Ремесленные производства в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:27, реферат

Краткое описание

Цель моей работы показать, как разнообразны были ремесла в средние века, как повлияло это на развитие торговых городов. Что в основном крестьянское население само производило большую часть потребляемых им простых ремесленных изделий. Однако ведущую роль в развитии занимали ремесла на заказ и на рынок.
Задачи данного реферата:
Изучить ремесла того времени
Показать, как разнообразны были ремесла
Показать, как и почему возникли ремесла
Показать, как развивалась техника ремесла

Оглавление

Введение………………………………………………………..………...С.2
История…………….………………………………………………….….С.3
Формы ремесла и его становления…………………………………......С.5
Кузнечное производство…………………………………………..…….С.6
Текстильное производство…………………………………………...…С.8
Гончарное производство…………………………………………….…С.11
Прикладное искусство………………………………………………....С.13
Заключение……………………………………………………………...С.17
Список литературы…………………………………………………….С.18

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Главными центрами средневекового суконного производства в материковой Европе были Флоренция и Брюгге. В XIV в. во Флоренции этим ремеслом занималось около 30 тыс. человек. Отсюда сукно шло в Египет, Сирию, Малую Азию, Крым, Персию, Среднюю Азию, на Кавказ, Волгу и в Китай.

В Х в. через арабов (мавров), производство шелка и хлопчатобумажных тканей проникло в Испанию, а оттуда стало распространяться по Западной Европе. В XII в. на Сицилии были основаны шелковые мануфактуры. С этого же времени шелкоткачество распространилось по всей Италии. В XIII в. Борченьяно из Болоньи изобрел «крутильную мельницу» для шелка, но ему запретили вводить ее в действие. Во Франции шелкоткачество появилось лишь в XIV в. после безуспешных, начиная с 1147 г., попыток наладить собственное производство.

В XIII в. в Барселоне и Гранаде  имелись значительные по тому времени  хлопчатобумажные заведения, выпускавшие парусину и бархат. Однако с изгнанием арабов хлопкоткачество в Испании пришло в упадок. Из Испании оно перешло в XIV в. в Венецию и Милан.

Щегольство среди  высших сословий  и  богатых  горожан  не только не уменьшилось, а еще  более  усилилось благодаря расширению торговли и прогрессу ремесел, восточные   шелка,   итальянские    и    шелковые нидерландские материи, несмотря на свою дороговизну, стали доступны и среднему классу. Эти ткани, особенно восточные  и  мавританско-сицилийские, отличались, как и прежде, плотностью, яркостью красок и красотой  рисунка, который  в  итальянских  тканях тоже стал разнообразнее.

Появились и материи, рисунок которых состоял из цветочных  орнаментов, чередующихся с изображениями  фантастических животных и 

 

перекрещивающимися полосками  с рассыпанными между ними звездочками, кружочками и т. д., а также ткани, сплошь покрытые фигурами, буквами или произвольными знаками.

Золотая и серебряная парча, бархат и так называемые (по рисунку или по цвету) павлиньи материи ценились так же высоко, как и прежде. Бархат, иногда протканный золотыми и серебряными нитями, по-прежнему делался исключительно зеленого цвета. Позже появились синие и голубые бархаты, а во второй половине XIV в. они стали делаться разноцветными. Все эти ткани, распространяясь, получали новые названия, поэтому проследить за ними иной раз чрезвычайно трудно. (5. стр,120-121)

Процесс прядения в период раннего средневековья осуществлялся посредством ручного веретена. С XII —XIII вв. в Западной Европе ручное веретено совершенствуется в ручную прялку. Большое колесо вращали вручную (позже для этого использовали педальный механизм), перекинутая с этого колеса на малое колесо веревка приводила в движение последнее вместе с веретеном. Вначале это приспособление использовали для наматывания нитей на катушку или шпулю. В 1280 г. колесо стали использовать для прядения. Сработанная на прялке нить получалась ровнее, и процесс прядения шел быстрее, чем на простом веретене.

Что касается ткачества, то в период раннего средневековья  применялся примитивный вертикальный ткацкий станок, но затем получил  распространение горизонтальный ткацкий  станок, снабженный навоями, делавшими ткачество непрерывным процессом; бёрдом (гребнем разделения нитей основы) на качающейся раме (батане) и ремизками*. Последовательное поднятие ремизок производилось посредством нажатия педалей. Ручная прокидка челнока ткачом обусловливала узость полотна. Аппретура (отделка) и окраска ткани также вначале производилась вручную, валяние сукна — вручную и вножную. Но с конца XII в. появились сукновальни с водяным приводом. (3,стр.144)

 


*Ремизка (от франц. remise - возврат на прежнее место), рабочий орган ткацкого станка, осуществляющий перемещение (подъём и опускание) нитей основы при зевообразовании.(7)

Гончарное производство

 

Страны Востока значительно  опередили средневековую Европу и в гончарном деле. Это касается, прежде всего, создания тонких, высококачественных и дорогих сортов керамических изделий.

