Рыцарская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рыцарское мировоззрение и мировосприятие. Именно через эту систему взглядов на мир, можно полнее понять сущность феномена рыцарской культуры.
Методами изучения и анализа послужат дошедшие до нас исторические и художественные материалы, всевозможная учебная литература по средневековой культуре, а также научно-исследовательские работы, и журнальные статьи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………...……………….……..…………………….……...3
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭПОХА………………...….….……………………………4
История появления рыцарей………………………………………….……...8
Кто такой рыцарь……..……………………………………………….……...8
«Конные воины»……………………………………………………….……11
Рыцарские замки………….. ………………………………………….…….13
Романтический ореол рыцаря.……………………………………….……..15
Место в обществе…………………………………………………………....17
ИСКУССТВО ЭПОХИ РЫЦАРЕЙ..……………….… …………… …………20
Рыцарская куртуазная поэзия……………………………… ……………...20
Рыцарский роман……………….…………………………… ……………..25
Миннезанг………………………………………………… ………………...28
Фольклор……………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..…

Файлы: 1 файл

Семён курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ…………………...……………….……..…………………….……...3

  1. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭПОХА………………...….….……………………………4
    1. История появления рыцарей………………………………………….……...8
    2. Кто такой рыцарь……..……………………………………………….……...8
    3. «Конные воины»……………………………………………………….……11
    4. Рыцарские замки………….. ………………………………………….…….13
    5. Романтический ореол рыцаря.……………………………………….……..15
    6. Место в обществе…………………………………………………………....17
  2. ИСКУССТВО ЭПОХИ РЫЦАРЕЙ..……………….… …………… …………20
    1. Рыцарская куртуазная поэзия……………………………… ……………...20
    2. Рыцарский роман……………….…………………………… ……………..25
    3. Миннезанг………………………………………………… ………………...28
    4. Фольклор……………………………………………………………………..32

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………33

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..………………….34

    ПРИЛОЖЕНИЯ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

В современном  мире, к сожалению, множество культурных и исторических моментов утрачивают свою значимость. Так многие думают, что «рыцарство» и «рыцарь» - это то, что было очень давно; что рыцарь – воплощение мужественности, храбрости и героизма и только. Мало кто знает, что «рыцарство» - это целая культурная эпоха. А образ рыцаря как защитника слабых и беззащитных - лишь одна из основных идей рыцарской культуры.

В этом заключается  актуальность выбранной темы.

Невозможно воспринять культурное своеобразие эпохи рыцарей, не зная ее истоков и истории.

Рыцарская культура – это не только сражения, мужество и храбрость, но и изящная поэзия и музыка, замки, как отличительный  жанр архитектуры эпохи рыцарства. Именно поэтому, в работе отдельно рассматривается  каждый из жанров, с целью из отдельных элементов воссоздать общую культурную картину эпохи.

       Цель  работы  - рыцарское мировоззрение и мировосприятие. Именно через эту систему взглядов на мир, можно полнее понять сущность феномена рыцарской культуры.

       Методами  изучения и анализа послужат дошедшие до нас исторические и художественные материалы, всевозможная учебная литература по средневековой культуре, а также научно-исследовательские работы, и журнальные статьи.

 

        1. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭПОХА

         Средними веками культурологи  называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.

       Внутри  тысячелетнего периода Средних  веков принято выделять по меньшей  мере три периода. Это:

- Раннее Средневековье,  от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до Х—XI веков);

- Высокое (Классическое) Средневековье. От X—XI веков до примерно XIV века;

-Позднее Средневековье, XIV и XV века.

       Раннее  Средневековье — время, когда  в Европе происходили бурные и  очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых варваров (от латинского barba — борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончились падением Рима.[1;с.64]

       Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

       Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи  новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т. д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского запада. Позднее (900 год) Священная Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды. Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

       В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и  возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 году захватили у мусульман Святую землю. Правда, в 1291 году и то и другое были опять потеряны. Однако из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов, западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры.

       Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы, как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья — схоластика.[1;с.121]

       Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV—XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы («Черная смерть»), тоже принесли неисчерпаемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Однако, в конце концов города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы, как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких » сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

 

       

                                   1.1. История появления рыцарей

         Совершим небольшой экскурс в  лингвистику. «Рыцарь» в переводе  с немецкого означает «всадник».  Строго говоря, немецкое слово Ritter стало широко использоваться для обозначения рыцарства ближе к концу Средневековья. Поначалу же рыцарь именовался на латинский манер miles (воин). Этот термин, пришедший в средневековую латынь из позднелатинского языка, в эпоху Темных веков означал либо просто военного, либо, в более широком смысле, практически любого человека, находящегося на королевской службе.

