Постмодернизм и массовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2011 в 02:56, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является кратко раскрыть следующие вопросы:

1. Истоки постмодернизма в культуре и искусстве;

2. Основные черты и особенности культуры постмодернизма;

3. Постмодернизм и массовая культура;

4. Постмодернизм в искусстве.

Оглавление

Введение. Актуальность и цель данной работы

Истоки постмодернизма в культуре и искусстве
Основные черты и особенности культуры постмодернизма
Постмодернизм и массовая культура
Постмодернизм в искусстве

Файлы: 1 файл

ПОСТМОДЕРН реферат.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

      Постмодернизм окончательно зацепляет переход  от «произведения» к «конструкции», от искусства как деятельности по созданию произведений к деятельности по поводу этой деятельности. Постмодернизм в этой связи есть реакция на изменение места культуры в обществе.

      Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения  «чистоты» такого феномена, как искусство. Условием его возможности выступает изначальное смыслопорождение, восходящее к созидающему началу (субъекту), оригинальному творческому деянию.

      Если  же эти условия нарушены — а  именно это и происходит в постиндустриальном обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения — то существование искусства в его прежних (классических или модернистских) формах оказывается под вопросом.

      Другой  стороной изменения статуса культуры является то, что сегодняшний художник никогда не имеет дело с «чистым» материалом – последний всегда тем или иным образом культурно освоен. Его «произведение» никогда не является первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит, как совокупность цитат.

      Постмодернизм сознательно переориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания «оригинальных произведений» на коллаж.

      При этом стратегия постмодернизма состоит  не в утверждении деструкции в противовес творчеству, манипуляции и игры с цитатами — серьезному созиданию, а в дистанцировании от самих оппозиций «разрушение — созидание»,  «серьезность — игра».

      Приметой  выражаемой культурной ситуации становятся кавычки, то и дело расставляемые  как указание на небезусловность  любых сигнификаций.

      Постмодернизм обязан  своей  популярностью  не столько авторам, действительно инспирировавшим соответствующий сдвиг в культуре, сколько лавинообразной критической литературе, сформировавшей нечто вроде идеологии постмодернизма.

 

       4. Постмодернизм  в искусстве 

      В семидесятые годы появились новые  веяния в архитектуре. Называют даже точную дату – 15 июля 1973 г. В этот день в американском городе Сент-Луисе был взорван квартал новых благоустроенных домов, отмеченный в пятидесятые годы премией как образец воплощения самых прогрессивных строительных идеалов, в котором теперь никто не хотел жить: слишком стерильно и монотонно выглядело все. В опустевших домах стал гнездиться преступный элемент, и от «образцового» квартала решили избавиться.

      Образец новейшей архитектуры - здание художественной галереи в Штуттгарте, выстроенное по проекту английского архитектора Дж. Стерлинга. Здесь сочетаются элементы самых различных архитектурных стилей и эпох. Фасад украшен разноцветными светильниками в виде длинных труб, идущих по всему контуру здания,— возникает ассоциация с промышленным строительством, где раскраска труб преследует сугубо утилитарные цели. Внутри здания светлые залы, стекло и сталь, и вдруг наталкиваешься на колонны, как бы заимствованные из египетского храма. Внутренний дворик выполнен под «античные руины», увитые плющом; здесь древние статуи, а несколько плит навалены Друг на друга — как бы «археологические раскопки».

      Подобную  архитектуру, в которой отразились недовольство безликой рациональностью  и тяга к прошлому, к традиции, у нас принято называть постмодернизмом. В данном случае перевод термина неточен, ибо под стилем «модерн» мы привыкли понимать архитектурные принципы конца прошлого — начала нынешнего века, когда господствовала избыточная вычурность форм.

      Эти принципы преодолела «современная», функционалистская архитектура, обнажившая конструкции, устранившая «излишества», подчинившая форму функции.

      Поэтому новейшую архитектуру, пришедшую ей на смену, призванную удовлетворить  тягу человека к зрелищности, уместнее именовать «постсовременной».

      В книге английского архитектора Чарлза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма», содержится программа нового зодчества:

      «Времена  радикальной перестройки городских  структур канули в прошлое, жилищные потребности населения полностью удовлетворены, отвечающий нуждам автотранспорта город давно перестал быть главной целью градостроителей. Начался период переоценки ценностей: новая городская архитектура перестает черпать творческие силы в футуристических видениях. Напротив, в своих помыслах она обращается к непреходящему - к  истории» (Дженкс Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма. – М. 1985.).

      А. В. Гулыга по этому поводу пишет: "Оставив  на совести Дженкса утверждение, что «жилищные потребности населения полностью удовлетворены» (эта проблема не столько архитектурная, сколько социальная), мы должны вместе с тем признать, что архитектура действительно обращается к истории. Хорошо или плохо — это другое дело. Иногда — удачно, иногда — эклектично, порой — безвкусно. Всегда ли серьезно? На первых порах, как бы смеясь над собой, архитекторы позволяли себе пародировать формы прошлого.  Но утверждает себя серьезное отношение к традиции. При том, что все достижения функционализма - новые строительные материалы, обилие света и воздуха в постсовременной  архитектуре остаются незыблемыми" (Гулыга А. В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. – 1988. – № 12.).

