутренний духовный мир человека и самого художника, жизнь сознания и психология

  1. Крушение европоцентризма

     Современная западная культура – это культура, основанная на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Ее главные герои –  люди, умеющие делать деньги. В ней  ценятся активность, рациональность, профессионализм. Она исключительно  динамична: быстро меняются условия  жизни, техника, моды, стандарты, утрачиваются старые традиции. Практицизм, индивидуализм, погоня за материальными благами, специфическое  отношение ко времени («время - деньги») во многом разрушают сложившиеся  прежде идеалы человеческого поведения  и человеческих взаимоотношений.

 Долгое  время, вплоть до ХХ века, европейский  путь культурно-исторического развития  рассматривался большинством представителей  как универсальный, магистральный путь всего человечества. Сегодня все чаще говорят об ограниченности западной рационалистической культурной традиции, с которой все более связывают причины переживаемого человечеством кризиса. Такие типологические черты этой традиции, как антропоцентризм с его культом разума, логики, изначального противопоставления человека и мира; ориентация науки на преимущественное изучение внешнего по отношению к человеку мира с целью его преобразования; действие и труд как фундаментальные ценности – рассматриваются как главная причина выбора человечеством тупикового пути развития.

     О кризисных явлениях европейской  культуры, ее пороках и противоречиях  заговорили уже в конце XIX века немецкие философы – Вагнер Р., Ницше Ф., Шопенгауэр А. – утверждающие, что европейская  цивилизация вступила в стадию угасания. В 1918 году появилась работа О. Шпенглера с характерным названием «Закат Европы», в которой он описывает симптомы «неизлечимой болезни» западной цивилизации, где происходит «замена творчества трудом, духовности - интеллектом, разнообразия природной среды – унылым однообразием городских домов, высокого искусства – примитивными развлечениями, глубоких чувств – мимолетными эмоциями».

     Современное западное общество все более превращается в строго функциональную систему, предельно  рационализированный и бюрократизированный  механизм, который подавляет личность и превращает ее в бездушную деталь, выполняющую положенные ей обязанности; личностные связи людей подменяются  технологическими отношениями, гуманизм и справедливость падают жертвами бездушной  организации общества (Л. Мэмфорд). В настоящее время технический прогресс разрушает природную среду, и если он будет продолжаться в том же направлении, в каком идет сейчас, будут уничтожены экологические условия существования человечества (А. Печчеи). Техника подчиняет себе человека и это ведет к тому, что он сам приобретает черты машины, становится автоматом, функционирующим в соответствии с требованиями технической среды, в которой он находится.

  1. Заключение

     Уже начиная с ХХ века человечество само поставило себя на грань самоуничтожения, причем ответственность за это, в первую очередь лежит, на представителях европейской цивилизации. Размышляя над судьбами современной цивилизации, мировая наука все более связывает причины переживаемого человечеством кризиса с определенным типом развития и соответствующим ему типом духовной культуры, а путь возвращения и преодоления ограниченности западной культурной традиции усматривает в объединении ее с культурными традициями Востока. 

  1. Список  литературы

А. П Садохин, И. И. Толстикова "Культурология"

П. А. Сапронов "Курс лекций по теории и  истории культуры. Культурология"

Б. И. Кононенко "Основы культурологии" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          __________________ Макаренко  А.О.

Информация о работе Система ценностей западноевропейской культуры. Крушение европоцентризма