Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:48, реферат
В различных гуманитарных науках этот процесс обозначается понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных норм какого-либо общества. Однако их не стоит смешивать.
Инкультурация — процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.
Понятия «инкультурация», 
«энкультурация» и «социализация» 
В различных гуманитарных 
науках этот процесс обозначается понятиями 
«инкультурация» и «социализация». Эти 
понятия во многом совпадают друг с другом 
по содержанию, так как оба подразумевают 
усвоение людьми культурных норм какого-либо 
общества. Однако их не стоит смешивать. 
Под социализацией понимается гармоничное 
вхождение индивида в социальную среду, 
усвоение им системы ценностей общества, 
позволяющего ему успешно функционировать 
в качестве его члена. В отличие от социализации 
понятие инкультурация подразумевает 
обучение человека традициям и нормам 
поведения в конкретной культуре. Это 
происходит в процессе отношений обмена 
между человеком и его культурой, при которых, 
с одной стороны, культура определяет 
основные черты личности человека, а с 
другой, — человек сам влияет на свою культуру. 
Таким образом, индивид, срастаясь с родной 
культурой, становится человеком воспитанным. 
По мнению Мацумото, 
термин «социализация» относится к самому 
процессу и механизмам, с помощью которых 
люди обучаются правилам поведения в обществе, 
т.е. к тому, что говорится, кому, когда 
и в каком контексте. Термин инкультурация 
относится уже к продуктам процесса социализации 
- субъективным внутренним психологическим 
аспектам культуры, которые усваиваются 
в процессе развития человека. Различие 
и сходство терминов «приобщение к культуре» 
и «социализация» связаны с различием 
и сходством понятий «культура» и «общество». 
В культурно-антропологической 
концепции М.Херсковица ключевым понятием 
является «энкультурация», которое тесно 
связано с понятием инкультурация. Энкультурация 
- вхождение индивида в конкретную форму 
культуры. Основное содержание энкультурации 
состоит в усвоении особенностей мышления 
и действий, моделей поведения, составляющих 
культуру. Особенность интерпретации 
М.Херсковицом процесса энкультурации 
состоит в том, что, начавшись в детстве 
с приобретения навыков в еде, речи, поведении 
и тому подобном, она продолжается в виде 
обучения и совершенствования навыков 
и во взрослом состоянии. 
Инкультурация - это 
постепенная выработка человеком навыков, 
манер, норм поведения, которые характерны 
для определенного типа культуры, для 
определенного исторического периода. 
Это длительное и постепенное освоение 
человеком способов, норм, практических 
рекомендаций в повседневной жизни. 
Инкультурацию так же 
можно определить, как процесс придания 
личности общей культурной компетентности 
по отношению к стандартам того общества, 
в котором она живет. Сюда входит освоение 
прежде всего системы ценностных ориентаций 
и предпочтений, принятых в обществе, этикетных 
норм поведения в разных жизненных ситуациях, 
более или менее общепринятых интерпретативных 
подходов к различным явлениям и событиям, 
знакомство с основами социально-политического 
устройства, определенные познания в области 
национальных и сословных традиций, господствующей 
морали, нравственности, мировоззрения, 
обычаев, обрядов, обыденной эрудиции 
в социальных и гуманитарных знаниях и 
т.п., знакомство с господствующей модой, 
стилями, символами, регалиями, неформальными 
статусными ролями национальных авторитетов, 
современными интеллектуальными и эстетическими 
течениями, политической и культурной 
историей данного народа, основными символами 
национального достоинства, гордости 
и пр. Средства обретения индивидом всех 
этих многочисленных знаний также сосредоточены 
преимущественно в домашнем воспитании 
и общем образовании, а также всей совокупности 
социальных контактов личности со своим 
окружением. При этом следует помнить 
и все время учитывать, что индивид не 
в состоянии регулярно контактировать 
со всем обществом сразу и получать необходимую 
культурную информацию от всех социальных 
сословий, специализированных групп; он 
не может осилить даже тысячную часть 
накопившихся в национальном наследии 
«культурных текстов» и вариантов интерпретаций 
и оценок, содержащихся там; 
Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:
жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;
социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;
восстановление энергетических 
затрат: потребление пищи, соблюдение 
личной гигиены, пассивный отдых, сон. 
Следует отметить, что 
рассматривается социализация и 
инкультурация преимущественно the middle 
man (среднего человека), не отличающегося 
какими-либо особенными талантами или 
недостатками. Но в каждом обществе всегда 
имеется определенный процент неординарно 
одаренных людей или, напротив, людей с 
ограниченными возможностями в практической 
и интеллектуальной (и особенно комму-никативной) 
деятельности, по отношению к которым 
процессы социализации и инкультурации 
приобретают порой весьма специфические 
формы, темпы, методику. 
Важно отметить, что, 
в отличие от целей социализации, 
итогом инкультурации является интеллигент. 
 