      В новейшей западной живописи и скульптуре также возникло ощущение тупика (из которого путь один — назад), но в отличие от архитектуры ситуация здесь безрадостная.

      «Впервые  понятие авангарда стало бесполезным»,- констатировал бюллетень «Dokvmenta-Press», выходивший на международной выставке изобразительного искусства в Касселе (август 1987 г.).

      "Мне  довелось повидать эту выставку, – пишет А. В. Гулыга, – и  впечатление от нее осталось удручающее — как будто побывал на кладбище: искусство умерло. Здесь тоже говорили о «постмодерне», но демонстрировались лишь различные вариации модернизма, который привел искусство к самоистреблению" (Гулыга А. В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. – 1988. – № 12.).

      Философия постмодернизма призвана обосновать постмодернистские  новации в искусстве, оправдать  его самоистребление, но неспособна истолковать более серьезные позитивные явления нынешней духовной жизни, хотя бы ту же архитектуру. Постмодернизм ведет борьбу с целым, а для зодчего его творение всегда выступает как целое. Плюрализм, за который ратует постмодернизм, хорош, но в меру.

      Вот комплексная характеристика постмодернизма, данная И. Хассаном:

      1. Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков.

      2. Фрагментарность и принцип монтажа.

      3. "Деканонизация", борьба с традиционными  ценностными центрами: сакральное  в культуре, человек, этнос, логос,  авторский приоритет.

      4. "Все происходит на поверхности"  – без психологических и символических глубин, "мы остаемся с игрой языка, без Эго".

      5. Молчание, отказ от мимесиса и  от изобразительного начала.

      6. Ирония, причем положительная, утверждающая  плюралистическую вселенную.

      7. Смешение жанров, высокого и низкого,  стилевой синкретизм.

      8. Театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории.

      9. Имманентность – срастание сознания  со средствами коммуникации, способность  приспосабливаться к их обновлению  и рефлектировать над ними.

      Несмотря  на эклектизм и схематичность данного перечня, он как-то передает напряженный, противоречивый дух культуры постмодернизма, ее апокалиптические настроения, пафос веселого разрушения, эпатажный характер, ироничность.

      Впрочем, понятие постмодернизма в последнее  время толкуется столь широко, что границы его стали крайне расплывчаты. Достаточно вспомнить музыку Шенберга, абстрактные картины Джексона Поллока, романы Клода Симона, чтобы ощутить, что в культуре нашего века теряют силу традиционные представления о гармонии, художественной иллюзии, целостности, органичности и понятности произведения.

      Дело  не сводится к тотальному отрицанию  – наше время утверждает необходимость  более сложных форм гармонии и  мышления, учитывающих нарастание энтропии. И художники, и критики озабочены  провалами в коммуникации, размышляют о хрупкости и ненадежности ее средств.

      Классический  случай: картина Рене Магрита с  изображением курительной трубки и подписью "Это не трубка" иллюстрирует расхождение зрительного и словесного ряда и призывает не верить или изображению, или подписи. Тем самым задается иронический настрой, воспитывается чувство дистанции у зрителя.

        Мы живем в эпоху сосуществования  различных политических, экономических, культурных систем, образов мысли и жизни, но ощущаем себя единым целым — человечеством, решающим общую для всех задачу выживания.

 

       Заключение 

      Постмодерну предшествовала цепь культурных трансформаций, вместе составивших культурный проект модерна (современности): просвещение - романтизм - декаданс - авангард.

      В конце ХХ столетия исчезла футуристическая ориентация культуры. Ей на смену пришло чувство неопределенности перед прошлым, настоящем и будущем.

      Я считаю, что культура конца XX века характеризуется перенасыщенностью значений, нехваткой оценочных суждений и ясного понимания своих перспектив. Но вместе с тем, есть и положительное содержание постмодерна. Происходит не утрата ценностей, а их изменение, переориентация стиля жизни. Это выражается в повышенном интересе к самопознанию и самоосуществлению личности, заботе об окружающей среде (экологическое движение), исторически сложившейся среде (внимание к традициям), переосмыслении роли женщины в истории (феминизм), в растущей убежденности в необходимости общеобязательной этики в интересах выживания человечества, возвращении религиозной культуры.

 

       Литература 

      1. Вайнштейн О. Леопарды в храме  // Вопросы литературы. – 1989. –  № 12.

      2. Гулыга А. В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. – 1988. –  № 12.

      3. Дженкс Ч. А. Язык архитектуры  постмодернизма. – М. 1985.

      4. Постмодернизм // Современная западная философия: Словарь. – М., 1991.

Информация о работе Постмодернизм и массовая культура