Семиотика культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:30, реферат

Краткое описание

Цель работы – раскрыть понятия

- типологии знаковых систем культуры;

- вербальных знаковых систем;

- текстов и их интерпретации.

Оглавление

Введение

1. Типология знаковых систем культуры

1.1 Естественные знаки

1.2 Функциональные знаки

1.3 Иконические знаки

1.4 Конвенциональные знаки

1.4.1 Сигналы

1.4.2 Индексы

1.4.3 Символы

2. Вербальные знаковые системы

2.1 Слово

2.2 Развитие знаковых систем как историко-культурный процесс

2.3 Язык — средство мышления и общения

2.4 Вербальный иллюзионизм как болезнь современной культуры

2.5 Язык и речь

2.6 Культура речи

2.7 Социокультурная дифференциация языков

3. Тексты и их интерпретация

3.1 Вторичные моделирующие системы

3.2 Языки искусства

3.3 Тексты и их интерпретация

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Семиотика культуры.docx

— 31.01 Кб (Скачать)

     Стилистика  — манера оформления речи, характеризуемая  принципами отбора и комбинации используемых языковых средств. Уже в античной Греции стали различать три стиля  языка "высокий", "средний" и "низкий". Первый — это язык эпоса и трагедии, второй — лирика, а третий — комедии. Современной  литературе свойственно многообразие стилей. Разнообразные стилистические формы приобретает язык и в  практике общения людей.

     2.2 Развитие знаковых систем как  историко-культурный процесс

     Рассмотренная последовательность типов знаковых систем не случайна: она в общем  и целом соответствует историческому  развитию человеческой культуры. Примерно в этой последовательности они появлялись в культуре, причем каждый последующий  тип знаковых систем начинал формироваться  тогда, когда ресурсы предыдущего  типа переставали в достаточной  мере обеспечивать коммуникативные  и духовные потребности людей. Указанная  последовательность характерна для  культурного развития человека не только в фило-, но и в онтогенезе. Она  отвечает основным этапам умственного  развития ребенка (по Пиаже) и процесса обучения.

     культура  вербальный язык мышление

     2.3 Язык — средство мышления и  общения

     Дж. Свифт в "Путешествиях Гулливера" описал лапутянских мудрецов, которые  попытались обойтись без языка и  объясняться между собой с  помощью предметов. Чтобы сказать  о хлебе, они показывали хлеб, о  воде — бутылку с водой и  т. д. За каждым из них ходил слуга  с мешком, наполненным предметами, которые могут понадобиться для "разговора". Если бы придуманные  английским сатириком лапутяне существовали, им можно было бы только посочувствовать. В самом деле, тематика их "бесед", очевидно, ограничивалась бы объемом мешка. В сущности, они вообще лишили бы себя возможности обмениваться друг с другом мыслями, за исключением самых простейших. Как лапутянские мудрецы смогли бы обсуждать какие-либо научные, философские или даже просто житейские проблемы? Ведь для этого нужно оперировать абстрактными понятиями — такими, как радость, печаль, совесть, сознание, закон, причина и др. Но подобные понятия не обозначают никакого предмета, который можно было бы показать. Мы можем абстрактно мыслить, оперировать общими понятиями только потому, что они фиксируются в словах. Если бы лапутянские мудрецы всерьез решили отказаться от языка, то это неминуемо привело бы их к тому, что они стали бы не только общаться, но и мыслить лишь на самом примитивном уровне. Функции языка в том и состоят, что он служит людям, во-первых, как средство мышления и, во-вторых, как средство общения. Это не значит, что других средств мышления и общения у человека нет. Мы можем мыслить в образах и общаться жестами. Глухонемые разговаривают с помощью жестикуляции. Но их жесты являются лишь знаками слов, то есть в основе "жестикуляционного языка" глухонемых лежит обычный естественный язык. И в мышлении, и в общении люди используют самые различные виды знаков. Но было бы удивительно, если бы самая богатая по своим возможностям знаковая система — естественный язык — не играла бы при этом самой важной роли.

