Роль религии в Византийской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Своеобразие Византийской цивилизации, заключается в сочетании, синтезе античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации - крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы (Византия включила в себя территории некогда могущественных цивилизаций), сильное государство с развитым римским правом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Особенности исторического развития Византии………………………4
Территория Византии и особенности экономики……………………5
Роль городов и населения……………………………………………6
Этапы развития государства…………………………………………7
Армия Византии………………………………………………………8
Государственное устройство Византии…………………………………10
Византия империя ромеев…………………………………………..10
Влияние церкви………………………………………………………12
Культура Византии………………………………………………………14
Роль религии в Византийской цивилизации……………………………16
Заключение……………………………………………………………….20
Список используемых источников и литературы………………………22

Файлы: 1 файл

курсовая работа. История мировых цивилизаций..docx

— 46.21 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура Византии

Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом. Византийская цивилизация  в отличии от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.

Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко  противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания  идеологии византийского общества, оформления системы христианского  мировоззрения. Христианство впитало  в себя многие философские и религиозные  учения той эпохи. В IV - V вв. в империи  развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные - о месте его в Троице. В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы – христианства. С течением времени эти разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной – православной и западной – католических церквей.

В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает  высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием. Эпоха становления новой, средневековой  культуры рождает талантливых мыслителей, писателей, поэтов: Псевдо – Дионисий Ареопагит, Григорий

Назианзин, Роман Сладкопевец. В христианской философии этой эпохи возвышается загадочная фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо – Дионисия Ареопагита. Его грандиозная религиозно – философская система соединяет неоплатонизм с христианством. Григорий Назианзин был не только выдающимся богословом, но и талантливым писателем и поэтом Третьей яркой звездой в созвездии талантов ранней Византии был поэт Роман Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления, искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию народной поэзии и мироощущениях широких масс населения.

VI век был богат выдающимися  историческими сочинениями. Среди  историков этого столетия первое  место принадлежит Прокопию Кесарийскому. Прокопий – блестяще образованный ритор и юрист, посвятил себя дипломатической и придворной карьере. Советник и доверенное лицо полководца Велисария, он совершил со своим патроном многие дальние походы, участвовал в завоеваниях королевства вандалов, воевал против персов и других врагов империи. Свои огромные знания, жизненный опыт он вложил в созданные им исторические сочинения. Основной его работой считается «Тайная история», написанная в глубокой тайне, она с предельной откровенностью обнажает все пороки империи и ее правителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль религии в Византийской цивилизации

Один из характерных признаков  средневековых цивилизаций господство мировых религий. Впервые идеология  в ее религиозной форме становится доминирующим фактором развития цивилизации, ее ведущим компонентом. Господствующей идеологией Византийской цивилизации  стало христианство одна из религий  спасения. Оно являлось государственной  религией с IV в., определяя духовную жизнь Византии. Языческое сознание сменилось христианским дисгармоничным, трагическим, обращенным к внутреннему миру человека.

Путь формирования этого  сознания был отнюдь не прост. Утверждению  христианства в Византии сопутствовало  не только преодоление язычества, но и борьба с ересями различными недогматическими толкованиями христианских истин. Стремясь укрепить свой авторитет, церковь не допускала инакомыслия, предписывала постигать Божественные истины, но не менять их значение. Предметом  споров ортодоксов и еретиков стали  самые изначальные постулаты  христианства: догмат о Святой Троице, постижение природы Христа, соотношение  духовного и физического в  человеке. Наиболее распространенными  были ереси ариан, несториан, монофизитов, павликиан, богомилов, чье понимание веры шло вразрез с ортодоксальной церковью. Ереси нередко выступали и идеологической формой выражения социального протеста, с чем не могли уже смириться не только церковь, но и государство.

