Синтаксис

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие синтаксиса, как части теоретической грамматики.
При написании курсовой работы автор ставил перед собой следующие задачи:
 исследовать синтаксис как часть теоретической грамматики
 проанализировать задачи и предмет синтаксиса;
 раскрыть основные составляющие синтаксиса (словосочетание и предложение).

Оглавление

Введение 4
Глава 1. О предмете синтаксиса 8
1.1. Определение синтаксиса как раздела грамматики 8
1.2. О предмете синтаксиса в современном языкознании 10
Глава 2. Вопросы словосочетания 13
2.1. О словосочетании 14
2.2. Подчинительные словосочетания 16
2.3. О типах связи слов в словосочетании 17
Глава 3. Предложение как основа синтаксиса 22
3.1. Структура и виды предложения 23
3.2. Способы выражения синтаксической структуры предложения 26
Заключение 32
Библиография 34

Файлы: 1 файл

Курсовая_Синтаксис.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Вопросы  парадигматических  и  синтагматических    отношений на уровне морфологии и синтаксиса как новый аспект грамматических исследований позволяют углубить представление о синтаксической системе языка и уточнить ряд понятий синтаксиса. 13

Большое значение приобретает  овладение современными приёмами синтаксического исследования.

В области синтаксической теории много спорных и нерешенных еще вопросов. В следующих главах обратимся к исследованию основополагающих вопросов синтаксиса.

 

Глава 2. Вопросы словосочетания

Слова в речевой цепи не представляют простую последовательность, а находятся в определенных отношениях друг к другу. Каждое слово связано не сразу со всеми словами предложения, а непосредственно с каким-либо одним самостоятельным словом. Это является основной идеей при выделении словосочетаний.

Словосочетание — это группа слов в предложении, непосредственно связанных между собой.

Словосочетание представляет собой смысловое и грамматическое единство не менее чем двух знаменательных слов и в целом подобно слову выполняет номинативную (назывную) функцию в языке. В семантико-грамматических признаках сочетающихся знаменательных слов коренятся наиболее существенные различия даже между близкородственными языками. Семантико-грамматическая природа слов определяет  их возможной связи.

Сочетание слов происходит на основе сочинительной (копулятивной) или подчинительной связи между ними. 14

Сочинительные   словосочетания

В сочинительных словосочетаниях  ввиду функциональной единства их компонентов  общие грамматические категории  компонентов одинаковы, т. е. в таких  словосочетаниях объединены слова, относящиеся к одной и той же части речи: мать и отец; война и мир; высокий, но худой; быстро и хорошо и т. п.

Система форм словообразования, т. е. парадигма, сочинительных словосочетаний образуется одинаковыми формами  словоизменения составляющих их компонентов: (нет) матери и отца, (о) матери и отце; (нет) высокого, но худого—(дать) высокому, но худому...

Сочинительные   словосочетания   с   точки   зрения   возможности  их   распространения   являются   «незамкнутыми»   (Булаховский) «открытыми»  (Щерба). Количество входящих в них компонентов не ограничено: «Возы были нагружены сеном, соломой, мешик с мукой, горшками, кирпичом, дровами» (А. С. Пушкин); «О доблестях, о подвигах, о славе я забывал...» (А. Блок).

Конструкции с сочинительными сочетаниями «образуют особый тип расширенных сочетаний многословного образования» 15, четко противопоставляющихся словосочетаниям с подчительной связью между компонентами.

2.1. О словосочетании  

Наши высказывания   обычно   двухсловны  или   многословны.   Это значит, что отдельные слова по необходимости объединяются в высказывания, сочетаются друг с другом, по законам языка и в зависимости от требований выражаемого конкретного содержания (т. е. информации о мыслях, чувствах, настроениях и желаниях, которые нужно выразить для других).

Правда, выражаемое в  высказывании конкретное содержание (информация) — это внешнее по отношению  к синтаксису условие, от которого зависит сочетание слов. Информация, которая должна быть выражена, предопределяет выбор слов, но как именно эти слова окажутся связанными грамматически — это зависит прежде всего от самого языка. Язык же, как известно, связывает слова только по своим особым законам. Так, русский язык не разрешает, как правило, присоединять к глаголу имя прилагательное, к возвратным глаголам нельзя присоединять существительные в винительном падеже, к имени существительному очень редко удается «привязать» наречие и т. д. Язык, как говорят, налагает различные ограничения, резкие или очень мягкие, на способность слов связываться друг с другом. Мы только что видели примеры морфологических ограничений. Но они могут быть и синтаксическими, и лексическими, и иными. Так, если перед нами глаголы (в русском языке) и мы хотим соединить с ними существительное, которое должно занять позицию подлежащего, оно не может быть дано в винительном падеже. Или еще пример — нельзя в обычных условиях соединить лексически слова: еловая береза, теплый холод, плыть по кожаной мостовой на велосипеде и т. д.

