МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра русского языка и методики его
преподавания
РЕФЕРАТ
По русскому языку и культуре речи
«ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ»
Выполнила:
студентка гр.
1 «А»
химического
факультета
Гильфанова
Г. У.
Проверил:
канд. филол.
наук, доцент
Салимова Л.
М.
Уфа
2014
Содержание:
Введение
Цели моей работы:
• познакомиться
с биографией и публицистикой Д.С.Лихачева,
получить представление о многогранности
личности;
• осмыслить
общественно-философские проблемы публицистики
автора;
• осмыслить
собственное мироощущение, соотнести
его с идеалами и нравственным выбором
ученого и публициста Д.С.Лихачева.
Введение
Крупнейший
литературовед Д. С. Лихачев выступает
в публицистике с вопросами, касающимися
развития искусства, литературы, судьбы
русского языка. Он обращается к молодому
поколению с призывом любить искусство
и учиться понимать его: «...будем неустанно
учиться ценить... то, что давала и
будет еще давать мировая прогрессивная
культура и что таится нового в нас самих.
Не будем бояться нового и не будем с порога
отшибать все, что мы еще не поняли».
Особое внимание
обращает Д. С. Лихачев на сохранение чистоты
русского языка. «Язык человека — его
мировоззрение и его поведение. Как говорит,
так, следовательно, и думает». «Вернейший
способ узнать человека — его умственное
развитие, его моральный облик, его характер
— прислушаться к тому, как он говорит».
Русский язык, утверждает ученый, — один
из совершеннейших языков мира, давший
лучшую в мире литературу и поэзию. Надо
гордиться таким языком, постоянно совершенствовать
свое владение им. «За своим языком — устным
и письменным — надо следить постоянно».
Лихачева называют патриархом русской
культуры, поэтому знакомство с этим
выдающимся публицистом необходимо
и важно.
Биография
ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ (1906–1999)
Дмитрий Сергеевич Лихачев родился, прожил
большую часть своей жизни и окончил свои
дни в Санкт-Петербурге. Родился он 28 ноября
1906 года.
Учился Д.С. Лихачев сначала в гимназии
Человеколюбивого Общества (1914–1915), затем
в Гимназии и реальном училище К.И. Мая
(1915–1917), заканчивал среднее образование
Советской трудовой школе им. Л.Лентовской
(1918–1923). С 1923 по 1928 г. учился в Ленинградском
государственном университете на факультете
общественных наук, на этнолого-лингвистическом
отделении. Здесь он проникся особой любовью
к родной истории и культуре и начал исследовать
древнерусскую литературу.
Сразу по окончании университета Дмитрий
Лихачев по ложному доносу и обвинению
в контрреволюционной деятельности был
арестован и 1928–1932 гг. провел в заключении:
сначала полгода в тюрьме, затем два года
в Соловецком лагере особого назначения,
и, наконец, на каторжной стройке Беломоро-Балтийского
канала. Этот период академик Д.С. Лихачев
впоследствии называл «самым важным временем
в своей жизни», потому что пройдя через
страшные испытания тюрем и лагерей, он
научился жертвенной любви к людям и всегдашнему
следованию по пути Добра.
Осенью 1932г. Дмитрий Сергеевич поступил
работать литературным редактором в Соцэгиз,
в 1934 г. Был переведен в Издательство Академии
наук СССР, а с 1938 г. стал работать в Институте
русской литературы (Пушкинский Дом). Здесь
он для коллективного труда «История культуры
Древней Руси» (т.2) написал главу о древнерусской
литературе XI-XIII вв. Писал он этот труд
с великим вдохновением – «как стихотворение
в прозе». В 1938 г. с ученого, наконец, была
снята судимость.
В 1935 г. Дмитрий Сергеевич Лихачев женился
на Зинаиде Александровне Макаровой. В
1937 г. у них родились дочери-близнецы –
Вера и Людмила.
В 1941 г. он становится старшим научным
сотрудником Института русской литературы.
В том же году он защищает кандидатскую
диссертацию на тему «Новгородские летописные
своды XII века». Находясь в блокаде в Ленинграде,
он пишет и издает книгу «Оборона древнерусских
городов» (1942). В июне 1942 г. ученый вместе
с семьей эвакуируется в Казань.
