Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:51, курсовая работа
Актуальность темы исследования: Постмодернизм - новый феномен культуры и новое отношение к действительности, сложившиеся в 60-е годы XX века как реакция на глобальные потрясения новейшего времени. Две мировые войны, создание оружия, ставящего под угрозу существование планеты, невиданное развитие техники, перспектива глобальной экологической катастрофы развенчали многие идеалы и надежды прошлого. Отвергнутыми оказались художественные и научные системы, представления о гуманизме;ценности, созданные человечеством, перестали осознаваться как таковые.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Постмодернизм как философско-мировоззренческое направление…………………………………………………………...6
1.1 Переход от модернизма к постмодернизму…………………………….6
1.2 Отличие постмодернизма от модернизма………………………………8
1.3 Эстетика постмодернизма……………………………………………….10
Глава 2. Постмодернизм в искусстве………………………………15
2.1 Постмодернизм как феномен культуры………………………………..15
2.2 Постмодернизм в искусстве……………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………...29
Список использованных источников……………………………….31
Министерство культуры Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра культурологии
Постмодернизм в культуре ХХ века
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исполнитель:
Хоменок П.Н.
302в группа, ФЗО
Научный руководитель:
Спирина Е.А.
кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии
Минск 2012
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Постмодернизм как философско-мировоззренческое
направление…………………………………………………
1.1 Переход от модернизма к постмодернизму…………………………….6
1.2 Отличие постмодернизма от модернизма………………………………8
1.3 Эстетика постмодернизма…………………………………………
Глава 2. Постмодернизм в искусстве………………………………15
2.1 Постмодернизм как феномен культуры………………………………..15
2.2 Постмодернизм в искусстве……………………………………………..21
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………….31
Актуальность темы исследования
Постмодернизм - новый феномен культуры и новое отношение к действительности, сложившиеся в 60-е годы XX века как реакция на глобальные потрясения новейшего времени. Две мировые войны, создание оружия, ставящего под угрозу существование планеты, невиданное развитие техники, перспектива глобальной экологической катастрофы развенчали многие идеалы и надежды прошлого. Отвергнутыми оказались художественные и научные системы, представления о гуманизме;ценности, созданные человечеством, перестали осознаваться как таковые. Встал вопрос о судьбах человечества и, естественно, о судьбах культуры. Появилось множество теорий, пытающихся так или иначе понять, объяснить прошлое и прогнозировать будущее. Поскольку рационализм и его главный компонент - познающий разум утратили вотум доверия, идея всестороннего, гармонического человека, созданная еще в период античности и затем переосмысленная христианством и Ренессансом, разбилась о противоречия экономического и социального характера, возникает попытка найти новый способ анализа самого мира, места человека в этом мире, отношений между людьми, поколениями и культурами.
Сразу же следует оговориться, что никакая историческая эпоха не может изнутри адекватно оценить себя. В качестве примера можно сослаться на Возрождение, изучение которого в качестве особого периода культуры началось только в XIX веке.Каждый период в истории культуры представляет собой сложную мозаику событий и тенденций развития. В данной работе мы главное внимание уделяем становлению и развитию в культуре образа постсовременности - постмодернизма.
Цель
Целью настоящей работы является исследования постмодернизма как философско-мировоззренческого направления, феномена культуры, определения места постмодернизма в искусстве. Мы попытаемся определить трактовку понятия «постмодернизм» и соответственно «эстетика постмодернизма», установить причины и предпосылки происхождения постмодернизма, рассмотреть эстетику постмодернизма в сравнении с модернизмом, а также раскрыть общую характеристику эстетики постмодернизма и установить особенности данного явления в современном обществе.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования данной работы является Постмодернизм в культуре 20 века.Предмет исследования - становление и развитие эстетики постмодернизма.