Возникает, таким образом, задача изучения различных типов словесных объединений, а также условий, «запрещающих» и «разрешающих» такие объединения. Эта задача и решается теорией словосочетаний, успешно развивающейся в настоящее время. Правда, в понимании природы словосочетаний ученые еще не достигли желаемого единства взглядов. Отсюда идут и разноречия в определении словосочетаний. Поэтому нам придется (как и в некоторых других случаях) выбрать одно из возможных определений и применять его как «рабочее», т. е. не претендующее на всеобщее признание, но полезное в учебных целях.

Условимся называть словосочетанием  два или несколько полнозначных слов, объединенных одной синтаксической связью: видеть птиц, встречать товарища, чтение журнала, полет к луне, идти вперед, петь весело, читать и думать, новый и дорогой; зеленые и розовые, петь, кричать и разговаривать и т. д.16

Вспомним, что подчинительные связи — закрытые, а сочинительные — нередко, открытые. Поэтому одна подчинительная связь может объединить в составе одного словосочетания лишь два полнозначных слова, а сочинительная — два и больше. В таких случаях, как чтение книги мальчиком, бежать весело на каток, мы встречаемся с объединениями словосочетаний (чтение книги и чтение мальчиком, бежать весело и бежать на каток). Объединения словосочетаний возникают всякий раз, когда при одном и том же грамматически главном слове оказываются два или несколько грамматически зависимых или когда слова образуют последовательную цепь зависимостей (высказывание читали изданную в нашем городе книгу объединяет словосочетания читали книгу, изданную книгу, изданную в городе, в нашем городе).

Классификационные деления  словосочетаний еще не вполне ясны. Прежде всего выделяются словосочетания подчинительные и сочинительные. Затем словосочетания подчинительные делятся на виды в зависимости от морфологической принадлежности главных и подчиненных членов словосочетаний (именные, глагольные, наречные и т. д.).

2.2. Подчинительные словосочетания

Более многочисленны  и разнообразны по своей структуре подчинительные словосочетания. Они образуются распространением| слова в соответствии с его семантическими и грамматическими свойствами формой другого слова.

В отличие от сочинительных словосочетаний, словосочетаний подчинительные являются замкнутыми, закрытыми. Количество входящих в них компонентов ограничено: основным структурным типом является двучленное словосочетание.

В подчинительных словосочетаниях  одно из знаменательны слов является главным, стержневым словом, центром  словосочетания. Оно-то и определяет структуру словосочетания в цело» а второе знаменательное слово выступает как компонент, зависимый от первого, новый дом, дом отца, идти на станцию, очень большой и т. д.

Система форм и связей внутри подчинительных словосочетаний зависит от грамматической природы главного компонента и от его семантики. Поэтому парадигма подчинительных словосочетаний — го парадигма их главных компонентов (дом отца — к дому ща— о доме отца), которая дублируется в определенных типах словосочетаний зависимыми компонентами (большой дом — большому дому — от большого дома).

Сложилось несколько способов классификации  подчинительных словосочетаний. В ряде случаев вопросы описания подчинительных словосочетаний требуют еще уточнения.

Словосочетания можно описывать  в терминах морфологии — как сочетания определенных частей речи. В основу такой классификации кладется принадлежность главного компонента к определенной части речи и устанавливаются именные (новая книга, человек дела), адъективные (очень высокий, бледный от усталости), адвербиальные (совсем близко, далеко от Москвы) и глагольные (читать письмо, писать красиво, уехать из города) словосочетания.

Эту классификацию словосочетаний можно было  бы назвать морфологической.

Словосочетания можно описывать  и в терминах синтаксиса — как сочетания определенных членов предложения. Тогда в основу классификации кладется роль второго компонента как члена предложения и устанавливаются определительные (новая книга), объектные (читать письмо, уехать из города) и обстоятельственные (очень высокий, совсем близко) словосочетания. Морфологический и синтаксический подходы к установлению  типов  словосочетаний  определенным  образом  связаны.  Важным фактором в них выступает лексическое   значение    сочетающихся  слов. 17

2.3. О типах связи слов в словосочетании

Во всех рассмотренных  группах словосочетаний стабильными  остаются типы связи между компонентами, которые могут быть описаны по двум различительным признакам: 1) ограниченность/неограниченность развертывания; 2) ограниченность/неограниченность свертывания. На основе этих противопоставлений выделяются четыре типа связи, которые принимаются нами за основу при анализе и классификации словосочетаний.

Атрибутивный тип связи, при  котором развертывание неограниченно, а свертывание возможно до «определенного (а не любого) компонента» [183, 90]. Атрибутивный тип связи объединяет слова со значением предмета, процесса, а также слова, указывающие на их признаки. Так, в русском языке любое сочетание существительного и прилагательного представляет вид aтрибутивной связи,  причем  грамматическим приемом  выражения атрибутивной связи выступает согласование. При согласовании грамматическое значение зависимого компонента словосочетания повторяетряет  грамматическое  значение   главного    компонента.    «Однако формы рода, числа и падежа имен прилагательных выражают не внутренние оттенки качественных значений, а лишь указывают на  синтаксическую связь прилагательных с именами существительными в процессе речи. Эти основные формы   имен   прилагательных являются формами синтаксических отношений, формами грамматического согласования» 18.  Согласование характерно для языков с развитой системой форм словоизменения (например флективных  языков).  Атрибутивный  тип связи будет связывать также и компоненты словосочетаний,  названных выше адвербиальными  или   обстоятельственными.    Грамматическим    приёмом выражения атрибутивной связи в этом случае выступает примыкание — простое   соположение   компонентов   словосочетания. Это мы наблюдаем, например, в русском языке при сочетании с наречиями   (говорить громко, очень веселый и т. п.). В ряде языков (в  корнеизолирующих, например)   примыкание выступает основным приемом выражения атрибутивного типа связи.

Комплетивный тип связи характеризуется  невозможностью (или крайне ограниченной возможностью) развертывания и свёртыванием до определенного компонента (как при атрибутивном типе). Это — связь компонентов словосочетаний с прямым или предложным управлением. При управлении грамматическое значение главного компонента обусловливает наличие определеного грамматического значения у зависимого компонента: решать задачу (проблему); снимать книгу (с полки), копию (документа), шапку, обувь, пенку (с молока), комнату...; размышлять о случившемся; работать над книгой; писать письмо другу на Север...

В случаях комплетивной связи особенно очевидна роль семантики  слов в образовании словосочетаний. К проблеме сочетаемости слов одним  из первых обратился акад. Л. В. Щерба 19. Сочетаемость слов, связанная с их лексическими значениями, получила название синтаксической валентности 20.

Третий тип связи — предикативная  связь — характеризуется невозможностью свертывания и наблюдается только в предложении. Предикативная связь как связь главных членов предложения выступает в каждом предложении со сказуемым.

Четвертый тип связи — координационная (она же в других системах терминов — копулятивная или сочинительная связь). Это — связь функционально равноправных компонентов. При координационном типе связи конструкция может быть свернута до любого компонента; развертывание может быть неограниченно длинным 21. Координационная связь организует не только определенные словосочетания, но и сложносочиненные предложения.

Специфика словосочетаний

Словосочетания «представляют  собой единицы особого порядка— единицы в строении речи, известные куски речи, но не речь как таковую» 22.

Как минимальный контекст они являются объектом изучения при исследовании и словарного состава языка, и  его грамматического строя.

Словосочетания демонстрируют  взаимозависимость и тесное взаимодействие в них как лексических, так  и грамматических факторов.

Исторически словосочетание может преобразоваться в устойчивую фразеологическую единицу (она встала и затянула потуже свой пояс) и фразеологическое единство (затянуть пояс потуже, т. е. «голодать») и, таким образом, полностью перейти в сферу лексики (белый гриб, железная дорога, бить баклуши и т. п.).

Однако в словосочетании может произойти и грамматикализация одного из компонентов словосочетания с перемещением в сферу морфологии (например, превращение словосочетания в аналитическую форму со вспомогательным глаголом, известное в ряде языков): начал говорить, стал говорить, заговорил.

В связи со спецификой природы словосочетаний изучение их шло определенный период времени по пути поиска, принципов отграничения  словосочетания, с одной стороны от слова, с другой — от предложения.

Исследование грамматической природы словосочетаний  — область  пограничная между морфологией  и синтаксисом. Явление словосочетания может быть понято как морфологическая синтагматика. Ею поглотится так называемый синтаксис падежей — изучений значений какой-либо падежной формы в зависимости от употребления ее в различных словосочетаниях, в разных конструкциях.23

Информация о работе Синтаксис