Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:47, контрольная работа
Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура" широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число якобы приближается к тысяче.
1.Понятие культуры
1.2 Основные функции культуры
1.3Структура культуры
2.Природа и человек на раннем этапе человеческого развития.
3.Человек как субъект культурного процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность
4. Цивилизация как переход человека из первобытности в цивилизованное состояние
5. Заключение
Есть ряд видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или к духовной культуре. Они представляют собой "вертикальное" сечение культуры, "пронизывая" всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая.
По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура как человекоинформирующее явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
Через всю историю человечества проходит противопоставление "культуры" и "некультуры" (то, что древние греки называли "варварством", имея в виду высокую организованность своего общества). Сегодня мы понимаем, что тогдашнее "варварство" было лишь иным типом культуры, что современное "варварство" недаром уделяло культуре такое острое внимание, пыталось внедрить как единственно возможный "свой тип" культуры. Правда, в окружении Гитлера родились знаменитые слова: "Когда я слышу слово "культура", мне хочется сразу же схватиться за пистолет". Тут нет противоречия: тип культуры не только научное понятие, не только явление, формирующееся органически в процессе исторического развития. Тип культуры может стать положительным или отрицательным идеалом, сама же культура находится в любом обществе в очень ложной взаимосвязи с идеологией, с политикой, с экономикой, со всей системой социальный отношений. И любая социальная сила не может быть безразличной к существующему или возникающему, тем более насильственно формируемому типу культуры. Так и тем более насильственно формируемому типу культуры. Так и фашизм, и любая другая форма авторитаризма, тоталитаризма, всякой абсолютной власти непременно стремится ввести жесткую регламентацию в систему культуры, подчинить культуру своему воздействию, контролю, "изъять" из культуры как памяти и из культуры как процесса то, что "не угодно", "вредно". И чем острее социальные, политические и иные противоборства в обществе, тем острее и конфликты внутри культуры, тем острее конфликт культуры, отстаивающей гуманистические идеалы, с обществом, с властью.
В связи с социально-
Чем отчетливее обозначался крах тоталитаристских попыток устроения всеобщего счастья, "окончательного решения" социальных проблем, тем трагичнее открывалась и антикультурность таких попыток, их разрушительное, отягоценнное опасными, долговременными последствиями воздействия на культуру. Всякая такая попытка несла в себе непременный заряд изоляционизма - по отношению к мировому культурному опыту и процессу, по отношению к тем или иным "увольняемым" элементам традиции. Но отомстил и тут один из важнейших законов развития культуры - тот, в соответствии с которым только самобытность дает право на место в мировой культуре и только взаимодействие культур ( а не изоляционизм) обеспечивает здоровое развитие этой самобытности.
Что касается научно-технического прогресса, технологии, вообще материальной культуры - тут не надо объяснений: изоляционизм, отказ от взаимодействий, от мировых связей ведут к отставанию, к деградации. И в духовной культуре происходит то же самое. Экология вообще, "экология культуры" в частности подразумевают взаимодействия во имя всеобщего выживания.
Культура становится все
более реальной силой в современном
обществе, в голос культуры, получая
общемировой резонанс, превращается
в слово свободы и демократии,
объединяющее людей и предупреждающие
их об истинных и ложных путях развития
каждого народа и человечества. Опыт
20 века показал, что в условиях несвободы,
отсутствия демократии лишь до поры до
времени можно делать "большие
скачки", чтобы потом оказаться
в ситуации неизбежного краха. Но
сказанное касается и культуры духовной:
вспомните, чего стоили в СССР попытки
"изъять" из системы культуры,
"отменить" как "пережиток" религию
с ее незаменимой ролью в
В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные элементы, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.
Субстанциональные блок составляет "тело" культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры - ее произведения, опредмечивающие культуры данной эпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали. нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета).
Только неукоснительное выполнение этих норма-предписаний дает право человеку претендовать на звание культурного.
Функциональный блок. Раскрывает
процесс движения культуры. В этом
плане субстанциональный
o традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными;
o с появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления (например, библиотеки, театры, музеи и т.п.).
Таким образом, структура культуры является ложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.
2.Природа и человек на раннем этапе человеческого развития.
Первое значение термина «культура»-это возделывание ,обработка, уход в первую очередь земли. Поэтому культура на раннем этапе понималась ,как возделывание полей обработка сада и уход за растениями и животными т.е. земледелие и сельское хозяйство.
Наиболее древние
В эпоху палеолита появился человек, внешне почти не отличимый от нынешнего. Его мозг увеличился, передняя часть черепа укоротилась и превратилась в лицо ,зубы уменьшились, держаться он стал прямее, чем двуногие обезьяны. Обитали люди мелкими группами, поедали съедобные растения и охотились на небольших животных. Постепенно их преимущества расширялись. Они стали лучше, чем обезьяны манипулировать предметами, дальше передвигались, звуковые сигналы стали точнее и разнообразнее. Во время палеолита человек овладел огнем, научился изготавливать десятки типов каменных, костяных и деревянных орудий, строить искусственные жилища? Стал прикрывать тело шкурами животных- появилась примитивная одежда. В конце периода, около 40 тыс.лет назад, появились украшения из кости и рога. Был изобретен копьеметательный снаряд, рыболовный крючок, игла, нож и жировой светильник с фитилем. Люди научились сооружать довольно сложные жилища - обтягивать шкурами деревянный каркас, в качестве строительного материала использовали кости крупных животных(мамонтов).Шили меховую одежду типа комбинезона. Начало палеолита совпадает с появлением на земле древнейших обезьяноподобных людей.
