Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 23:15, реферат
Слова «романтика», «роман», «романтический» - можно часто встретить в книгах, разговоре, кино. Люди говорят: «Романтика дальних странствий», «восхитительный курортный роман», «он такой романтик»... Этими словами мы хотим выразить притягательность путешествий, приятное воспоминание, необычность человека, загадочность и возвышенность его души. В этих словах слышится что-то желанное и манящее, мечтательное и несбыточное, необычное и красивое, что-то такое же противоречивое, как любовь и восхитительное, как прогулка по узким улочкам Парижа.
ВВЕДЕНИЕ
1.ИСТОКИ РОМАНТИЗМА
2.РОМАНТИЗМ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
3.ВОЗНИКНОВЕНИЕ РОМАНТИЗМА В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ИСТОКИ РОМАНТИЗМА
2.РОМАНТИЗМ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
3.ВОЗНИКНОВЕНИЕ РОМАНТИЗМА В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Слова
«романтика», «роман», «романтический»
- можно часто встретить в
Моя
работа посвящена анализу особого
направления в литературе – Романтизму.
Понятие, которого на мой взгляд лучше
всего отображается в определении В. Г.
Белинского, сфера Романтизма вся та почва
души и сердца, откуда подымаются все неопределенные
стремления к лучшему и возвышенному,
стараясь находить себе удовлетворение
в идеалах, творимых фантазиею.
1. ИСТОКИ РОМАНТИЗМА
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии, телеграфа и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного человека.
Термином романтизм (франц. romantisme) обозначается обычно идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18 и 19 вв. и получившее отражение в различных областях науки и искусства. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ "благородного дикаря", вооруженного "народной мудростью" и неиспорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии, что политически проецируется в национализме.
Романтизм в своих истоках - явление антифеодальное. Он сформировался как направление в период острого кризиса феодального строя, в годы Великой французской революции и представляет собой реакцию на такой общественный правопорядок, в котором человек оценивался, прежде всего по своему титулу, богатству, а не по духовным возможностям. Романтики протестуют против унижения в человеке человеческого, борются за возвышение, раскрепощение личности.
Великая Французская буржуазная революция, потрясшая до основания устои старого общества, изменила психологию не только государственного, но и «частного человека». Участвуя в классовых битвах, в национально-освободительной борьбе, народные массы творили историю. Политика становилась как бы их повседневным делом. Изменившаяся жизнь, новые идейно-эстетические потребности революционной эпохи требовали для своего изображения новых форм. Жизнь революционной и послереволюционной Европы трудно было уложить в рамки бытового романа или бытовой драмы. Поэтому был неизбежен приход на смену реалистам ищущих новые жанры романтиков и мечтателей.
2. РОМАНТИЗМ В ЕВРОПЕЙСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
Романтизм в литературе сложился на рубеже 18-19 вв. Он сохранял преемственную связь с сентиментализмом, с течением бури и натиска в нем поэзии, а также с традициями английского готического романа. Характерный для сентиментализма культ чувства и природы получает в Романтизме дальнейшее развитие. Романтики высоко поднимают значение народной поэзии. В своих литературных манифестах и статьях они провозглашали необходимость обширного исторического охвата художественно-поэтических явлений прошлого и настоящего (особенно Востока, Средневековья и т. п.). Отказываясь от догматической теории классицизма, романтики считали нормы античного искусства неприменимыми к изображению современного им мира и популяризировали новые жанры литературы и полную свободу их трактовки. Так в литературе появились, наряду с романтической драмой, новеллы, сказки лирико-философского и фантастического характера, романтическая поэма, ломавшая все прежние представления о границах между эпосом и лирикой, романы в стихах и в прозе, отличавшиеся своей причудливой композицией, резким подчёркиванием субъективного отношения к вещам, национальным колоритом, интересом к историческим темам, к философским проблемам, за которыми стояли непонятые романтиками реальные противоречия жизни наконец, богатая разнообразием мотивов лирика. Романтики культивировали лирику, широко используя народную песню, раскрывая настроения, душевный мир человека.
Особое миропонимание, основанное на убеждении о превосходстве «духа» над «материей» - вот основополагающая идея Романтизма. Творческим началом, по мнению романтиков, обладает все подлинно духовное, которое они отождествляли с истинно человеческим. И, напротив, все материальное, по их мысли, выдвигаясь на первый план, уродует подлинную природу человека, не позволяет проявиться его сущности, оно в условиях буржуазной действительности разобщает людей, становится источником вражды между ними, приводит к трагическим ситуациям. Положительный герой в романтизме, как правило, возвышается по уровню своего сознания над окружающим его миром корысти, несовместим с ним, цель жизни он видит не в том, чтобы сделать карьеру, не в накоплении богатств, а в служении высоким идеалам человечества - гуманности, свободе, братству. Отрицательные романтические персонажи, в противоположность положительным, находятся в гармонии с обществом, их отрицательность и заключается прежде всего в том, что они живут по законам окружающей их буржуазной среды. Следовательно (и это очень важно), романтизм - не только устремленность к идеалу и поэтизация всего духовно прекрасного, это в то же время обличение безобразного в его конкретной социально-исторической форме. Причем критика бездуховности задана романтическому искусству изначально, вытекает из самой сути романтического отношения к общественной жизни.
