Постмодернизм в культуре ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: Постмодернизм - новый феномен культуры и новое отношение к действительности, сложившиеся в 60-е годы XX века как реакция на глобальные потрясения новейшего времени. Две мировые войны, создание оружия, ставящего под угрозу существование планеты, невиданное развитие техники, перспектива глобальной экологической катастрофы развенчали многие идеалы и надежды прошлого. Отвергнутыми оказались художественные и научные системы, представления о гуманизме;ценности, созданные человечеством, перестали осознаваться как таковые.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Постмодернизм как философско-мировоззренческое направление…………………………………………………………...6
1.1 Переход от модернизма к постмодернизму…………………………….6
1.2 Отличие постмодернизма от модернизма………………………………8
1.3 Эстетика постмодернизма……………………………………………….10
Глава 2. Постмодернизм в искусстве………………………………15
2.1 Постмодернизм как феномен культуры………………………………..15
2.2 Постмодернизм в искусстве……………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………...29
Список использованных источников……………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.49 Кб (Скачать)

         В эти годы возникают такие жанры постмодернистского искусства, как историческая картина, пейзаж, натюрморт.Приемы нео-, фото- и гиперреализма переосмысливаются как звенья реалистической традиции и используются, прежде всего, для интерпретации прошлого. «Ироническое сочетание реалистических, аллегорических, символических принципов в картинах Р. Китажа, Р. Эста позволяет и обратиться к вневременным сюжетам, вечным темам, и вместе с тем остро высветить их аномальное состояние в современном мире» [9, 309].

       Вместе с тем применительно к этому этапу бытует и термин «неоконсервативный постмодернизм», отражающий влияние идей неоконсерватизма на постмодернистскую эстетику. На смену протесту и критике предшественников в контркультуре «новых левых» пришло самоутверждение «новых правых» на почве консервации культурных традиций прошлого путем их сочетания. В результате возникает ситуация эстетического равновесия между традициями и инновациями, экспериментом и кичем, реализмом и абстракцией.

        Если признаки постмодернизма в живописи в 70-е годы еще остаются достаточно расплывчатыми, то в архитектуре происходит их стремительная кристаллизация. Именно в архитектуре раньше всего и в наиболее наглядной форме проявились издержки модернизма, связанные со стандартизацией среды обитания. Постмодернизм ввел в архитектуру новые доминанты - пространственно-урбанистическое мышление, регионализм, экологизм, дизайн. Обращение к архитектурным стилям прошлого, многообразие и эклектическое сочетание материалов, полихромность, антропоморфные мотивы значительно обогатили язык архитектуры, превратив ее в яркое, забавное, понятное публичное искусство.

      Третья, современная, фаза развития постмодернистского искусства, начавшаяся в конце 70-х годов, ассоциируется со временем его зрелости. Теоретический лидер этого периода - Ж. Деррида.

        На протяжении последних двух десятилетий постмодернизм, приобретающий все большую респектабельность в глазах специалистов и широкой публики, тяготеет к эпичности, монументальности, содержательной самоидентификации. Интерес к классической античности стимулирует поиски гармонии, совершенства, симметрии в современной художественной жизни.

Таким образом, очевидно, что  постмодернистские тенденции в  искусстве различаются с философско-мировоззренческими тенденциями этого сложного и  неоднородного течения. Искусство  постмодерна скорее дополняет классические традиции модернизма, добавляя то, что  раньше находилось под запретом, было обойдено вниманием, заключалось в  жесткие рамки. Это создает опасность  нарушения ряда этических и нравственных норм, но допускает большую, нежели модернизм, свободу выражения человеческой индивидуальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение

 

Постмодернизм - не «жанр», не «стиль» и, тем более, не «школа», к которой можно «принадлежать». Постмодернизм - это ситуация. Своего рода культурное «бытие», которое действительно «определяет сознание». По крайней мере, сознание художника, помещенного в ситуацию постмодернизма. Поэтому, рассуждая о постмодернизме, следует иметь в виду, что речь идет не о «жанровых канонах» и не об «особенностях стиля», а о некоторых аспектах творческого поведения.

