Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:40, статья
В данной статье выдвигаются гипотезы относительно сходства и различия менталитета и поведения российских и американских сту¬дентов. Исходные гипотезы, сформулированные автором статьи на основе личных наблюдений и опыта обучения в России, проверяются далее социологическим опросом группы российских студентов.
Введение. 3
Понятие менталитета. 4
“Менталитет” - как одно из центральных понятий социокультурного подхода. 4
Сходства и различия менталитета и поведения российских и американских студентов (анализ статьи) 8
Различие учебных программ в России и в США 8
Обнаружение особенностей поведения и менталитета российских студентов 9
Список гипотез и социологическое исследование 10
Итоги 11
Список используемой литературы. 12
«Сходства и различия менталитета и поведения российских и американских студентов»
Оглавление
Введение. 3
Понятие менталитета. 4
“Менталитет” - как одно
из центральных понятий
Сходства и различия менталитета и поведения российских и американских студентов (анализ статьи) 8
Различие учебных программ в России и в США 8
Обнаружение особенностей поведения и менталитета российских студентов 9
Список гипотез и
Итоги 11
Список используемой литературы. 12
Введение.
Основой этой работы послужила статья Аманды Балдвин «О сходстве и различии менталитета и поведения российских и американских студентов».
В данной статье выдвигаются
гипотезы относительно сходства и различия
менталитета и поведения
В данной работе мы попробуем объяснить, понятие менталитета его связь с культурологией как наукой в заключении проанализируем статью автора и, опираясь на исследования, проведенные, им во время годичной стажировки в МГУ выделим основные идеи и положения.
Понятие менталитета.
Термин Менталитет происходит, от позднелатинского mentalis — умственный, образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие не только личности, но и группе. Понятие Менталитет нашло широкое распространение в интеллектуальной жизни Запада как особая поправка XXв. к просветительской идентификации сознания с разумом. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, чертами русского Менталитета являются духовность, коллективизм (соборность), широта души. Менталитет культуры это глубинное строение культуры, исторически сложившиеся и социально укорененное не только в сознании, но и в поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры.
В последнее время в
культурологии часто
По мнению ряда исследователей,
менталитет - то же, что и традиционное
сознание, то есть - система мировоззрения,
основанная на исторически сложившейся
картине мира, передающейся в процессе
социализации и включающая в себя
представления о приоритетах, нормах
и моделях поведения в
“Менталитет” - как одно
из центральных понятий
С конца 80-х годов возникает особый интерес к комплексному подходу в осмыслении прошлого и настоящего. С введением в научный оборот таких понятий как культура повседневности, образ жизни, культурно-историческая парадигма, социодинамика культуры и т.п., выявился единый предмет социальной и культурной истории - ценностно-смысловой континуум общественного развития.
Складывающееся в результате
представление об истории как
социокультурном процессе приводит
к образованию особых многозначных
понятий, которые оказываются
Это абстрактное и объемное понятие пришло на помощь обществоведам, став единственно правильным объяснением всех существующих проблем. И все это в ситуации, когда данная область знаний оставалась фактически неизученной. Сложившаяся ситуация и заставила обществоведов наметить основные подходы в изучении ментального измерения истории.
Какое же содержание, на сегодняшний день, ученые вкладывают в понятие менталитет. Анализ литературы по проблемам ментальности, а она в действительности огромна, убеждает, что целесообразно рассмотреть основные направления в определении данного термина.
1.Определение “менталитета”
с позиций исторической
Наибольших успехов в исследовании менталитета достигла французская историческая школа “Анналов”. М. Блок и Л. Февр, которые и ввели понятие “менталитет” обращая внимание на тот слой сознания, который в силу своей слабой распространенности не получал прямого отражения в источниках, а потому и постоянно ускользает из поля зрения историков. По мнению последователей данного направления, в человеческом сознании, в той или иной форме, находят свое преломление самые разные проявления существования, закрепляясь в системе образов, представлений, символов. Именно поэтому изучение образа мыслей людей, способов и форм организации мышления, конкретных и образных картин мира, запечатленных в сознании, рассматривается, или как возможность понять логику исторического процесса, как в целом, так и применительно к отдельным историческим явлениям.
Сторонниками этой точки
зрения на менталитет, в нашей стране,
стали представители
2.Социокультурный подход
объясняет менталитет - как совокупность
представлений, воззрений, “
На сегодняшний день, ученые-обществоведы переходят к единым определениям понятия менталитет. Этот подход объединяет как историко-психологическое, так и социокультурное определение данного термина. Эта точка зрения исходит из положения о человеке, как части культуры. Представляющей собой совокупность практикуемых данным обществом основных способов производства и взаимодействия с природой, деятельности социальных институтов и других регуляторов современной жизни, а также включающая в себя верования, иерархию ценностей, мораль, особенности межличностного поведения и самовыражения, тот или иной язык, способы передачи опыта через поколения.
