Роль религии в Византийской цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Своеобразие Византийской цивилизации, заключается в сочетании, синтезе античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации - крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы (Византия включила в себя территории некогда могущественных цивилизаций), сильное государство с развитым римским правом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Особенности исторического развития Византии………………………4
Территория Византии и особенности экономики……………………5
Роль городов и населения……………………………………………6
Этапы развития государства…………………………………………7
Армия Византии………………………………………………………8
Государственное устройство Византии…………………………………10
Византия империя ромеев…………………………………………..10
Влияние церкви………………………………………………………12
Культура Византии………………………………………………………14
Роль религии в Византийской цивилизации……………………………16
Заключение……………………………………………………………….20
Список используемых источников и литературы………………………22

Файлы: 1 файл

курсовая работа. История мировых цивилизаций..docx

— 46.21 Кб (Скачать)

 

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Особенности исторического развития Византии………………………4
    1. Территория Византии и особенности экономики……………………5
    2. Роль городов и населения……………………………………………6
    3. Этапы развития государства…………………………………………7
    4. Армия Византии………………………………………………………8
  3. Государственное устройство Византии…………………………………10
    1. Византия империя ромеев…………………………………………..10
    2. Влияние церкви………………………………………………………12
  4. Культура Византии………………………………………………………14
  5. Роль религии в Византийской цивилизации……………………………16
  6. Заключение……………………………………………………………….20
  7. Список используемых источников и литературы………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Следующим, после Древности, этапом цивилизационного развития стало Средневековье. Древние цивилизации были призывом к будущему, одновременно порождая отчуждение человека и ввергая его в одиночество и страдание.

Средневековые цивилизации, как следующая ступень цивилизационного развития, определяли дорогу в будущее, давали толпам одиноких и самых зависимых шанс выжить с помощью религии, общины и социально-правовых институтов. В этом контексте Византийской цивилизации принадлежит особое и, бесспорно, выдающееся место.

Уникальность Византийской цивилизации проявляется уже  в том, что это единственная цивилизация, даты рождения и смерти которой известны с точностью до дня.

Своеобразие Византийской цивилизации, заключается в сочетании, синтезе античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации - крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы (Византия включила в себя территории некогда могущественных цивилизаций), сильное государство с развитым римским правом. Переход Византии к феодальным отношениям был менее болезненным, чем на Западе. Здесь сохранялись ранее созданные культурные ценностей и города центры цивилизационного развития. К тому же этот переход совершался гораздо медленнее, чем в Западной Европе. Он завершился лишь в XI в. В основном это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества, и столь же сложный процесс рождения новых социально-экономических отношений.

 

  1. Особенности исторического развития Византии

В течение одиннадцати  веков своей истории Византийская империя – могущественное средневековое  государство – прошла основные стадии развития от крушения рабовладения к  рождению, расцвету и упадку феодального  строя. История Византии как самостоятельного государства (8 ноября 324г. - 29 мая 1453)г. началась с раздела Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал Константинополь, основанный императором Константином (ок. 285-337). После нашествия варварских племен в 476 г. Западная империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей. Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т.е. Римской империей, а Константинополь Новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Византии, то поэтому названию и всю Восточную часть стали называть Византийской империей, или Византией.

В истории Византии прослеживаются особенности, связанные с географическим, политическими, экономическими, этническими, религиозными факторами. Смешение греко-римских традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада.

Выделяются три этапа  развития Византийской цивилизации. Ранний период (IV первая половина VII вв.), когда  формируется византийская государственность  и христианство превращается в главенствующую религию. Средний период (вторая половина VII XII вв.) расцвет византийской цивилизации, когда оформилась симфония церкви и  государства, произошло разделение единой христианской церкви на Западную и Восточную, завершилась кодификация права, греческий язык стал официальным в государстве. Поздний период (XIII-XV вв.), когда обнаруживаются проявления стагнации и наступает закат цивилизации.

 

    1. Территория Византии и особенности экономики

В начале своего существования  Византия обладала огромной территорией. Она включала Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии и  Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова  Крит и Кипр, Херсонес в Причерноморье  и Лазику на Кавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья. Географическое положение предопределило связь византийской цивилизации с двумя различными мирами – Востоком и Западом. Здесь пролегали важнейшие торговые пути – сухопутный и морской «шелковый путь в Китай» и «путь благовоний» - через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и индийскому океану. В наследство от Рима Византия получила немало процветающих областей с разнообразной экономикой и развитыми народами. Провинции Византии на Балканах – Фракия, а так же Египет были главными житницами империи. В Малой Азии процветало производство кожи, шерстяных тканей, металлических изделий, было высоко развито виноградарство, садоводство, скотоводство. Византия была обеспечена сырьем, продуктами сельского хозяйства, полезными ископаемыми, В Византии развивались ремесла, которых не знали в Западной Европе: производство ювелирных изделий, стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей. Свободных крестьян было больше чем рабов, что обуславливало меньшее истощение земли, большие урожаи.

