Надо иметь и принципы в жизни. Прежде
всего, должно быть достоинство: «надо
прожить жизнь с достоинством, чтобы не
стыдно было вспомнить». Д. С. Лихачёв рассуждает
о глубинных качествах Достоинства. Достоинство
требует доброты, великодушия, умения
не быть узким эгоистом, быть правдивым,
хорошим другом, находить радость в помощи
другим. Это не легко. Ведь ради достоинства
надо уметь отказываться от мелких удовольствий,
не обманывать других и, прежде всего самого
себя. И более важно то, что нужно иметь
честь и совесть.
«Честь
истинная – всегда в соответствии с совестью.
Ложная – мираж в пустыне… Совесть не
может быть ложной, она идет из глубины
души, может быть приглушенной или преувеличенной».
Так точно и ёмко сказал Д. С. Лихачёв о
том, чего нам всем не хватает. И в этом
его человеческая гениальность.
Очень важны рассуждения Дмитрия Сергеевича
об интеллигентности. Интеллигентность.
Она не зависит ни от профессии, ни от образования.
Это терпимое отношение к миру и людям.
Её надо развивать и тренировать в любых
условиях, так считает Д. С. Лихачев.
Приветливость
и доброта делают человека не только физически
здоровым, но и красивым.
Красота в поведении, во внешности также
важна. Но только истинная красота. И в
этом опять поражает умная проницательность
Д. С. Лихачёва. Действительно не надо бояться
своих физических недостатков, проще относиться
к ним. Они становятся смешными, когда
мы слишком сильно стараемся их преодолеть.
Так нам советует автор. И ещё очень важно
уметь слушать, уметь молчать, пошутить
вовремя. Все это делает человека привлекательным
и интересным.
Простота и «тишина» в человеке, правдивость,
отсутствие претензий в одежде и поведении
– вот самая привлекательная «форма»
в человеке, которая становится и его самым
элегантным «содержанием». Эти советы
актуальны в наше время.
Мне кажется, что понятия, которым посвящена
книга Д. С. Лихачёва – это то из чего складывается
и на чем держится личность. Если человек
достигнет этого в полной мере, то ему
не сложно будет достигнуть и большего,
познать красоту окружающего мира, а также
быть поистине добрым и прекрасным.
Алина Нелидова (журналист
АКТВ) о книге Д.С. Лихачёва «Письма о
добром и прекрасном».
Многие писатели во все времена рассуждали
о нравственности. Не остался равнодушным
к этой теме и Дмитрий Лихачев, литературовед,
общественный деятель, ученый, один из
грамотнейших и образованных людей страны,
знаток русского слова. В своей книге «Письма
о добром и прекрасном» он поднимает извечные
вопросы мудрости, добра, любви, ценности
жизни, воспитанности, хороших манер, умения
замечать красоту и многие другие.
В жизни
людей многое меняется, но главные вопросы
человеческого бытия остаются неизменными,
несмотря на то, что ответы на них давно
получены. Например, противостояние добра
и зла.
В
современном мире добра и понимания многим
очень не хватает. Давным-давно люди поняли,
что зло возвращается к сотворившему его,
что оно разрушает, прежде всего того,
в ком вызревает. Но почему-то делать добро
люди не спешат. А по-прежнему творят зло,
не останавливаясь ни перед чем.
Эти вопросы были актуальны во все времена.
Недаром ещё Ф.М. Достоевский писал о том,
что мы перестаем видеть грань между добром
и злом.
Как же относился к этой проблеме академик
Лихачев? Он считал, что добро — «прежде
всего, счастье всех людей»; оно складывается
из мелочей, которые зарождаются в человеке
с самого раннего детства. Человек должен
делать добро и жить в мире и согласии,
любя людей, окружающих его.
Когда мы начинаем рассуждать об общечеловеческих
понятиях, мы часто сбиваемся на поучительство
и неточные слова. Интересно, что в размышлениях
Дмитрия Сергеевича сложная тема нравственного
выбора человека обличена в форму простого
и доверительного разговора. Разговора
не о том, как "должно быть", а о том,
как находить согласие с окружающим нас
миром.
Дмитрий Сергеевич не разделяет понятия
добра и любви, для него они одинаковы
по силе. Он говорит, что добро начинается
с «желания добра своей семье». Всю жизнь,
с самого детства, человек познает, «что
такое хорошо и что такое плохо». Мало
того, познавая, он проявляет на деле свою
способность понять эти качества.
Любовь должна соединяться с дружбой,
потому что истинная дружба, равно как
и истинная любовь, строго избирательна.
Иметь друга - великое благо. А жизнь устроена
так, что ее блага не сваливаются на нас
с неба. Ради них нужно трудиться, трудиться
душой.
Но любовь, по мнению патриарха русской
культуры, не должна быть всепоглощающей,
а должна быть правдивой и «умной»: даже
в любимом человеке нужно видеть недостатки
и бороться с ними.
