Синкретизм первобытной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:15, реферат

Краткое описание

Синкретизм – это неразрывность определённых культурных, религиозных, социальных и других взглядов, систем и структур развития. Возникновение данного понятия относится к периоду античности и одновременно является его характерной чертой. Изучением же явлений и характеристик синкретизма начали заниматься лишь в 19 столетии, поэтому достоверно из всех сторон он до конца не изучен, тем ни менее он важен для изучения исторического происхождения основ искусств, культуры, религии и других направлений. Различают несколько основных видов и направлений проявления синкретизма – религиозный, культурный, лингвистический и самый главный –первобытный в который изначально входили все предыдущие направления, их разделили только в современной культуре недавно.

Файлы: 1 файл

Синкретизм – это неразрывность определённых культурных.docx

— 160.97 Кб (Скачать)

1. Основные проявления  синкретизма первобытной  культуры 

   Синкретизм  – это неразрывность определённых культурных, религиозных, социальных и  других взглядов, систем и структур развития. Возникновение данного понятия относится к периоду античности и одновременно является его характерной чертой. Изучением же явлений и характеристик синкретизма начали заниматься лишь в 19 столетии, поэтому достоверно из всех сторон он до конца не изучен, тем ни менее он важен для изучения исторического происхождения основ искусств, культуры, религии и других направлений. Различают несколько основных видов и направлений проявления синкретизма – религиозный, культурный, лингвистический и самый главный –первобытный в который изначально входили все предыдущие направления, их разделили только в современной культуре недавно. Можно выделить следующие проявления синкретизма: 

   Синкретизм  общества и природы. Род, община воспринимались как тождественные космосу, повторяли структуру вселенной. Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами. Эта особенность, к примеру, проявляется в такой форме первобытных верований, как тотемизм, когда наблюдается частичная самоидентификация людей с тотемом или символическое уподобление ему.

   Синкретизм  личного и общественного. Индивидуальное ощущение у первобытного человека существовало на уровне инстинкта, биологического чувства. Но на уровне духовном он отождествлял себя не с самим собой, а с общиной, к которой принадлежал; обретал себя в ощущении собственной принадлежности к чему-то внеиндивидуальному. Человек первоначально становился именно человеком, вытесняя свою индивидуальность. Собственно человеческая сущность его выражалась в коллективном “мы” рода. И в наши дни в языке многих примитивных народов слово я вообще отсутствует, а о себе эти люди говорят в третьем лице. Это значит, что первобытный человек всегда объяснял и оценивал себя глазами общины. Слитность с жизнью социума приводила к тому, что худшим наказанием, после смертной казни, являлось изгнание. Оставить в общине человека, который не желает следовать ее нормам, означало до основания разрушить социальный порядок, впустить в мир хаос. Поэтому все, что происходило с каждым членом племени, было важно для всей общины, представлявшейся как неразрывная связь людей. К примеру, во многих архаичных племенах люди убеждены, что охота не будет удачной, если жена, оставшаяся в деревне, изменит своему мужу, ушедшему на охоту. 

   Синкретизм  различных сфер культуры. Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими ритуалами. К примеру, охота. Современному человеку для успеха охоты нужны только объективные условия. Для древних искусство метать копье и бесшумно пробираться по лесу, нужное направление ветра и другие объективные условия также имели большое значение. Но всего этого здесь явно недостаточно для достижения успеха, ибо главными условиями являлись магические действия. Магия - само существо охоты. Охота начиналась с магических действий над охотником (пост, очищение, причинение себе боли, нанесение татуировки и т.д.) и над дичью (пляски, заклинания, ряжение и т.п.). Цель всех этих обрядов состояла, с одной стороны, в обеспечении власти человека над будущей добычей, а с другой стороны, в обеспечении наличия дичи во время охоты независимо от ее воли. В сам момент охоты также соблюдались определенные ритуалы и запреты, которые имели целью установление мистической связи между человеком и животным. Но и после удачной поимки животного проводилась целая серия обрядов, которые были направлены па предотвращение мести со стороны духа животного.