     2.4 Вербальный иллюзионизм как болезнь  современной культуры

     Одно  из наиболее значительных в социальном и культурном плане проявлений воздействия  языка на мышление людей — это  его способность создавать вербальные иллюзии, которые становятся факторами, определяющими их поведение. В сознании людей возникает своего рода словесный  мираж, который как бы заслоняет  и подменяет собою реальность. 

     2.5 Язык и речь

     Язык  и речь — понятия взаимосвязанные, но не тождественные. Речь — это  язык в действии. Различие между  языком и речью нетрудно понять, если учесть следующие обстоятельства.

     - Язык есть создание народа, результат  коллективного творчества многих  поколений людей; речь имеет  своего автора, отдельного единичного  человека, который ее создает  и произносит.

     - Язык является достоянием пользующегося  им общества, он находится в  общем владении всех, кто говорит  на нем; речь индивидуальна,  она принадлежит ее автору.

     - Язык несет в себе коллективный  опыт народа; речь выражает опыт  произносящей ее личности.

     - Язык независим от обстановки, в которой совершаются конкретные  акты общения; речь произносится  всегда в какой-то конкретной  ситуации и обусловлена ею.

     - Язык объективен: он существует  до и независимо от говорящего; речь субъективна: ее особенности  и само ее осуществление зависят  от того, кто ее произносит.

     - Язык обязателен: его формы и  правила должны соблюдать все  разговаривающие на нем, чтобы  быть понятыми; речь произвольна,  каждый волен говорить то, что  считает нужным сказать.

     - Речь может оцениваться с точки  зрения ее истинности или ложности; к языку же эти оценки неприменимы.

     2.6 Культура речи

     Культура  речи - умение наиболее эффективным  образом использовать коммуникативные  функции языка. Культура речи определяется двумя основными факторами:

     1) соблюдением общепринятых языковых  норм;

     2) особенностями индивидуального  стиля речи.

     Можно сформулировать ряд простых требований к стилю речи, выполнение которых  является необходимым условием речевого мастерства:

     - говорите ясно и понятно для  слушателей;

     - говорите настолько кратко, насколько  это возможно без ущерба для  ясности и понятности;

     - выбирайте наиболее яркие и  эмоционально выразительные средства  оформления своих мыслей;

     - не старайтесь, чтобы слушатели  согласились с вами во всем;

     - делайте паузы, чтобы собраться  с мыслями, обратить внимание  слушателей на важные места,  дать им возможность обдумать  сказанное;

     2.7 Социокультурная дифференциация  языков

     В волнах всемирной истории одни языки  гибнут вместе со своими народами-носителями и их культурой — примером тут  может служить древнеегипетский язык. Другие сохраняются тысячелетиями  — например, китайский. Третьи умирают, но дают корни, продолжающие жить во многих современных языках, — такова судьба римской латыни. Есть языки, которые  надолго выходят из употребления, но потом снова воскресают и становятся живыми разговорными языками (древнееврейский  иврит). "Мертвые языки", которых  сегодня никто не знает, кроме  немногих — иногда менее десятка  во всем мире — специалистов, очевидно, уже не выполняют коммуникативных  функций. Языков, на которых говорят  более 100 миллионов человек, всего 12 (по данным 1990 г.): китайский (1000 млн.), английский (500 млн.), хинди вместе с урду (350), испанский (300), русский (250), индонезийский (200), арабский (200), бенгальский (180), португальский (150), японский (130), немецкий (100), французский (100). А например, юкагирский язык знает всего лишь около 250 чел., ливский язык (прибалтийско-финский язык с двумя диалектами) — около 100 чел. (по данным 1979 г.).

     Исторические  судьбы языков складываются так, что  одни из них становятся универсальными средствами социального контакта и  обмена информацией во всех областях культуры, приобретают статус государственных  и даже получают всемирное распространение, другие же ограничиваются более узкой  сферой обращения и употребляются  лишь в быту. В этом плане можно  различать следующие типы языков:

     - языки международного общения  (английский, испанский, русский,  арабский, французский);

     - национальные языки, которые существуют  как в разговорной, так и  в письменной форме, и служат  универсальным средством общения  для определенного народа или  региона;

     - племенные разговорные языки,  не имеющие письменности и  неспособные на данной стадии  своего развития обеспечить усвоение  достижений современной цивилизации  (в развивающихся странах нередко  такие языки быстро эволюционируют, превращаясь в национальные);

     - "одноаульные" бесписьменные  языки с узкой, главным образом  семейно-бытовой сферой обращения. 

