Семиотика культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:30, реферат

Краткое описание

Цель работы – раскрыть понятия

- типологии знаковых систем культуры;

- вербальных знаковых систем;

- текстов и их интерпретации.

Оглавление

Введение

1. Типология знаковых систем культуры

1.1 Естественные знаки

1.2 Функциональные знаки

1.3 Иконические знаки

1.4 Конвенциональные знаки

1.4.1 Сигналы

1.4.2 Индексы

1.4.3 Символы

2. Вербальные знаковые системы

2.1 Слово

2.2 Развитие знаковых систем как историко-культурный процесс

2.3 Язык — средство мышления и общения

2.4 Вербальный иллюзионизм как болезнь современной культуры

2.5 Язык и речь

2.6 Культура речи

2.7 Социокультурная дифференциация языков

3. Тексты и их интерпретация

3.1 Вторичные моделирующие системы

3.2 Языки искусства

3.3 Тексты и их интерпретация

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Семиотика культуры.docx

— 31.01 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     ГОУ ВПО Тольяттинский филиал Московского  государственного университета пищевых  производств

     Кафедра «Управление качеством и бизнес-информатика» 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Культурологи»

на тему: «Семиотика культуры» 
 

Студент группы: УЗКМ-101                                                                                         Р.Д. Хакимов

Преподаватель:                                                                                                             Е.Л. Налетова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тольятти 2011 

Содержание 

Введение

1. Типология  знаковых систем культуры

     1.1 Естественные знаки

     1.2 Функциональные знаки

     1.3 Иконические знаки

     1.4 Конвенциональные знаки

         1.4.1 Сигналы

         1.4.2 Индексы

         1.4.3 Символы

2. Вербальные  знаковые системы

     2.1 Слово

     2.2 Развитие знаковых систем как  историко-культурный процесс

     2.3 Язык — средство мышления и  общения

     2.4 Вербальный иллюзионизм как болезнь  современной культуры

     2.5 Язык и речь

     2.6 Культура речи

     2.7 Социокультурная дифференциация  языков

3. Тексты  и их интерпретация

     3.1 Вторичные моделирующие системы

     3.2 Языки искусства

     3.3 Тексты и их интерпретация

Список  использованных источников 

 

     

     Введение 

     Тема  реферата "Семиотика культуры" по дисциплине "Культурология".

     Цель  работы – раскрыть понятия

     - типологии знаковых систем культуры;

     - вербальных знаковых систем;

     - текстов и их интерпретации.

     Говорить  о семиотике культуры — значит говорить о культуре как знаковой системе, а любые культурные явления  рассматривать как тексты, несущие  информацию и смысл. Понимать какую-либо культуру — значит понимать ее семиотику, уметь устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них. (Напомню, что под словом "текст" в  культурологии понимается не только письменное сообщение, но любой объект (художественное произведение, вещь, и  т. д.), рассматриваемый как носитель информации).

     Каждому человеку более или менее понятна  семиотика его родной культуры. Гораздо  хуже обстоит дело с чужими культурами. Чтобы научиться улавливать значение и смысл ее знаков и текстов, требуется  много усилий, и все же редко  кому удается достичь здесь такого же уровня, на каком находится понимание  родной, знакомой с пеленок культуры. Язык любой культуры своеобразен  и уникален. Но во всех культурах  используются одни и.те же типы знаков и знаковых систем. Поэтому знать  их необходимо для понимания любой  культуры.

 

     

     1. Типология знаковых систем культуры 

     Можно выделить 5 основных типов знаков и  знаковых систем:

     - естественные;

     - функциональные;

     - иконические;

     - конвенциональные;

     - вербальные (естественные языки);

     - знаковые системы записи. 

     1.1 Естественные знаки

     Естественные  знаки - понимаются вещи и явления  природы.

     Конечно, не все из них выступают как  знаки. Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком, когда  указывает на какие-то другие предметы и рассматривается в качестве носителя информации о них. Чаще всего  естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и  потому дает информацию о последнем. Естественные знаки — это знаки-признаки. Простейший пример: дым как знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они  являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию.

     Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил — все это знаки, которые многое могут сказать  тому, кто способен "расшифровывать" их. Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существенным компонентом первобытной культуры. Но это умение, к сожалению, постепенно утрачивается с развитием цивилизации. Деревенская культура сейчас в какой-то степени еще сохраняет его, а  в городской оно становится все  более редким явлением. 

     1.2 Функциональные знаки

     Функциональные  знаки - какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь  между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе  его употребления человеком. Например, обнаруженное археологом в кургане  оружие — функциональный знак, свидетельствующий  о том, что в нем захоронен  воин. Обстановка квартиры — комплекс функциональных знаков (текст), несущий  информацию о степени состоятельности  хозяев, а подбор книг на книжной  полке говорит об их вкусах и интересах. Очки — знак слабости зрения; лопата на плече указывает, что человек  занимался или собирается заняться земляными работами.

     1.3 Иконические знаки

     Иконические знаки - это принципиально иной класс  знаков, по сравнению с естественными  и функциональными. Иконические (от греч. — изображение) знаки —  это знаки-образы. Определяющей чертой иконических знаков является их сходство с тем, что они обозначают.

     Иконические знаки — знаки в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих  в качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как  бы "по совместительству" с их основными функциями, то для иконических  знаков эта функция является главной  и основной. Они, как правило, искусственно создаются такими, чтобы их внешний  вид отражал облик обозначаемых ими вещей, хотя изредка возможно в качестве иконического знака использовать и естественно образовавшийся объект, если он очень похож (случайно или  неслучайно) на то, что нам хотелось бы им обозначить. 

