Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:02, реферат
В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.
В русле диалогового подхода
А.В. Шафрикова рассматривает
Близкую позицию занимает Т.Б.Менская, отмечая, что «поликультурное образование не только означает разное для разных людей в обществе, но и вообще на глубинном уровне обусловлено экономическими реалиями и идеологией различных социумов».
Л.Г.Веденина, оперируя понятием «межкультурное обучение», напрямую связывает его с обучением иностранному языку и определяет как «полилог языков и культур, обучение, рассчитанное на интеграцию обучаемого в систему мировой культуры».
Критикуя аккультурационный
подход к поликультурному образованию,
Г.Д.Дмитриев замечает, что многие исследователи
называют мультикультурным или поликультурным
образованием то, что по сути является
полиэтническим образованием, т.е. отражает
вопросы, связанные с нормализацией
отношений между этнически
К диалоговому подходу
относится деятельностная концепция
поликультурного образования, авторы
которой (Е.Ф.Тарасов и Ю.А.Со-рокин)
считают, что чужая культура усваивается
только в процессе какой-либо деятельности.
По их мнению, «осуществлению собственно
деятельности предшествует этап ориентировки
в условиях деятельности: на этом этапе
происходит осознание усваиваемых
фрагментов чуждой культуры, «переформулирование»
чуждой культуры в терминах своего
лингвокультурного опыта. Таким
же образом познается не только чужая
культура, но и ранее неизвестные
фрагменты своей культуры: происходит
перенос мыслительных действий, отработанных
в одной сфере деятельности, в
другую сферу, когда какая-либо задача
не может быть решена прежними способами».
В этом же духе высказывается и
Г.Поммерин, которая определяет поликультурное
образование как педагогический
ответ на реальность мультикультурного
общества, как открытую деятельностно
ориентированную концепцию, воспринимающую
все общественные изменения и
инициирующую инновационные процессы.
Поликультурное образование рассматривается
Поммериным как вклад в воспитание
в духе мира путем разрешения межкультурных
конфликтов. Автор исходит из идеи
признания индивидуальных различий
каждой личности и считает поликультурное
образование деятельностно-
В начале 90-х годов в
России и за рубежом появились
работы, в которых круг задач поликультурного
образования был существенно
расширен. Согласно сегодняшнему пониманию
проблемы цели и задачи поликультурного
образования должны охватывать не только
межкультурные отношения в
Необходимо обратить внимание на то, что поликультурное образование не идентично концепции воспитания европейского самосознания («Europaerziehung»), которая нацелена на формирование нового европейского гражданского сознания, хотя они и имеют схожие цели. Так, поликультурное образование должно помочь в преодолении национальных предрассудков и способствовать межкультурному взаимопониманию между различными народами.
Ценным, на наш взгляд, является
определение поликультурного
К диалоговому подходу можно отнести также зарубежную концепцию мультиперспективного образования. Ее авторы Х.Гёпферт и У.Шмидт требуют пересмотра образовательных программ школ и вузов с целью преодоления монокультурной ориентации.
На примере баварских школьных образовательных программ по истории, обществоведению и религии Гёпферт показал, насколько они влияют на развитие открытости, формирование интереса к чужим культурам, а также способствует развитию этно- и евроцентризма, нетерпимости и враждебности по отношению к другим культурам. Автор подчеркивает, что о поликультурности образовательной программы недостаточно судить по степени представленности в ней чужих культур. Более важным является то, как эти культуры представлены учащимися, а также насколько интенсивно в содержании образования в высшей и средней школе реализуется идея диалога культур.
Информация о работе Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение