МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ
 
БАШКИРСКИЙ ГОСДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
Кафедра русского языка и методики его 
преподавания
 
 
 
РЕФЕРАТ
По русскому языку и культуре речи
 
«ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ»
 
 
 
Выполнила:
студентка гр. 
1 «А»
химического 
факультета
Гильфанова 
Г. У.
Проверил:
канд. филол. 
наук, доцент
Салимова Л. 
М.
 
 
Уфа
2014
 
Содержание:
 
 
 
 
Введение
Цели  моей  работы: 
•  познакомиться 
с биографией и публицистикой Д.С.Лихачева, 
получить представление о  многогранности  
личности; 
•  осмыслить 
общественно-философские проблемы публицистики 
автора; 
•   осмыслить 
собственное мироощущение, соотнести 
его с идеалами и нравственным выбором 
ученого и публициста Д.С.Лихачева.
Введение
Крупнейший 
литературовед Д. С. Лихачев выступает 
в публицистике с вопросами, касающимися 
развития искусства, литературы, судьбы 
русского языка. Он обращается к молодому 
поколению с призывом любить искусство 
и учиться понимать его: «...будем неустанно 
учиться ценить... то,  что давала и   
будет еще давать мировая прогрессивная 
культура и что таится нового в нас самих. 
Не будем бояться нового и не будем с порога 
отшибать все, что мы еще не поняли».
Особое внимание 
обращает Д. С. Лихачев на сохранение чистоты 
русского языка. «Язык человека — его 
мировоззрение и его поведение. Как говорит, 
так, следовательно, и думает». «Вернейший 
способ узнать человека — его умственное 
развитие, его моральный облик, его характер 
— прислушаться к тому, как он говорит». 
Русский язык, утверждает ученый, — один 
из совершеннейших языков мира, давший 
лучшую в мире литературу и поэзию. Надо 
гордиться таким языком, постоянно совершенствовать 
свое владение им. «За своим языком — устным 
и письменным — надо следить постоянно».  
Лихачева называют патриархом русской 
культуры, поэтому  знакомство с этим 
выдающимся публицистом  необходимо 
и важно.
 
 
 
Биография
ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ (1906–1999)
Дмитрий Сергеевич Лихачев родился, прожил 
большую часть своей жизни и окончил свои 
дни в Санкт-Петербурге. Родился он 28 ноября 
1906 года. 
Учился Д.С. Лихачев сначала в гимназии 
Человеколюбивого Общества (1914–1915), затем 
в Гимназии и реальном училище К.И. Мая 
(1915–1917), заканчивал среднее  образование 
Советской трудовой школе им. Л.Лентовской 
(1918–1923). С 1923 по 1928 г. учился в Ленинградском 
государственном университете на факультете 
общественных наук, на этнолого-лингвистическом 
отделении. Здесь он проникся особой любовью 
к родной истории и культуре и начал исследовать 
древнерусскую литературу.
Сразу по окончании университета Дмитрий 
Лихачев по ложному доносу и обвинению 
в контрреволюционной деятельности был 
арестован и 1928–1932 гг. провел в заключении: 
сначала полгода в тюрьме, затем два года 
в Соловецком лагере особого назначения, 
и, наконец, на каторжной стройке Беломоро-Балтийского 
канала. Этот период академик Д.С. Лихачев 
впоследствии называл «самым важным временем 
в своей жизни», потому что пройдя через 
страшные испытания тюрем и лагерей, он 
научился жертвенной любви к людям и всегдашнему 
следованию по пути Добра.
Осенью 1932г. Дмитрий Сергеевич поступил 
работать литературным редактором в Соцэгиз, 
в 1934 г. Был переведен в Издательство Академии 
наук СССР, а с 1938 г. стал работать в Институте 
русской литературы (Пушкинский Дом). Здесь 
он для коллективного труда «История культуры 
Древней Руси» (т.2) написал главу о древнерусской 
литературе XI-XIII вв. Писал он этот труд 
с великим вдохновением – «как стихотворение 
в прозе». В 1938 г. с ученого, наконец, была 
снята судимость.
В 1935 г. Дмитрий Сергеевич Лихачев женился 
на Зинаиде Александровне Макаровой. В 
1937 г. у них родились дочери-близнецы – 
Вера и Людмила.
В 1941 г. он становится старшим научным 
сотрудником Института русской литературы. 
В том же году он защищает кандидатскую 
диссертацию на тему «Новгородские летописные 
своды XII века». Находясь в блокаде в Ленинграде, 
он пишет и издает книгу «Оборона древнерусских 
городов» (1942). В июне 1942 г. ученый вместе 
с семьей эвакуируется в Казань.
В 1945 победном году Д.С. Лихачев пишет 
и издает книгу «Национальное самосознание 
Древней Руси». В следующем году получает 
медаль «За доблестный труд в Великой 
Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В 1946 г. Он становится доцентом, а с 1951 
года – профессором Ленинградского государственного 
университета: читает курсы по истории 
русского летописания, палеографии и истории 
культуры Древней Руси.
В 1947 г. Д.С. Лихачев защищает диссертацию 
на степень доктора филологических наук 
по теме: «Очерки по истории литературных 
форм летописания XI-XVI вв.». В середине 
века (1950 г.) в серии «Литературные памятники» 
в сопровождении его научных статей и 
комментариев выходят две замечательнейшие 
книги: «Повесть временных лет» и «Слово 
о полку Игореве».
В 1953 г. ученый был избран членом-корреспондентом, 
а 1970 — действительным членом Академии 
наук СССР. Такое позднее избрание было 
обусловлено тем, что научные труды этого 
великого ученого не отражали материалистической 
и антирелигиозной парадигмы официальной 
науки. Между тем Д.С. Лихачев был избран 
иностранным членом и членом-корреспондентом 
целого ряда стран, а также почетным доктором 
университетов Софии, Будапешта, Оксфорда, 
Бордо, Эдинбурга и Цюриха.
В 1981 году в автомобильной катастрофе 
погибла его дочь Вера. Ученый много раз 
говорил, что ее смерть была для него самым 
скорбным событием в жизни.
В 1988 году в год празднования 1000-летия 
Крещения Руси академик Д.С. Лихачев принимал 
самое активное участие в торжествах, 
проходивших в Великом Новгороде.
Ученый имел множество наград, как отечественных, 
так и зарубежных. Среди них высшие награды 
СССР — сталинская премия (1952), звание 
Героя Социалистического труда и золотая 
медаль «Серп и молот» (1986), Большая Золотая 
Медаль им. М.В. Ломоносова (1993), орден «За 
заслуги перед Отечеством» II степени (1996), 
орден Апостола Андрея Первозванного 
«За веру и верность Отечеству» за вклад 
в развитие отечественной культуры. Он 
стал первым кавалером ордена Апостола 
Андрея Первозванного после восстановления 
в России этой высшей награды.
В 1989–1991 гг. академик Д.С. Лихачев избирался 
народным депутатом Верховного Совета 
СССР от Советского Фонда культуры.
В 1992 г. ученый стал председателем общественного 
юбилейного Сергиевского комитета по 
подготовке к празднованию 600-летия преставления 
Преподобного Сергия Радонежского.
Наиболее значительные его труды:                                                                                
  - «Человек в литературе Древней 
  Руси»  (1958),                                                           
 
  - «Культура Руси времени Андрея 
  Рублева и Епифания Премудрого»  (1962), «Текстология»  
  (1962), 
 
  - «Поэтика древнерусской литературы»  
  (1967),                                                 
 
  - «Эпохи и стили»  (1973),                                                                                     
 
  - «Великое наследие» (1975),                                                                                   
 
  - «Поэзия садов» (1982),                                                                                        
 
  - «Письма о добром и прекрасном» 
  (1985),                                                                   
 
  - сборник статей «Прошлое — 
  будущему», (1985).                                                            
  Некоторые его книги переиздавались несколько 
  раз.
 
Кончина Дмитрия Сергеевича Лихачева 
последовала 30 сентября 
1999 года.
После его смерти вышел в свет замечательный 
сборник его статей «Русская культура» 
(2000) — книга, ставшая завещанием ученого 
своим современникам и молодому поколению 
граждан России.
28 ноября 2006 года исполняется 100 лет 
со дня рождения великого ученого. 
2006 год президентом Российской Федерации 
В.В. Путиным объявлен Годом Лихачева.
 
 
Перечень публицистических 
статей
  - Воспоминания
 
Англичане по воспоминаниям Красный террор. Немного о Владимире 
Ивановиче Малышеве. О себе. Первые впечатления 
от Японии.  
"Проработки". Род Лихачевых. Соловецкие записи. 
1928-1930.
  - Раздумья о России и русской 
  культуре
 
Вокруг разговоров 
об интеллигентности. Градостроительные 
заветы Петра Великого. Два русла русской культуры. Декларация прав культуры. 
Заметки о русском. Заметки об архитектуре. Интеллигентным притвориться 
нельзя. Краеведение как наука 
и как деятельность. Крещение Руси и государство. 
Русь. Михаил Шемякин и Петербург. Мифы о России старые 
и новые. "Небесная линия" 
города на Неве. О петербургской культуре 
начала XX века. О природе для нас и 
о нас для природы. Он спасал нашу честь. 
Слово об А. Д. Сахарове. О русской интеллигенции. О русском и чужестранном  
Образ города. Петербург в истории 
русской культуры. Петровские реформы 
и развитие русской культуры. Россия никогда не была 
Востоком. Русский Север. Сад и культура России. Три основы европейской 
культуры и русский исторический опыт. Экология культуры. 
  - Древнерусская культура и литература
 