В среднем каменном веке мезолите условия существования человека изменились. В связи с тем , что ледник откололся к северу и затопил Европу своими водами , исчезла фауна приледниковой зоны. А это значит что исчезли стада северных олений ,мамонтов и соответственно охотничья культура. Повышают свое значение рыболовство и собирательство , земледелие и животноводство, приручение диких животных . Люди еще не вполне оседают на одном месте , но и не уходят так далеко как раньше. Они собирают водоросли, ракушки , рыбу на берегах морей и водоемов . В период мезолита человек начал сверлить и шлифовать камни, изготовлять камни с рукоятками , сани , весло, лодку, лук и стрелы. Этой эпохи принадлежит ряд инноваций, среди которых посуда из обожженной глины (керамика), прядение и ткачество из шерсти, конопли, крапивы, и льна. Появились кремнедобывающие шахты, что свидетельствует о начале горного дела. Строительным материалом уже стал служить кирпич, сырец, глина для обмазки, дерево. Появились землянки.
В период неолита кремневые изделия достигли совершенства. Изготавливались крупные и мелкие орудия из камня и кости, шлифовальные топоры, долота, тесла, а также мотыги и зернотерки. Особенным достижением этого времени были прекрасно отшлифованные топоры. С их помощью первобытный человек мог быстро срубить дерево построить жилище, выдолбить лодку. Начали изготавливаться мелкие изделия из самородной меди и других металлов. В тоже время были изобретены колеса, паруса, гончарный круг, лошадиная сбруя. Развивается охота на морских выдр, тюленей, даже китов, а в прибрежных лесах охота на горных баранов, козлов, оленей. Из шерсти диких баранов ткали плащи-накидки, рубахи. Сражения вели в панцирях из деревянных пластинок деревянных шлемах в форме масок.
Из этих примеров следует, что уже в глубокой древности человек в целях выживания ни только приспосабливался к среде обитания, но и в отличие от животного, приспосабливал последнюю к своим нуждам, желаниям и возрастающим потребностям. Одновременно с преобразованием первозданной природы развивался процесс культурного развития самого человека, в результате которого чего руки оказались способными выполнять более сложные операции, чем передние конечности животного. Хотя глаз человека и уступает зоркости глазу орла, а его ухо не в состоянии услышать те звуки, которые улавливает слух некоторых животных, тем не менее, человеческое ухо и глаз становятся «умными» органами и начинают по человечески воспринимать мир.
Не последнее место в жизни первобытного человека занимает жилище. Оно защищало от холода , ветра, солнца, служило местом отдыха и восстановление сил. Наиболее ранние жилища-пещеры с выстланным полом(мхом, шкурами, ветками).Затем создаются искусственные жилища, прежде всего там, где отсутствуют естественные укрытия. Позже появляются жилища из настланных бревен, свайные постройки, полуземлянки.
3.Человек как субъект культурного процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность
Человек, как разумное существо живет в двух средах. Первичная – необходимая для всего живого или природная (воздух, солнце). Природная среда существует помимо человека, но для человека разумного нужна еще и другая среда – культурная, она существует там, где есть человек. Слишком много природы – и мы превращаемся в животных, слишком много цивилизации – и начинает сокращаться и усыхать наша плоть. На протяжении многих тысячелетий человек творил, создавал путем познания определенную среду. И этот культурный процесс бесконечен, он замкнутый.
В представлении первобытного человека о мире отразилось, прежде всего, его отношение к природе, стихии, которые противостояли человеку и его освоенному пространству. Дикие животные стали объектом поклонения.
Природе противостоял сам
человек, который был основой
упорядоченного и невраждебного
мира (космоса). Отсюда и человеческое
жертвоприношение богам, которое иногда
сопровождалось каннибализмом. Древний
человек был уверен в успехе лишь
того дела, за которое приносил самый
ценный дар – человеческую жизнь.
Например, без человеческой жертвы
нельзя было построить дом. Память о
первобытной жизни сохранилась
в некоторых современных
Тот мир, в котором живут сегодня люди, - результат преобразования ими природы. Растения и животные на протяжении миллиардов лет выживали, адаптируя себя, свое тело к новым условиям. И только человек, изменив тем самым тип эволюции, стал преобразовывать природу, изменяя ее по своим нуждам. Человек заставляет одни тела природы воздействовать на другие, извлекая из такого взаимодействия пользу для себя. А это означает, что в мире культуры действуют такие же природные законы, но в таких условиях, когда они поставлены на службу человеку и управляются им.
Человек универсален в силу многообразия способностей и по характеру своей деятельности. Это значит, что человек способен преобразовывать мир, исходя не только из своих потребностей, но и из потребностей других существ, живущих рядом. Универсальная мера самого человека позволяет ему становиться на позицию любого другого существа. Всякое открытие является новым по отношению к уже созданному, и чем значительнее это открытие, тем активнее его будут осваивать, а значит превращать в традицию.
Уже в глубокой древности человек научился «управлять» огнем, в результате чего появились домашние очаги, затем спички, зажигалки и т.п. Каждый современный человек с зажигалкой в кармане – хозяин «управляемого» пожара. А огонек зажигалки – это окультуренная сила огня, или огонь, превращенный в элемент культуры. В результате человек может использовать укрощенную силу огня самым необычным способом, какого не встретишь в природе. Огнем не только освещают путь, обогреваются и обрабатывают пищу. Человек превратил огонь в предмет религиозного культа, и тогда с ним стали совершать магические действия, поклоняться ему и воспевать в произведениях искусства.