 

     3. Тексты и их интерпретация 

     3.1 Вторичные моделирующие системы

     Естественный  язык и другие типы знаков, рассмотренные  выше, — это базовые, первичные  знаковые средства культуры. В различных  формах культуры на их основе (и, главным  образом, на основе естественного языка) возникают свои собственные, приспособленные  для выражения их содержания языки - "вторичные моделирующие системы", "вторичные языки культуры", "культурные коды".

     Исторически сложившиеся правила этикета, манера одеваться, освященные обычаями нормы  отношений между людьми и т. п. выступают как культурные коды, в  которых люди в каждую эпоху выражают и воспринимают смысл "текста", "контекста" и "подтекста" происходящих событий.

     3.2 Языки искусства

     Важное  место в культуре занимают языки  искусства.

     Характерной особенностью художественных языков является то, что они предназначены для  создания многозначных текстов, открытых для различного их осмысления. У  них "нет словарей с фиксированным  значением знаков, нет грамматики что и отличает их от языков черчения, проектного макетирования (моделирования), дорожной сигнализации, жестовой символики  религиозного обряда или военного быта". Они противоположны языкам науки, где  необходимы смысловая однозначность  выражений, терминологическая точность. Язык искусства отличается широким  и разнообразным использованием знаков-символов. Художественная символика  позволяет насытить содержание произведений искусства глубоким и многослойным смыслом. Еще одна важная особенность  языков искусства — их диалогичность. Они предполагают эмоциональный  контакт автора-художника с собеседником — читателем, зрителем, слушателем. Принципиальная направленность на диалогическое  общение отличает языки искусства  от знаковых систем монологического  типа, образцом которых является язык математики.

     3.3 Тексты и их интерпретация

     В герменевтике (так называют теорию и практику истолкования текстов, а  также философское учение, связанное  с этой проблематикой) выделяется целый  ряд обстоятельств, обусловливающих  возникновение разных способов понимания  и интерпретации текстов.

     Интерпретация может зависеть от следующих обстоятельств:

     - Как движется мысль интерпретатора  — от частей к целому или  от целого к частям. И в том  и в другом случае, однако, возникает  так называемый "герменевтический  круг": чтобы понять целое, надо  сначала понять его части, (циклический  характер процесса понимания)  но для понимания частей нужно  предварительно иметь представление  о смысле целого.

     - На что опирается интерпретатор  — на "предпонимание", т. е.  какое-то начальное "минимальное  предзнание", или на постепенное  "вживание" в текст.

     - Из чего исходит интерпретатор:  из первого впечатления от  текста, или из "дистанцирования"  от текста, рассмотрения его как  бы "со стороны".

     - Каков тот культурный контекст, в который погружается текст  и в котором происходит его  осмысление.

     Таким образом, одно и то же произведение может быть интерпретировано по-разному.

     В настоящее время герменевтика характеризуется  также как теория и практика понимания  чужой индивидуальности.

     Но  всякое самостоятельное осмысление произведений культуры есть, по сути дела, их переосмысление с позиций интерпретатора. Он вносит, вкладывает в них смысл  от себя и для себя. Такое осмысление произведений культуры как бы продолжает творчество их создателей и является, в сущности, сотворчеством. 

 

     

     Список  использованных источников 

     1.  Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов –н/Д, Феникс, 1997 – 640с.

     2.  Гуревич В.С. Культурология: Учебник – М., Гардарики, 2003 – 280 с.

     3.  Матвєєва Л.Л. Культурологія: Курс лекцій: Навч. посібник – К..Либідь, 2005 – 512с.

     4.  Культурология. Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Д.А. Чекалова – Ростов н/Д, Феникс, 2004 – 352с.

Информация о работе Семиотика культуры