Теологические расхождения  стали и внешним фоном разделения церквей (схизмы), события, произошедшего  в 1054 г. и немало повлиявшего на дальнейшее развитие двух средневековых христианских цивилизаций Западноевропейской и Византийской. Попытка Западноевропейской церкви дополнить христианский Символ Веры положением о том, что Дух Святой исходил не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, встретила острое неприятие Византийской церкви. Однако, это был лишь финал того многовекового соперничества за духовное и политическое лидерство, которое началось между двумя крупнейшими центрами христианства Римом и Константинополем еще в IV в. Крайних пределов это противостояние достигало и ранее. В 858 г. папа Николай I вступил в острый конфликт c Константинополем, требуя убрать всех византийских священников из новоокрещенной ими Болгарии. Он пытался вмешиваться в византийские дела, потребовал низложения неугодного ему константинопольского патриарха, за что на Константинопольском соборе 867 г. был предан анафеме. Спор 1054 г. имел подоплекой недовольство Рима успехами Византии в христианизации окружающих ее земель и народов (вспомним Русь приняла христианство византийского толка в 988 г.) и претензии папы Льва IX на церковную юрисдикцию над Южной Италией. Папа отправил в Константинополь своих легатов, которые в храме Св. Софии во время богослужения положили на алтарь папскую буллу, отлучавшую от церкви константинопольского патриарха Михаила Керулария и его последователей. Патриарх тотчас созвал собор, где папа и его сторонники были преданы анафеме. Взаимные анафемы были сняты только в 1965 г. Таким образом, в XI в. окончательно оформились два направления христианства: католическое (на Западе) и православное (в Византии).

Это было, однако, и проявлением  расхождения в самой религиозной  доктрине. Католическая церковь своей  властью решала вопрос о спасении души: отпускала грехи, оценивала  добродетели и недостатки, наставляла на путь истины. Она определяла этические  нормы и нормы поведения человека, охватывающие все основные стороны  его жизни. Несомненно, такая строгая  регламентация способствовала выработке  внутренней и внешней дисциплины. В Византии церковь считала, что  путь к спасению, путь к Богу может  обходиться и без неизбежной посреднической роли церкви. Это личностный путь, через особого рода молитву к мистическому слиянию с Богом. Церковь давала человеку достаточно большую внутреннюю свободу спасение зависело от него самого. На такой основе формировалась система ценностей, идеал личности и ее поведение.

Религия в Византии выполняла  также интегрирующую и стабилизирующую  функции. Она являлась единой оболочкой  формирования византийской духовности, византийской культуры. Культурные ценности языческой античности византийской церковью не отрицались. Изучение античной литературы и философии поощрялось. Византийская школа, в отличие от западноевропейской, не была подчинена  церкви. Система образования была близка античной. Под сильным влиянием Античности развивалась и византийская наука, стимулируемая потребностями хозяйственного развития и управления страной.

Таким образом, Византийская цивилизация это христианская цивилизация, когда доминирующим фактором в жизни  общества стала религия. Православие  выступало идеологической основой  Византийской империи. Уникальным свойством  Византийской цивилизации, пополнившим  генотип человеческого общества, было сочетание в жизни Византии христианской религии, эллинской культуры и римской государственности.

Византийская цивилизация  оказала также значительное влияние  на цивилизационное развитие Руси, формирование русской идеи всеединства, идей российской государственности.

Почти тысячелетняя история  Византийской цивилизации оставила глубокий след в истории человечества. Она была овеяна легендами, а культура ее пользовалась всеобщим признанием. Ее могли ненавидеть, но не могли  в то же время не уважать ее и  не восхищаться ею. Крестоносцы громили  ее, но они же поражались ее величием. Мусульмане в течение веков были ее лютыми врагами, но они же чтили  ее как источник знания. Двойственность отношения к ней современников  отразили западные хронисты, путешественники  и русские летописцы: греки льстивы, но их столица, дворцы, храмы, их убранство  и литургия исполнены неземного  великолепия. Однако иностранцев в Византии должны были удивлять не только высокие стандарты городского быта и иные внешние атрибуты непривычной для них цивилизации. Не могли не поражать их и нормы жизни, по которым жили ромеи полное бессилие личности перед властью василевса и его чиновников причудливо соединялось здесь с официально признаваемым равенством всех подданных перед законом, равенством прав наследования детей, с существованием опекаемых государством благотворительных заведений для сирот и старцев, больниц и домов для бездомных бедняков.

