Религиозные мифологемы древних славян в пантеоне князя Владимира

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Тема нашего исследования «Религиозные мифологемы древних славян в пантеоне князя Владимира» как раз и направлена на изучение божеств, вошедших в пантеон. Таким образом, анализируя весь материал, мы продвигаемся к цели нашей работы, которая заключается в изучении мифологии древних славян. Но так как язычество - это вера во множество божеств, а мы ограничены объемными рамками и не можем рассмотреть всех богов древних славян, то мы остановились на изучении 6-ти, вошедших по воле князя Владимира в славянский пантеон высших богов.

Оглавление

1. Введение.
2. Своеобразие восточнославянской мифологии.
3. Пантеон славянских богов:
3.1. Языческая реформа князя Владимира;
3.2. Громовержец Перун;
3.3. Дажьбог – податель всех благ;
3.4 Великий Хорс;
3.5 Стрибог – дедушка всех ветров;
3.6 Крылатый пес Семаргл;
3.7 Мать – сыра земля.
4. Отношение народа к языческой реформе.
5. Заключение.
6. Литература.

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

      Славяне верили, что Дажьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, которым Дажьбог с запада на восток измеряет нижнее небо, светя Нижнему миру. Дважды в сутки (утром и вечером) он пересекает океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами, гусями, утками, лебедями. Поэтому наши предки приписывали большую силу оберегам в виде уточки с головой коня. Они верили, что славный Бог Солнца поможет им, где бы он ни находился, в Дневном мире или в Ночном. В Древней Руси символические знаки солнца в виде кружочков с точкой, крестов, колес со спицами и прочего наносились на многие предметы. Солнцу посвящались различные украшения, обереги в виде круглых подвесок, яйца - писанки из терракоты и др.

      Представления о солнце как живом существе закрепились  в языке, так, что мы их не очень  замечаем: «солнце встало», «солнце  садится», « солнце поворачивает на зиму». Народные песни сохранили обращения к нему, как к живому, способному на отклик: « обогрей нос, красное солнышко!», « солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко, твои детушки плачут…» Ярославна ( в «Слове») ищет спасения для мужа: « светлое и трижды светлое солнце, для всех ты тепло и прекрасно!…»

      Но  в восточнославянской мифологии  солнечным богом был не один Дажьбог. Рядом с ним в пантеоне стоит  божество солнечного светила, воплощающего животворящие силы солнца, - Хорс.  О нем речь пойдет в следующем разделе. 

Великий Хорс 

      Хорс (осетино - персидское – хурь -  солнце) был богом Солнца, в знак особого уважения и почтения его называли Великим Хорсом. Предполагалось, что имя Хорса происходит от скифского бога, позднее ставшего у славян названием божества. Однако существует взгляд о славянском названии Великого Хорса, его принадлежности к славянам. « За разъяснением значения этого русского божества, - писал Н. М. Гальковский, - нет нужды обращаться к восточным народам. Хорс мог обозначать собою солнце в ежедневном круговороте. Он сравнивал русское Хорэ с греческим хорос – круг. В русском языке «хоровод» – круговое движение, «хоромы» – первоначально –постройка для языческих ритуалов, а также колобок, около и др., « хорошо» - тоже восходит к древнему «хоршо», букв. «солнечно». Да и само солнце поднималось на востоке и опускалось  на западе, словно описывает круг. Однако же, это еще не означает, что Хорс был богом солнца. Правильная трактовка его назначения помогает уяснить «Слово», где упоминается величественное языческое божество, которому Всеслав Полоцкий путь перебегал. За одну ночь он добегал от Киева до Тьмутаракани. «Всеслав князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивает до петухов Тьмутаракани, великому Хорсу волком путь перерыскивал». Последнее принято понимать так, что Всеслав пересекал путь самому солнцу, однако уже Е. В. Аничков по этому поводу отмечал: « Но ведь речь идет о ночи?! Как можно вызывать представление о солнце при описании скорости ночного пути?». Ведь действие происходит еще до пения петухов, поэтому Всеслав никак не мог перебегать путь солнцу даже в необычном представлении певца. Великим Хорсом было не солнце, а месяц, которому, как известно из различных источников, также поклонялись восточные славяне. Это засвидетельствовано хотя бы в таком древнем понятии, как «хождение богородицы по мукам», где во вставке, сделанной переводчиком, сказано, что люди называли богами «солнце и месяц, землю и воду, и зверей, и гадов; все это те люди сделали из камней – Трояна, Хорса, Велеса и Перуна в богов превратили». Кроме этого Хорса некоторые исследователи считали богом пьянства (Г. Глинка). Его имя производят от «ковш», «корш». Поэтому богу и дано имя от орудия, всего чаще им употребляемого в пьянствованиях своих. В правой руке держит ковш, вокруг него лежат груды черепков от разбитых кувшинов, сам же сидит на утлой, опрокинутой дном бочке. Словяне молились ему, выступая на пьянственные поединки. Ибо в древности у славян тоже немалым почитался богатырем, кто мог перепить всех. Поэтому-то и вошел Хорс в пантеон, что славяне любили выпить. Но даже если предположить, что Хорс был богом солнца, это не значит, что он тождествен Дажьбогу. Дажьбог - податель благодатного тепла, Хорс же- глаз всевидящий и всеведущий, т.к. в мифологическом понимании значимость Солнца не столько в том, что оно «светит», сколько в том, что это «дневное око», которое все видит, все ведает, обо всем знает. Но кроме солнечных богов, в пантеон входит бог ветров Стрибог, о котором далее. 

