Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:39, контрольная работа

Краткое описание

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси. Русская средневековая культура заслужила высокую оценку как современников, так и потомков.

Оглавление

Введение
1. Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры
2. Культура Древней Руси
2.1 Письменность и просвещение
2.2 Архитектура и строительство
2.3 Живопись
2.4 Музыка
2.5 Декоративно-прикладное искусство
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 34.60 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение

1. Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры

2. Культура Древней Руси

2.1 Письменность и просвещение

2.2 Архитектура и строительство

2.3 Живопись

2.4 Музыка

2.5 Декоративно-прикладное искусство

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

    Культура  Древней Руси (или Культура Средневековой Руси) - культура восточно-славянских княжеств (позже - единого Московского царства) с момента первичного зарождения государственности в IX веке до XVII века включительно.

    Русский народ внес ценный вклад в мировую  культуру, создав уже сотни лет  назад немеркнущие в веках  произведения литературы, живописи и  зодчества. Знакомство с культурой  Киевской Руси убеждает нас в ошибочности  существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси. Русская  средневековая культура заслужила  высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских  оружейников, готовивших особенную  сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов - тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре.

    Древнерусская культура развивалась в определенных историко-этнических, природно-географических и социальных условиях. Ее истоки уходят в V-VII в., когда в результате Великого переселения народов шло формирование южных, восточных и западных славян. Дальнейшие процессы ассимиляции восточных славян с финно-уграми и балтами привели в IX-X в. к образованию дре("месторазвитие" русской культуры), обусловивший особенности культуры восточных славян, указывали В.О. Ключевский, Г.В. Вернадский, Г.П. Федотов, П.Н. Милюков и др. Философ Н.А. Бердяев считал, что в развитии древнерусской культуры постоянно "сталкивались два элемента: дохристианская природная широта, особый темперамент, сформировавшийся в необъятных лесных и степных просторах русской земли, языческие верования, не искорененные христианством, и православный, из Византии наследованный аскетизм". Но при этом учитывается и факт, что государственность и культура восточных славян формировалась под воздействием не только христианской Византии, но также Хазарского каганата и язычников-варягов.

    Киевский  князь Владимир упорно стремился  объединить земли Руси в единое государство  на основе единой веры. Выбор веры для  Руси имел принципиальное значение: единое государство могло быть создано  на едином духовном пространстве. Владимир остановил свой выбор на византийском православии, и в 988 году крестил  Русь византийским крестом. Ко времени  принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремесла, техника  деревянного строительства, однако принятие христианства многие исследователи  считают началом собственно древнерусской  культуры.

    Целью данной работы является всестороннее изучение и обобщение основных моментов в развитии и становлении культуры Древней Руси.

1. Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры

 

    Долгие  годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Крещение Руси в 988 года по своему влиянию на сознание человека того времени было подлинной революцией, принесшей совершенно новые ценности, новые формы жизни. Митрополит Иларион, автор "Слова о законе и благодати" расценил этот акт, как пришествие на Русь благодати и истины, давших "народу надежду…жизни вечной". 1 Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду.

    Однако  христианство, оказав сильнейшее воздействие  на русскую культуру, так и не смогло преодолеть народных истоков  русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная  религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

    Христианизация  Руси проявилась во всех сферах жизни:

    церковь обогатила социальным и политическим опытом древнерусское публичное  право, выступала против рабства  и работорговли, запрещала человеческие жертвоприношения, осуждала кровную  месть и полигамию. Воровство, убийство, разбой стали рассматриваться как  преступления, были введены телесные наказания, что ранее считалось большим оскорблением для свободного человека;

    после крещения на Руси активно начали развиваться  письменность и "учение книжное". Христианство приобщило страну к византийской и западноевропейской культурам. Образованность стала рассматриваться как христианская добродетель.

    Началось  активное строительство храмов на средства частных лиц, народных общин и  православного духовенства. В Киеве  к началу XII в. насчитывалось до 600 церквей, во Владимире - более 30. Культурными  центрами христианской Руси становились  монастыри, которых к первой половине ХШ в. было построено около 70. Центром  православной культуры стал Киево-Печерский  монастырь. Постепенно здесь была собрана крупнейшая коллекция древнерусских произведений: иконы, изделия из драгоценных металлов, шитье.

    До  монгольского нашествия православная церковь на Руси не смогла окончательно решить задачу распространения своего влияния на территорию всей страны. Ее структура находилась в состоянии  оформления. Но за время, прошедшее  с официального акта крещения, православная вера все более становилась неотъемлемой частью культуры и духовной основой  Руси. Сформировалось единство языка, веры и власти, без чего впоследствии было бы невозможно создание единого  государства, а также его сохранения в ходе колонизации земель. Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. 2

 

2. Культура  Древней Руси

2.1 Письменность и просвещение

 

    Письменность  существовала на Руси еще в дохристианский период. Сохранились упоминания о "чертах и резах" в сказании "О писменех" (рубеж IX-X вв). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки, при помощи которых они "читаху и гадаху" (читали и гадали). Доказательством наличия дохристианской письменности у славян является обнаруженная в 1949 г. в Гнездовских языческих курганах под Смоленском разбитая глиняная корчага, на которой сохранилась надпись "гороухща" ("горушна"). Помимо гнездовской, обнаружены фрагменты надписей и цифровых расчетов на амфорах и других сосудах X в. в Тамани (древней Тмутаракани), Саркеле и причерноморских портах. Письменность на основе различных алфавитов (греческого, кириллического, рунического) использовало разноплеменное население древнейших городов и протогородов, находившихся на важных торговых путях. Торговля стала той почвой, которая способствовала распространению по всей территории Руси приспособленной для славянской речи и удобной для письма кириллицы. Кириллица была разработана в IX в. Кириллом-Философом (827-869 гг.). Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его шипящими звуками древнееврейского алфавита и некоторыми буквами, созданными индивидуально (б, ж, ь, ы). Кириллический алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию к греческим. Буквы обозначали не только звуки, но и цифры. "А" - цифру 1, "В" - 2, "Р" - 100. И только в XVIII в. арабские цифры вытеснили "буквенные". 3