     1.4 Конвенциональные знаки

     Конвенциональные  знаки - это искусственно созданные  знаки, которым люди "договорились" приписывать определенное значение (слово "конвенциональный" происходит от лат соглашение, договор). Конвенциональный знак обозначает определенный предмет  не потому, что каким-то образом связан с ним, подобно естественным или  функциональным знакам, и не потому, что похож на него, как это свойственно  иконическим знакам (хотя это и  не исключено), он служит обозначением предмета "по условию" — потому, что люди условились считать его  знаком этого предмета.

     Простейшие  примеры конвенциональных знаков: школьный звонок; красный крест на машине скорой помощи; "зебра" на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах.

     Существует  три основных вида конвенциональных знаков — сигналы, индексы и символы.

     1.4.1 Сигналы

     Сигналы — знаки извещения или предупреждения. Со значением, которое придается  наиболее распространенным и общепринятым в данной культуре сигналам, люди знакомятся с детства (например, значение цветов светофора). Значение многих специальных  сигналов становится известным только в результате обучения (флажковая  сигнализация на флоте, навигационные  сигналы).

     1.4.2 Индексы

     Индексы — условные обозначения каких-то предметов или ситуаций; имеющие  компактный, легко обозримый вид  и применяемые для того, чтобы  выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Иногда (но не обязательно) их стараются подбирать так, чтобы  внешний вид их подсказывал, что они обозначают: показания приборов, картографические знаки, различного рода условные значки в схемах, графиках.

     1.4.3 Символы

     Символы — это знаки, которые не только указывают на некоторый объект, но кроме того еще несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием  этого объекта.

     Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; голубь мира. Символом является, например, герб города. 

 

     2. Вербальные знаковые системы 

     Вербальные  знаковые системы — естественные языки - это важнейшие из созданных  людьми знаковых систем. Их называют "естественными", чтобы отличить от искусственных  — например, формализованных —  языков. В мире существует несколько  тысяч естественных языков — от 2500 до 5000 (их точное число установить невозможно, поскольку нет однозначных  критериев для отличия разных языков от разных диалектов одного и того же языка). Любой естественный язык — это исторически сложившаяся  знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа. Никакая другая знаковая система  не может сравниться с ним по своему культурному значению.

     Несомненно, человеческий язык сложился на основе психофизиологических возможностей, заложенных в биологической природе человека. Устройство мозга, органов слуха, гортани  обусловливает количество различаемых  звуков речи (фонем), способы их сочетания, длину слов и фраз. Замечено сходство языка с генетическим кодом.

     Язык  экономичен и удобен для пользования. Произнесение звуков членораздельной  речи не требует от человека сколько-нибудь заметных затрат энергии, не нуждается  в предварительной подготовке каких-либо материальных средств, оставляет свободными руки и при всем этом позволяет  передавать за сравнительно малое время  достаточно большие объемы информации. Важным достоинством языка является надежность его как средства сохранения и передачи информации. Это достигается  благодаря тому, что он, несмотря на свою экономичность, "избыточен", то есть кодирует информацию в большем  количестве знаков, чем это необходимо для ее восприятия. Избыточность дает возможность правильно установить содержание языковых сообщений и  избежать ошибок даже тогда, когда в  сообщении содержатся искажения. Избыточность современных языков достигает 70-80%. Это значит, что мы можем понять сообщение, даже если до нас дойдет всего лишь 1/5-1/6 часть его.

     2.1 Слово

     Базисной  структурной единицей, своего рода "атомом" языка является слово. Подобно атомам, слова имеют внутреннюю структуру (корень, суффиксы, приставки  и пр.) и строятся из "элементарных частиц": ими служат звуки - фонемы. Атомы-слова объединяются в "молекулы" - фразы, предложения, высказывания. А  из последних складываются тексты —  крупные и более или менее  цельные "куски" речи.

     Фонетика  — звуковая, акустическая сторона  языка. Каждый язык имеет свои фонетические особенности — характерные для  него фонемы, формы и способы их комбинаторики, варианты интонаций  и др. Число различных фонем  сравнительно невелико: в разных языках оно колеблется от 10 до 80. В языке  коренных обитателей Австралии всего  около десятка фонем. А больше всего фонем насчитывается в некоторых кавказских языках — более 70.

     Лексика — словарный фонд языка. Он насчитывает  в развитых языках до 400-500 тыс. слов. Однако в повседневном обиходе практически  используется лишь малая часть из них. Таким образом, чтобы сносно говорить на иностранном языке, надо выучить всего лишь около тысячи слов, а знания двух тысяч слов достаточно для свободного владения языком. Лексическая  структура языка, однако, очень сложна.

     Грамматика  — строй языка, то есть система  форм и способов образования, изменения  и употребления слов. Один словарный  состав без грамматики еще не составляет языка. Сколько-нибудь сложные мысли  требуют упорядоченного сочетания  многих слов в целостные высказывания. Смысл высказываний зависит не только от слов, из которых они состоят, он в значительной мере определяется грамматикой. Более того, грамматические структуры уже сами по себе выражают существенные черты его содержания, так что если вы понимаете их, то даже при незнании слов вы поймете, о чем в нем идет речь.

Информация о работе Семиотика культуры