Сходства и различия менталитета и поведения российских и американских студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:40, статья

Краткое описание

В данной статье выдвигаются гипотезы относительно сходства и различия менталитета и поведения российских и американских сту¬дентов. Исходные гипотезы, сформулированные автором статьи на основе личных наблюдений и опыта обучения в России, проверяются далее социологическим опросом группы российских студентов.

Оглавление

Введение. 3
Понятие менталитета. 4
“Менталитет” - как одно из центральных понятий социокультурного подхода. 4
Сходства и различия менталитета и поведения российских и американских студентов (анализ статьи) 8
Различие учебных программ в России и в США 8
Обнаружение особенностей поведения и менталитета российских студентов 9
Список гипотез и социологическое исследование 10
Итоги 11
Список используемой литературы. 12

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 25.84 Кб (Скачать)

 

 «Сходства и различия менталитета и поведения российских и американских студентов»

Оглавление

Введение. 3

Понятие менталитета. 4

“Менталитет” - как одно из центральных понятий социокультурного подхода. 4

Сходства и различия менталитета  и поведения российских и американских студентов (анализ статьи) 8

Различие учебных программ в России и в США 8

Обнаружение особенностей поведения  и менталитета российских студентов 9

Список гипотез и социологическое  исследование 10

Итоги 11

Список используемой литературы. 12

 

Введение.

Основой этой работы послужила  статья Аманды Балдвин «О сходстве и различии менталитета и поведения российских и американских студентов».

В данной статье выдвигаются  гипотезы относительно сходства и различия менталитета и поведения российских и американских сту¬дентов. Исходные гипотезы, сформулированные автором статьи на основе личных наблюдений и опыта обучения в России, проверяются далее социологическим опросом группы российских студентов. Предлагаемые вопросы подобраны таким образом, чтобы смоделировать возможные отличия реакции российских студентов от американских в типовых поведенческих ситуациях (отношения внутри коллектива, и к преподавателю, допустимые варианты поведения, включая использование шпаргалок, отношение к различным типам тестов и эк¬заменов и т. д.).

В данной работе мы попробуем  объяснить, понятие менталитета  его связь с культурологией как  наукой в заключении проанализируем статью автора и, опираясь на исследования, проведенные, им во время годичной стажировки в МГУ выделим основные идеи и  положения.

 

Понятие менталитета.

Термин Менталитет происходит, от позднелатинского mentalis — умственный, образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие не только личности, но и группе. Понятие Менталитет нашло широкое распространение в интеллектуальной жизни Запада как особая поправка XXв. к просветительской идентификации сознания с разумом. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, чертами русского Менталитета являются духовность, коллективизм (соборность), широта души. Менталитет культуры это глубинное строение культуры, исторически сложившиеся и социально укорененное не только в сознании, но и в поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры.

В последнее время в  культурологии часто употребляется  понятие "ментальность"  как "относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая не только создает картину мира, но и скрепляет  единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества". Это понятие отражает характер различных типов культур  в их объяснении окружающего мира, понимании целей развития, основных ценностных направлений. Менталитет выражается не только в особенностях образа мыслей, но в эмоциональной оценке тех  или иных событий. В настоящее  время выделяют античную и средневековую  ментальность. Много споров вызывает изучение менталитета культур отдельных  народов, типов культурной традиции. Нередко в дискуссиях присутствует необоснованный оценочный подход. В  который раз возрождается неравноправное отношение к культурам (цивилизованные, нецивилизованные, дикие, примитивные и т. д.). Явным или неявным образом менталитет связывается с технологическим уровнем культуры, способностью производить материальные блага. Безусловны различия в способе, направленности мышления у представителей различных культур.

По мнению ряда исследователей, менталитет - то же, что и традиционное сознание, то есть - система мировоззрения, основанная на исторически сложившейся  картине мира, передающейся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах.

“Менталитет” - как одно из центральных понятий социокультурного подхода.

С конца 80-х годов возникает  особый интерес к комплексному подходу  в осмыслении прошлого и настоящего. С введением в научный оборот таких понятий как культура повседневности, образ жизни, культурно-историческая парадигма, социодинамика культуры и т.п., выявился единый предмет социальной и культурной истории - ценностно-смысловой континуум общественного развития.

Складывающееся в результате представление об истории как  социокультурном процессе приводит к образованию особых многозначных понятий, которые оказываются применимыми  равнозначно как к социально-историческому, так и к культурно-историческому  процессу. Но самым загадочным из вновь  возникших слов стало слово “менталитет”, получившее широчайшее распространение.