         Философско-эстетической основой постмодернизма являются идеи французских постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), а также концепция иронизма итальянского семиотика У. Эко, американского неопрагматика Р. Рорти.

        Теоретической основой философии постмодернизма стали взгляды ведущих французских постструктуралистов и постфрейдистов (Ж Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, Ж Делеза, Р. Барта, Ю Кристевой и др.).

         Постмодернизм основывается на разрыве с предшествующей исторической традицией, техникой интеллектуальной работы становится деконструкция.

          Ему свойственна критика всего, что составляет основу новоевропейской рациональной культурной традиции. Современная культура оказалась в итоге совершенно несостоятельной, все ее притязания: и на открытие законов, и на универсальность, и на прогресс обернулись для современной цивилизации системным кризисом.

         Постмодернизм означает многомерное теоретическое отражение духовного поворота в самосознании западной цивилизации, особенно в сфере искусства и философии, и лишь потом обнаружившее себя в различных сферах человеческой деятельности.

В настоящее время существует ряд взаимодополняемых концепций постмодернизма как феномена культуры.

         Постмодернистский в искусстве сопряжен с возрождением интереса к проблемам гуманизма, пристальному вниманию к содержательным моментам творчества, его эмоционально-эмпатическим аспектам.

Постмодернизм в искусстве  не претендует на борьбу с модернизмом, но скорее самоидентифицируется как трансмодернизм, потеснивший позитивизм в эстетике.

        Свободный рост постмодернистской эстетики не исключает наличия в ней твердого ядра, образуемого достаточно четкими представлениями о периодизации, видах и жанрах постмодернистского искусства, эстетических критериях и ценностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Список использованных источников

 

1. Баткин Л. О. постмодернизме и «постмодернизме». О судьбе ценностей в эпоху после модерна / Баткин Л. О.// Октябрь. -1996. - № 10. С. 177

2. Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века. / Губман Б. Л. -Тверь, 1997. - 289 с.

3. Знание. Понимание. Умение [Электронный ресурс]: Электронный  журнал / Постмодернизм как феномен  культуры конца ХХ века - Ермилова  Г. И. - №4, 2008 - Культурология.

4. Ильин И.П. Постмодернизм  от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа/ Ильин  И.П. - М.: Интрада. 1998. - 256 с.

5. Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна: Науч.-аналит. обзор / РАН. ИНИОН / сост. и науч. ред. Н. Л. Поляковой. - М.: ИНИОН, 1996. - С. 33 - 57.

6. Кармин А.С., Культурология  / Кармин А.С., Новикова Е.С. - СПб.: Мозаика, 2006. - 464 с.: ил.

7. Козловски П. Культура постмодерна / Козловски П. - М.: Республика, 1997. - 240 с.

8. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Кравченко А.И. - 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002. - 496 с.

9. Культурология: Учебник  / Розин В.М. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003.

10. Культурология: учеб. пособие для вузов / Солонина Ю.Н [и др.]; под общ. ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. - М.: Высшее образование, 2007. - 566 с.

11. Культурология: учеб. пособие для вузов / Малюга Ю.А. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 333 с.

12. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. - СПб. : Алетейя, 1998. - 168 с.

13. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. / Маньковская Н.Б. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

14. Мамонтов С.П. Основы  культурологи / Мамонтов С.П. -Москва: Олимп, 1999. - 320 с.

15. Можейко М.А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы / Можейко М.А. - Минск: БГЭУ, 1999. - 297 с.

16. Поликарпов B.C. Лекции по культурологи / Поликарпов B.C. - М.: Гардарики , 1997. -102 с.

17. Парамонов Б. Конец стиля  / Парамонов Б. - СПб: Алетейя ; Москва : Аграф, 1999. - 449 с.

18. Сокал А., Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна / Сокал А., Брикмон Ж. / Перев. с англ. А. Костиковой, Д. Кралечкина. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. -248 с.

 


Информация о работе Постмодернизм в культуре ХХ века