Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:47, контрольная работа
Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура" широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число якобы приближается к тысяче.
1.Понятие культуры
1.2 Основные функции культуры
1.3Структура культуры
2.Природа и человек на раннем этапе человеческого развития.
3.Человек как субъект культурного процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность
4. Цивилизация как переход человека из первобытности в цивилизованное состояние
5. Заключение
Любое техническое устройство есть результат освоения природных процессов и их моделирования в искусственных условиях. К примеру, в паровой машине тепловая энергия переходит в механическое движение, за счет этого движется паровоз, плывет пароход и делаются другие полезные дела.
В деятельности человека присутствует стремление очистить природу от случайного и второстепенного, выделить основные качества. Те, кто делают мебель, строят дома, разбивают парки, исходят из правильных геометрических форм, таких как окружность, треугольник, квадрат и т.п. В этой упорядоченности и есть существенное отличие среды обитания человека от дикой природы. То есть не только обучение, но и разумно организованная среда обитания формирует у человека чувство меры и гармонии.
Итак, границы мира культуры подвижны, поскольку человечество все активнее преобразует природу, все глубже проникает в ее строение и вовлекает эти уровни природного бытия в создание технических устройств.
4. Цивилизация как переход человека из первобытности в цивилизованное состояние
Цивилизация – в переводе с латинского «Civilis» – общественный гражданский. Цивилизация – это гражданское общество с определенным уровнем развития культуры на конкретном историческом этапе. Например: древняя цивилизация – это объединение людей для выживания в природе, античная – высокоразвитая в культурном обществе цивилизация, а современная - это технократичная цивилизация.
Разделяют два типа цивилизации:
- крестьянский, т.е. тот,
который основан на
- техногенный тип. В таких цивилизациях человек приспосабливает природу к своей жизнедеятельности, но происходит нарушение гармонии с природой. Вследствие этого происходит уничтожение первичной среды обитания, а значит и самоуничтожение. Сила такой цивилизации в том, что она способствует прогрессу.
Многообразие исторического
развития связано с особенностями
и различиями возникновения общественной
жизни в разных регионах земли. На
ее возникновения повлияли климатические
и географические условия, положение
регионов. Различная скорость развития
привела к неравномерности
На раннем этапе формирования
человеческой сущности люди жили племенами.
Племя составлял один род с
неупорядоченными половыми отношениями.
Такая форма общества прогрессировала
и напоминала стадо: равенство всех
мужчин и женщин в половых отношениях
вело к устранению конфликтов, к
сплочению общества. Однако это привело
к кровосмешению, а затем и
к биологическому вырождению и исчезновению
вида. Другим недостатком была культурная
замкнутость племени. На этом уровне
развития у человека и общества уже
появилось культовое сознание. Самая
древняя его форма – фетишизм,
поклонение предметам труда, растениям,
животным, камням, огню, которые играли
важную роль в первобытной
Древний человек был уверен
в успехе лишь того дела, за которое
приносил самый ценный дар – человеческую
жизнь. Например, без человеческой жертвы
нельзя было построить дом. Память о
первобытной жизни сохранилась
в некоторых современных
Начав трудиться, шел процесс накопления знаний. Уже, в какой то степени делались прогнозы: когда делать запасы, как и сколько их хранить, когда ими можно пользоваться, т.е. появилось планирование и организация трудовой деятельности, распределение продуктов и орудий труда. Учет потребовал ведения записей. Так появились первые зарубки, насечки.
Современный человек появился
в результате соединения племен из
двух родов, когда мужчины одного
племени брали в жены женщин из
другого племени. Это изменение
было связано с запретом на половые
отношения внутри общины в период
охоты, полевых работ и т. п. для
повышения работоспособности. Число
запретов со временем возрастало, но они
не касались представителей других общин.
Отношения между членами
Разделения труда в общине способствовало развитию товарообмена, имущественному неравенству, частной собственности. В связи с этим наемный и рабский труд, расслоение общества, возникновение классов. Хозяйственная деятельность человека переходит от присваивающей к добывающей экономике.
Вместе с деятельностью развивалось и мышление. Человек начал совершенствовать орудия труда – монтировал каменные орудия в роговые, костяные, деревянные рукоятки, - находил рациональную форму, - увеличивал до предела их вес или уменьшал до граммов. Развитие техники проявлялось в увеличении количества операций и действий при создании орудий труда, усложнялась их конструкция, более разнообразными становились составляющие их компоненты: детали делались из дерева, кожи, костей, камня.
Для развития культуры большое
значение имел огонь. Применение огня
способствовало преобразованию животной
психики в направлении
Первые цивилизации возникли
в V – IV тысячелетиях до нашей эры
на юго-востоке Азии, т.к. там тепло,
благоприятные природные
5. Заключение
Культура позволяет внести в мир человеческое значение. Это среда, где человек формирует свою сущность, вбирает в себя то, что накоплено. Культура немыслима без человека: он ее создал. Быть культурным – это «уметь». Уметь пользоваться множеством вещей, представлять в себе и через себя то, что создано веками, и то, что актуально сегодня. В то же время, без изучения прошлого трудно понять настоящее и прогнозировать будущее.
Современному человеку кажется, что ему если не все, то многое известно о своем прошлом. Лишь история человечества в целом может помочь осмыслить то, что происходит сегодня.
Деятельность человека очень разнообразна. В одном случае она порождает культуру, в другом – цивилизацию. Создание полезных для человека приспособлений приобретают культурный смысл тогда, когда человек вкладывает свою «душевную жизнь». Суть палки, молота, пилы, насоса не видна. Но даже в таких предметах может проявиться творческая сторона. Смысл нашей деятельности в том, что мы пытаемся придать культурный смысл окружающим нас вещам.
В современном мире ценно то, что было впервые придумано (новаторство). Повтор и копирование нами уже не цениться. Истинный художник или ученый – это всегда создатель нового, поэтому каждая культурная ценность носит неповторимый уникальный характер. Мы гонимся за всем новым, что дает нам огромный скачок в развитии. Но даже в настоящее время есть общества, не имеющие контакта с окружающим миром. Такое положение ведет к застою.
На мой взгляд, культура – это наша надежда и опора.
6. Список используемой литературы
1. Веремьев А.А. Введение в культурологию – Брянск, 2000.
2. Драч Г.В. Культурология – Ростов – на – Дону, 1996.
3. Драч Г.В. Культурология – Москва, 2003.
4. Малюга Ю.А. Культурология. Учебное пособие для вузов – Москва, 1998.
5. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры – Москва, 2003.
6. Пигалев А.И. Культурология – Волгоград, 1999.
7. Сапрыкина В.А. Введение в культурологию – Москва, 1995.