Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:15, реферат
Синкретизм – это неразрывность определённых культурных, религиозных, социальных и других взглядов, систем и структур развития. Возникновение данного понятия относится к периоду античности и одновременно является его характерной чертой. Изучением же явлений и характеристик синкретизма начали заниматься лишь в 19 столетии, поэтому достоверно из всех сторон он до конца не изучен, тем ни менее он важен для изучения исторического происхождения основ искусств, культуры, религии и других направлений. Различают несколько основных видов и направлений проявления синкретизма – религиозный, культурный, лингвистический и самый главный –первобытный в который изначально входили все предыдущие направления, их разделили только в современной культуре недавно.
1.
Основные проявления
синкретизма первобытной
культуры
Синкретизм
– это неразрывность
Синкретизм общества и природы. Род, община воспринимались как тождественные космосу, повторяли структуру вселенной. Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами. Эта особенность, к примеру, проявляется в такой форме первобытных верований, как тотемизм, когда наблюдается частичная самоидентификация людей с тотемом или символическое уподобление ему.
Синкретизм
личного и общественного.
Индивидуальное ощущение у первобытного
человека существовало на уровне инстинкта,
биологического чувства. Но на уровне
духовном он отождествлял себя не с самим
собой, а с общиной, к которой принадлежал;
обретал себя в ощущении собственной принадлежности
к чему-то внеиндивидуальному. Человек
первоначально становился именно человеком,
вытесняя свою индивидуальность. Собственно
человеческая сущность его выражалась
в коллективном “мы” рода. И в наши дни
в языке многих примитивных народов слово
я вообще отсутствует, а о себе эти люди
говорят в третьем лице. Это значит, что
первобытный человек всегда объяснял
и оценивал себя глазами общины. Слитность
с жизнью социума приводила к тому, что
худшим наказанием, после смертной казни,
являлось изгнание. Оставить в общине
человека, который не желает следовать
ее нормам, означало до основания разрушить
социальный порядок, впустить в мир хаос.
Поэтому все, что происходило с каждым
членом племени, было важно для всей общины,
представлявшейся как неразрывная связь
людей. К примеру, во многих архаичных
племенах люди убеждены, что охота не будет
удачной, если жена, оставшаяся в деревне,
изменит своему мужу, ушедшему на охоту.
Синкретизм различных сфер культуры. Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими ритуалами. К примеру, охота. Современному человеку для успеха охоты нужны только объективные условия. Для древних искусство метать копье и бесшумно пробираться по лесу, нужное направление ветра и другие объективные условия также имели большое значение. Но всего этого здесь явно недостаточно для достижения успеха, ибо главными условиями являлись магические действия. Магия - само существо охоты. Охота начиналась с магических действий над охотником (пост, очищение, причинение себе боли, нанесение татуировки и т.д.) и над дичью (пляски, заклинания, ряжение и т.п.). Цель всех этих обрядов состояла, с одной стороны, в обеспечении власти человека над будущей добычей, а с другой стороны, в обеспечении наличия дичи во время охоты независимо от ее воли. В сам момент охоты также соблюдались определенные ритуалы и запреты, которые имели целью установление мистической связи между человеком и животным. Но и после удачной поимки животного проводилась целая серия обрядов, которые были направлены па предотвращение мести со стороны духа животного.
Синкретизм
как принцип мышления. В мышлении
первобытного человека отсутствовали
четкие оппозиции между такими категориями,
как субъективное - объективное; наблюдаемое
- воображаемое; внешнее - внутреннее; живое
- мертвое; материальное - духовное; единое
- многое. В языке понятия «жизнь - смерть»
или «дух - тело» часто обозначались одним
словом. Важной особенностью первобытного
мышления было также синкретичное восприятие
символов, т.е. слияние символа и того,
что он обозначает. К примеру, предмет,
принадлежащий человеку, отождествлялся
с самим человеком. Поэтому с помощью нанесения
вреда предмету или изображению человека
считалось возможным причинить ему реальное
зло. Именно подобный синкретизм сделал
возможным появление фетишизма - веры
в способность предметов обладать сверхъестественной
силой. Слияние символа и объекта приводило
также к отождествлению психических процессов
и внешних предметов. Отсюда происходили
многие табу. Например, нельзя смотреть
в рот едящего и пьющего человека, так
как взгляд способен извлечь душу изо
рта. А обычай завешивать зеркала в доме
умершего восходит к опасению, что отражение
живого человека (его душа) может быть
похищено духом покойника. Особым символом
в первобытной культуре выступало слово.
Называние явления, животного, человека,
мистического существа в магических обрядах
было одновременно вызыванием его, а слова,
срывающиеся с уст шамана, который в момент
экстаза становился вместилищем духа,
создавали иллюзию его фактического присутствия.
Имена воспринимались как часть человека
или вещи. Поэтому произнесение имен в
определенном контексте могло таить опасность
для их обладателя. В частности, имя тотемного
животного в повседневном общении не называлось.
Вместо него использовалось иное обозначение.
Так, у славян слово “медведь” - иносказательное
именование (“ведающий мед”), а запретная
форма названия этого животного, вероятно,
была близка индоевропейской (ср. нем.