Это абстрактное и объемное понятие пришло на помощь обществоведам, став единственно правильным объяснением  всех существующих проблем. И все  это в ситуации, когда данная область  знаний оставалась фактически неизученной. Сложившаяся ситуация и заставила  обществоведов наметить основные подходы  в изучении ментального измерения  истории.

Какое же содержание, на сегодняшний  день, ученые вкладывают в понятие  менталитет. Анализ литературы по проблемам  ментальности, а она в действительности огромна, убеждает, что целесообразно  рассмотреть основные направления  в определении данного термина.

1.Определение “менталитета”  с позиций исторической психологии  звучит следующим образом. Менталитет - это обобщение всех характеристик  отличающих ум, образ мышления.

Наибольших успехов в  исследовании менталитета достигла французская историческая школа  “Анналов”. М. Блок и Л. Февр, которые и ввели понятие “менталитет” обращая внимание на тот слой сознания, который в силу своей слабой распространенности не получал прямого отражения в источниках, а потому и постоянно ускользает из поля зрения историков. По мнению последователей данного направления, в человеческом сознании, в той или иной форме, находят свое преломление самые разные проявления существования, закрепляясь в системе образов, представлений, символов. Именно поэтому изучение образа мыслей людей, способов и форм организации мышления, конкретных и образных картин мира, запечатленных в сознании, рассматривается, или как возможность понять логику исторического процесса, как в целом, так и применительно к отдельным историческим явлениям.

Сторонниками этой точки  зрения на менталитет, в нашей стране, стали представители культурологической школы А. Я. Гуревича. Менталитет, по мнению Гуревича, представляет собой  тот уровень общественного сознания. На котором мысль не отделена от эмоций, от ментальных привычек и приемов  сознания, - люди ими пользуются, обычно сами того не замечая, т.е. бессознательно.

2.Социокультурный подход  объясняет менталитет - как совокупность  представлений, воззрений, “чувствовании”  общности людей определенной  эпохи, географической области  и социальной среды, которые  влияют на исторические и социокультурные  процессы. Другими словами, менталитет - это некая существенная характеристика  людей, живущих в отдельной  культуре, которая позволяет описать  своеобразие видения этими людьми  окружающего мира и объяснить  специфику их реагирования на  него.

На сегодняшний день, ученые-обществоведы переходят к единым определениям понятия менталитет. Этот подход объединяет как историко-психологическое, так  и социокультурное определение  данного термина. Эта точка зрения исходит из положения о человеке, как части культуры. Представляющей собой совокупность практикуемых данным обществом основных способов производства и взаимодействия с природой, деятельности социальных институтов и других регуляторов современной жизни, а также включающая в себя верования, иерархию ценностей, мораль, особенности межличностного поведения и самовыражения, тот или иной язык, способы передачи опыта через поколения.

Менталитет может рассматриваться  как способ и метод изучения общественных и цивилизационных структур исторического  процесса в целом, т.е. изучение менталитета  выступает как метод исторического  познания. Гораздо большее прикладное значение имеет изучение менталитета  конкретной эпохи, конкретной социальной группы или класса. В этом случае часто употребляют не термин “менталитет”, а термин “ментальность”. Отличие  этих терминов состоит в том, что  менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение, а ментальность может относиться не только  к различным социальным стратам, но и историческим временам. Следует отметить, что употребление этих двух терминов еще не устоялось. Есть исследователи, которые применяют  их как равнозначные.

Одной из проблем стала  типологизация менталитета. Исследователи выделяют следующие типы ментальностей:

1). Индивидуальная ментальность.

2).Групповая ментальность.

3).Национальная ментальность.

4).Цивилизационная ментальность.

Так, например групповая ментальность в социокультурном контексте  – это отражение совокупного  культурно-исторического, национального  и социального опыта, преломляемого  в сознании конкретной личности.

Широко ведутся исследования и по внутренней структуре менталитета.

а). Партикулярный уровень  или бессознательное отражает общие  тенденции частной жизни и  во многом обуславливает формирование личности и ее социальных ролей, а  также характер взаимоотношений  с другими индивидами.

Это привычные бытовые  отношения, ритуалы, социальные нормы, ценности, оценки - словом, отчасти нерефлексируемый мир социальных взаимодействий.

б). “Духовная самость” - культура конкретной социальной общности, ее специфика, адаптивные способности. Все это осуществляется на рефлексивном уровне.

в). Социальный отклик - это  реакция общности или индивида на политику, государственную власть, реформы и т.п.

г). Метасоциальный уровень - это этнокультурная ориентация вовне с параллельным обращением внутрь себя (например, национальная идея, которая имеет, к тому же, большое последействие).

Предлагаются и другие классификации, характеризующие содержательную сторону менталитета.

1). Материальные факторы  быта.

2). Поведенческие стереотипы.

