Роль технического и научного прогреса в развитии культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:45, контрольная работа

Краткое описание

Чтобы возникла наука общество не только должно иметь стабильную экономическую платформу, но и сформулировать и развить культуру, задачей которой было бы развитие научного мышления, научного подхода к действительности. Чем выше уровень культуры, тем рациональнее используются плоды науки, тем продуктивнее сама наука.

Оглавление

Введение................................................................................2

Наука как феномен культуры...........................................3

Техника как феномен культуры.......................................13

Заключение...........................................................................16

Список использованной литературы..............................199

Файлы: 1 файл

Роль технического и научного прогреса в развитии культуры(вариант 8).doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию

Саратовский государственный  технический университет имени Гагарина Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Контрольная работа

 

«Роль технического и научного прогреса в развитии культуры»

 

Вариант № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 студент группы ПВС-51

заочной формы обучения

Кондюшова М. В.

 

 

Принял:

Архипова  Ю. В.

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2013 

Содержание

 

Введение................................................................................2

 

Наука как феномен культуры...........................................3

 

Техника как феномен культуры.......................................13

 

Заключение...........................................................................16

 

Список  использованной литературы..............................199 

Введение

 

Актуальность  исследования. Наука и техника  являются одной из определяющих особенностей культуры, и возможно, самым динамичным ее компонентом. Реалии таковы, что  сегодня невозможно обсуждать социальные и культурные проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли и НТП. Между тем совершенно ясно, что без развития науки и техники, Россия не имеет будущего как высокоразвитая, цивилизованная страна.

Чтобы возникла наука общество не только должно иметь  стабильную экономическую платформу, но и сформулировать и развить культуру, задачей которой было бы развитие научного мышления, научного подхода к действительности. Чем выше уровень культуры, тем рациональнее используются плоды науки, тем продуктивнее сама наука.

Российские  ученые, и в общем сама российская наука, являются на сегодняшний день одними из самых перспективных и первыми среди претендующих на мировое первенство.

Таким образом, целью данного исследования является изучение науки и техники в  качестве феномена современной культуры

Объектом исследования является культура.

Предметом исследования является наука и техника.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых  следующие:

- изучение науки  как феномена культуры;

-изучение техники  как феномена культуры.

Работа строго структурирована и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Наука как феномен культуры

 

Наука1 – одна из доминант культуры, ее элемент, без науки культура не может успешно осуществлять свои базовые социальные функции. Наука представляет собой систему развивающегося знания и в результате этого отличается от других явлений культуры, прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина. То есть содержание научного знания не зависит от намерений, настроений человека и человечества. В научном знании анализируются и раскрываются законы, свойства объективного мира, его связи и отношения. Поэтому развитие науки безгранично и бесконечно, поскольку безграничен и бесконечен окружающий мир.

Но, чтобы возникла наука, общество должно достичь не только определенного уровня социально-экономического развития, порождающего потребность в научных знаниях, но и сформулировать культуру определенного качества, культуру, в недрах которой возможно зарождение и развитие научного мышления, научного подхода к действительности, которая создает условия или, по крайней мере открывает известный простор для познавательной деятельности.

Следовательно, она – основное средство рациональной деятельности. Опираясь на научные знания, человек получает возможность овладевать природными и общественными силами. Такие «указания» наука дает, прежде всего, благодаря анализу законов, существенных связей и отношений действительности. Но люди развивают науку не только для решений практических задач, но и для раскрытия тайн, загадок природы.

Наука анализируется  на многих, в том числе и на мировоззренческих уровнях. Эта  тенденция все более усиливается, и большая часть крупнейших мировых  ученых подчеркивают необходимость  динамики морального созревания человечества до научных открытий, ведения широкой просветительской деятельности в этом направлении и в целом поднятия образовательного уровня народов мира. В совокупности это создает благоприятную ноосферу, которая и становится в свою очередь питательной средой для развития гуманистической науки. Иначе говоря, социальные корни возникновения и развития научных знаний следует искать в материальной практике общественного человека. Но, чтобы из этих корней возникло растение и дало плод, нужна благоприятная обстановка, а она зависит от наличия соответствующей культуры.

Таким образом, наука рождается в недрах определенной культуры и с помощью культурных норм. Научное знание создается людьми определенной культуры, возникает и  развивается на соответствующей культурной основе.

Наука 2– чрезвычайно объемный организм. Он подразделяется на три большие группы: естественные, общественные и технические. Отрасли науки различают по своим предметам и методам. Не по мере развития социума и культуры наука все больше принимает интегративный вид. Наиболее активно сейчас развиваются «смежные» междисциплинарные отрасли науки: кибернетика, генная инженерия, биотехнология, радиогеология и др.

Объем и различные  направления науки позволяют  подразделять ее на фундаментальные и прикладные отрасли. Фундаментальные науки заняты познанием законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы изучаются в «чистом», то есть абстрактном виде.

Прикладные  науки заняты изысканием возможностей применения результатов фундаментальных наук для решения не только и познавательных, и социально-практических проблем.

Сама наука  обладает определенными характеристиками. Прежде всего, наука - объективна. Она  отражает явления и предметы так, как это существует в мире, в отличии от искусства и религии, которые субъективируют или мифологируют этот процесс. Объективность в обязательном порядке должна сочетаться с системностью. В своем развитии наука постоянно систематизирует явления по определенным признакам, принципам, что обеспечивает стройность и логичность самого знания. Научные знания обладают еще одним признаком – истинность.