Высокое искусство и миролюбие  внешней политики Византийской империи  увенчались созданием особой системы  отношений между странами, связанными единоверием и близостью культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

Если хорошо подумать, то не является ли самым удивительным в истории этой империи ее длительность?

Она пережила все последствия  миграций — с севера, востока, юга  и запада, ее территория изменялась от размеров средиземноморского бассейна до всего лишь двух берегов пролива. Империя управлялась государем  — наместником Бога на земле —  и его представителями в Константинополе  и провинции, которые занимались финансами, правосудием, дипломатией, армией и флотом. И, наконец, церковь  отвечала за монастыри и благотворительные  организации и одновременно за поддержание  и наследование традиций. История  этой администрации — это история  приспособления, часто очень гибкого, к условиям очень жестких принципов  Рима — специфического сплава консерватизма  и конкретности. Но вместе с тем нельзя говорить об абсолютной монархии в прямом значении этого слова, так как император хотя и был един, но был связан до и после своего восшествия на престол со своими сторонниками и семьей и должен был постоянно отчитываться перед собраниями, сенатом, армией и народом, которые часто очень живо выражали свое отношение к власти или к частной жизни императора. Впрочем, убийства в Константинополе были заурядной формой протеста.

Общество всегда характеризуется  подвижностью его структур, но чувство  равенства кажется лишь одним  из проявлений борьбы между двумя  социальными группами — крупными провинциальными собственниками и  городскими чиновниками; первые преобладали  и стали основателями крупных  аристократических династий, которые  влияли на власть. Индивидуалисты по своему характеру, члены этого общества были объединены в группы: семья, где управляла жена, соседские и деревенские сообщества, городские — со своими советом и милицией, ремесленные корпорации, религиозные сообщества, монастыри, этнические группы, наконец, организации официальные, регламентируемые государством, работающие с администрацией. Общество было очень иерархизировано, как того хотела церковь, где свобода личности была связана с экономическими возможностями поддерживать свою независимость перед лицом государства — отражением небесной силы. Государственный идеал заключался в уважении земного порядка, зафиксированного Богом в Его книге, — Библии: как новый избранный народ, он занял свое место в мировой истории, его время — время Бога, великих бедствий, времен года, праздников, часов литургии. Работа приносила справедливое вознаграждение, прибыль была запрещена как торговая спекуляция, развлечения были разрешены только в воскресенье — в этот день полагалась праздничная одежда. Этот порядок жизни общества, где человек с седыми волосами, старец, был единственным советчиком, был и порядком частной жизни. Распространение веры среди покоренных народов столь естественно и необходимо, как, например, обучение способам возделывания земли или стремление к роскоши и развлечениям. Империя, многообразная по своему географическому и этническому составу, которая в течение двенадцати веков претерпела столько изменений, стала свидетельницей всего нескольких местных или личных проявлений независимости, протестов против неравенства социальных условий, но это не затронуло православия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список используемых источников и литературы
  2. Византийская цивилизация в освещении российских ученых. 1947-1991. М.: Ладомир, 2006, 800с.
  3. Дашков С.Б. Императоры Византии. - М.: ГосНИИР, 2006, 160 с.
  4. Диль Ш. Основные проблемы византийской империи. - М.: Знание, 2007, 480 с.
  5. Ишмер И. Основные черты представления о прогрессе в Византии // Византийский временник, 2006, 49, 88 с.
  6. Курбатов Г. Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города в 4 7 веках. М.: МГУ, 2007, 432 с
  7. Литаврин Г.И. Как жили византийцы. - М.: ЮНИТИ, 2006, 174 с.
  8. Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы. Свердловск: Знание, 2006, 321с.
  9. Удальцова З.В. Византия и Западная Европа: (типологические наблюдения) // Византийские очерки, 2007, 2, 68 с.
  10. Хвостова К.В. Византийская цивилизация // Вопросы истории, 9, 2005, 59 с.

Информация о работе Роль религии в Византийской цивилизации