В 1945 победном году Д.С. Лихачев пишет
и издает книгу «Национальное самосознание
Древней Руси». В следующем году получает
медаль «За доблестный труд в Великой
Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В 1946 г. Он становится доцентом, а с 1951
года – профессором Ленинградского государственного
университета: читает курсы по истории
русского летописания, палеографии и истории
культуры Древней Руси.
В 1947 г. Д.С. Лихачев защищает диссертацию
на степень доктора филологических наук
по теме: «Очерки по истории литературных
форм летописания XI-XVI вв.». В середине
века (1950 г.) в серии «Литературные памятники»
в сопровождении его научных статей и
комментариев выходят две замечательнейшие
книги: «Повесть временных лет» и «Слово
о полку Игореве».
В 1953 г. ученый был избран членом-корреспондентом,
а 1970 — действительным членом Академии
наук СССР. Такое позднее избрание было
обусловлено тем, что научные труды этого
великого ученого не отражали материалистической
и антирелигиозной парадигмы официальной
науки. Между тем Д.С. Лихачев был избран
иностранным членом и членом-корреспондентом
целого ряда стран, а также почетным доктором
университетов Софии, Будапешта, Оксфорда,
Бордо, Эдинбурга и Цюриха.
В 1981 году в автомобильной катастрофе
погибла его дочь Вера. Ученый много раз
говорил, что ее смерть была для него самым
скорбным событием в жизни.
В 1988 году в год празднования 1000-летия
Крещения Руси академик Д.С. Лихачев принимал
самое активное участие в торжествах,
проходивших в Великом Новгороде.
Ученый имел множество наград, как отечественных,
так и зарубежных. Среди них высшие награды
СССР — сталинская премия (1952), звание
Героя Социалистического труда и золотая
медаль «Серп и молот» (1986), Большая Золотая
Медаль им. М.В. Ломоносова (1993), орден «За
заслуги перед Отечеством» II степени (1996),
орден Апостола Андрея Первозванного
«За веру и верность Отечеству» за вклад
в развитие отечественной культуры. Он
стал первым кавалером ордена Апостола
Андрея Первозванного после восстановления
в России этой высшей награды.
В 1989–1991 гг. академик Д.С. Лихачев избирался
народным депутатом Верховного Совета
СССР от Советского Фонда культуры.
В 1992 г. ученый стал председателем общественного
юбилейного Сергиевского комитета по
подготовке к празднованию 600-летия преставления
Преподобного Сергия Радонежского.
Наиболее значительные его труды:
- «Человек в литературе Древней
Руси» (1958),
- «Культура Руси времени Андрея
Рублева и Епифания Премудрого» (1962), «Текстология»
(1962),
- «Поэтика древнерусской литературы»
(1967),
- «Эпохи и стили» (1973),
- «Великое наследие» (1975),
- «Поэзия садов» (1982),
- «Письма о добром и прекрасном»
(1985),
- сборник статей «Прошлое —
будущему», (1985).
Некоторые его книги переиздавались несколько
раз.
Кончина Дмитрия Сергеевича Лихачева
последовала 30 сентября
1999 года.
После его смерти вышел в свет замечательный
сборник его статей «Русская культура»
(2000) — книга, ставшая завещанием ученого
своим современникам и молодому поколению
граждан России.
28 ноября 2006 года исполняется 100 лет
со дня рождения великого ученого.
2006 год президентом Российской Федерации
В.В. Путиным объявлен Годом Лихачева.
Перечень публицистических
статей
- Воспоминания
Англичане по воспоминаниям Красный террор. Немного о Владимире
Ивановиче Малышеве. О себе. Первые впечатления
от Японии.
"Проработки". Род Лихачевых. Соловецкие записи.
1928-1930.
- Раздумья о России и русской
культуре
Вокруг разговоров
об интеллигентности. Градостроительные
заветы Петра Великого. Два русла русской культуры. Декларация прав культуры.
Заметки о русском. Заметки об архитектуре. Интеллигентным притвориться
нельзя. Краеведение как наука
и как деятельность. Крещение Руси и государство.
Русь. Михаил Шемякин и Петербург. Мифы о России старые
и новые. "Небесная линия"
города на Неве. О петербургской культуре
начала XX века. О природе для нас и
о нас для природы. Он спасал нашу честь.
Слово об А. Д. Сахарове. О русской интеллигенции. О русском и чужестранном
Образ города. Петербург в истории
русской культуры. Петровские реформы
и развитие русской культуры. Россия никогда не была
Востоком. Русский Север. Сад и культура России. Три основы европейской
культуры и русский исторический опыт. Экология культуры.