Менталитет может
Одной из проблем стала типологизация менталитета. Исследователи выделяют следующие типы ментальностей:
1). Индивидуальная ментальность.
2).Групповая ментальность.
3).Национальная ментальность.
4).Цивилизационная
Так, например групповая ментальность в социокультурном контексте – это отражение совокупного культурно-исторического, национального и социального опыта, преломляемого в сознании конкретной личности.
Широко ведутся исследования и по внутренней структуре менталитета.
а). Партикулярный уровень или бессознательное отражает общие тенденции частной жизни и во многом обуславливает формирование личности и ее социальных ролей, а также характер взаимоотношений с другими индивидами.
Это привычные бытовые отношения, ритуалы, социальные нормы, ценности, оценки - словом, отчасти нерефлексируемый мир социальных взаимодействий.
б). “Духовная самость” - культура конкретной социальной общности, ее специфика, адаптивные способности. Все это осуществляется на рефлексивном уровне.
в). Социальный отклик - это реакция общности или индивида на политику, государственную власть, реформы и т.п.
г). Метасоциальный уровень - это этнокультурная ориентация вовне с параллельным обращением внутрь себя (например, национальная идея, которая имеет, к тому же, большое последействие).
Предлагаются и другие классификации, характеризующие содержательную сторону менталитета.
1). Материальные факторы быта.
2). Поведенческие стереотипы.
3). Эмоциональное и
4). Лингвистические факторы.
5). Рациональное восприятие мира.
6). Мировоззренческие факторы.
7). Общественные настроения (политические, религиозные и т.п.).
Таким образом, мы видим, что
в понятие “менталитет” включены
как элементы обыденного сознания,
так и теоретического сознания. Это
делает трактовку понятия “менталитет”
близкой к трактовке понятия
“ общественное сознание”, которое
понимается как массовое наличное,
реальное сознание в определенном,
исторически обусловленном
Сходства и различия менталитета и поведения российских и американских студентов (анализ статьи)
Различие учебных программ в России и в США
Для того чтобы наилучшим образом продемонстрировать контраст, автор сравнивает некоторые характеристики учебной программы Hamilton Со11еgе, и учебной программы факультета государственного управления МГУ.
Учебная программа МГУ:
1.Соответствует основным требованиям, предъявляемым к программам российских вузов.
2. Летом (чаще всего
после окончания школы)
3.Студенты обучаются десять семестров, или пять лет, и по окончании получают диплом.
4. Занятия проходят 6 дней в неделю (с понедельника до субботы) и занимают до 8 часов в день. Каждое занятие («пара») продолжается 2 академических часа.
5. В течение первых лет обучения в основном изучаются общие дисциплины, затем каждый студент должен выбрать одну из специализаций.
6. Три вида учебных занятий:
лекции, семинары и спецкурсы.
Все курсы являются
7. Для получения диплома
необходимо успешно освоить
8. Лекций читаются студентам
одного курса (одного года
Учебная программа Hamilton Со11еgе:
1. Соответствует общим
принципам учебных программ
2.Для поступления требуется
заявление, ведомость со
3. Студенты обучаются в
колледже восемь семестров,
4.Студенты сами выбирают учебный план. За время обучения необходимо освоить 32 курса(4 предмета в семестр). Каждый курс не менее 2,5 часов в неделю.
5. Студенты проводят на занятиях приблизительно 10 часов в неделю.
6.Помимо профилирующей
дисциплины студент должен
Вывод: по сравнению с российскими студентами, американские студенты имеют гораздо больше свободного времени. При этом из-за того, что они сами выбирают учебные дисциплины, в американских учебных заведениях нет устойчивых академических групп. Даже при изучении профилирующей дисциплины состав группы может меняться: например, в него могут быть включены студенты других курсов.
Обнаружение особенностей поведения и менталитета российских студентов
Существенным различиям
образовательных систем России и
США соответствуют интересные различия
в структуре поведения
Особенности российской системы
высшего образования во многом побуждают
студентов к коллективной деятельности,
при которой каждый из них вносит
в общий успех группы свой вклад,
сообразно личным умениям и интересам.
Так как в российских вузах
большинство курсов являются обязательными,
не все из них в равной степени
интересны для студентов. К тому
же, из-за большого количества заданий
и нехватки времени им очень трудно
готовиться к каждому занятию. Поэтому
организация российскими
Информация о работе Сходства и различия менталитета и поведения российских и американских студентов