Bar), отголоском чего выступает слово берлога
(“логово бера”).
Основные
проявления синкретизма
первобытной культуры
Знание
жизни и культуры первобытного общества
очень важно в нашем современном мире,
как дерево не может жить без корней так
и человечество не что без корней, которые
из поколения в поколение передают соки
и живительную силу несломленную веками.
Наиважнейшим процессом в формировании
культуры, которая составила фундамент
истории человечества, является общность
становления культуры для которой характерно
целостность закономерностей. Именно
основным стержнем и чертой первобытного
общества и является синкретизм, когда
все хозяйственные занятия, общественная
жизнь, формы обращения и сознания, искусство
и развитие не противопоставлялись друг
другу, а считались одним целым и неразрывным.
Любое занятие, вид деятельности содержало
связку других занятий и видов деятельности.
Именно целостность проявления любой
культуры считается проявлением синкретизма
в первобытном обществе.
2. Обряд и магия в первобытном обществе
Само
слово “магия” греческое. В буквальном
переводе оно означает “колдовство”,
“волшебство”. А по своей сущности
магия - это вера людей в наличие
у самих себя сверхъестественных
возможностей воздействия на природу.
Главный
признак - это признак цели, которую
сторонники магии ставят перед магическими
обрядами. По этому признаку можно
выделить следующие девять основных
видов магии: производственную, лечебную,
любовную, военную, вредоносную, защитную,
метеорологическую, разгадывания тайн
прошлого, настоящего и будущего, общего
назначения (многоцелевую).
Производственная
магия - это магия, целью которой
является успех в производственной
деятельности (на охоте, на рыбной ловле,
в земледелии и др.). Производственная
магия делилась и делится на разновидности.
Эти разновидности определяются
характером производства. У охотников
была охотничья магия, у рыболовов
- рыболовная. Появились земледелие
и скотоводство и вместе с ними
земледельческая и
Лечебная
магия - это магия, целью которой
является лечить больных. Древние славяне,
чтобы излечить от зубной боли, произносили
колдовские слова, или “заговоры”.
Отсюда и возникло выражение “зубы
заговаривать”. Из лечебной магии возникло
слово “врач”. Врач - это тот, кто
врал, а врать у древних славян
означало не то, что этот глагол означает
сейчас. Сейчас “врать” - это говорить
неправду. А раньше “врать” означало
“очень долго говорить”. Тот, кто
лечил заговорами, “врал”, а значит
был “врачом”.
Любовная
магия - это магия, целью которой
является завоевать любовь мужчины
или женщины.
Военная
магия - это магия, целью которой
является обеспечить собственную неуязвимость
и победу в военной схватке.
Вредоносная
магия это магия, целью которой
является причинить вред каким-либо
людям.
Защитная
магия - это магия, целью которой
является оградить себя от неприятностей.
Древние финикийцы перед
Метеорологическая
магия - это магия, целью которой
является вызвать или удержать нужную
погоду.
Цель
магии разгадывания тайн прошлого,
настоящего и будущего раск-рывается
в её названии. Этот вид магии
имеет и другое название: мантика.
Мантика - слово греческое и в
переводе означает “гадание”. Мантика
имела и имеет множество
Ритуал
Ритуал
- древнейшая форма трансляции культурных
ценностей и смыслов, приобщения
индивида к сакральным истокам культуры.
Ритуал
- коллективное действие, имеющее символическое
значение, сакральный смысл которого
понятен только членам социума. Это
действие, отражающее важные для данного
общества социальные и биологические
критерии и требующее применения
специальных приемов.
В древних
религиях ритуал был главным выражением
культа высшей силы, т.е. ее почитания,
обожествления, умилостивления, поклонения
ей, жертвоприношения. Основные темы древнейших
ритуалов – это сотворение космоса
(миропорядка) из хаоса, природный круговорот
жизни и смерти, зимы и лета, дня
и ночи.
Ритуал
уходит своими корнями в далекое
прошлое, обожествляет прошлое, повторяет
то, что когда-то уже произошло. Древние
ритуалы тесно связаны с
Ритуальные
темы главных и древнейших мифов
в преобразованном, иногда ослабленном
и даже не вполне осознаваемом виде
присутствуют во всех ритуалах, связанных
с жизненным циклом и хозяйственной
деятельностью людей. Психологической
основой этого переноса было уподобление,
которое в мифологическом сознании
сливается с отождествлением. Все
важные и критические события
в жизни первобытного коллектива
и его отдельных членов не просто
сопровождались некоторыми ритуалами,
но переживались путем совершения обряда:
встречи и проводы времен года
(а это значимые вехи аграрного
цикла); сев, жатва, молотьба (дни, которые,
по пословице, год кормят); рождение,
переход (посвящение) подростка в
группу взрослых (обряд инициации),
свадьба, смерть (похороны)... Обряды помогали
социуму противостоять засухе или
болезни, переживать опасные, трудные
дни (такими, например, считались дни
солнцестояния, стык старого и нового
года, иногда новолуние), облегчали
переход из одной фазы жизненного
цикла в другую, задавали должную
очередность действий при убое скота,
отеле или переселении пчел. Многочисленные
в древности праздники