- Древнерусская культура и литература
Великое наследие. Классические
произведения литературы Древней Руси
(полный текст). Градозащитная семантика
Успенских храмов на Руси. Древний Новгород как
столица - предшественник Петербурга. Зарождение и развитие
жанров древнерусской литературы. Канон и Молитва Ангелу
Грозному воеводе Парфения Уродивого
(Ивана Грозного). Когда было написано
"Слово о полку Игореве"? Крещение Руси и государство
Русь. От Илариона и до Аввакума. Первое произведение
по русской истории.
Прогрессивные линии
развития в истории русской литературы.
Похвала Киеву. Русская культура Нового
времени и Древняя Русь. Русский язык в богослужении
и в богословской мысли. "Слово о погибели
Русской земли" и "Шестоднев" Иоанна
Экзарха Болгарского. Текстология (на материале
русской литературы (Х-ХVIIвв.). Человек в литературе
древней Руси (полный текст). Черты подражательности
"Задонщины" (к вопросу об отношении
"Задонщины к "Слову о полку Игореве")
- Русская классическая литература
Из книги "Литература
- реальность - литература" (отдельные
статьи). О конкретном литературоведении; Ахматова и Гоголь; Социальные корни типа
Манилова; "Небрежение словом"
у Достоевского; "Сады Лицея"; "Летописное время"
у Достоевского"; Лев Толстой и традиции
древней русской литературы; Достоевский в поисках
реального и достоверного; Из комментария к тексту
стихотворения «Родина»
"Крестьянин, торжествуя..."
- Очерки по философии художественного
творчества (отдельные статьи)
Что есть истина? Искусство и наука. Принцип дополнительности
в изучении литературы. Строение литературы. Через хаос к гармонии. Обособление творения
от творца.
Дмитрий
Никифоров о книге Д.С. Лихачёва «Письма о
добром и прекрасном».
Любите книгу, она облегчит вам жизнь,
дружески поможет разобраться в пестрой
и бурной путанице мыслей, чувств, событий,
она
научит вас уважать человека и самих себя,
она окрыляет ум и сердце чувством любви
к миру, человеку.
М.Горький
Эти слова очень точно раскрывают смысл
содержания книги Д. С. Лихачёва «Письма
о добром и прекрасном».
Интересная форма повествования автора
в виде писем – писем к друзьям. Каждое
письмо открывает перед читателем истину,
помогает разобраться в том, что правильно.
В беседах автор делится своим опытом
с молодыми, именно с молодыми людьми.
Дмитрий Сергеевич поясняет это и пишет,
что юность – это пора, когда человек совершает
открытие самого себя, он ищет себя, пытается
раскрыть свои возможности. Чтобы не затеряться
в этих поисках пути и истины, нужен нравственный
компас и этим компасом служит книга Д.
С. Лихачёва.
«Письма
о добром и прекрасном» - это сборник мудростей,
в котором можно найти советы, касающиеся
всех сторон жизни.
«Для восприятия красоты окружающего
человек сам должен быть душевно красив,
глубок, стоять на нравственных жизненных
позициях» - пишет Д. С. Лихачёв. Чем же
должен обладать человек, какими качествами,
чтобы стоять на этих жизненных позициях?
Первое, что должно быть у человека –
это цель. Если есть у человека цель, то
она должна проявляться во всем. Большая
цель охватывает всего человека, сказывается
в каждом его поступке, и нельзя думать,
что дурными средствами можно достигнуть
доброй цели. Это размышления автора и
их Д.С. Лихачёв подкрепляет примером из
книги Ф. Достоевского «Преступление и
наказание». Но уже и этих слов достаточно,
чтобы понять какой должна быть истинная
цель.
«А в чем самая большая цель жизни?» -
задает вопрос Дмитрий Сергеевич и я полностью
согласен с ним – увеличивать добро в
окружающем нас. «Большая цель начинается
с малого – желания добра своим близким…
Но это не значит, что человек не должен
заботиться о себе и не радоваться своим
удачам. Это неправильно. …Главную жизненную
задачу не надо подчеркивать в глазах
остальных людей. Каждый может по-разному
определить свою цель, но она должна быть,
иначе это будет не жизнь, а прозябание».
С этими мыслями академика трудно не согласиться,
хотя каждый из нас вряд ли так глубоко
задавался этим вопросом.