 
Стадии инкультурации 
На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла.
Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Инкультурация может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:
физические, тренирующие и развивающие физическую активность;
стратегические, тренирующие 
и развивающие способность 
стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;
ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.
В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:
• достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;
• овладение навыками 
собственного жизнеобеспечения в сферах 
домашнего хозяйства и 
• овладение достаточным 
объемом культурных знаний и социального 
опыта через практическую деятельность 
в составе различных 
• принадлежность к 
одной из социальных общностей, состоящей 
из взрослых участников системы разделения 
труда. 
Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.
Инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.
Гипотеза Сепира — Уорфа (англ. Sapir-Whorf hypothesis), гипотеза лингвистической относительности — концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.
Предполагается, что 
люди, говорящие на разных языках, по-разному 
воспринимают мир и по-разному 
мыслят. В частности, отношение к 
таким фундаментальным 
В своей наиболее радикальной формулировке гипотеза Сепира — Уорфа в настоящее время не имеет сторонников среди серьёзных профессиональных лингвистов. Данные языка хопи, на которые опирались многие выводы Уорфа, как указывали специалисты по языкам североамериканских индейцев, могут интерпретироваться по-разному. С другой стороны, сама возможность влияния языковых категорий на восприятие мира является предметом активной дискуссии в этнолингвистике, психолингвистике и теоретической семантике.
Одним из стимулов создания в 1950-х годах искусственного языка логлан была попытка проверить данную гипотезу на практике. В сообществе наиболее динамично развивающегося идиома этого языка — ложбана — идея его использования для проверки этой гипотезы регулярно обсуждается. Другой искусственный язык, создание которого был инспирировано рассматриваемой гипотезой, — ифкуиль (иткуиль).
За пределами лингвистического 
сообщества гипотеза Сепира — Уорфа 
известна благодаря ярким и 
 
 
 
 
БОАС
Начало научного исследования психологических особенностей различных народностей
Идеи Франца Боаса (Frenz Boas, 1858 — 1942) на десятилетия вперед определили основные теоретические постулаты не только психологической антропологии, но и ряда других магистральных направлений культурной антропологии. Боаса называют архитектором современной этнологии. Отправной точкой для развития теоретической мысли Франца Боаса послужил научный скептицизм по отношению ко всем принятым в его время теориям и методам изучения человека. Он отвергал все факты, традиционно признаваемой антропологией 19-го века за аксиому, но не являющиеся, с его точки зрения, доказанными в строгом смысле слова. Прежде всего, это касалось эволюционизма, то есть, учения о том, что человеческие общества, социальные институты, культура развиваются от низших форм к высшим. Фактически, Боас предложил создавать этнологию абсолютно заново как бы на пустом месте, провозгласив, что все прежние этнологические школы имели ложные посылки и приводили к ложным выводам. Его идея состояла в том, чтобы заново накапливать этнографические данные (причем к качеству и доказательности материалов полевых исследований Боас предъявлял требования, значительного превышавшие те, что были приняты до него), а затем заново делать обобщения, постепенно вырабатывая новые методы и новые концепции.
Культурный плюрализм
Боас исходил из той предпосылки, дающий максимальный простор для создания новых теорий и подходов, что каждая культура имеет свой собственный уникальный путь развития, то есть исходил из полного культурного плюрализма.
(((“Каждая культура, — писал Боас, — может быть понята только как историческое явление. Мы рассматриваем каждую конкретную культурную форму как целое и пытаемся проследить пути ее развития вплоть до ее сегодняшнего состояния. Изучаемое явление находится в постоянном движении. Мнение о стабильности примитивной культуры не соответствует фактам, всюду, откуда мы имеем подобные сведения, мы видим формы предметов и обычаи в постоянном движении”. [1] Однако это вовсе не обязательно путь прогресса. Культура какого либо индейского племени, считал Боас, не менее сложна, чем культура развитой европейской нации, и если различие между ними состоит в том, что одна из них имеет письменность, а другая нет, то это не более чем обычное межкультурное различие. Действительно, многие бесписьменные языки имеют более сложную структуру и более развитую грамматику, чем письменные языки и нет никаких оснований утверждать, что с течением времени структура языка усложняется, а не упрощается.
Главным тезисом 
Боаса в научной полемике стало возражение 
против применения общих теорий и общих 
схем при изучении культуры различных 
племен и народов. “Мы должны понять процесс 
развития индивидуальных культур, — писал 
он, — прежде чем сможем попытаться установить 
законы развития культуры всего человечества”. 
В связи с этим, Боас постоянно, на протяжении 
всей жизни, настаивал на необходимости 
детального и всестороннего изучения 
этнологией конкретных культур, ограниченных 
историко-географических областей, хотя 
соглашался с тем, что “не это есть конечная 
цель развития нашей науки”.)))) 
 
Что такое культура?
Культура, в понимании Боаса, это совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. Боас утверждал, что данные этнологии доказывают, что не только наш язык, знания и верования, но даже и наши эмоции являются результатом нашей общественной жизни и истории народа, к которому мы принадлежим. Таким образом, подходу Боаса был присущ вполне откровенный социокультурный детерминизм (то есть такой взгляд на человеческое общество, когда и поведение, и образ мыслей индивида целиком объясняются причинами социальными или культурными, а личностные особенности человека и его свободная воля игнорируется) при рассмотрении каждой конкретной культуры изнутри, с точки зрения ее носителя, и откровенный агностицизм (утверждение невозможности познать сущность и причины какого-либо явления, в частности, культурного развития) при рассмотрении той же культуры извне. История формирования культуры, ее будущее покрыты завесой тайны. Сходство и различие культур не зависит ни от их географической местоположения, ни от природных условий. Более того, схожесть и различие культур на одном из этапов их развития вовсе не указывает на то, что та же культурная дистанция будет сохраняться и впоследствии. Все эти тезисы стали основополагающими для последующей антропологии.
Информация о работе Понятия «инкультурация», «энкультурация» и «социализация»