Методология и методы проведения исследования
Данная работа основывается на комплексном подходе к поставленной проблеме. В ходе проведения исследования использовались следующие методы: историко-сравнительный, историко-хронологический, методы анализа, синтеза и сопоставления.В исследовании динамики культуры важен вопрос об истоках и предпосылках новых явлений. Установлено, что предпосылкой постмодернизма стала критика модернизма со стороны неклассической философии второй половины XIX века, которая привела, в конечном итоге, к возникновению постмодернистского мышления. Основными представителями этой новой философской парадигмы, оказавшими огромное влияние на развитие всей философии XX века, в том числе и постмодернизма, были К. Маркс, Ф. Ницше и 3. Фрейд. Работы В. Дильтея, А. Бергсона, А. Гуссерля формируют пространство культуры, в котором происходит критика разума. Это уже был шаг к постмодернизму, с его установкой на отказ от рационалистической традиции в философии.
Методологической основой для изучения данной проблемы послужили труды известных искусствоведов, культурологов и философов. В числе важнейших публикаций можно выделить «Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа» Ильи Петровича Ильина, в которой углубленно-исторически исследован постмодернизм в тридцатилетней перспективе своего существования. В новой книге на первый план выдвинуты психологические теории Жака Лакана и их восприятие теоретиками постмодерна, левый деконструктивизм, английский постструктурализм, теории «социального текста» и «культурной критики», феминизм, «необарочность» современной культуры, новая театральная культура (и, соответственно, театральность как свойство современного мира), а также вопрос о «начале и конце» постмодерной эпохи - проблема ее исторических границ, ее исчерпанности и открываемых ею новых перспектив.
Идейные истоки и общие черты постмодернизма прояснены в ряде содержательных работ Баткина Л.О. и Губмана Б. Л. Особенно следует отметить труды И. П. Ильина, в которых дано наиболее обстоятельное, тщательно документированное исследование происхождения и эволюции постмодернизма в его многообразных проявлениях и разветвлениях.
В труде Ермиловой «Постмодернизм как феномен культуры конца ХХ века» рассматриваются такие феномены культуры XX века как символизм, авангардизм, модернизм, посмодернизм. Автор раскрывает вопросы их взаимосвязи и преемственности, а также предлагает различные определения данных понятий.
Структура исследования
Структура исследования обусловлена целью исследования и логикой решения поставленных задач и складывается из введения, двух глав: первая глава «Постмодернизм как философско-мировоззренческое направление» и вторая глава «Постмодернизм в искусстве», заключения и списка использованных источнико
Глава 1. Постмодернизи как философско-мироворенческое направление
1.1 Переход от модернизма к постмодернизму
Модернизм и Постмодернизм два абсолютно разных культурно-исторических типа. Модернизм это направление искусства, которое зарождается в конце XIX в., бурно развивается в ХХ в., и в нем же затихает. Постмодернизм - «состояние культуры, сформировавшееся в последние три десятилетия ХХ в. в развитых странах» Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана- СПб: Петрополис, 2007. - с. 213., это эпоха, радикально отличная от предшествующей эпохи модерна.
Модернизм и Постмодернизм разные, но одновременно существующие культурно-исторические типы. Эпоха Модернизма - продолжает существовать, и проявляется в различных художественных направления, Постмодернизм же возник в XX в., и существует параллельно с ней, коренным образом отличаясь, но, не изменяя направленности идей и культурно- исторического содержания.
Модернизм и Постмодернизм - это один единый историко- культурный тип. Начиная с 1979 г., после выхода работы Ж.- Ф. Лиотара «Состояние постмодернизма» постмодернизм утверждается в статусе философской теории, фиксирующей специфику современной эпохи в целом, развиваясь как новая стадия Модернизма, который берет свои истоки еще от Возрождения.
Рассмотрим культурную ситуацию первой половины XX века, которая складывалась под знаком модернизма.
Его искусствоведы понимают двояко - в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII-XIX веков и провозгласивших новые подходы и ценности. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм - таков далеко неполный список направлений художественного поиска в начале XX века. В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В таком случае его название берут в кавычки. «Модерн» (фр. moderne -новейший, современный, ар нуво, югендстиль) - стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX века. Новое направление распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство.
Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий (X. Ван дер Велде в Бельгии, И. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч.Р. Макинтош в Шотландии, Ф.О. Шехтель в России). Стиль «модерн» возник как реакция на эклектизм и безжизненное копирование исторических стилей прошлого.Когда говорят о широком значении модернизма, то употребляют также термин «авангардизм» Иными словами, упомянутые течения можно именовать либо модернистскими, либо авангардистскими. Авангардизм (авангард) - собирательное название для тех художественных тенденций, которые являются более радикальными, чем художественный стиль «модерн». У этого термина, в отличие от модернизма, одно значение Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Выступления художников-модернистов принимали зачастую форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве. Авангард обозначал идущих впереди всех, т. е. экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве. Революции и войны, в которые втягивается весь мир, не препятствуют экспериментам и поискам нового. Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. Вкус к резкой , разрушительной деформации оказался знаменем нового века .Однако в 80-е годы XX века появился новый термин - постмодернизм. Постмодернизм означает «после модернизма», т. е. показывает преемственность и вполне определенное отношение к модернистским тенденциям в культуре. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х г., в эпоху культурного кризиса в США. В целом, постмодернизм - это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Мир нужно не понимать, а принимать. Весь слой культуры в концепции постмодернизма становится достоянием рефлексирующего ума.
Подлинный мир постмодернизма - лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Законом, определяющим отношение человека к миру, должен стать закон иерархии допустимого, суть которого состоит в мгновенном объяснении истины на основе интуиции, которая возводится в ранг основного принципа этики. Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал.Таким образом, модернизм характеризует преимущественно культуру первой половины XX века, зрелое индустриальное общество, где главенствуют рационализм, урбанизация, «искусство для искусства», а постмодернизм обозначает совершенно новую культурную ситуацию, сложившуюся во второй половине и в конце XX столетия в постиндустриальных странах. Ей присущи такие черты, как отход от рационалистических схем, отказ от догмы единого для всех стран капиталистического пути развития, признание плюрализма, разнообразия культур, единение с природой и защита окружающей среды, планетарное мышление и др.
1.2 Отличие постмодернизма от модернизма
Постмодернизм возник в 70-е годы и представляет собой полную противоположность модернизму с его требованиями функциональности как всего объекта, так и его частей.У модернизма была некая проекция в будущее. У постмодернизма этой обращенности в будущее нет .Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы. Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:
Сравнительная таблица по Ихабу Хасану
модернизм |
постмодернизм |
закрытая замкнутая форма |
открытая разомкнутая антиформа |
цель |
игра |
замысел |
случай |
иерархия |
анархия |
мастерство/логос |
исчерпывание/молчание |
предмет искусства/законченное произведение |
процесс/перфоманс/хеппенинг |
дистанция |
участие |
творчество/тотальность/синтез |
деконструкция/антисинтез |
присутствие |
отсутствие |
центрирование |
рассеивание |
жанр/границы |
текст/интертекст |
семантика |
риторика |
парадигма |
синтагма |
метафора |
метонимия |
селекция |
комбинация |
корни/глубина |
ризома/поверхность |
интерпретация/толкование |
противоинтерпретация/неверное толкование |
означаемое |
означающее |
чтение |
письмо |
повествование/большая история |
антиповествование/малая история |
основной код |
идиолект |
симптом |
желание |
тип |
мутант |
фаллоцентризм |
полиморфность/андрогинизм |
паранойя |
шизофрения |
истоки/причины |
различие/следствие |
Бог-Отец |
Святой дух |
Метафизика |
ирония |
Определенность |
неопределенность |
Трансцендентное |
имманентное |
1.3 Эстетика постмодернизма
Выходящая за рамки классич. логоса постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Ее символы - лабиринт, ризома. Теория деконструкции отвергает классич. гносеологич. парадигму репрезентации полноты смысла, «метафизики присутствия» в искусстве, перенося внимание на проблему дисконтинуальности, отсутствия первосмысла, трансцендентального означаемого. Концепция несамотождественности текста, предполагающая его деструкцию и реконструкцию, разборку и сборку одновременно, намечает выход из лингвоцентризма в телесность, принимающую разл. эстетич. ракурсы - желания (Делез, Гаттари), либидозных пульсаций (Лакан, Лиотар), соблазна (Бодрийяр), отвращения (Кристева).