Стрибог - дедушка ветров 

                      «Стрибог упился боем

                      и воет: «Успокоим,

                      на  дне любовь сокроем!

                      Морское дно, покоем

                            И женам будь, и вям!»

                                    С. М. Городецкий «Стрибог».

      О боге Стрибоге мы знаем совсем не много.  В «Слове о полку Игореве» есть такая фраза: «Вот ветры, Стрибожевы внуки, веют с моря стрелами (т.е. из дождевой тучи молниями) на храбрые полки Игоря». Значит ли это, что Стрибог был богом ветров? Большинство ученых согласны с таким выводом. В подтверждение этого слово «стри» переводят, как « воздух, поветрие» или возводят к древнерусскому глаголу «стрити», «стрети» со значением «встречать», «дуть с противоположной стороны», «навстречу». Можно сказать, что Стрибог был богом грозы, как небесный владыка, являющийся в бурях и вихрях, царь ветров. Стрибогу молились мореплаватели, прося «ветра в парус». Другие названия, даваемые славянами богу ветров, были Погода и Посвист. В областных говорах Полтавской губернии погода употребляется в смысле громовой тучи, ветра, метели, бури, дождливого или смешанного времени. Ветры сопутствуют богу - громовику в его битвах с демонами и пользуются его стрелами. Веяние стрелами и метание ими позволяет говорить о Стрибоге и как о славянском боге войны. Это подтверждает и поясняет первая часть слова Стрибог, где стри - от древнего стрити – уничтожать. Отсюда и Стрибог – уничтожитель добра, бог уничтожающий или бог войны. Таким образом, Стрибог – уничтожающее начало в противовес доброму Даждьбогу.

      Существует  также взгляд на Стрибога как на высшее божество славян. Имя Стрибога, согласно сторонникам этой точки зрения, складывается из слов, означающих «отец» и «небо». Следовательно, он в славянском пантеоне занимал место небесного отца. Культ Стрибога был достаточно распространен на Руси, на это указывают некоторые географические названия, связанные с именем грозного бога: река Стрибожская на Киевщине, село Стрибожье на Житомирщине и т.д. 

Симаргл – крылатый пес 

      Среди перечисленных в летописи богов, стоящих на киевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла. Даже имя его в разных источниках писалось по-разному: и как Симаргл, Семургл и как Сим и Рьгл. И объясняли это слово тоже различно, прежде всего, спорили о том, считать ли имя неизвестного бога или божка «Симаргла» за одно слово или видеть здесь два слова, по небрежности переписчика слитые в одно. Одни действительно находили здесь одно слово , а другие видели два «Сима» и «Рьгла» и ссылались, во – первых, на Архангелогородского летописца, где вместо «Симаргла» стоит «Сима» и «Регла» и, во – вторых, на известное слово христолюбца и ревнителя   правой веры: « и веруют в Перуна, и в Хорса, и Мокошь, и в Сима и в Рьгла». Прежде всего поговорим об исследователях, которые в имени «Симаргла» видели 2 слова. Г. Микуцкий говорит, что имена языческих богов означают или указывают на световые явления «сиянье, блеск, белизна», думает, что древне - русский «Сим» предполагает корень Si – сиять, светить, а «рьгл» – корень от греческого argos -  красный, блистающий.