В Китае Танской эпохи (IV— VI вв.) было освоено изготовление фарфора'. Слово «фарфор» в переводе с персидского означает «сын неба» т.е. китайский император. Китайцы наладили производство громадных ваз, изысканных кувшинов, тончайших лепных украшений, похожих на кружева. Для изготовления некоторых изделий шел фарфор чуть тоньше листа бумаги. Посуда и вазы покрывались блестящей глазурью и украшались рисунками и скульптурами, изображавшими жанровые сценки. Производством фарфора занимались целые города (Лунцюань, Динчжоу, Цычжоу, провинция Хэнань). Изделия из него высоко ценились в самом Китае и за его пределами. В VII — XIII вв. китайский фарфор стал распространяться в странах Азии и Европы. Секрет производства фарфора китайцы хранили в строгой тайне. Все же в Х в. в Корее было налажено собственное фарфоровое производство.

В Европу фарфор попал  впервые с вернувшимися участниками  крестовых походов, увидевшими его в странах Среднего Востока.

Фарфору в Европе приписывались чудодейственные свойства. Считалось, например, что фарфоровая посуда излечивает болезни, но тут же рассыпается, если в нее попадает яд. Фарфор ценился на вес золота. Даже черепки разбитой китайской посуды шли в дело. Знатные дамы носили их на золотых цепочках как бусы.

В Китае в IV—V вв., а также несколько позже (в VIII в) во владениях Арабского халифата стали изготовляться фаянсовые изделия. Арабы покрывали фаянсовыми плитами огромные поверхности стен, куполов и порталов.

В начале VIII в., в связи  с приходом арабов, в Европе появились  первые проблески возрождения гончарного производства, в том числе и  производство фаянса. Основным изделием тогдашних мастеров была глазурованная  плитка для 

 

 

 

облицовки стен и полов. Керамическое производство существовало в Гранаде, Альгамбре и др.

В XIII — XIV вв. керамическое производство проникает в Италию. Здесь в XI в. флорентийские мастера  Лукка делла Робиа и его  преемники Андреа и Джованни делла  Робиа стали покрывать свои изделия  молочно-белой непрозрачной глазурью, получившей название майолики (от балеарского острова Майорки (Мальорки)). Глазурь содержала окись олова, подкрашивалась она в синий цвет кобальтом, в зеленый — медью, в фиолетовый — марганцем. Все изделия мастера обжигали дважды, перед глазурованием — на слабом огне и после покрытия их глазурью — на сильном.

Итальянская майолика эпохи  Возрождения отличается простотой, некоторой тяжеловесностью форм. В ней нет законченности, единства красоты и целесообразности, которая  была свойственна архитектонике античных ваз. Часто в разрисовке керамических изделий применялось соединение орнаментальных мотивов – арабесок, цветущих растений – с сюжетной сценой, которая располагалась в центре изделия.

Тосканские гончары, узнав  секрет оловянной глазури, дали начало новой для Европы отрасли гончарного производства — изготовлению глазурованного фаянса. Наибольшую известность приобрели гончарные изделия мастеров североитальянского города Фаэнцы. По названию этого города и получил наименование этот вид керамических изделий. (5, стр.121-122)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикладное искусство

В Италии прикладное искусство  находилось под сильнейшим воздействием живописи и скульптуры. Изобразительные  тенденции, варьирование реальных форм в разнообразных комбинациях  и сочетаниях пронизывают прикладное искусство почти во всех его направлениях.

В период Раннего Возрождения  сохранилось представление об искусстве  как о высоком ремесле и  о ремесле – как об искусстве.

Найденные изделия и  ремесленные орудия свидетельствуют  о том, что население Средней Европы еще в ранний период обладало и пользовалось различными хозяйственными предметами из дерева и других материалов, которые из-за своей непрочности не сохранились до наших дней.

В интерьерах церквей, дворцов  и домов простых горожан Италии всем видам прикладного искусства было отведено большое место. Мебель украшали резьбой; стулья, столы, шкафы покрывались рельефом, сюжеты которого отражали по-своему сюжетные и композиционные решения архитектуры и скульптуры.

К комнатной утвари в  узком смысле этого слова принадлежали различного рода сиденья, большие и малые столы, сундуки, лари для хранения одежды, ящики небольшого размера, кровати, тюфяки ковры и др.

В XII веке всюду было принято  теперь садиться, согласно древнему народному  обычаю, пользуясь для этого особыми сиденьями, которые представляли собой небольшие складные стулья или просторные скамьи из дерева.

Изредка встречались  кресла со спинкой, которая в быту употреблялись как почетные, обычно их обкладывали коврами и подушками. Столы были чаще массивные, четырехугольные  или круглые, различной величины.

Развитие деревянной резьбы в Италии XIV-XVI вв. прослеживается по украшениям специальных хозяйственных ларей – кассоне. На стенках кассоне искусные резчики располагали большие композиции, изображающие праздные шествия, сцены битв; они покрывали их символическими фигурами; гербами хозяев дома.

