Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:39, контрольная работа

Краткое описание

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси. Русская средневековая культура заслужила высокую оценку как современников, так и потомков.

Оглавление

Введение
1. Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры
2. Культура Древней Руси
2.1 Письменность и просвещение
2.2 Архитектура и строительство
2.3 Живопись
2.4 Музыка
2.5 Декоративно-прикладное искусство
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 34.60 Кб (Скачать)

    Особое  место в древнерусской живописи занимала книжная миниатюра. Изображениями  евангелистов, например, было украшено "Остромирово евангелие". Портретные изображения великокняжеской семьи были помещены в Изборнике Святослава 1073 г.; портреты Ярополка и его семьи в "Мстиславовом евангелии" написаны в Новгороде мастером Алексой.

    С ослаблением политической силы Киева  и образованием удельных княжеств достигли наивысшего расцвета художественные региональные школы. Со 2-й половины XII в. во фресках  церквей Георгия в Старой Ладоге и особенно Спаса на Нередице начал формироваться собственно новгородский стиль. Наиболее типичными чертами новгородской живописи являлись острота характеристик образов (внушительность, укрупненность, суровость); сочетание контрастных цветов, отсутствие византийской утонченности и использование фольклорных идей: иконы конца XI - XII в.

    Тонкая  гармония красок отличают иконы владимиро-суздальской  школы ("Боголюбская Богоматерь" середины XII в., "Дмитрий Солунский", конец XII - начало XIII вв.). Изобразительное искусство Северо-Восточной Руси известно только по небольшому числу памятников. Исключительны по художественным достоинствам росписи Дмитриевского собора во Владимире (сохранились сцены "Страшного Суда", исполненные около 1197 г. византийскими и местными мастерами), в которых свобода композиции и замечательный по тонкости серебристый колорит сочетаются с остро индивидуальными характеристиками.

    Тесно связана с культурой Северо-Восточной  Руси икона Владимирской Богоматери. Среди самых известных изображений  Богоматери она совершенна своим  художественным выражением чувства  материнского страдания и материнского величия. Икона была написана, как  считают большинство современных ученых, в 1130-е гг. в Константинополе и, по преданию, восходит к изображению Богоматери, написанному апостолом и евангелистом Лукой. Неизвестному византийскому иконописцу удалось воплотить идеал материнской любви. Свое название икона получила от новой столицы Северо-Восточной Руси - Владимира-на-Клязьме. В 1237 г. при нашествии батыевых орд на Владимир икона пострадала от пожара и грабежа, но осталась цела. Эту икону называют "Державной заступницей Русской земли". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Музыка

 

    Вокальная и инструментальная музыка составляла неотъемлемую часть различных обрядов. Существовали музыкальные инструменты  различных типов, важное место в  семейном и общественном быту занимали народная песня, обрядовый фольклор.

    В былинах запечатлены имена музыкантов-новгородцев. Это и волшебный гусляр Садко, заставивший своей игрой плясать  царя морского. Это и богатыри, игравшие на гуслях, - Василий Буслаев, Добрыня  Никитич. Выступали и профессиональные безымянные музыканты-скоморохи. Обладая  даром сочинителей, они в то же время были знатоками и хранителями  устных традиций обрядовой народной музыки.

    После принятия христианства начала развиваться  церковная музыка. Из Византии вместе со священнослужителями прибыли  на Русь руководители церковных хоров - регенты. Церковное пение являлось обязательной учебной дисциплиной  в монастырских школах. С распадом государства на отдельные княжества  основным хранителем древнерусской  народной песенной традиции стал Новгород. В результате реконструкции древних  сигнальных и музыкальных инструментов появилась возможность их классифицировать: самозвучащие (било, блюдо, ботало, бубенчик, варган, колокольчик, колокол, погремушка, щелкотуха, колотушка); мембранные (бубен); духовые (брунчалка, сопель); струнные (гусли). 
 
 
 
 
 

2.5 Декоративно-прикладное искусство

 

    Древнерусские мастера были искусными кузнецами  и оружейниками, кожевенниками и  гончарами, ювелирами и резчиками  по дереву, каменщиками, стеклодувами. В декоративно-прикладном искусстве  древней Руси особенно оказались  живучи образы языческой мифологии. Резные корабли, деревянная утварь, мебель, расшитые золотом ткани и ювелирные  изделия пронизаны поэзией мифологических образов. Вещи, найденные в кладах, украшены изображениями животных, имевших  символическое значение. Образцом русского декоративно-прикладного искусства  с истоками, уходящим в глубину  тысячелетий, является Турий рог  из княжеского кургана Черная Могила в Чернигове. Турий рог у древних  славян использовался в качестве священного обрядового сосуда.

    Имели ритуальное значение или служили  в качестве оберега женские украшения  с символическими изображениями. Золотые  цепи, звездчатые серебряные колты - височные подвески (Тверской клад XI-XII вв.), монисто из нарядных медальонов, цветных бус, подвесок, крестиков, усыпанных зернью с тончайшей сканью, широкие серебряные браслеты, драгоценные перстни - все это придавало праздничному женскому наряду многоцветность и богатство. Птицы, змеи, драконы, вплетенные в растительные узоры чеканного орнамента серебряного браслета XIII в. из Киева, головы льва и львицы на браслете из клада в Чернигове XII-XIII вв. также имели смысл заклинательной магии.