   Синкретизм  как принцип мышления. В мышлении первобытного человека отсутствовали четкие оппозиции между такими категориями, как субъективное - объективное; наблюдаемое - воображаемое; внешнее - внутреннее; живое - мертвое; материальное - духовное; единое - многое. В языке понятия «жизнь - смерть» или «дух - тело» часто обозначались одним словом. Важной особенностью первобытного мышления было также синкретичное восприятие символов, т.е. слияние символа и того, что он обозначает. К примеру, предмет, принадлежащий человеку, отождествлялся с самим человеком. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить ему реальное зло. Именно подобный синкретизм сделал возможным появление фетишизма - веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Слияние символа и объекта приводило также к отождествлению психических процессов и внешних предметов. Отсюда происходили многие табу. Например, нельзя смотреть в рот едящего и пьющего человека, так как взгляд способен извлечь душу изо рта. А обычай завешивать зеркала в доме умершего восходит к опасению, что отражение живого человека (его душа) может быть похищено духом покойника. Особым символом в первобытной культуре выступало слово. Называние явления, животного, человека, мистического существа в магических обрядах было одновременно вызыванием его, а слова, срывающиеся с уст шамана, который в момент экстаза становился вместилищем духа, создавали иллюзию его фактического присутствия. Имена воспринимались как часть человека или вещи. Поэтому произнесение имен в определенном контексте могло таить опасность для их обладателя. В частности, имя тотемного животного в повседневном общении не называлось. Вместо него использовалось иное обозначение. Так, у славян слово “медведь” - иносказательное именование (“ведающий мед”), а запретная форма названия этого животного, вероятно, была близка индоевропейской (ср. нем. Bar), отголоском чего выступает слово берлога (“логово бера”). 

   Основные  проявления синкретизма  первобытной культуры   

    Знание жизни и культуры первобытного общества очень важно в нашем современном мире, как дерево не может жить без корней так и человечество не что без корней, которые из поколения в поколение передают соки и живительную силу несломленную веками. Наиважнейшим процессом в формировании культуры, которая составила фундамент истории человечества, является общность становления культуры для которой характерно целостность закономерностей. Именно основным стержнем и чертой первобытного общества и является синкретизм, когда все хозяйственные занятия, общественная жизнь, формы обращения и сознания, искусство и развитие не противопоставлялись друг другу, а считались одним целым и неразрывным. Любое занятие, вид деятельности содержало связку других занятий и видов деятельности. Именно целостность проявления любой культуры считается проявлением синкретизма в первобытном обществе. 

2. Обряд и магия в первобытном обществе

   Само  слово “магия” греческое. В буквальном переводе оно означает “колдовство”, “волшебство”. А по своей сущности магия - это вера людей в наличие  у самих себя сверхъестественных возможностей воздействия на природу.  

   Главный признак - это признак цели, которую  сторонники магии ставят перед магическими  обрядами. По этому признаку можно  выделить следующие девять основных видов магии: производственную, лечебную, любовную, военную, вредоносную, защитную, метеорологическую, разгадывания тайн прошлого, настоящего и будущего, общего назначения (многоцелевую). 
 

   Производственная  магия - это магия, целью которой  является успех в производственной деятельности (на охоте, на рыбной ловле, в земледелии и др.). Производственная магия делилась и делится на разновидности. Эти разновидности определяются характером производства. У охотников  была охотничья магия, у рыболовов - рыболовная. Появились земледелие и скотоводство и вместе с ними земледельческая и скотоводческая магия. Появлялись новые виды производственной деятельности и вместе с ними новые  разновидности магии. У спортсменов  появилась спортивная магия, у студентов - учебная магия. Особой разновидностью производственной магии была появившаяся  в первом веке нашей эры в Египте алхимия. Главной целью алхимии  было: при помощи химических реакций  и магических процедур получить золото из неблагородных металлов (из меди или железа). 

   Лечебная  магия - это магия, целью которой  является лечить больных. Древние славяне, чтобы излечить от зубной боли, произносили  колдовские слова, или “заговоры”. Отсюда и возникло выражение “зубы  заговаривать”. Из лечебной магии возникло слово “врач”. Врач - это тот, кто  врал, а врать у древних славян означало не то, что этот глагол означает сейчас. Сейчас “врать” - это говорить неправду. А раньше “врать” означало “очень долго говорить”. Тот, кто  лечил заговорами, “врал”, а значит был “врачом”. 