    С принятием христианства начался  письменный период культуры древней  Руси. После крещения киевский князь  Владимир приказал "собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Первые известные нам школы на Руси были созданы князем Владимиром для обучения детей как из семей знатных и средних состояний, так и детей "убогих и неимущих родителей". Из жизнеописания игумена Киево-Печерской обители Феодосия известно, что в 1023 г. существовала школа для подготовки священнослужителей в Курске. Около 1030 г. сын князя Владимира Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу "собра от старост и от пресвитеров детей 300 и повеле учить книгам". 4 В 1086 г. княгиня Анна Всеволодовна открыла при Андреевском монастыре в Киеве первую известную нам женскую школу на Руси, где ученицы обучались "писанию, ремеслам, пению, швению". В домонгольской Руси существовали школы во Владимире-на-Клязьме, Ростове, Полоцке, Галиче. В них изучали богословие, философию, риторику, грамматику на основе произведений античных авторов, византийской литературы, болгарских источников. Для "учения книжного" использовались переводные книги: жизнеописание Александра Македонского "Александрия", "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, трактаты о шести днях Творения, сборники поучительного содержания - "Златоструй", "Маргарит", "Измарагд"; рассказы (патерики) о видениях загробного мира ("Хождение Богородицы по мукам"), о "подробностях" сотворения мира, Синайский патерик и другие сочинения. Разнообразным был спектр и переводной литературы - от церковно-богословской до исторической, естественнонаучной и апокрифической.

2.2 Архитектура и строительство

 

    Многообразная и богатая русская архитектура  надолго сохранила силу художественного  воздействия. Как и древнерусская  литература, архитектура была связана с жизнью государства и важнейшие этапы ее развития в основном совпадают с периодизацией российской истории.

    О культовых сооружениях языческой  Руси, кроме свидетельств о требищах, ничего практически не известно. Первый же деревянный христианский храм (церковь Ильи Пророка в Киеве) был построен в 1-ой половине Х в. Интенсивное развитие деревянного зодчества было вызвано ростом городов в Киевской Руси. Летописи упоминают о постройке многочисленных "городов", "городцов", "детинцев", "кремлей". Огромную роль в X-XI вв. играло оборонительное строительство; непременным атрибутом любого поселения являлись надежно укрепленные "остроги" - земляные валы со рвами перед ними и деревянными стенами наверху. К середине XII в. с образованием удельных княжеств строительство городов и укрепление границ достигло небывалых масштабов. Об этом свидетельствуют письменные источники и археологические данные. Если до середины XII в. археологами было обнаружено 37 городищ, то с середины XII - середины XIII в. было зафиксировано уже 425 остатков поселений.

    С принятием христианства древнерусские  мастера освоили перенятую у  византийских зодчих сложнейшую архитектурную  конструкцию крестово-купольного храма. Одновременно шел процесс адаптации  чужой культуры к местным традициям, начинались поиски собственной системы  зодчества.

    Византийские  зодчие принесли на Русь технику каменной кладки со скрытым рядом, при которой  ряды кирпича на фасаде здания выходили через один, а промежуточный ряд  был отодвинут вглубь и прикрыт  слоем розоватого раствора с примесью толченой керамики (цемянки). При меньших затратах строительных материалов стена храма получалась более прочной и декоративной и практически не нуждалась в дополнительной отделке. Сочетание собственно древнерусских традиций и византийских новшеств создавало своеобразный архитектурный стиль.

2.3 Живопись

 

    В культуре языческой Руси довольно часто  встречались живописные изображения, но только с принятием христианства древнерусские мастера овладели секретами абсолютно новой для  них образной системой изобразительного искусства - церковных мозаик, росписей, книжной миниатюры. На Русь пришла станковая  живопись - иконопись. Византия не только познакомила древнерусских мастеров с новой для них техникой живописи, но и открыла им иконографический канон, за абсолютным выполнением которого следила церковь. Икону называли "богословием в красках"5 и видели в ней средство обращения чувств и мыслей, верующих к божественному миру. Условность письма должна была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, поэтому фигуры писали плоскими, неподвижными, использовалась особая система изображения пространства - обратная перспектива. Фигуры на иконе не должны были

    отбрасывать теней, но освещены сиянием, которое  достигалось при помощи общего золотого фона иконы. Кроме того, икона должна была быть аскетичной. Изможденные  лики святых на иконе призваны были формировать у верующих новую  форму жизненных отношений, противопоставляя их мирским чувствам и устремлениям.

    Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусского изобразительного искусства  были созданы совместно византийскими  и местными мастерами, среди которых  выделялся Алимпий - монах Киево-Печерского монастыря (конец XI в). Наиболее развито было искусство мозаики и фрески. В соборе св. Софии в Киеве мозаики покрывали наиболее важные и освещенные части храма - центральный купол (Христос Вседержитель) и алтарь (Богоматерь-Оранта). Остальная часть собора была украшена фресками: сцены из жизни Христа, Богоматери, архангела Михаила. В храме были созданы также фрески на светские темы: два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и придворной жизни.

Информация о работе Принятие христианства и его влияние на развитие русской культуры