      Среди исследователей, видевших в «Симаргле» одно слово, имя богини, прежде всего  следует указать  старинных мифологов  Стрыйковского, Русова и И. Квашина - Самарина. По их мнению, Симаргла то же, что польская богиня Симжерла, и  переводят лингвистическое значение этого имени словами «сивая молния». М.Е. Соколов говорит, что слово Симаргл - сложное и состоит из 2-х частей: «Сима», «сема» и «ирьгла», «ергла». Сима – не что иное, как число 7, число 7 входит в имя божества потому, что оно вообще считалось священным у языческих народов. На Руси много таинственных обрядов связывается с числом 7, например, зола из семи печей, вода из 7 криниц имеет лечебное свойство ; «на море- океане стоит груша, на той груше 700 дубцев , 700 сучьев». Во второй половине слова «Симаргла»- ирьгла, ирьгле, он видит Ярило. Таким образом, «Симаргла»- то же, что Ярило, Семиярило. Можно подумать , что Ярило потому носил название Семиярило, что он изображался с 7- ю головами. Сам Ярило  под именем Симаргл является каким- то космическим богом, олицетворяющим в себе все силы природы.

      Б.А. Рыбаков пишет о Симаргле: «Это священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы. При изобилии в те времена мелкого рогатого зверя (косули, серны) охрана посевов от предания и вытаптывания была важным делом.

      Симаргл был как бы олицетворением «вооруженного  добра»; при мирных аграрных функциях он был наделен когтями, зубами и в добавок крыльями; он - «защитник посевов». В его честь пили из рогов изобилия, значит, Симаргл был связан с земными богатствами. А богиней земли была стоявшая за Симарглом в летописи Мокошь. О ней речь в следующем разделе. 

Мать - сыра-земля 

      Мокошь  – женское божество, оно является одним из наиболее загадочных  и противоречивых. Отношение исследователей к этому женскому божеству весьма различно. Одни просто уклонялись от каких – либо пояснений. Другие считали его близким греческой Афродите. Е.В. Аничков приравнивал Мокошь к знахарке, писал о «гадательном характере» богини, так как по его мнению, слово «кош»  означало «жребий», «судьба». Третьи видели Мокошь  богиней земли. «Ма» - понятно, «мать», «мама», а «кош»- «кошелек», где хранится богатство, кошара, куда загоняют живое богатство – овец. А также и короб, большую корзину, куда складывают собственный урожай – земные плоды, а ведь именно он составлял богатство, судьбу и счастье древнего человека. Вот и получается: Мокошь - Всеобщая мать, Хозяйка жизни, Дарительница урожая. Одним словом – Земля. Земля извечно относилась к чистой сфере мироздания. Она не принимает в себя ничего нечистого. Вредоносная, нечистая сила в мифах и фольклоре обычно проваливается «сквозь землю», а не остается в ней. Отсюда и родилась суровая клятва: «Провалиться мне сквозь землю». Считалось, что земля не станет носить обманщиков.

      Весной  Мокошь вступает в брачный сад с Небом. После первого весеннего грома оплодотворенная дождем земля вновь обретает способность рождать  и называться «мать- сыра- земля». 10 мая Земля считалась именинницей. В этот день не пахали и не боронили землю.

      Соотнесенность  земли с человеком выразилась в наделении ее антропоморфными чертами: волосы Земли - трава, кустарники, деревья; кости- скалы и камни,; кровь- вода; жилы- древесные корни и т.д.

      Язычники  относились к Земле с величайшей любовью, и все сказания говорят, что она платила им тем же. В одной из былин героя предостерегают, чтобы не вздумал сражаться с каким- то богатырем. Этот богатырь непобедим. А почему? «Его Земля- матушка любит…»

      Уважительное  отношение к земле выразилось в «земных поклонах». Можно с большой долей уверенности сказать, что богиня Мокошь была покровительницей овцеводства, шерсти, пряжи и, шире, вообще бабьей части крестьянского хозяйства. Она строго следила за тем, чтобы женщины соблюдали все нормы поведения, труда, домашних дел и наказывала нерях. Будучи чем-нибудь недовольна, Мокошь могла состричь немного волос у спящей хозяйки.