3). Эмоциональное и художественное  восприятие мира.

4). Лингвистические факторы.

5). Рациональное восприятие  мира.

6). Мировоззренческие факторы.

7). Общественные настроения (политические, религиозные и т.п.).

Таким образом, мы видим, что  в понятие “менталитет” включены как элементы обыденного сознания, так и теоретического сознания. Это  делает трактовку понятия “менталитет” близкой к трактовке понятия  “ общественное сознание”, которое  понимается как массовое наличное, реальное сознание в определенном, исторически обусловленном сочетании  синтезирует элементы обыденного и  теоретического сознания. В определении  и изучении менталитета не существует устоявшейся методологии. Некоторые  обществоведы усматривают в этой размытости не только уязвимость, но и  определенное преимущество - методологическую пластичность, которая открывает  перед исследователем новые возможности. Во всяком случае, многочисленные попытки  ввести понятие “менталитет” в  какие-то более или мнение жесткие  рамки, так и не увенчалось: в одних  случаях оно смыкается с распространенным, но столь же не четким понятием “общественное сознание”, а в других сводиться к описанию простейших психических реакций.

Сходства и различия менталитета  и поведения российских и американских студентов (анализ статьи)

 Различие учебных программ  в России и в США

Для того чтобы наилучшим  образом продемонстрировать контраст, автор сравнивает некоторые характеристики учебной программы Hamilton Со11еgе, и учебной программы факультета государственного управления МГУ.

Учебная программа МГУ:

1.Соответствует основным  требованиям, предъявляемым к  программам российских вузов.

2. Летом (чаще всего  после окончания школы) абитуриенты  сдают вступительные экзамены.

3.Студенты обучаются десять  семестров, или пять лет, и  по окончании получают диплом.

4. Занятия проходят 6 дней  в неделю (с понедельника до  субботы) и занимают до 8 часов  в день. Каждое занятие («пара») продолжается 2 академических часа.

5. В течение первых лет  обучения в основном изучаются  общие дисциплины, затем каждый  студент должен выбрать одну  из специализаций.

6. Три вида учебных занятий:  лекции, семинары и спецкурсы.  Все курсы являются обязательными.

7. Для получения диплома  необходимо успешно освоить определенное  количество учебных дисциплин  и написать дипломную работу, связанную со специализацией.

8. Лекций читаются студентам  одного курса (одного года поступления)  на протяжении пяти лет.

Учебная программа Hamilton Со11еgе:

1. Соответствует общим  принципам учебных программ для  американских гуманитарных колледжей.

2.Для поступления требуется  заявление, ведомость со школьными  оценками, список факультативных  занятий, рекомендательные письма, результаты, стандартного тестирования.

3. Студенты обучаются в  колледже восемь семестров, или  четыре года.

4.Студенты сами выбирают  учебный план. За время обучения  необходимо освоить 32 курса(4 предмета  в семестр). Каждый курс не менее  2,5 часов в неделю.

5. Студенты проводят на  занятиях приблизительно 10 часов  в неделю.

6.Помимо профилирующей  дисциплины студент должен выполнить  базовое «требование распределения», успешно освоив два учебных  курса (по выбору) в каждой из  четырех областей:the humanities,the social sciences,the arts, and the natural sciences (включая математику).

Вывод: по сравнению с российскими  студентами, американские студенты имеют  гораздо больше свободного времени. При этом из-за того, что они сами выбирают учебные дисциплины, в американских учебных заведениях нет устойчивых академических групп. Даже при изучении профилирующей дисциплины состав группы может меняться: например, в него могут быть включены студенты других курсов.

Обнаружение особенностей поведения  и менталитета российских студентов

Существенным различиям  образовательных систем России и  США соответствуют интересные различия в структуре поведения студентов  этих стран.

Особенности российской системы  высшего образования во многом побуждают  студентов к коллективной деятельности, при которой каждый из них вносит в общий успех группы свой вклад, сообразно личным умениям и интересам. Так как в российских вузах  большинство курсов являются обязательными, не все из них в равной степени  интересны для студентов. К тому же, из-за большого количества заданий  и нехватки времени им очень трудно готовиться к каждому занятию. Поэтому  организация российскими студентами своей учебной деятельности на основе личных интересов представляется вполне логичной. Обучаясь в одних и тех  же группах на протяжении нескольких лет, студенты узнают интересы друг друга  и, следовательно, распределяют «роли» в группе. Таким образом, они знают, кому обратиться за помощью при возникновении  различных проблем и как убедить  преподавателя, что все члены  группы в полной мере готовы к занятию, к тому же российским студентам легче  приспособиться к неожиданным ситуациям.

Информация о работе Сходства и различия менталитета и поведения российских и американских студентов