    Одной из вершин декоративно-прикладное искусство  Древней Руси достигло в цветных  эмалях - перегородчатой и выемчатой. Эмалью украшались женские головные уборы, цепи, колты, переплеты книг, образки. Древнерусские мастера  были искусны в ювелирной технике: в скани, зерни, черни. Высокохудожественного  уровня достигло лицевое (изобразительное) шитье и мелкая пластика. Главными центрами создания этих изделий были монастыри и мастерские при великокняжеском дворе. Лицевое шитье выполнялось чаще всего гладью, разноцветными шелками. Золото и серебро применялось до XVI в. мало и только в качестве цвета, обогащающего ясные и чистые краски. Вышивальщицы создавали произведения, не уступающие живописным, их не привлекали ни приемы, ни цветовая гамма иноземных образцов. Византийские композиции творчески перерабатывались.

Заключение

 

    Начиная с древнейших времён славянские народы искали пути к объединению. Несколько  раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства  и каждый раз нашествие кочевых  племён отбрасывали их на века в  своём развитии. Наконец им удалось  объединиться в единое Русское государство. Новый шаг в своём культурном развитии Русь делает в конце X - начале XI веков. Крещение Руси определило ее культурно-историческую судьбу. Русские княжества вошли  в византийский ареал и восприняли один из наиболее развитых на тот момент в мире типов культуры. Выбор, сделанный  князем Владимиром имел серьезные основания; не будет преувеличением сказать, что  он предопределил всю дальнейшую историю русской культуры. С принятием  христианства постепенно менялось мировоззрение  людей, их восприятие жизни, представления  о красоте и творчестве. Изменилась роль и функции городов, которые превращались в центры культурной общности. Стала развиваться единая письменность и "учение книжное", вводится единое право. Письменная культура на Руси распространялась при помощи монастырей, где появились первые школы, библиотеки и скриптории. Начала развиваться многожанровая древнерусская литература. При этом разнообразие жанров, усвоенное от Византии, приняло собственные оригинальные формы: летописи, жития, поучения, притчи, слова (речи), моления, хождения. Древнерусскую культуру отличало уникальное сочетание церковно-княжеской христианской культуры и народных языческих традиций. Культура древней Руси развивалась в режиме "двоеверия": языческие символы находили свое выражение в фольклоре, повседневной жизни, в ритуалах земледельческих праздников, календарной обрядовой поэзии, дружинных песнях и т.д. Языческими мотивами пронизано и одно из самых известных произведений древней Руси - "Слово о полку Игореве".

    Византийские  мастера принесли на Русь технику  каменного строительства крестово-купольных  храмов; искусство мозаики, иконописи, фрески, книжной миниатюры; ювелирное  дело, которые были творчески переосмыслены  местными зодчими и иконописцами. Характерными чертами древнерусской  культуры стали образность и масштабность в летописании; монументальность и  изящество в зодчестве; мягкость и жизнелюбие - в иконописи; страстность  и гуманизм - в литературе.

    В условиях распада древнерусского государства  на удельные княжества сформировались новые культурные центры, которые  складывались на основе традиций Киевской Руси, но каждый имел свои отличительные черты. "Золотым веком" в истории домонгольской Руси называют культуру Владимиро-Суздальского княжества. Разнообразные влияния из-за своего географического положения лежат в основе художественных школ Новгорода и Пскова.

    Таким образом, уже в это время Русь не отстаёт от других стран. Происходит рассвет культуры и искусства. Заставив считаться с собой даже могущественную Византию, Киевская Русь становиться  одной из ведущих стран тогдашнего мира.

Список  использованной литературы

 
  1. Александрова  Н.В. Русская духовная музыка и иконопись XI-XVII вв. / Н.В. Александрова. - Мн.: БГУ, 2003. - С. С.356-375.
  2. Березовая Л.Г. История русской культуры / Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. - М.: Владос, 2002. - 400 с.
  3. Боханов А.Н. История России с древнейших времен до конца XX века. В 3-х книгах. Книга I. / А.Н. Боханов, М.М. Горинов. - М.: АСТ, 2005. - 347 с.
  4. Демин В.Н. Русь летописная / В.Н. Демин. - М.: Вече, 2002. - 448 с.
  5. Константинов С.В. История мировой и отечественной культуры: конспект лекций / С.В. Константинов. - 2008. - 160 с.
  6. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М: Академический Проект, 2003. - 496 с.
  7. Культурология: лекции / В.В. Грибунин и др. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2008. - 86 с.
  8. Культурология:. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Драча Г.В. - М.: Альфа-М, 2004. - 576 с.
  9. Рыбаков Б.А. Рождение Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: АиФ Принт, 2003. - 447 с.

Информация о работе Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры