Синкретизм первобытной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:15, реферат

Краткое описание

Синкретизм – это неразрывность определённых культурных, религиозных, социальных и других взглядов, систем и структур развития. Возникновение данного понятия относится к периоду античности и одновременно является его характерной чертой. Изучением же явлений и характеристик синкретизма начали заниматься лишь в 19 столетии, поэтому достоверно из всех сторон он до конца не изучен, тем ни менее он важен для изучения исторического происхождения основ искусств, культуры, религии и других направлений. Различают несколько основных видов и направлений проявления синкретизма – религиозный, культурный, лингвистический и самый главный –первобытный в который изначально входили все предыдущие направления, их разделили только в современной культуре недавно.

Файлы: 1 файл

Синкретизм – это неразрывность определённых культурных.docx

— 160.97 Кб (Скачать)

   Древние ритуалы и традиция 

   Ритуал, как коллективное действие, повторяет  сакральный акт из мифологического  сюжета и имеющее космическое  значение. Посредством ритуала человек  ощущает свою теснейшую связь  со всей природой и с космосом. Большая  часть ритуалов, осуществлявшихся в  традиционном ( и особенно в первобытном) обществе, позволяла человеку почувствовать  интимную связь, соединяющую человека с социумом, а также связь социума  с природой. Речь идет, прежде всего, о календарных ритуалах, связанных  с явлениями природы - сменой времен года, а также с поклонением  солнцу, луне и звездам в моменты  их особенного положения (солнцестояние, солнцеворот, солнечное затмение, полнолуние, и т.д.). Все эти явления занимали важное место в мифологическом сознании древних людей, сверявших ритм своей  жизни с космическими событиями, что придавало ритуалам космическое  измерение и вселенский смысл. Человек  принимал активное участие в жизни  природы, был убежден, что без  его участия могут произойти  катастрофические события, что придавало  вселенский смысл соблюдению ритуала. Именно поэтому несоблюдение традиции жестоко каралось - ведь нарушение  порядка природы, в сохранении которого принимала активное участие традиционная культура, могло, по мнению древних людей, повлечь за собой непредсказуемые последствия, включающие гибель всего социума.  

   Следует подчеркнуть, что ритуал и традиция - это очень жесткие и строгие  системы социальной регуляции поведения  человека. Их несоблюдение каралось смертью. Например, на Кавказе до сих пор  соблюдается ритуал гостеприимства, за несоблюдение которого человеку грозит смерть. В древней Руси также строго соблюдали традиции гостеприимства, а если хозяин или хозяйка нарушили его, то их дом поджигали, следуя мифологической логике: пусть лучше сгорит один дом, чем погибнет все селение.  

   Вся традиционная культура (которая охватывает огромный исторический период до Нового времени, а также современный Восток) основана на ритуалах. В качестве примера  восточных культур можно привести наш Кавказ. В исламских культурах  главные обязанности человека закреплены в шариате и адате. Шариат регулирует религиозные обязанности и юридические  нормы, адат контролирует семейную жизнь  и хозяйственную деятельность. У  абхазских народов имеется особая система регуляции - "аламыс", с  трудом поддающееся определению. В  самом общем виде его можно  определить как систему нравственных ценностей, соблюдение которых выражается в высокопрестижном поведении. "Абхазский аламыс" - своего рода кодекс чести. Вместе с тем, это образ жизни и тот нравственный идеал, к которому человек должен стремиться. "Смысл жизни - в аламысе", - говорят абхазцы.  

   Действительно, следует признать, что соблюдение традиции и ритуала может быть источником глубоких переживаний, наполняющих  вселенским смыслом жизнь индивида и связывающих его со всем социумом и с природой.  

   Многие  ритуалы предполагают магический эффект. Ритуал - магическое действие, имеющее  космический смысл. Их функции - упорядочить  взаимоотношения между социумом и природой, обезопасить человека от влияния потусторонних сил, структурировать  пространство и время, выделив центр  и периферию, важные, ценностно-насыщенные моменты времени и ценностно-безразличные.  

   Виды  ритуалов:

а) календарный (Троица, Новый год, Ивана Купалы, масленица, Пасха);  
б) погребальный;  
в) свадебный;  
г) рождение ребенка;  
д) инициации;  
е) ритуал гостеприимства и обмена дарами;  
ж) ритуальные жертвоприношения.
 

   Ритуалы перехода, приобщавшие индивида к  тайне потустороннего существования  и подготавливавшие его к переходу из одного мира в другой, назывались в древности мистериями. Мистерии - экзотические праздники для посвященных, сопровождавшиеся приемом галлюциногенных  средств. Изучение этих ритуалов сегодня  вдруг стало очень актуальным, что связано с изучением возможностей человеческого мозга, открывающихся  в результате использования психоделиков. Философское понимание существования  становится значительно более сложным  и приближается к образцам, открытым великими мистическими традициями мира.  

   Понимание специфики различий между ритуалом и этикетом имеет важное значение для характеристики существенных различий между разными типами культур  и цивилизаций.  

3. Зарождение искусства  в первобытном  обществе 

   Для большинства  произведений первобытного искусства  характерны условность, обобщенность форм, символический характер, условный изобразительный язык. Ярко выражены экспрессия, чувство пластики, ритма. Присутствует чувство симметрии, правильность в соотношении объемов. Одна из особенностей первобытного искусства - в своеобразной однородности его форм повсюду, где оно существовало (сходство в деталях палеолитических “Венер”; сходство сюжетов, композиций, стиля наскальных неолитических изображений).

