Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:48, реферат
В различных гуманитарных науках этот процесс обозначается понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных норм какого-либо общества. Однако их не стоит смешивать.
Инкультурация — процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.
Понятия «инкультурация»,
«энкультурация» и «социализация»
В различных гуманитарных
науках этот процесс обозначается понятиями
«инкультурация» и «социализация». Эти
понятия во многом совпадают друг с другом
по содержанию, так как оба подразумевают
усвоение людьми культурных норм какого-либо
общества. Однако их не стоит смешивать.
Под социализацией понимается гармоничное
вхождение индивида в социальную среду,
усвоение им системы ценностей общества,
позволяющего ему успешно функционировать
в качестве его члена. В отличие от социализации
понятие инкультурация подразумевает
обучение человека традициям и нормам
поведения в конкретной культуре. Это
происходит в процессе отношений обмена
между человеком и его культурой, при которых,
с одной стороны, культура определяет
основные черты личности человека, а с
другой, — человек сам влияет на свою культуру.
Таким образом, индивид, срастаясь с родной
культурой, становится человеком воспитанным.
По мнению Мацумото,
термин «социализация» относится к самому
процессу и механизмам, с помощью которых
люди обучаются правилам поведения в обществе,
т.е. к тому, что говорится, кому, когда
и в каком контексте. Термин инкультурация
относится уже к продуктам процесса социализации
- субъективным внутренним психологическим
аспектам культуры, которые усваиваются
в процессе развития человека. Различие
и сходство терминов «приобщение к культуре»
и «социализация» связаны с различием
и сходством понятий «культура» и «общество».
В культурно-антропологической
концепции М.Херсковица ключевым понятием
является «энкультурация», которое тесно
связано с понятием инкультурация. Энкультурация
- вхождение индивида в конкретную форму
культуры. Основное содержание энкультурации
состоит в усвоении особенностей мышления
и действий, моделей поведения, составляющих
культуру. Особенность интерпретации
М.Херсковицом процесса энкультурации
состоит в том, что, начавшись в детстве
с приобретения навыков в еде, речи, поведении
и тому подобном, она продолжается в виде
обучения и совершенствования навыков
и во взрослом состоянии.
Инкультурация - это
постепенная выработка человеком навыков,
манер, норм поведения, которые характерны
для определенного типа культуры, для
определенного исторического периода.
Это длительное и постепенное освоение
человеком способов, норм, практических
рекомендаций в повседневной жизни.
Инкультурацию так же
можно определить, как процесс придания
личности общей культурной компетентности
по отношению к стандартам того общества,
в котором она живет. Сюда входит освоение
прежде всего системы ценностных ориентаций
и предпочтений, принятых в обществе, этикетных
норм поведения в разных жизненных ситуациях,
более или менее общепринятых интерпретативных
подходов к различным явлениям и событиям,
знакомство с основами социально-политического
устройства, определенные познания в области
национальных и сословных традиций, господствующей
морали, нравственности, мировоззрения,
обычаев, обрядов, обыденной эрудиции
в социальных и гуманитарных знаниях и
т.п., знакомство с господствующей модой,
стилями, символами, регалиями, неформальными
статусными ролями национальных авторитетов,
современными интеллектуальными и эстетическими
течениями, политической и культурной
историей данного народа, основными символами
национального достоинства, гордости
и пр. Средства обретения индивидом всех
этих многочисленных знаний также сосредоточены
преимущественно в домашнем воспитании
и общем образовании, а также всей совокупности
социальных контактов личности со своим
окружением. При этом следует помнить
и все время учитывать, что индивид не
в состоянии регулярно контактировать
со всем обществом сразу и получать необходимую
культурную информацию от всех социальных
сословий, специализированных групп; он
не может осилить даже тысячную часть
накопившихся в национальном наследии
«культурных текстов» и вариантов интерпретаций
и оценок, содержащихся там;
Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:
жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;
социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;
восстановление энергетических
затрат: потребление пищи, соблюдение
личной гигиены, пассивный отдых, сон.
Следует отметить, что
рассматривается социализация и
инкультурация преимущественно the middle
man (среднего человека), не отличающегося
какими-либо особенными талантами или
недостатками. Но в каждом обществе всегда
имеется определенный процент неординарно
одаренных людей или, напротив, людей с
ограниченными возможностями в практической
и интеллектуальной (и особенно комму-никативной)
деятельности, по отношению к которым
процессы социализации и инкультурации
приобретают порой весьма специфические
формы, темпы, методику.
Важно отметить, что,
в отличие от целей социализации,
итогом инкультурации является интеллигент.
Стадии инкультурации
На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла.
Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Инкультурация может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:
физические, тренирующие и развивающие физическую активность;
стратегические, тренирующие
и развивающие способность
стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;
ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.
В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:
• достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;
• овладение навыками
собственного жизнеобеспечения в сферах
домашнего хозяйства и
• овладение достаточным
объемом культурных знаний и социального
опыта через практическую деятельность
в составе различных
• принадлежность к
одной из социальных общностей, состоящей
из взрослых участников системы разделения
труда.
Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.
Инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.
Гипотеза Сепира — Уорфа (англ. Sapir-Whorf hypothesis), гипотеза лингвистической относительности — концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.
Предполагается, что
люди, говорящие на разных языках, по-разному
воспринимают мир и по-разному
мыслят. В частности, отношение к
таким фундаментальным
В своей наиболее радикальной формулировке гипотеза Сепира — Уорфа в настоящее время не имеет сторонников среди серьёзных профессиональных лингвистов. Данные языка хопи, на которые опирались многие выводы Уорфа, как указывали специалисты по языкам североамериканских индейцев, могут интерпретироваться по-разному. С другой стороны, сама возможность влияния языковых категорий на восприятие мира является предметом активной дискуссии в этнолингвистике, психолингвистике и теоретической семантике.
Одним из стимулов создания в 1950-х годах искусственного языка логлан была попытка проверить данную гипотезу на практике. В сообществе наиболее динамично развивающегося идиома этого языка — ложбана — идея его использования для проверки этой гипотезы регулярно обсуждается. Другой искусственный язык, создание которого был инспирировано рассматриваемой гипотезой, — ифкуиль (иткуиль).
За пределами лингвистического
сообщества гипотеза Сепира — Уорфа
известна благодаря ярким и
БОАС
Начало научного исследования психологических особенностей различных народностей
Идеи Франца Боаса (Frenz Boas, 1858 — 1942) на десятилетия вперед определили основные теоретические постулаты не только психологической антропологии, но и ряда других магистральных направлений культурной антропологии. Боаса называют архитектором современной этнологии. Отправной точкой для развития теоретической мысли Франца Боаса послужил научный скептицизм по отношению ко всем принятым в его время теориям и методам изучения человека. Он отвергал все факты, традиционно признаваемой антропологией 19-го века за аксиому, но не являющиеся, с его точки зрения, доказанными в строгом смысле слова. Прежде всего, это касалось эволюционизма, то есть, учения о том, что человеческие общества, социальные институты, культура развиваются от низших форм к высшим. Фактически, Боас предложил создавать этнологию абсолютно заново как бы на пустом месте, провозгласив, что все прежние этнологические школы имели ложные посылки и приводили к ложным выводам. Его идея состояла в том, чтобы заново накапливать этнографические данные (причем к качеству и доказательности материалов полевых исследований Боас предъявлял требования, значительного превышавшие те, что были приняты до него), а затем заново делать обобщения, постепенно вырабатывая новые методы и новые концепции.
Культурный плюрализм
Боас исходил из той предпосылки, дающий максимальный простор для создания новых теорий и подходов, что каждая культура имеет свой собственный уникальный путь развития, то есть исходил из полного культурного плюрализма.
(((“Каждая культура, — писал Боас, — может быть понята только как историческое явление. Мы рассматриваем каждую конкретную культурную форму как целое и пытаемся проследить пути ее развития вплоть до ее сегодняшнего состояния. Изучаемое явление находится в постоянном движении. Мнение о стабильности примитивной культуры не соответствует фактам, всюду, откуда мы имеем подобные сведения, мы видим формы предметов и обычаи в постоянном движении”. [1] Однако это вовсе не обязательно путь прогресса. Культура какого либо индейского племени, считал Боас, не менее сложна, чем культура развитой европейской нации, и если различие между ними состоит в том, что одна из них имеет письменность, а другая нет, то это не более чем обычное межкультурное различие. Действительно, многие бесписьменные языки имеют более сложную структуру и более развитую грамматику, чем письменные языки и нет никаких оснований утверждать, что с течением времени структура языка усложняется, а не упрощается.
Главным тезисом
Боаса в научной полемике стало возражение
против применения общих теорий и общих
схем при изучении культуры различных
племен и народов. “Мы должны понять процесс
развития индивидуальных культур, — писал
он, — прежде чем сможем попытаться установить
законы развития культуры всего человечества”.
В связи с этим, Боас постоянно, на протяжении
всей жизни, настаивал на необходимости
детального и всестороннего изучения
этнологией конкретных культур, ограниченных
историко-географических областей, хотя
соглашался с тем, что “не это есть конечная
цель развития нашей науки”.))))
Что такое культура?
Культура, в понимании Боаса, это совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. Боас утверждал, что данные этнологии доказывают, что не только наш язык, знания и верования, но даже и наши эмоции являются результатом нашей общественной жизни и истории народа, к которому мы принадлежим. Таким образом, подходу Боаса был присущ вполне откровенный социокультурный детерминизм (то есть такой взгляд на человеческое общество, когда и поведение, и образ мыслей индивида целиком объясняются причинами социальными или культурными, а личностные особенности человека и его свободная воля игнорируется) при рассмотрении каждой конкретной культуры изнутри, с точки зрения ее носителя, и откровенный агностицизм (утверждение невозможности познать сущность и причины какого-либо явления, в частности, культурного развития) при рассмотрении той же культуры извне. История формирования культуры, ее будущее покрыты завесой тайны. Сходство и различие культур не зависит ни от их географической местоположения, ни от природных условий. Более того, схожесть и различие культур на одном из этапов их развития вовсе не указывает на то, что та же культурная дистанция будет сохраняться и впоследствии. Все эти тезисы стали основополагающими для последующей антропологии.
Информация о работе Понятия «инкультурация», «энкультурация» и «социализация»