Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:32, курсовая работа
Своеобразие Византийской цивилизации, заключается в сочетании, синтезе античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации - крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы (Византия включила в себя территории некогда могущественных цивилизаций), сильное государство с развитым римским правом.
Введение……………………………………………………………………3
Особенности исторического развития Византии………………………4
Территория Византии и особенности экономики……………………5
Роль городов и населения……………………………………………6
Этапы развития государства…………………………………………7
Армия Византии………………………………………………………8
Государственное устройство Византии…………………………………10
Византия империя ромеев…………………………………………..10
Влияние церкви………………………………………………………12
Культура Византии………………………………………………………14
Роль религии в Византийской цивилизации……………………………16
Заключение……………………………………………………………….20
Список используемых источников и литературы………………………22
Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом. Византийская цивилизация в отличии от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.
Становление культуры Византии
происходило в обстановке глубоко
противоречивой идейной жизни ранней
Византии. Это было время складывания
идеологии византийского
В ранневизантийский период
христианская ученая литература достигает
высокой степени утонченности, соединяя
изящество формы с глубоким содержанием.
Эпоха становления новой, средневековой
культуры рождает талантливых
Назианзин, Роман Сладкопевец. В христианской философии этой эпохи возвышается загадочная фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо – Дионисия Ареопагита. Его грандиозная религиозно – философская система соединяет неоплатонизм с христианством. Григорий Назианзин был не только выдающимся богословом, но и талантливым писателем и поэтом Третьей яркой звездой в созвездии талантов ранней Византии был поэт Роман Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления, искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию народной поэзии и мироощущениях широких масс населения.
VI век был богат выдающимися
историческими сочинениями.
Один из характерных признаков
средневековых цивилизаций
Путь формирования этого сознания был отнюдь не прост. Утверждению христианства в Византии сопутствовало не только преодоление язычества, но и борьба с ересями различными недогматическими толкованиями христианских истин. Стремясь укрепить свой авторитет, церковь не допускала инакомыслия, предписывала постигать Божественные истины, но не менять их значение. Предметом споров ортодоксов и еретиков стали самые изначальные постулаты христианства: догмат о Святой Троице, постижение природы Христа, соотношение духовного и физического в человеке. Наиболее распространенными были ереси ариан, несториан, монофизитов, павликиан, богомилов, чье понимание веры шло вразрез с ортодоксальной церковью. Ереси нередко выступали и идеологической формой выражения социального протеста, с чем не могли уже смириться не только церковь, но и государство.
Теологические расхождения
стали и внешним фоном
Это было, однако, и проявлением
расхождения в самой
Религия в Византии выполняла
также интегрирующую и
Таким образом, Византийская
цивилизация это христианская цивилизация,
когда доминирующим фактором в жизни
общества стала религия. Православие
выступало идеологической основой
Византийской империи. Уникальным свойством
Византийской цивилизации, пополнившим
генотип человеческого
Византийская цивилизация оказала также значительное влияние на цивилизационное развитие Руси, формирование русской идеи всеединства, идей российской государственности.
Почти тысячелетняя история Византийской цивилизации оставила глубокий след в истории человечества. Она была овеяна легендами, а культура ее пользовалась всеобщим признанием. Ее могли ненавидеть, но не могли в то же время не уважать ее и не восхищаться ею. Крестоносцы громили ее, но они же поражались ее величием. Мусульмане в течение веков были ее лютыми врагами, но они же чтили ее как источник знания. Двойственность отношения к ней современников отразили западные хронисты, путешественники и русские летописцы: греки льстивы, но их столица, дворцы, храмы, их убранство и литургия исполнены неземного великолепия. Однако иностранцев в Византии должны были удивлять не только высокие стандарты городского быта и иные внешние атрибуты непривычной для них цивилизации. Не могли не поражать их и нормы жизни, по которым жили ромеи полное бессилие личности перед властью василевса и его чиновников причудливо соединялось здесь с официально признаваемым равенством всех подданных перед законом, равенством прав наследования детей, с существованием опекаемых государством благотворительных заведений для сирот и старцев, больниц и домов для бездомных бедняков.
Высокое искусство и миролюбие
внешней политики Византийской империи
увенчались созданием особой системы
отношений между странами, связанными
единоверием и близостью
Если хорошо подумать, то не является ли самым удивительным в истории этой империи ее длительность?
Она пережила все последствия
миграций — с севера, востока, юга
и запада, ее территория изменялась
от размеров средиземноморского бассейна
до всего лишь двух берегов пролива.
Империя управлялась государем
— наместником Бога на земле —
и его представителями в
Общество всегда характеризуется подвижностью его структур, но чувство равенства кажется лишь одним из проявлений борьбы между двумя социальными группами — крупными провинциальными собственниками и городскими чиновниками; первые преобладали и стали основателями крупных аристократических династий, которые влияли на власть. Индивидуалисты по своему характеру, члены этого общества были объединены в группы: семья, где управляла жена, соседские и деревенские сообщества, городские — со своими советом и милицией, ремесленные корпорации, религиозные сообщества, монастыри, этнические группы, наконец, организации официальные, регламентируемые государством, работающие с администрацией. Общество было очень иерархизировано, как того хотела церковь, где свобода личности была связана с экономическими возможностями поддерживать свою независимость перед лицом государства — отражением небесной силы. Государственный идеал заключался в уважении земного порядка, зафиксированного Богом в Его книге, — Библии: как новый избранный народ, он занял свое место в мировой истории, его время — время Бога, великих бедствий, времен года, праздников, часов литургии. Работа приносила справедливое вознаграждение, прибыль была запрещена как торговая спекуляция, развлечения были разрешены только в воскресенье — в этот день полагалась праздничная одежда. Этот порядок жизни общества, где человек с седыми волосами, старец, был единственным советчиком, был и порядком частной жизни. Распространение веры среди покоренных народов столь естественно и необходимо, как, например, обучение способам возделывания земли или стремление к роскоши и развлечениям. Империя, многообразная по своему географическому и этническому составу, которая в течение двенадцати веков претерпела столько изменений, стала свидетельницей всего нескольких местных или личных проявлений независимости, протестов против неравенства социальных условий, но это не затронуло православия.