 

 

 

    1. Роль городов и населения

В IV-V в.в. крупнейшими городами были Александрия, Антиохия, Эдес, Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея, Коринф. Города носили античный облик, имели четкую планировку улиц с портиками и площадями, украшенными статуями. Исключительную роль играл Константинополь, удачно расположенный в проливе Босфор. В VI веке он превратился в торгово-ремесленный центр. В его порт прибывали десятки купеческих судов из разных стран. Купечество богатело на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Росло значение Константинополя как культурного и религиозного центра. В столице росло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов. К началу V в. здесь проживало 150 тыс. человек, а первой половине VI в. - 375 тыс. Константинополь олицетворял мощь и красоту Византийской империи.

Население Византии, достигавшее 30-35 млн. человек, состояло из различных  этнических групп: сирийцев, евреев, армян, грузин, коптов. Многие народы прочно сохраняли свою самобытность, язык, культуру, нравы и обычаи. Постепенно в Византии складывается этническое греческое ядро – греки, бывшие самой многочисленной народностью. Государственным языком до VII в. был латинский язык, а в VII веке греческий.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Этапы развития государства

За тысячелетнюю историю  Византия прошла в социально-экономическом  отношении от рабовладельческого строя  к феодальному, который утвердился в XI-XI вв. В IV-VI вв. рабство ещё было распространено в Византии, хотя рабам стали давать землю, им разрешалось иметь семью и собственное хозяйство, увеличивалось число рабов, отпущенных на волю. Под влиянием расселения славян основной ячейкой хозяйственной жизни Византии стала сельская община. Труд рабов заменялся трудом зависимых крестьян. X-XII вв. стали периодом утверждения феодальных отношений, утверждения крупной феодальной собственности. Государство контролировало количество земли, находящейся в собственности феодала, имело право его конфисковать, регулировать налоги. Византийские феодалы не обладали судебной функцией. Само Византийское государство было собственником огромных земельных владений, обслуживаемых «государственными крестьянами». Когда Византия распалась на части мощь государства была подорвана, в это время возросла роль феодальной аристократии, функции государственной власти на местах перешли к феодалам.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Армия Византии

Хотя Византия унаследовала свою армию  от Римской империи, её структура приближалась к фаланговой системе эллинских государств. К концу существования Византии она стала в основном наёмной и отличалась довольно низкой боеспособностью. Зато в деталях была разработана система воинского управления и снабжения, публикуются труды по стратегии и тактике, широко применяются разнообразные технические средства, в частности для оповещения о нападении врагов выстраивается система маяков. В отличие от старой римской армии сильно возрастает значение флота, которому изобретение «греческого огня» помогает завоевать господство в море. У Сасанидов перенимается полностью бронированная конница — катафрактарии. В то же время исчезают технически сложные метательные орудия, баллисты и катапульты, вытесненные более простыми камнемётами.

Переход к фемной системе набора войска обеспечил стране 150 лет успешных войн, но финансовое истощение крестьянства и его переход в зависимость от феодалов привели к постепенному снижению боеспособности. Система комплектования была изменена на типично феодальную, когда знать была обязана поставлять воинские контингенты за право владения землёй.

В дальнейшем армия и флот приходят во всё больший упадок, а в самом  конце существования империи  представляют собой чисто наёмные  формирования. В 1453 Константинополь с населением в 60 тыс. жителей смог выставить лишь 5-тысячную армию и 2,5 тыс. наёмников. С X века константинопольские императоры нанимали русов и воинов из соседних варварских племён. С XI века этнически смешанные варяги играли значительную роль в тяжёлой пехоте, а лёгкая конница комплектовалась из тюркских кочевников.

После того, как эпоха походов викингов подошла к концу в начале XI века, наёмники из Скандинавии (а также из завоёванных викингами Нормандии и Англии[10]) устремились в Византию через Средиземное море. Будущий норвежский король Харальд Суровый несколько лет воевал в варяжской гвардии по всему Средиземноморью. Варяжская гвардия храбро обороняла Константинополь от крестоносцев в 1204 году и была разгромлена при взятии города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственное устройство Византии
    1. Византия империя ромеев

