Роль культуры в социальном воспроизводстве и в социальном прогрессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 19:13, реферат

Краткое описание

Современная культура – это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое – будущее». Существует еще один важный момент современного развития: смена социальных стимулов общественного развития на культурные. Социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. Все это говорит о том, что культура прогрессирующим образом перенимает функции мотора, движителя общественного изменения и развития. «Кодируя», «драматизируя» свое поведение, соотнося его с мифом и архетипом, индивиды сознательно используют культуру для организации и нормализации собственной деятельности.

Оглавление

Введение 3
1. Многоуровневое строение культуры 4
2. Культура и человек в контексте социально-экономического развития общества
2.1. Роль культуры в деятельности человека 9
2.2. Типы воспроизводства общества 9
2.2.1. Простой тип воспроизводства общества 9
2.2.2. Интенсивный тип воспроизводства общества 10
2.2.3. Деструктивный тип воспроизводства общества 10
2.3. Исторические культурные традиции 12
3. Культура и прогресс 16
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

реферат культурология.docx

— 47.42 Кб (Скачать)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский  государственный университет путей сообщения»

«ФГБОУ ВПО УрГУПС»

 

 

 

 

Кафедра: философия и история


 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: культурология

на тему: «Роль культуры в социальном воспроизводстве и социальном прогрессе»

 

 

Проверил:

Преподаватель

Л.В. Пятилетова

Выполнил:

Студентки группы МТ-222

Голубева Ю.Д.


 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

Содержание

Введение                                                                                                               3

  1. Многоуровневое строение культуры                                                          4
  2. Культура и человек в контексте социально-экономического развития общества
    1. Роль культуры в деятельности человека                                                 9
    2. Типы воспроизводства общества                                                             9
      1. Простой тип воспроизводства общества                                                 9
      2. Интенсивный тип воспроизводства общества                                        10
      3. Деструктивный тип воспроизводства общества                                     10
    3. Исторические культурные традиции                                                       12
  3. Культура и прогресс                                                                                     16

Заключение                                                                                                          20

Список используемой литературы                                                                    21

 

Введение

Большую роль в формировании целостности общества, его качественной определенности играет культура. В самом общем смысле слова культура – это системное интегративное качество общества, выражающее уровень достигнутого в его развитии. Под культурой всегда имеются в виду явления, процессы, отношения, которые качественно отличают общество, человека от природы, являются результатом сложного социального взаимодействия. Таким образом, это – социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни.

Современная культура – это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое – будущее». Существует еще один важный момент современного развития: смена социальных стимулов общественного развития на культурные. Социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. Все это говорит о том, что культура прогрессирующим образом перенимает функции мотора, движителя общественного изменения и развития. «Кодируя», «драматизируя» свое поведение, соотнося его с мифом и архетипом, индивиды сознательно используют культуру для организации и нормализации собственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Многоуровневое строение культуры                                                     

  Культура не существует вне человека. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание – это ни что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура является приобщением человека к социуму, обществу.

Человек, взрослея, прежде всего, овладевает той культурой, которая была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений (общение в школе, вузе, предприятии семье и т.п.) и самообразования. Огромна роль средств массовой информации – радио, телевидения, печати. Осваивая накопленный ранее опыт, человек может внести свой собственный вклад в культурный слой.

Процесс социализации — это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, ибо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент — менталитет.

Н.А. Бердяеву удалось показать не только собственную индивидуальность, но и некоторые противоречия процесса социализации и, следовательно, культуры.

И действительно, культура — это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются?

1. В противоречии  между социализацией и индивидуализацией  личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, — стремится сохранить индивидуальность своей личности.

2. В противоречии  между нормативностью культуры  и той свободой, которую она  предоставляет человеку. Норма и свобода — два полюса, два борющихся начала.

3. В противоречии  между традиционностью культуры  и тем обновлением, которое происходит  в ее организме. Эти и другие  противоречия составляют не только  сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее  развития.

Культуре присущи собственные законы функционирования. И именно эти законы помогают объяснять изменения, происходящие в культуре, так как часто это невозможно объяснить одними социальными причинами. Такой подход позволяет выделять в культуре определенные этапы, периоды и даже эпохи. Культура — это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальные культуры.

Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Важная особенность материальной культуры — ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности.

Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

Материальная культура — это культура труда и материального производства, культура быта, культура толоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу, физическая культура. _

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой вертикальное сечение культуры, пронизывая всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагает делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как явление, формирующее человека, может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нем нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры — всестороннее развитие человека.

Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. При этом все ее элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, как культура.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Культура — многофункциональная система. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Важнейшая — функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Кроме культуры, общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями. [1, c.11-12]

Духовное производство, продуктом которого и является культура, существует в тесном переплетении с производством вообще, включая его материально-технологическую базу, социальную и политическую структуры. Эти компоненты взаимодействуют друг с другом, порождая то сложное и многомерное образование, которое и называется обществом. В этом взаимодействии могут возникать в принципе различные варианты: взаимное согласование, расхождение и сосуществование разных типов. Все эти варианты могут встречаться почти в любом обществе, и даже в так называемом тоталитарном неизменно формируются внутренние структуры и появляются какие-то инородные компоненты, подрывающие его кажущуюся монолитность. Однако в макросоциологическом плане принято выделять некоторые основные типы социальности, отвечающие исходному принципу согласования духовного производства с материальным, с соответствующей ему социальной структурой и политическим устроением. Обычно выделяют доиндустриально-традиционный, индустриально-капиталистический и постиндустриальный типы. Установление различий между этими типами на уровне базисных факторов позволит выявить отвечающие им варианты духовного производства, а значит, и возникающие в их рамках культурные ценности и представления. [2, с. 92-93]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Культура и человек в контексте  социально-экономического развития  общества

2.1. Роль культуры в деятельности  человека

Заметим, что основное в содержании культуры — не вещи, а человек, общество. Все ее виды — культура производства, культура управления, политическая культура, художественная культура, культура межличностных отношений, экологическая и тому подобное — образуют единое целое как формы существования и развития человеческой природы, а следовательно, — общества. Культура пронизывает все направления человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и элементарных человеческих потребностей к самым величественным проявлениям человеческого творчества. Она влияет на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности — труд, быт, досуг, мышление, практическую деятельность, этику, этикет.

Культура приобретает социальное воздействие, прежде всего, как необходимый аспект деятельности общественного человека. Она основывается на социальных основах и предусматривает организацию совместной деятельности людей, а, следовательно, регуляция этой деятельности определенными правилами, нормами, аккумулированными в традициях, знаковых и символических системах и тому подобное. Содержание культуры влияет не только на темпы деятельности, убыстряя или замедляя их, но и определяет ее содержательную целенаправленность. Мысли, взгляды, решения, которые предопределяют разные сферы общественной практики, поддерживаются логикой культуры.

Информация о работе Роль культуры в социальном воспроизводстве и в социальном прогрессе