Любовь
должна быть соединена с мудростью, потому
как только мудрый человек способен быть
добрым. Но мудрость, говорит Лихачев,
«не должна быть слепой». Мудрость и доброта
приносят любовь и счастье. Однако несмотря
ни на что, главным остается добро. Добро
и зло - понятия философские. Понятия вечные
и неразделимые, актуальные во все времена.
И пока живы дух и сознание человека,
они будут бороться друг с другом, потому
что вражда и зависть все-таки процветают
в мире, который окружает нас.
Вражда и зависть давно обосновались
рядом с человеком. Но как бы то ни было,
каждое поколение людей обязано вновь
разрешить нравственные проблемы. Грань
между добром и злом еле заметна: делая
добро, мы можем не замечать, как порождаем
зло. Но человек должен не только видеть
добро и зло, но и чувствовать его сердцем.
Нельзя быть равнодушным к беде, горю,
унижению человеческого достоинства.
Все это: добро, любовь, мудрость, дружбу
Дмитрий Сергеевич Лихачев объединяет
одним словом: верность. Содержание ее
может быть различным: верность принципам,
идеалам, своей молодости; верность выбранному
пути, Родине, семье и друзьям, городу,
стране и народу.
И
все-таки, самая большая ценность - «увеличивать
добро в окружающем нас», ибо «Добро безмерно,
как вода Бездонного колодца,
Будь
добрым к людям, и тогда Добро к тебе вернется».
Цитаты Д.С.Лихачева
- Нет лучшей "музыки в человеке",
чем скромность и умение помолчать, не
выдвигаться на первое место.
- Стремящийся обмануть других
прежде всего обманывается сам.
- Надо прожить жизнь с достоинством,
чтобы не стыдно было вспомнить. <...>
Ради достоинства жизни надо уметь отказываться
от мелких удовольствий и немалых тоже...
- С произведением искусства
надо уметь оставаться "один на один".
- Не упускайте случая находить
интересное даже там, где вам кажется
неинтересно. На земле нет неинтересных
мест: есть только не интересующиеся люди,
люди, не умеющие находить интересное,
внутренне скучные.
- Для внутренне богатого человека
весь окружающий мир неисчерпаемо богат.
- Знания раскрывают нам двери,
но войти в них мы должны сами.
- Мудрость – это ум, соединенный
с добротой. Ум без доброты – хитрость.
Хитрость же постепенно чахнет и непременно
рано или поздно оборачивается против
самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена
скрываться. Мудрость же открыта и надежна.
Она не обманывает других, и прежде всего
самого мудрого человека. Мудрость приносит
мудрецу доброе имя и прочное счастье,
приносит счастье надежное, долголетнее
и ту спокойную совесть, которая ценнее
всего в старости.
- Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга.
- Язык в еще большей мере, чем
одежда, свидетельствует о вкусе человека,
о его отношении к окружающему миру, к
самому себе.
<...> Речь, письменная или устная, характеризует
его в большей мере, чем даже его внешность
или умение себя держать.
- Не хранить родную природу
– это то же, что не хранить родную культуру.
Она – выражение души народа.
- Получить хорошее
воспитание можно не только в своей семье
или школе, но и… у самого себя.
Слово Протоиерея Бориса
Пивоварова
Учительство Дмитрий Сергеевич
любил писать с большой буквы.
"Я не случайно пишу слово
Учительство с большой буквы,
– пояснял он. – Подлинное Учительство
свято. Что может быть важнее в социальной
жизни, чем передача опыта – эстафета
поколений, эстафета памяти, эстафета
культуры и трудовых традиций" [1, с.
371]. Сам Дмитрий Сергеевич бесчисленное
множество учеников стяжал благодаря
своим замечательным книгам и статьям.
Ведь каждая новая его книга становилась
для читателя своеобразным учебным курсом,
а каждая новая газетная или журнальная
статья – очередным его уроком о добром
и прекрасном, о прошлом и будущем родной
земли – России, о русской литературе
и родной культуре.
Дмитрий Сергеевич Лихачев много писал
для детей и молодежи. Желая передать подрастающему
поколению основы духовно-нравственного
воспитания, он обращался к ним в письмах
о добром, составлял на основе Евангелия
Христова нравственные заповеди. Вот некоторые
из них:
- Люби людей – и ближних, и дальних.
- Твори добро, не видя в том
заслуги.
- Люби мир в себе, а не себя в
мире.
- Будь искренним: вводя в заблуждение
других, обманываешься сам.
- Учись читать с интересом,
с удовольствием и не торопясь; чтение
– путь к житейской мудрости, не гнушайся
им!
- Будь верующим – вера обогащает
душу и укрепляет дух.
- Будь совестлив: вся мораль
в совести.
- Чти прошлое, твори настоящее,
верь в будущее.
Всего Д.С. Лихачев написал 25 таких нравственных
заповедей.
На некоторых из них остановимся подробнее.
"Люби людей – и ближних,
и дальних" – одна из первых
заповедей академика Лихачева. Любовь
каждого человека к родителям, к своей
семье, к своему Отечеству, к своему народу,
к другим народам и странам, считал Дмитрий
Сергеевич, составляет неотъемлемую часть
общей культуры человека: "Если вы любите
свою мать, вы поймете и других, любящих
своих родителей, и эта черта будет вам
не только знакома, но и приятна. Если вы
любите свой народ, вы поймете и другие
народы, которые любят свою природу, свое
искусство, свое прошлое.
Эта любовь, учил Дмитрий Сергеевич, должна
проявляться, прежде всего, в заботливости
об окружающих нас людях. Он писал: "Если
жить только для себя, своими мелкими заботами
о собственном благополучии, то от прожитого
не останется и следа. Если же жить для
других, то другие сберегут то, чему служил,
чему отдавал силы… Люди, ни о ком не заботящиеся,
как бы выпадают из памяти. А люди, служившие
по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную
цель, запоминаются надолго… Счастья
достигает тот, кто стремится сделать
счастливым других и способен хоть на
время забыть о своих интересах, о себе.
Это "неразменный рубль".
И еще Дмитрий Сергеевич считал, что любить
людей – это значит хранить память об
умерших как о живых. Хранить память –
это наш неизбывный долг перед всеми родными,
жившими прежде нас, перед теми, кто своей
жизнью пожертвовал ради нас. "Человеческая
культура в целом не только обладает памятью,
но эта память по преимуществу. Культура
человечества – это активная память человечества,
активно введенная в современность",
– полагал тонкий знаток души человека
академик Д.С. Лихачев.
Другая заповедь детям Дмитрия Сергеевича
– "Твори добро, не видя в том заслуги".
"В жизни всего ценнее доброта,
и при этом доброта умная
целенаправленная…", – такими словами,
обращенными к молодым людям, Дмитрий
Сергеевич завершает одну из самых замечательных
книг, которая так и называется: "Письма
о добром и прекрасном". В этой книге
– 47 писем, и каждое из них – это убедительный
и ненавязчивый урок добра. Продолжая
эту тему в книге "Раздумья", ученый
пишет: "Человек должен жить в сфере
добра. Эта сфера добра в значительной
степени создается им самим. Она создается
из его добрых дел, добрых чувств, добрых
воздействий на окружающую среду, памяти
на добро.
Злое дело забывается быстрее, чем доброе…
Объединение же на почве доброго дела,
добрых чувств живет даже тогда, когда
завершено само доброе дело, послужившее
причиной его создания. Доброе объединение
живет в душах людей даже тогда, когда
завершена и забыта практическая необходимость
объединения.
Добро выше практической нужды!". И
далее Дмитрий Сергеевич добавляет: "Сфера
добра большая. Она прочная, хотя и труднее
достигается, чем формируется сфера зла.
Сфера добра ближе к вечности. Сфера добра
требует от каждого из нас внимания к истории
– своей и мировой, к культурным ценностям,
накопленным всем человечеством. И в этом
огромный практический результат "непрактического"
по своей природе добра".
В статье "Культура как целостная среда"
Дмитрий Сергеевич написал такие удивительные
слова: "Культура – это то, что в значительной
мере оправдывает перед Богом существование
народа, нации".
Заключение
Д. С. Лихачев внёс значительный
вклад в развитие изучения древнерусской
литературы. Его перу принадлежат одни
из лучших исследований по таким литературным
памятникам, как «Повесть временных лет»,
«Слово о полку Игореве», «Моление Даниила
Заточника» и др. Лихачев также принимал
активное участие в воссоздании парка
«Монрепо» под Петербургом. Лихачев во
многом посодействовал развитию книжной
серии «Литературные памятники», являясь
с 1970 года председателем её редколлегии.
Известный актёр, народный артист
РФ Игорь Дмитриев так охарактеризовал основное значение
Д. С. Лихачева в развитии русской культуры:
Гордость русского народа, гордость
интеллигенции. Я не знаю, кто сможет занять
его место, и кто сможет иметь право
говорить так о любых проблемах российской
культуры с таким знанием и с такой болью
за нее…
Список использованной
литературы
- Князевская О.А. Вопросы палеографии и кодикологии
в трудах академика Д. С. Лихачева: к 80-летию со дня рождения / О. А. Князевская, Н. И. Толстой // Археографический ежегодник за 1986 год. М., 1986. С.143-147.
- Пивоваров Б. П. Духовно-культурное
наследие академика Д.С. Лихачева и его
значение для воспитания учащихся Российской
школы // Школьная библиотека №2. Февраль
2007. С. 21-25.
- Лихачев Д.С. Раздумья о России.
СПб.: Ш 008, 2001. 634с.
- Лихачев Д.С. Земля родная:
Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1983.
256с.