       Карл  Мартелл, первый военный реформатор из династии Каролингов, придал этому  термину дополнительный смысл. В  его правление словом miles стали называть в первую очередь военную элиту, тех, кто мог позволить себе приобрести боевого коня и соответствующее вооружение. Карл при этом не особенно интересовался происхождением воина. При нем любой свободный человек, достаточно обеспеченный, чтобы служить в элитных частях каролингской армии — в кавалерии, — именовался «рыцарем», или «конным всадником» (caballarius). Латинское слово miles перешло в разряд титулов несколько позже, уже в эпоху Карла Великого, когда во Франкской империи вновь проснулся интерес к латинской культуре. 

       1.2. Кто такой рыцарь

       Выше  уже приводилась формулировка понятия  «рыцарь» в терминах средневековых юристов — «свободный человек, два поколения предков которого носили оружие». Мы успели убедиться в том, что ограничения, которые накладывало это определение, были весьма условными: к рыцарскому сословию мог присоединиться и министериал, и свободный человек практически из любого социального слоя. Остается, однако, невыясненным, что же позволяло людям, различным и по богатству, и по общественному положению (последнее в средние века играло особенно важную роль), причислять себя к одному и тому же сообществу «воинов», milites.[1;с.103]

       Упомянутый  чуть выше «образ жизни» — вот, пожалуй, единственный до конца надежный (при  всей своей расплывчатости) критерий принадлежности к рыцарству.

       Итак, рыцарь, miles, а в более позднее время caballarius — «конный воин», — человек, стоящий между «свободным» и «несвободным», между духовной особой и мирским человеком. Рыцарство стало подлинным феноменом Средневековья именно благодаря совершенно особому промежуточному общественному статусу. Рыцарь не является полностью свободным человеком, поскольку выполняет приказы своего господина — будь то король, командующий министериалом, или сеньор, отдающий приказ вассалу. Но рыцарь служит господину по доброй воле, самостоятельно принеся клятву вассальной верности. В силу своих обязанностей он носит оружие, и это отличает его не только от зависимых людей, но и от, многих свободных.

       Но  еще более интересно деление по другому признаку. Воин — безусловно не особа духовного звания, поскольку его профессия — военное дело. Но в средние века рыцарей не относили и к мирскому люду. При всем стремлении средневекового у сознания поделить весь мир на две части (Бог и Дьявол, мирское и небесное, церковь и миряне) воины выпадают из этой стройной и не лишенной внутренней логики системы. Как раз такое деление и помогает уяснить сущность рыцарства в Средние века.

       Рыцарская культура средневекового Запада начала формироваться в X—XIII веках. Основной идеей этой культуры стал образ рыцаря как защитника: сначала — просто защитника слабых и беспомощных от вполне реального внешнего врага, а затем — как защитника христианского мира в целом. Враги, угрожавшие христианскому миру, в изобилии находились во все века — от арабов на юго-востоке континента и на Ближнем Востоке до венгров на востоке владений христианского мира рубежа тысячелетий. Пожалуй, можно с большой долей уверенности утверждать: рыцарство стало рыцарством в полной мере лишь тогда, когда осознало себя духовным братством, связанным невидимыми узами и обязанностью защищать братьев по вере (рис. 1,Приложение 1).

       Эта концепция превосходно подкреплялась  и с юридической точки зрения — в том смысле, что рыцарь должен был обладать наследственным правом на ношение оружия, а следовательно, и навыками обращения с оружием. Как раз в ту эпоху, в X—XI веках, понятие рыцаря, ставшее почетным и кое-где даже вытеснившее традиционные титулы  дворянства, включает в себя не только тех, кто действительно с оружием в руках охранял границы государства или графства, но также и тех, кто скитался по всей Западной Европе в поисках службы у богатого сеньора или при каком-нибудь войске. Образ жизни рыцаря — это образ жизни человека, полностью посвятившего себя воинскому делу. К концу XI — началу XII века среди рыцарей было сравнительно немного тех, кто сам работал на собственном поле: рыцари либо разорялись и пускались скитаться, либо богатели, приобретали крупные феоды, получали за службу в войске сеньора бенефиции и перепоручали хозяйственные дела своим зависимым людям. Воинское ремесло отнимало у воинов все больше и больше времени. Престиж конного воина возрастал по мере того, как кавалерия становилась главной ударной силой любой армии, а значение пехоты постепенно снижалось. В армиях некоторых западноевропейских государств того времени конные воины даже получали денежное жалованье, что подчеркивало их особое положение.

       Обедневший  рыцарь, не нашедший себе места при  войске, мог наняться, к примеру, охранять купеческий караван. И поскольку он и здесь выступал в роли защитника других людей, никто не мог оспорить его право называться рыцарем. Точно так же, на основе немногочисленных формальных требований, рыцарями смело называли себя участники многочисленных полуразбойничьих групп, скитавшихся по дорогам христианского мира.[8;с.311]

Информация о работе Рыцарская культура