      Была  у нее еще одна важная забота –  Мокошь покровительствовала бракам, была защитницей прочных семейных устоев. Сидя на удобном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой тепляе колени Матери-Земли.

      Таким образом, в пантеоне Владимира была до известной степени учтена диалектика взаимосвязи неба и земли, столь  важная для мифологических представлений древневосточных славян о человеке и природе, их взаимозависимости, о мироздании в целом. Среди выделенных из множества других божеств, олицетворяющих различные силы и атрибуты природы, особо почтенны были: солнце как источник тепла и света, стихии, грозы и ветра, плодородие земли и природы в целом, силы, руководящие судьбой и долей, подающие блага, общие для всех людей.

      Перечисленные здесь функции неоднократно перекрещиваются  и дублируются. Все отобранные во Владимиров пантеон божества были весьма абстрактны и обобщенны. Они символизировали самые высшие силы, руководящие космическими и природными процессами и лишь заодно с этим – жизнью человеческих масс. Эти высшие силы олицетворяли покровительство, прежде всего, месту- целому территориальному единству, Русской земле, а также становящемуся на этой территории Русскому государству и его разнообразному населению. Но пантеон Владимира не получил всенародной поддержки. Об этом мы поговорим в следующей главе. 
 
 

Отношение народа к языческой  реформе 

         Русский народ не принял реформу,  т.к. пантеон был создан искусственно на основании фрагментарных мифологических представлений.  Этот культ был узкогрупповым, сословным: он отражал корпоративные, властные интересы, воинственную идеологию князя и его дружины, местные политические и этнические интересы, прагматические расчеты, но не охватывал саму систему славянской мифологии. В пантеон богов не вошли: Сварог (отец-Небо)- верховный бог праславян; Святовит- бог священного света; Род- покровитель продолжения жизни и преемственности поколений и сопровождающие его богини – рожаницы; Лада и Леля, покровительницы семьи, брачных уз, деторождения; Волос (Велес) – «скотий бог», покровитель домашнего скота, торговли, братства, изобильного урожая; Переплут – по одним гипотезам, бог подземного мира, покровитель растений и земледельцев, по другим – восточнославянский аналог

Вакха-Диониса, возможно, также покровитель также  путешествий и мореходства… Все это были немаловажные, притом, древнейшие, «составляющие» мифологии восточных славян, и без этих божеств картина мира оказывалась неполной и даже ущербной. Вне Владимирова пантеона оказались мелкие языческие божества, наполнявшие повседневную жизнь и быт восточных славян – в лесу и на реке, на поле и в доме, в хлеву и в бане, сопровождавшие человека от рождения до погребения. Все эти неисчисляемые лешие и водяные, домовые и банники, русалки и кикиморы без всякого пантеона были неотделимы от народной жизни. Вне пантеона оказался целый сонм страшных существ, несущих людям смерть, болезнь, горе: Мора, Марена, Лихо, Навь, Кощей, Змей Горыныч, Баба Яга и др.

      Вообще  восточнославянская мифология, в отличие  от развитых, концептуально завершенных мифологических систем Древнего Востока, Античности и др., была слишком дробной, бессистемной, аморфной, регионально вариативной, а потому не могла: 1). Легко трансформироваться в стройный и системный культ, соответствующий задачам и целям централизованного и иерархизированного государства; 2) не могла служить оптимальной основой для формирования оригинальной цивилизации, однако, содержавшийся в ней духовный потенциал был достаточен для того, чтобы определить собой ее становящийся обмен, быть ее эмоционально-психологической средой.

      Поэтому религиозно-идеологическая реформа, предпринятая князем Владимиром, с неумолимостью отталкивалась от традиционного язычества той среды, в которой только смогли формироваться и укореняться какие бы то ни было цивилизационные начала и универсальные принципы. И хотя реформа язычества была безрезультатной (она не была принята как вера, авторитетная и органичная для народа , а потому не способствовала укреплению государства, сплочению восточнославянских племен вокруг Киева, повышению авторитета и усилению власти Киевского князя, созданию единой общепризнанной религиозной идеологии, чего Владимир добивался , проводя реформу языческого культа), однако имела свои культурно-исторические и цивилизационные последствия. 
 
 

Информация о работе Религиозные мифологемы древних славян в пантеоне князя Владимира