Во главе Византийской империи стоял император- автократор (самодержец), именуемый по-гречески василевс (царь). Василевс обладал почти неограниченной властью, мог издавать и изменять законы, но никогда не ставил себя выше закона, отличаясь этим от тиранов. Император руководил армией, определял внешнюю и внутреннюю политику империи, хотя не являлся собственником всех земель, его владения были огромны. Резиденцией императора был Константинополь, откуда осуществлялось управление империей. В подчинении василевса был мощный, но громоздкий государственный аппарат, состоящий из многочисленных судебных, военных и налоговых ведомств. Сенат (греч. синклит) выступал как совещательный орган при императоре. Чиновниками и синклитиками (сенаторами) становились не только выходцы из родовой знати. До самых высоких чинов дослуживались и простолюдины, отличившиеся талантом и образованием. Люди низкого происхождения оказывались даже на императорском троне. Это не смущало византийцев, ибо они, как и римляне, считали, что все граждане империи от рождения равны между собой, а родовитость частное дело каждого. Империя как форма государственного устройства представлялась византийцам в качестве наиболее приемлемой и совершенной формы государственности. Идею империи византийцы унаследовали от Рима. Император выступал как господин, правитель, но не собственник государства как на Востоке.

Идею империи укрепляло  христианство, придавая ей священный  характер. В IV в. один из сподвижников Константина  Великого Евсевий Кесарийский создал политическую теорию, которая служила религиозным обоснованием византийской государственности. Согласно этой теории, светская и духовная власть в Византии слиты воедино, образуя симфонию (созвучие, гармонию). Император был не только светским правителем, но и главой церкви. Обожествлялась сама императорская власть, и распоряжения конкретных императоров рассматривались как божественные. И хотя император не обожествлялся (он считался смертным человеком), но по отношению к подданным василевс был подобием Отца Небесного, а неприкосновенной считалась сама императорская власть. Она не передавалась по наследству и, хотя личность императора считалась священной, неугодных императоров часто смещали. В Византии правило 109 императоров, и лишь 34 из них умерли своей смертью. Михаила III зарезали на пиру в его загородной резиденции, Никифора II убили в собственной спальне, Иоанна I отравили, Романа III утопили в ванне. Только за сто лет с начала царствования Василия II (976 г.) до начала правления Алексея I Комнина (1081 г.) было около 50 заговоров и мятежей.

Важным положением в теории Евсевия Кесарийского было обоснование смысла и величия не только византийской государственности, но и Византийского государства. По Евсевию, история человечества начинается с Библейского Адама, потомки которого заселяют землю, дают начало целым народам, создают царства. Но вся эта история лишь подготовка к последнему, христианскому периоду, который начался с появлением Иисуса Христа. Теперь смыслом истории становится постепенное распространение христианства на все племена и народы на Земле, подготовка их ко второму пришествию Христа. Византия оплот христианства, она находится под Божественным покровительством и ведет к спасению все другие народы. Имперская идея помогла Византии сохранить целостность, мировую державу. Однако, имперская идея, византийская авторитарность, ориентированная на сохранение традиций и обычаев, сковывали общество. Феодалы так и не стали сословием. Положение аристократии оставалось неустойчивым. Заговоры и интриги были неотъемлемой частью жизни императорского двора.

    1. Влияние церкви

Второй крупной силой  в Византии была церковь. Императоры показывали себя верными сынами церкви. В действительности они самовластно  распоряжались церковными делами, утверждая  патриархов по своему усмотрению. Византийская монархия обладала всей полнотой власти, оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Но в то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество. Христианство было признано в IV в. государственной религией, но не смотря на это стана оставалась полуязыческой. Отправление домашних языческих культов сохранялось до конца V в. В деревнях до XII в. существовал культ Диониса, покровителя земледелия. Попытку вернуться к язычеству предпринял император Юлиан (331-363), философ, храбрый полководец. Он получил христианское воспитание, но став императором, выразил приверженность к язычеству. Христианская церковь прозвала его Отступником. Утверждение христианства встречало сопротивление, христиане уничтожали языческие памятники, храмы. Так, в Александрии в конце IV в. был разрушен центр языческого культа Серапиум, сожжена библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков-христиан погибла женщина-философ Ипатия (370-415). Было запрещено проведение олимпийских игр. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь христианским, которое всё больше определяло духовную жизнь Византии. Церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального учения. Богословы и еретики понимали священное писание по-разному, поэтому духовная жизнь представляла собой поле битвы, где отстаивалась своя трактовка любой фразы из писания. В течение первых двух веков существования Византийской церкви умы византийцев были заняты философскими размышлениями и догматическими спорами. На вселенских соборах шла речь о правомерности или неправомерности учений. Страстные споры были вокруг главной догмы христианства – о единой и неделимой Троице, включающей в себя Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа святого. Волновал людей вопрос о природе Христа: бог он ли человек? В спорах мнения расходились, менялись. С течением времени возрастали противоречия между католической и православной церквями. Шла борьба между папой римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В IX в. Восточная церковь обособилась от Западной. В XI в. произошел раскол, вследствие которого католическая и православная церковь стали независимыми ответвлениями христианства. От западного христианства отделилась не только Византия, но и ее преемница по религии Россия.

Информация о работе Роль религии в Византийской цивилизации