Великое наследие. Классические 
произведения литературы Древней Руси 
(полный текст). Градозащитная семантика 
Успенских храмов на Руси. Древний Новгород как 
столица - предшественник Петербурга. Зарождение и развитие 
жанров древнерусской литературы. Канон и Молитва Ангелу 
Грозному воеводе Парфения Уродивого 
(Ивана Грозного). Когда было написано 
"Слово о полку Игореве"? Крещение Руси и государство 
Русь. От Илариона и до Аввакума. Первое произведение 
по русской истории. 
Прогрессивные линии 
развития в истории русской литературы. 
Похвала Киеву. Русская культура Нового 
времени и Древняя Русь. Русский язык в богослужении 
и в богословской мысли. "Слово о погибели 
Русской земли" и "Шестоднев" Иоанна 
Экзарха Болгарского. Текстология (на материале 
русской литературы (Х-ХVIIвв.). Человек в литературе 
древней Руси (полный текст). Черты подражательности 
"Задонщины" (к вопросу об отношении 
"Задонщины к "Слову о полку Игореве")
  - Русская классическая литература
 
Из книги "Литература 
- реальность - литература" (отдельные 
статьи). О конкретном   литературоведении; Ахматова и Гоголь; Социальные  корни типа 
Манилова; "Небрежение словом" 
у Достоевского; "Сады Лицея"; "Летописное время" 
у Достоевского"; Лев Толстой  и традиции 
древней русской литературы; Достоевский в поисках 
реального и достоверного; Из комментария к тексту 
стихотворения «Родина» 
"Крестьянин, торжествуя..."
  - Очерки по философии художественного 
  творчества (отдельные статьи)
 
Что есть истина? Искусство и наука. Принцип дополнительности 
в изучении литературы. Строение литературы. Через хаос к гармонии. Обособление творения 
от творца.
 
 
 
Дмитрий  
Никифоров  о  книге Д.С. Лихачёва «Письма о 
добром и прекрасном».
Любите книгу, она облегчит вам жизнь, 
дружески поможет разобраться в пестрой 
и бурной путанице мыслей, чувств, событий, 
она 
научит вас уважать человека и самих себя, 
она окрыляет ум и сердце чувством любви 
к миру, человеку.
М.Горький 
  Эти слова очень точно раскрывают смысл 
содержания книги Д. С. Лихачёва «Письма 
о добром и прекрасном».
Интересная форма повествования автора 
в виде писем – писем к друзьям. Каждое 
письмо открывает перед читателем истину, 
помогает разобраться в том, что правильно.
В беседах автор делится своим опытом 
с молодыми, именно с молодыми людьми. 
Дмитрий Сергеевич поясняет это и пишет, 
что юность – это пора, когда человек совершает 
открытие самого себя, он ищет себя, пытается 
раскрыть свои возможности. Чтобы не затеряться 
в этих поисках пути и истины, нужен нравственный 
компас и этим компасом служит книга Д. 
С. Лихачёва. 
  «Письма 
о добром и прекрасном» - это сборник мудростей, 
в котором можно найти советы, касающиеся 
всех сторон жизни. 
«Для восприятия красоты окружающего 
человек сам должен быть душевно красив, 
глубок, стоять на нравственных жизненных 
позициях» - пишет Д. С. Лихачёв. Чем же 
должен обладать человек, какими качествами, 
чтобы стоять на этих жизненных позициях?
Первое, что должно быть у человека – 
это цель. Если есть у человека цель, то 
она должна проявляться во всем. Большая 
цель охватывает всего человека, сказывается 
в каждом его поступке, и нельзя думать, 
что дурными средствами можно достигнуть 
доброй цели. Это размышления автора и 
их Д.С. Лихачёв подкрепляет примером из 
книги Ф. Достоевского «Преступление и 
наказание». Но уже и этих слов достаточно, 
чтобы понять какой должна быть истинная 
цель.
«А в чем самая большая цель жизни?» - 
задает вопрос Дмитрий Сергеевич и я полностью 
согласен с ним – увеличивать добро в 
окружающем нас. «Большая цель начинается 
с малого – желания добра своим близким… 
Но это не значит, что человек не должен 
заботиться о себе и не радоваться своим 
удачам. Это неправильно. …Главную жизненную 
задачу не надо подчеркивать в глазах 
остальных людей. Каждый может по-разному 
определить свою цель, но она должна быть, 
иначе это будет не жизнь, а прозябание». 
С этими мыслями академика трудно не согласиться, 
хотя каждый из нас вряд ли так глубоко 
задавался этим вопросом.