Наука, подобно  религии и искусству, в недрах мифологического сознания и в  дальнейшем процессе культуры отделяется от него. Многие примитивные культуры обходятся без науки, и только в достаточно развитой культуре она становится особой, самостоятельно сферой культурной деятельности. При этом наука в ходе своей исторической эволюции претерпевает существенные изменения, прежде чем принимает современный облик. Изменяется и представления о науке, характерные для культуры той или иной эпохи. Многие дисциплины, считавшиеся в прошлом науками, с современной точки зрения уже не относятся к ним (например, алхимия или хиромантия). Вместе с тем современная наука ассимилирует в себе элементы истинного знания, содержавшиеся в различных учениях прошлого.

Наука как явление  общества и элемент его культуры в своем историческом развитии прошла две основные стадии.

Первая стадия характеризовала становление и развитие науки в процессе дифференциации античной культуры и утраты ею своей синкретичности, в процессе противостояния с религией в эпоху Средневековья и Возрождения. Многовековой процесс становления и различения материальных и духовных благ в Древнем Египте, Индии, Китае, античности и других центрах культуры привел к самостоятельному функционированию религии, морали, искусства, образования, воспитания, политики, права. Это подготовило социальную базу и для возникновения науки как самостоятельного явления духовной жизни.

Первоначально наука на протяжении многих веков  была связана в основном с наблюдениями, первичным обобщением знаний, интуитивными выводами на основе богатого опыта  и индивидуальных способностей мыслителей. Научные знания носили рецептурно-прикладной, непосредственно-практический характер. Они были сакрализованными – хранились и передавались другим в основном комплексно, вместе с религиозно-мистическими и мифологическими воззрениями, жизненным опытом и заимствованиями из народной устной культуры.

В результате научной  революции XVI-XVII веков в Европе сформировалась наука в современном ее понимании. Началась вторая стадия ее социокультурной  жизни. Культурными основаниями  науки стали строгие, проверяемые  теоретические и экспериментальные знания, имеющие гораздо большую ценность и значимость.

Наука масштабно  используется в развитии техники  и технологий, в организации и  осуществлении производства материальных благ и всей материальной культуры. Научные рекомендации находят воплощение в освоении природы, в государственном управлении, обосновании прав и свобод личности, смысла жизни, в решении многих других задач. К сожалению, наука способствовала созданию новых средств вооруженного насилия, которые использовались в крупных региональных и мировых войнах. Мировая культура получила, таким образом, еще один опасный фактор кризисного существования. Огромная роль современной науки в развитии духовной культуры.

Признаки науки  на первой стадии ее развития не потеряли своего ценностно-культурного значения. Они оказались интегрированными в современный «организм» науки.

Можно выделить два важных направления воздействия  науки на прошлую и современную  культуру. Одно из них состоит в  том, что наука развивает культуру, а иногда и тормозит ее, своим  собственным содержанием, формами и средствами функционирования. Другое направление раскрывает влияние науки на элементы культуры: систему ценностей, на материальную и духовную культуру, на культуру видов деятельности и самих субъектов.

Первое направление  указывает на локальность науки в культуре. Наука, обладая самостоятельностью в культуре, как и другие ее элементы, развивается кумулятивно, по своим принципам, законам, условиям и т. п. Она способствует совершенствованию культурного процесса3:

— участием в разложении на самостоятельные элементы синкретической архаической и более поздних «целостных» культур;

— формированием своих особых культурологических основ становления и развития: отделение умственного труда от физического и признание ценности умственной деятельности; связь с научным знанием; понимание специфики материальных и духовных ценностей для жизни людей; интеллект человека, его познавательные и конструктивно-творческие способности; потребность в точных знаниях и т. п.;

— своей динамикой исторического развития: взлет науки в эпоху античности; сдерживание ее в средневековой Европе и поддержка в арабо-мусульманском мире; становление подлинно-экспериментальной и точной науки в Новое время; научно-технический прогресс в Новейшее время; социально-гуманитарный прогресс науки в XXI веке;

— спецификой научной деятельности как разновидности социокультурного процесса;

— гносеологическим содержанием науки, представляющим ценность для общества: истинные знания; объективация (опредмечивание) научных знании в продуктах материального и духовного труда; сам научный процесс как ценность культуры; обоснование ценности человека в мире культуры, сохранение его дара жизни, мира в обществе и благоприятной среды обитания, а также принципы, способы, методы, средства добывания истинного научного знания и его воплощение в культуре;

Второе направление  раскрывает воздействие науки на все содержание культуры, на ее конкретные элементы. Наука развивает культуру не только через свое собственное  совершенствование, но и активно  взаимодействуя с материальной и духовной культурой, с другими общественными явлениями и природой.

Сегодня наука  проявляет себя в финансовой и  материально-производственной сферах, в политике, праве, социальной сфере, в военном деле.

Наука тесно  связана с образованием, воспитанием, видами искусства, свободой совести, информационной жизнью и другими элементами духовной культуры4.

С различными компонентами культуры наука взаимодействует  своеобразно на основе своей специфики  и особенностей объекта взаимодействия. Но при этом проявляются и общие признаки функционирования науки в культуре. Некоторые из них рассматривались выше. Так, отношения науки с религией никогда не были «теплыми», органичными. Они всегда оставались сложными, а иногда приобретали враждебный характер. Наиболее ярко социально-культурный антагонизм науки и религии проявился в европейской средневековой инквизиции. Католическая церковь открыто и жестоко преследовала не только своих отступников от веры, но и ученых - естествоиспытателей, представителей других наук.

В современных  развитых странах отношения науки  и религии стали более лояльными. Но существует множество стран, в  которых верования только подходят к взаимоуважительным отношениям с  наукой. Еще имеют место факты  провозглашения той или иной религии  официальной религией. Данные факты относятся прежде всего к исламу. Но во многих странах церковь отделена от государства, а школа — от церкви. Тем самым создана положительная основа для равноценного и доброжелательного сосуществования науки и религии.

Информация о работе Роль технического и научного прогреса в развитии культуры