   Любовная  магия - это магия, целью которой  является завоевать любовь мужчины  или женщины.  

   Военная магия - это магия, целью которой  является обеспечить собственную неуязвимость и победу в военной схватке. 

   Вредоносная магия это магия, целью которой  является причинить вред каким-либо людям.  

   Защитная  магия - это магия, целью которой  является оградить себя от неприятностей. Древние финикийцы перед спуском  судна на воду окропляли его борта  кровью жертвенных животных. Считалось, что этот обряд оберегает судно  от кораблекрушения. В дальнейшем строители  речных и морских судов заменили кровь животных на “кровь винограда”. В наши дни судостроители перед  спуском судна на воду разбивают  о его борт бутылку шампанского. По существу эта то же окропление судна  “кровью винограда”.  

   Метеорологическая магия - это магия, целью которой  является вызвать или удержать нужную погоду. 

   Цель  магии разгадывания тайн прошлого, настоящего и будущего раск-рывается в её названии. Этот вид магии  имеет и другое название: мантика. Мантика - слово греческое и в  переводе означает “гадание”. Мантика  имела и имеет множество разновидностей, каждая из которых имеет собственное  название. Гадание по: руке (хиромантия), огню (пиромантия), картам (картомантия), книгам (библиомантия), полету птиц (орнитомантия), лопаточной кости животного (скапулимантия), цифрам (арифмомантия), звёздам (астрология), сновидениям (онейроскопия), внутренностям  животных (гаруспиция) и др. Особый вид  гадания называется ясновидением: это, когда люди раскрывают тайны через  чудесные озарения (через ответы, пришедшие  к людям неизвестно каким образом). 

 

Ритуал

   Ритуал - древнейшая форма трансляции культурных ценностей и смыслов, приобщения индивида к сакральным истокам культуры.  

   Ритуал - коллективное действие, имеющее символическое  значение, сакральный смысл которого понятен только членам социума. Это  действие, отражающее важные для данного  общества социальные и биологические  критерии и требующее применения специальных приемов.  

   В древних  религиях ритуал был главным выражением  культа высшей силы, т.е. ее почитания, обожествления, умилостивления, поклонения ей, жертвоприношения. Основные темы древнейших ритуалов – это сотворение космоса (миропорядка) из хаоса, природный круговорот жизни и смерти, зимы и лета, дня  и ночи.  

   Ритуал  уходит своими корнями в далекое  прошлое, обожествляет прошлое, повторяет  то, что когда-то уже произошло. Древние  ритуалы тесно связаны с мифами, повествующими о начальном периоде  творения мира. Люди, участвующие в  ритуале, должны повторять действия, которые когда-то совершали боги. Например, свадьба - это повторение акта творения мира, соединение неба (Зевс) и земли (Гера). Новый год - это  очищение от грехов и пороков, сопутствующих  существованию во времени, и возвращение  к первозданной чистоте рождения самого времени. Согласно мифологическому  мировоззрению наибольшей ценностью  обладают первоначальные действия, совершенные  первыми богами и первыми людьми. 

   Ритуальные  темы главных и древнейших мифов  в преобразованном, иногда ослабленном  и даже не вполне осознаваемом виде присутствуют во всех ритуалах, связанных  с жизненным циклом и хозяйственной  деятельностью людей. Психологической  основой этого переноса было уподобление, которое в мифологическом сознании сливается с отождествлением. Все  важные и критические события  в жизни первобытного коллектива и его отдельных членов не просто сопровождались некоторыми ритуалами, но переживались путем совершения обряда: встречи и проводы времен года (а это значимые вехи аграрного  цикла); сев, жатва, молотьба (дни, которые, по пословице, год кормят); рождение, переход (посвящение) подростка в  группу взрослых (обряд инициации), свадьба, смерть (похороны)... Обряды помогали социуму противостоять засухе или  болезни, переживать опасные, трудные  дни (такими, например, считались дни  солнцестояния, стык старого и нового года, иногда новолуние), облегчали  переход из одной фазы жизненного цикла в другую, задавали должную  очередность действий при убое скота, отеле или переселении пчел. Многочисленные в древности праздники специально предназначались для отправления  главных ритуалов в честь тех  или иных божеств. 
 

Информация о работе Синкретизм первобытной культуры