   Важнейшая черта первобытного искусства - синкретизм, выражался как в слитности  функций искусства с другими  сферами культуры, так и в богатстве  смысловых интерпретаций одного и того же предмета. Собственно художественное начало в нашем понимании в нем отсутствовало. В первобытности не существовало предметов, имевших целью эстетическое наслаждение, что не исключало их декоративности.

   Архаичное искусство служило инструментом познания: фиксируя образ, оно делало его доступным восприятию, исследованию. Через группировку предметов, акцентирование деталей искусство выявляло значение, сущность предмета.

   Первыми образцами первобытного искусства  считаются отпечатки рук на стенах пещер, которые, видимо, являлись магическим знаком власти. Вероятно, магическим целям служили и фигуры животных, написанные на стенах пещер, вылепленные из глины, выгравированные на кости и камне. Наряду с охотничьей магией развивался также культ плодородия с эротической магией. Отсюда стилизованное изображение женского начала в виде миндалевидной формы или треугольника, характерное для первобытного искусства.

   В искусстве палеолита совмещаются как натуралистические, так и схематические изображения: оттиски человеческой руки и беспорядочные волнистые линии, параллельные штрихи, которые покрывают натуралистические изображения женских фигур. В фигурах крайняя условность рук, ног и лица, проработанность и гипертрофия живота, бедер, груди (палеолитические “Венеры”). Преобладает предмет, его материальность, весомость, цвет, объем, фактура. Появляются также пещерные рисунки. Первыми объектами изображения в них были животные, которые рисовались в профиль примерно в натуральную величину. Люди чаще изображались фронтально в немного увеличенных пропорциях. Хотя человеческие изображения в самом раннем периоде редки. Изображение фигур было контурным, высеченным каменным орудием или нанесенным красной охрой. Внутри контур был совершенно не заполнен. Уже в ормньякский период (30 тыс. лет назад) появляются попытки пространственного изображения: копыта, и рога животных рисуются в фас или три четверти. В позднем палеолите размеры животных и людей увеличиваются или уменьшаются. Например, изображение человека (“Великий марсианский бог”), найденное в Сахаре, имеет длину 6 метров. Контуры заполняются (прорисовываются глаза, ноздри животных, окраска их шкур, у людей - одежда, татуировка).

   В мезолитическом искусстве  человек занимает уже центральное место. Даже образы животных могут принимать на этом этапе антропоморфный характер. Преобладает не предмет, а действие, движение. Отсюда все усиливающаяся стилизация и схематизм человеческих фигур, преобладание многофигурных композиций. Изредка можно встретить изображения людей, у которых лица рисуются в профиль, а грудь и плечи - фронтально.

   В неолите наблюдается все большая стилизация и символизация. В позднем неолите были широко распространены знаки в виде кругов, крестов, свастик, спиралей, полумесяцев, встречаются стилизованные изображения животных и людей, орнаментальные мотивы (ленточные и спиралевидные).

   В искусстве  бронзового и железного века уже  четко выделяется как стадиальное, так и этническое начало, определяющее специфику художественных школ.

   Таким образом, эволюция первобытного искусства  идет сначала по пути детализации, полихромии, стремления к объемности, а затем  возвращается к схематизму, стилизации и символизации. Одновременно предметность и статичность заменяются действием и движением. Развитие первобытного искусства связано также с преодолением беспорядочности изображений и созданием композиций.

   Первобытность кажется нам сегодня далеким  прошлым человечества. А остатки архаичных племен воспринимаются как музейная экзотика. Однако следы первобытности продолжали существовать на протяжении всей истории человечества, органично вплетаясь в культуру последующих эпох. Во все времена люди продолжали верить в приметы, сглаз, число 13, вещие сны, гадание на картах и другие суеверия, являющиеся отголоском первобытной культуры. Развитые религии сохранили магическое отношение к миру в своих культах (вера в чудотворную силу мощей, исцеление святой водой, таинство соборования и причастия в христианстве). Фольклор хранил отголоски магии и мифа в песнях и сказках. Художественная культура постоянно использовала мифы для своих сюжетов и образов.

   Можно с уверенностью сказать, что основные структуры первобытного мировосприятия живут в глубинах психики каждого  современного человека и при определенных обстоятельствах вырываются наружу. Кризисное состояние общества; явления, которые наука не может объяснить, и смертельные болезни, которые она не может вылечить; непредсказуемые опасные, но значимые для человека ситуации - вот тот фундамент, на котором возрождаются старые и вырастают новые мифы и суеверия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Байбурин  А. К. Полярности в ритуале (Твердое  и мягкое) // Полярность в культуре / Альманах «Канун». Вып. 2. — СПб., 1996, с. 157—165.
  2. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. — СПб., 1993
  3. "История культуры России" - Курс лекций. Москва, общество "Знание", 1993 год.
  4. "Культурология Истории Мировой Культуры" - Учебник 1-ое издание под редакцией А. Н. Марковой. Москва "Юнити", 1995 год.
  5. "Культурология Истории Мировой Культуры" - Учебник, 2-ое издание под редакцией проффесора - А.Н. Марковой. Москва "Юнити", 1998 год.
  6. Маслов А.В. Ускользающий смысл ритуалов // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. — М.: Алетейя, 2003, с. 64—70
  7. Самыгин С. И. Религиоведение: социология и психология религии. (священные ритуалы и церемонии)  Ростов-на-Дону 1996.
  8. Тайлор Э. Б.Первобытная культура: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989.-573 с.
  9. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербургский  государственный университет телекоммуникаций

им. М.А. Бонч -Бруевича 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по культурологии

 на  тему:

"Синкретизм первобытной культуры" 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Студент: Васильев В.Д.

               группа  р-01з

                                     Преподаватель: Демиховский А.К. 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 

2010 г.

Информация о работе Синкретизм первобытной культуры