Система ценностей западноевропейской культуры. Крушение европоцентризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:38, реферат

Краткое описание

Что такое культура? Структура и функции культуры. Различие между Западом и Востоком. Культура Средневековья. Культура Нового времени и Просвещения. Культура XIX века. Культура XX века. Крушение европоцентризма.

Оглавление

1. Введение
1.1 Что такое культура?
1.2 Структура и функции культуры
1.3 «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут» (Р. Киплинг)
2. Основная характеристика Западноевропейской культуры в Средневековье. Система ценностей, идеалов Западноевропейской культуры Средневековья
3. Западноевропейская культура Нового времени и Просвещения
4. Западноевропейская культура XIX века
5. Крушение европоцентризма
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

Культурология. Реферат (обмен).docx

— 37.91 Кб (Скачать)

Оглавление

  1. Введение

      1.1 Что такое культура?

      1.2 Структура и  функции культуры

      1.3 «Запад есть  Запад, Восток есть Восток, и  с места они не сойдут» (Р.  Киплинг)

  1. Основная характеристика Западноевропейской культуры в Средневековье. Система ценностей, идеалов Западноевропейской культуры Средневековья
  2. Западноевропейская культура Нового времени и Просвещения
  3. Западноевропейская культура XIX века
  4. Крушение европоцентризма
  5. Заключение
  6. Список литературы
 
  1. Введение

1.1 Что такое культура?

     Определения термина «культура» разнообразны –  от простого противопоставления природе  до понятия культуры как исторически  определенного уровня развития общества, творческих идей и способностей человека самовыражаться, проявлением его знаний, характера, субъективности и навыков. Культура трактуется и как способ духовного освоения действительности на основе системы ценностей, и как развертывание творческой деятельности человека, направленной на поиск смысла бытия.

     В ходе человеческой деятельности, термин «культура» имел много значений. Первоначально  в латинском языке он означал  обработку земли, разделение растений и животных и т.п. Но уже в римской  культуре термин получил и другое, переносное значение – воспитанность, просвещенность. В этом значении он и вошел в XVIII в. во все европейские языки, а в XIX в. и в русский язык. Используя термин «культура» в повседневной жизни мы трактуем его как выражение одобрения, понимаем как наличие идеала или идеального состояния, с которым сравниваем оцениваемые факты или явления. Поэтому в наше время мы довольно часто слышим и говорим о высокой профессиональной культуре, о культуре исполнения какой-то вещи, так же мы оцениваем и поведения людей. Так же термином «культура» мы называем культуры разных народов в разные исторические периоды, указывая тем самым на образ жизни того или иного народа, способы существования общества или определенного исторического периода. Поэтому мы часто можем услышать выражения такие как «культура Древнего Египта», «культура эпохи Возрождения».

1.2 Структура и функции  культуры

     Культура  представляет собой сложную системную  ценность, каждый элемент которой  обладает своей неповторимостью, отличается языком описания, спецификой анализа, методами исследования и т.д. Каждый из этих элементов, в свою очередь, делится  на подвиды, обладающие своей спецификой, существующие между собой и в  то же время несущие в себе все  качественные характеристики целого.

     В наше время культуру делят по ее носителям – структурируют. Выделяют национальную и мировую культуру. Национальная культура выступает совокупностью  культур различных социальных и  групп соответствующего общества. Она  характеризуется неповторимостью  и своеобразием, которые проявляются  определенных видах культуры – духовной и материальной. Мировая культура – это совокупность лучших достижений всех национальных культур различных народов.

     Так же различают виды и роды культуры. Поскольку деятельность человека разнообразна, выделяют два основных рода культуры: материальную и духовную культуру. Материальная культура – это совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком, и  природные объекты, используемые человеком (культура труда и материального  производства, культура быта). Духовная культура – это сфера человеческой деятельности, охватывающая различные  стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя форма общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники  человеческой деятельности. Духовные ценности культуры отличаются от материальных тем что, духовную ценность культуры нельзя применить в быту, невозможно использовать как материальную ценность, она долговечна. Духовные ценности не измеряются в финансовом эквиваленте, они не продаются и не покупаются. Так же существует материально-духовная культуру, ее нельзя отнести ни к духовной или материальной. К видам материально-духовной культуры относят: экономическую культуру, экологическую культуру, эстетическую культуру, правовую культуру, и политическую культуру.

     Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций  в жизни общества и человека. Важнейшая  функция культуры – адаптивная (приспособительная), в соответствии с которой происходит приспособление человека к окружающей среде. Приспособление человека к окружающей среде происходит иначе, чем у  других живых организмов. Человек  не приспосабливается к изменениям окружающей среды, как это делают другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, приспосабливая ее к себе. Важная функция культуры – также познавательная. Культура концентрирует в себе опыт и навыки множества поколений людей, накапливает  богатые знания о мире и тем  самым создает благоприятные  для его познания и освоения. Очень  важна и коммуникативная функция  культуры. Ни одну сложную задачу человек  не может решить без помощи других людей. Человек существо общественное и для достижения своих целей  ему нужно общение с другими  людьми. Человек, не общающийся с себе подобными не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Огромную роль в обеспечении функционирования общества играет нормативная (регулятивная) функция культуры. Любые человеческие общности нуждаются в регулировании поведения составляющих их индивидов. Это необходимо для сохранения равновесия внутри самой общности и для выражения каждого отдельного индивида. В основе каждой культуры лежит ее ценностные ориентации, связанные с аксиологической (оценочной) функцией культуры. В процессе всей жизнедеятельности люди из всего многообразия природных и социальных явлений выбирают те, которые имеют для них значение. Важнейшей функцией культуры является также функция социализации и инкультурации . Процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества, называется социализацией. Этот процесс обеспечивает сохранение общества, сложившиеся нормы жизни. Каждый человек по сложившимся обстоятельствам оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, называется инкультурацией.

               1.3 «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут» (Р. Киплинг)

     Западная  и Восточная культура в культурологи рассматриваются как две принципиально  разных культуры. Не зря английский писатель Редьярд Киплинг сказал «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут». Культура Запада и Востока значительно отличаются друг от друга и никогда не будут подрожать друг другу. Запад и восток одновременно полагают друг друга, и в тоже время исключают друг друга, воплощая в себе диалектику единства и множественности культуры. Значительная часть ученых рассматривает мировую историю как параллельное становление двух типов цивилизаций. Западный тип привел к образованию современных обществ Западной Европы, а Восточный породил общества, главная ценность которых заключается в следовании установившимся традициям.

     Культурные  полюса – Восток и Запад –  представляют собой во многом противоположные  культурные традиции, два различных  типа культуры, два специфических  мировоззрения и миропонимания. Различие этих двух культур проявляется  в образе жизни народов, их психологии, нравственных принципах, ценностных ориентациях  и т.д. Однако о чертах, отличающих их друг от друга, можно говорить с  большой долей условности, поскольку  эти культуры неоднородны по своему содержанию и характеризовать их без учета специфики составляющих их национальных культур – значит характеризовать неполно. Кроме того, восточная культура неоднородна в гораздо большей степени чем западная. Так, есть Восток буддийский, Восток Мусульманский, Восток арабский, и в каждом из них существует большая разница в образе жизни этих народов. Тогда как культура Запада объединяется одной религией – христианством и различия в образе жизни между западными странами не так велики, как на Востоке.

     В современных условиях различия между  Востоком и Западом хотя и сглаживаются в ходе глобализации, но все-таки еще остаются весьма значительными. Можно выделить некоторые общие черты, характеризующие оба типа культуры. Восточной культуре свойственны следующие ценности:

    1. традиционизм, ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, образа жизни, традиций, неизменных в течении столетий;
    2. господство религеозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления, ориентация на нерасчлененность человека и природы;
    3. предопределенность действий и судьбы человека сверхъестественным силам и законам, консерватизм и аскетизм;
    4. подавление личностного начала общественной системой, организация общественной жизни на принципах коллективизма, определяющего и контролирующего все стороны жизнедеятельности человека;
    5. Преобладание в политической организации общества деспотической формы правления, где положение человека в обществе определяется его социальным статусом в общественной иерархии.

      Основными ценностями западной культуры являются:

    1. динамизм, ориентация на новизну;
    2. рационализм, основывающийся на практическом отношении к миру, активное воздействие на него;
    3. утверждение достоинства и уважения к человеческой личности в соответствии с принципов антропоцентризма
    4. индивидуализм, признание личностного начала приоритетным по отношению к коллективному;
    5. доминирование принципов свободы и равенства в общественной жизни;
    6. уважение к частной собственности;
    7. предпочтение демократии перед любыми формами правления;
    8. в ценностных ориентациях – потребительски ориентированное бытие.

      Несмотря  на приведенные отличия между  этими двумя культурами, существуют и определенные взаимосвязи между  ними. Взаимодействие культур Запада и Востока необходимо для прогресса  человечества. 

  1. Основная  характеристика Западноевропейской культуры в Средневековье. Система ценностей, идеалов Западноевропейской культуры Средневековья