Однако Романтизм в литературе не был единым. В нём явственно различаются две тенденции, в своей основе противоположные друг другу прогрессивный и реакционный Романтизм. Соотношение этих тенденций было, как правило, очень сложным. Борьба между прогрессивными и реакционными романтиками часто приобретала открытые формы, но вначале они нередко выступали совместно переплетение прогрессивных и реакционных элементов наблюдается в творчестве многих романтиков (напр., Э.Т.А. Гофмана). Прогрессивный Романтизм явился выражением протеста широких общественных кругов против капиталистического и феодального порядка, господства политической реакции. В лучших своих проявлениях он поднимался до подлинной революционности (революционный Романтизм). Прочно связанные с лучшими национальными традициями, с народным творчеством, прогрессивные романтики стремились цельно и ярко воплотить в своём творчестве дух народа. Возникнув в резкой и непримиримой борьбе с догмами позднего классицизма и академизма, прогрессивный Романтизм явился во многих случаях исходным пунктом для развития реалистического искусства 19 в.
Идейную
основу реакционного Романтизма составляют
реакция на победу буржуазного строя
и на идеологию буржуазного
Впервые романтизм в литературе возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В.Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана.
Считается, что Романтизм в Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись, во время путешествия по Германии, с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для Английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.
Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.
Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
Во Франции Романтизм ярко отразил классовую борьбу в стране в период между революциями конца 18 в. и 1848. Ранний Романтизм во Франции был связан с режимом Реставрации (Ф.Р. Шатобриан, 1768-1848). Однако реакционный Романтизм, не имел здесь распространения. К буржуазно-либеральному крылу Романтизма принадлежали Б. Констан и госпожа де Сталь, автор теоретических работ по литературе, а также ряда романов. В творчестве Э.П. Сенанкура, А. де Виньи, А. де Мюссе звучат настроения мировой скорби. Крупнейшие представители консервативного Романтизма А. Ламартин, критик и писатель Ш.О. Сент-Бёв пришли к примирению с буржуазным обществом. Уже в середине 20-х гг., в связи с ростом демократической оппозиции режиму Бурбонов, началось быстрое размежевание среди романтиков. Программа Романтизма, изложенная В. Гюго в предисловии к драме Кромвель (1827), означала не только разрыв с эстетикой реакционного Романтизма, но и требование политической свободы, борьбу с догматами классицизма в искусстве, обращение к жизни народных масс. Центральными фигурами прогрессивного Романтизма становятся во Франции создатели социального романа В. Гюго и Жорж Санд, творчество которых воодушевлено любовью к трудовому народу, искренним желанием содействовать его освобождению. Их развитие в сторону социальных идей, близость к утопическому социализму являются важными проявлениями прогрессивной французской литературы. Соотношение Романтизма и реализма в ней было не менее сложным, чем в английской и русской литературах.
В Италии Романтизм сложился как литературное направление ок. 1815 (Дж. Берше, Г. Россетти) и был связан с национально-освободительной борьбой, с характерными для неё иллюзиями о возрождении величия прошлого. Эти мотивы усиливаются в творчестве группы романтиков (С. Пеллико, К. Порта, Т. Гросси) во главе с А. Мандзони, Дж. Леопарди был выразителем скорби и отчаяния, порождённых мучительным сознанием слабости освободительной борьбы итальянского народа.
Романтизм в Венгрии возник в 10-х гг. 19 в. как выражение роста национального самосознания и протеста против австрийского гнёта в передовых кругах венг. общества. Поэты-романтики (М. Вёрёшмарти,1800 55, И. Бай-за, Г. Цуцор и др.) объединились вокруг альманаха Аврора (Aurora) и его редактора, драматурга К. Кишфалуди. Стремление к созданию венгерской национальной поэзии, свободной от чужеземных влияний, от абстрактности и ложного пафоса классицизма, вылилось в обращении к традициям народной песни, в воспевании героического прошлого страны.
В Польше Романтизм возник в 20-е гг. 19 в. и отразил борьбу народа за социальное и национальное освобождение. Представителями польского революционного Романтизма. были великие поэты А. Мицкевич и Ю. Словацкий . Вместе с эволюцией к революционному демократизму в их творчестве побеждают реалистические тенденции. Отразившие в своих произведениях настроения широких народных масс, Мицкевич и Словацкий выступали против крепостничества как борцы за независимость своей родины. Как революционный романтик выступил также поэт С. Гощинский.
Прогрессивный Романтизм в чешской литературе развивался в 20 40-х гг. 19 в. и в основе своей был связан с национально-освободительным движением чешского народа, с приближением буржуазной революции. Чешские романтики Я. Коллар и Ф. Л. Челаковский открыли чешской литературе богатства народной поэзии поэмы и стихотворения К.Г. Махи отражают настроения неудовлетворённости действительностью поэзия И. Фрича овеяна пламенем революционных боёв 1848.
Романтизм
в Соединённых Штатах Америки
нашёл своё воплощение в творчестве Ф.
Купера, У. Ирвинга, Э. По. В творчестве
Ф. Купера и У. Ирвинга выражено недовольство
этих писателей капиталистической цивилизацией,
буржуазными отношениями. В своих романах
Купер показывает борьбу индейских племён
против американских колонизаторов, рисуя
драматическую историю гибели родового
строя индейцев. Ирвинг сочетал изображение
быта американцев с фантастикой, идеализировал
докапиталистическую старину, выступал
против духа наживы, осуждал власть золота.
В творчестве Э. По пессимистическое восприятие
буржуазной действительности было выражением
кризиса американского Романтизма.