 

 

В XIV-XV вв. кассоне украшались живописными вставками с изображениями жанровых сцен; неглубокий рельеф нередко золотился, иногда изображение набиралось из кусочков дерева различных оттенков (интарсия). В XVI веке плоский рельеф заменяется глубокой резьбой. Кассоне нередко ставится на ножки, получает сложную раму и тяжелый узорчатый «карниз». Таким же своеобразными изделиями были деревянные рамы для туалетных зеркал и картин того времени.

Кроме посуды из крепкой  обожженной глины, ничем не отличающейся от распространенных повсюду глиняных горшков и урн, и изящного стеклянного бокала, вероятно итальянского, была найдена посуда из дерева.

Из собственно столовой посуды по-прежнему самой ценной и  красивой вещью оставались солонки. На них оттачивали свое искусство  мастера. П р и их изготовлении часто использовались новые, иногда весьма замысловатые комбинации всевозможных орнаментов и разнородные материалы,  из   которых  делались   их отдельные части. Сам сосуд изготовлялся из хрусталя, яшмы, агата, серпентина и других камней и заключался в золотую оправу. Солонки в виде корабликов окружали раковинами, растениями и фантастическими морскими животными.

Солонки в форме раковин, чаш, корзинок и т. п. обставляли растениями, животными, человеческими и другими  фигурками. Если солонка была на подножке, то последняя обычно имела форму какого-нибудь животного, женщины, рыцаря или сарацина в богатом восточном костюме. Были также солонки на трех или четырех архитектурно отделанных ножках. Если подножка представляла собой человеческую фигуру, то чаша устанавливалась на голову фигуры и поддерживалась ее поднятыми вверх руками. Богато отделывались и крышки солонок. Важную деталь украшения составляли драгоценные камни, жемчуг, цветная эмаль. По принятому обычаю солонка всегда ставилась в центре обеденного стола.

Большим разнообразием  и причудливостью форм отличались сосуды, в которых подавали напитки и  из которых их пили. Кувшины и  кружки были

 

круглые, многогранные, узкие  и широкие, гладкие и с фигурным профилем. Их украшения состояли из цветочных, архитектурных и фигурных орнаментов, плоских и выпуклых. Крышки, ручки и устья делались в форме фантастических и реальных животных, растений, а иногда и архитектурных деталей. Крышкам и устьям часто придавали вид головы животного с раскрытой пастью. Если носик кувшина поднимали в виде выгнутой трубки из нижней части сосуда, то ему придавали форму змеи.

Ручки также делали в  виде извивающейся крылатой змеи или  вытянувшегося животного. Кроме  того, встречались кружки в форме  круглой или четырехугольной  башни, обвитого плющом древесного пня, какого-нибудь животного или человеческой фигуры, преимущественно женской, в длинной одежде, или дамы верхом на коне, с добавлением разных украшений — рельефных, гравированных, инкрустаций и т. д.

В числе наиболее примечательных сосудов, в которых часто заметно подражание формам глиняной посуды, отмечу изготовленную с особым искусством флягу с ручками и небольшой подвесной сосуд в форме продолговатого бочонка.

Особую художественную ценность представляли изделия золотых  дел мастеров. Так было в Италии и Испании, в Англии и Германии, а особенно во Франции, где золотых дел мастера играли важную роль уже в XIII веке, когда после смерти Людовика Святого роскошь начала быстро усиливаться.

Во второй половине XIV в. золотых дел мастера достигли такого совершенства в изобретении новых форм и изящной отделке вещей (в том числе драгоценными камнями), что почти не имели соперников, кроме итальянских мастеров, которые заботились преимущественно о чистоте форм и художественности исполнения, применяя давно известную в Италии финифтяную живопись*.

Во Фландрии славились  Брюгге и Гент, в Германии — Нюрнберг, Аугсбург и Ульм, к которым скоро  присоединились Вена и Прага, благодаря  поддержке 

 

 

императора Карла IV - большого любителя драгоценной церковной утвари. В Испании золотые и серебряные вещи производились главным образом в Толедо,

Мадриде, Севилье и  Гранаде, но эти произведения до середины XV в. носили сильный отпечаток древнемавританского  вкуса. В Англии это ремесло, перенесенное, вероятно, из Франции, приживалось очень слабо и процветало только в Лондоне.(5, стр. 122-124)

 


Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю») — особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом.(6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Вещи, сделанные ремесленниками-профессионалами, были сложнее и красивее тех, которые  мастерили крестьяне. Ремесленник, не вышедший из общины, имел очень узкий рынок сбыта изделий; условия для развития производства в деревне были ограниченными. Кроме того, значительную часть изделий в качестве оброка забирал владелец вотчины. Поэтому сельские ремесленники покидали деревню и уходили в такие места, где можно было найти больше заказчиков и покупателей.

Техника ремесла развивалась  медленно. Но благодаря выучке и  опыту ремесленники достигали совершенства в своем деле. Их изделия часто  были настоящими произведениями, искусства. Вообще, границы между искусством и ремеслом в средневековье не существовало. Ремесленное знание являлось особым знанием-умением, знанием, позволявшим понять суть вещей.

Информация о работе Ремесленные производства в средние века