     Средневековая культура — европейская культура в период с V по XVII в. (подразделяется на три этапа: культура раннего средневековья V-X вв.; средневековая культура ХI-ХIII вв.; культура позднего средневековья XIV-XVII вв.). Начало средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец — с её возрождением в Новое время. Средневековую культуру отличала иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на принципе договора, семейных связей, личной преданности и покровительства, скрепляющих общество. С образованием централизованных государств сформировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества, — духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием», народом. Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военными делами, народ трудился. Общество стало делиться на «тех, кто работает» и «тех, кто воюет». Следует подчеркнуть, что средневековье — это эпоха многочисленных войн. Средневековью было свойственно объединение людей в различные корпорации (монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т. д.). В городах роль таких корпораций прежде всего играли цеха (объединения ремесленников по профессиям) — организации, регулирующие процесс производства и отстаивающие свои интересы. Доминантой духовной жизни средневековья являлась религия, которая обусловливала роль церкви как важнейшего института культуры. Церковь выступала и как светская сила — в лице папства стремившаяся к господству над христианским миром. Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла, лишь обмирщаясь, в то время как развивать культуру можно было только путём углубления её религиозности. Средневековая наука выступает как осмысление авторитета данных Библии. По мнению церковных идеологов, греховным является всякое знание, если оно не имеет своей целью познание Бога. Вместе с тем, складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретают рациональное знание и логическое доказательство, опять же поставленные на службу церкви. Вместе с тем, развитию науки способствовало ее сближение с преподаванием, а впоследствии и формирование (XI-XII вв.) системы образования. Появляется большое количество переводов с арабского и греческого — книг по математике, астрономии, медицине и т. д. В это время зарождаются высшие школы, а затем и университеты (в начале XIII в. — Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье). В позднее средневековье Европа вышла на стезю технического прогресса: были изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки и пр., проводились различные медицинские опыты. Одновременно совершенствовалось ремесленничество, начали использоваться водяные и ветряные мельницы, были разработаны новые конструкции подъёмников для строительства храмов и т. д., появились первые паровые машины. Всё это создавало материальную основу для возникновения «новой» Европы. Соответственно менялась и духовная жизнь общества, художественная литература приобретала всё более светский характер, стала набирать силу тенденция обращения к земной жизни. Особым феноменом культуры средневековья выступает рыцарская литература. Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах. Развивается эпос («Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах» и др.). Растущее внимание к человеку, его страстям блестяще выражено Данте Алигьери в «Божественной комедии», где он показал грешников как людей, тоскующих о земной жизни. Вначале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства. Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католический собор. С конца XIII в. ведущим становится рождённый городской европейской жизнью, готический стиль. За лёгкость и ажурность его называли застывшей, или безмолвной, музыкой, «симфонией в камне». Средневековая культура глубоко противоречива. В ней отражаются раздробленность бытия (когда каждый народ имеет свой уклад жизни) и тяга к всеединству (град Божий на земле); прикреплённость человека к земле, своей общине, поместью и христианская универсальность человека; страдальческое отречение от мира и стремление к насильственному его преобразованию. Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры вплоть до наступления эпохи Возрождения, ознаменовавшейся кардинальными изменениями в мироощущении людей, обращением человека к самому себе.

  1. Западноевропейская культура Нового времени и Просвещения

     Культура  Нового времени стала временем создания всего того, что составляет сущность современной культуры. С началом  этой эпохи в мировой культуре наблюдается тенденция развития национального самосознания европейских  народов. В соответствии с этой тенденцией то один, то другие народы играли роль лидера в европейских преобразованиях, а остальные активно заимствовали их достижения в развитии культуры. Европейская культура Нового времени  охватывает XVII – XVIII вв. Она формировалась  в процессе утверждения капиталистических  отношений в производстве и становления новой общественной силы – буржуазии. Эти процессы составили основное содержание данного периода в истории западноевропейского общества.

     Глубокие  изменения в социально-политической и духовной жизни Европы обусловили основные доминанты в культуре этой эпохи. Развитие торговли и промышленности содействовало объединению интересов  буржуазии, городских слоев и  части дворян в пределах уже существующих государств. К XVII в. заканчивается процесс  формирования современных европейс4ких  наций, выразившийся в обособлении  национально-государственных формирований, а вместе с ним завершился и  процесс локализации больших  национальных культур, своеобразие  которых определялось как условиями  исторического развития, так и  культурными традициями, сложившимися в каждой европейской стране. Это  дает основание рассматривать Новое  время как самостоятельный этап развития мировой культуры.

     XVII век отличался отсутствием какой-либо позитивной программы, и именно поэтому он не получил самостоятельного названия. Не было, пожалуй, в истории культуры столетия настолько противоречивого, но одновременно и обильного на великие имена, как XVII век. Мироощущение в этом веке было максимально поляризовано, оно было пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором человек занимал совсем не главное место, а был растворен в его многообразии, подчинен среде, обществу, государству. Поэтому отличительной чертой общественного сознания XVII столетия стало новое понимание человеческой личности – менялся ее статус и самосознание, понимание достоинства человека. Главной характеристикой культуры Нового времени стал Рационализм, затронувший все ее сферы. Он основывался на идее, что в мире существует порядок, доступный человеческому познанию. Соответственно и общество, отношения людей, государство, нравственность могут строиться на разумных, рациональных основаниях. При этом разум понимался как прирожденная познавательная способность, присущая всем людям в равной мере. Разум единообразен: его законы и правила всеобщи и универсальны для всех и во все времена.

Информация о работе Система ценностей западноевропейской культуры. Крушение европоцентризма