Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 07:40, реферат
Целью данной работы является выявление отличий символа от других знаков. В соответствии с поставленной целью нами были поставлены следующие задачи:
•изучить теоретический материал, касающийся понятий «знак» и «символ»,
•рассмотреть основные характеристики понятий «знак» и «символ», выявить отличия между символом и знаком вообще.
Введение 3
Глава 1. Отличие символа от знака 4
1.Определение понятия «знак», его основные
характеристики, классификация знаков 4
2.Символ как разновидность знака, отличие знака
от символа 9
Заключение 13
Список использованных источников и литературы 14
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ «Бурятский государственный университет»
Факультет иностранных языков
Кафедра перевода и межкультурной коммуникации
Иванкина Елена Олеговна
Отличия понятий «символ» и «знак»
/реферат/
Проверила:
Каленых Е.В.
Улан-Удэ, 2013
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Отличие символа от знака 4
характеристики, классификация знаков 4
от символа 9
Заключение
Введение
Актуальность данной работы объясняется личным интересом ее авторов к проблеме различения понятий «знак» и «символ», поскольку символы в поэтическом произведении являются предметом исследования авторов.
Предметом данной работы является отличие символа от других видов знака.
Целью данной работы является выявление отличий символа от других знаков. В соответствии с поставленной целью нами были поставлены следующие задачи:
При написании данной работы мы использовали труды таких исследователей, как С.С. Аверинцев, В.И. Иванов, А.Ф. Лосев и др.
Работа состоит из введения, одной главы, включающей два параграфа, и заключения.
Во введении обоснована актуальность темы реферата, определены цели и задачи работы, использованные материалы, указана структура реферата.
В первом параграфе раскрывается понятие знака, приводится классификация знаков.
Во втором параграфе дается понятие символа, его основные характеристики с точки зрения разных авторов, таких, как С.С. Аверинцев, Ю. Лотман, А. Лосев, М. Гиршман, В. Иванов, а также рассматриваются различия между понятиями «знак» и «символ».
В заключении приведены обобщенные выводы, касающиеся различий между понятиями «знак» и «символ».
Список использованной
литературы содержит источников.
Глава 1. Отличие символа от знака
1.1. Определение понятия «знак», его основные характеристики, классификация знаков
Понятие знака изучается не только в лингвистике, но и во всех других областях науки.
Любой предмет,
его свойство или признак могут
являться знаком чего-либо, поэтому
знаков может быть бесконечное множество,
и они могут настолько
Определение
знака как части некоего
Таким образом, можно сказать, что любые системы средств, используемые человеком с целью обмена какой-либо информацией, являются знаковыми или семиотическими системами, и они подчиняются определенным правилам.
Адресант должен понимать используемый им знак, а знак должен быть воспринимаем каким-либо образом, то есть должен являться материальным объектом. Значение же, приобретаемое знаком при определенных условиях, может быть как реальным предметом, явлением, так и вымышленной вещью, абстрактным понятием.
Ф. де Соссюр в своих трудах знаком называет не только «означающее», но и «означаемое», говоря о двусторонней сущности знака. В этом случае «означающим» будет форма или «план выражения», а «означаемым» – «план содержания», содержание, значение и смысл. К знакам можно отнести слова, награды, дорожные знаки, деньги, сигналы, жесты и т.д.
Структура знака тесно связана с такими понятиями, как денотат и концепт. Денотат – это план содержания, совокупность всех обозначаемых знаком объектов. Что касается концепта или плана выражения, он представляет собой совокупность сведений об объекте, обозначаемом определенным знаком, и его связях с другими объектами. Это и информация, которую несет знак, и совокупность знаний об обозначаемом данным знаком объекте и явлении.
Обычно одному знаку соответствует один смысл, а одному смыслу – один денотат. Однако существуют знаки, которые совпадают по форме, но обозначают разные объекты или явления. Такое явление носит название «омонимия» – совпадение знаков, обозначающих разные сущности. Наряду с омонимией существует и синонимия знаков – явление, при котором, наоборот, одному денотату соответствует несколько знаков. Эти явления характерны не только для естественных языков, но и для любых других знаковых систем.
Согласно А.А. Реформатскому, если сопоставлять знак и вещь, знак обладает следующими признаками:
Кроме того, знак обладает определенными свойствами. К ним относятся:
Что касается большого количества классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров, то классической считается классификация, основанная на типологии соотношения формы и содержания, Чарльза Сандерса Пирса, который делит знаки на три группы: иконы, индексы и символы.
Любой знак, согласно Ч. Пирсу, обладает следующими основными характеристиками:
Таким образом, иконы (или иконические знаки) – это знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно, то есть план выражения схож с планом содержания. Например, картина, изображающая битву или план сражения являются знаками-иконами, если их содержанием считать само сражение. Также это могут быть портреты, фотографии.
Индексы (или индексальные знаки) – это знаки, чьи форма и содержание являются относительно схожими, то есть смежными в пространстве или во времени Примерами индексов могут служить дорожные знаки, а также дым, говорящий о наличии огня, симптомы какой-то болезни, предполагающие саму болезнь. В данном случае, правильнее говорить о наличии определенных причинно-следственных связей между знаком и обозначаемым объектом. Кроме того, к индексальным языковым знакам традиционно относят личные и указательные местоимения и некоторые другие местоименные слова (я, ты, это, здесь, сейчас и др.).
Символы (или символические, конвенциональные, условные знаки) – это знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака, то есть план выражения не имеет ничего общего с планом содержания.
Что касается иконических и индексальных знаков, здесь форма знака позволяет даже не знакомому с ним адресату догадаться о его содержании. Форма же символических знаков сама по себе не дает какого-либо представления о содержании. В таких случаях, согласно Ф. де Соссюру, речь идет о немотивированности выбора означающего или отсутствии естественной связи между означаемым и означающим. Например, знак вычитания «-» никаким образом не связан с самой арифметической операцией: ни сходством, ни смежностью, ни причинно-следственными связями. Их связь произвольна, то есть определяется особым соглашением, обусловливающим использование соответствующего символа для передачи данного смысла. Большинство языковых знаков относится именно к символам, позволяет говорить о произвольности языкового знака. К примеру, между английским словом «glasses», французским «lunettes» и русским «очки» нет ничего общего, но все они обозначают один и тот же предмет.
При этом стоит учесть, что произвольность символа означает не свободу выбора формы знака, поскольку в рамках одной знаковой системы этот выбор ограничен: например, по-английски соответствующий смысл выражается только словом «glasses», произвольна сама связь между означаемым и означающим, устанавливаемая и определяемая языковой конвенцией, а не какими-то естественными причинами.
Однако, в языках имеются и слова, содержание которых похоже на их форму. Такие слова являются иконическими знаками. Этими словами являются звукоподражания, или идеофоны: «мяу-мяу», «бр-р-р», «апчхи», «cock-a-doodle-doo», «splash» и др. Иконическим знаком может быть не только одно слово. Так, по мнению Р.О. Якобсона, иконическим является порядок слов во фразе «Пришел, увидел, победил», поскольку порядок слов повторяет последовательность обозначаемых действий.
1. 2. Символ как разновидность знака, отличие знака от символа.
Являясь разновидностью знака, символ, конечно, обладает практически теми же признаками и свойствами, как и другие виды знака. Однако символ обладает и значительными отличиями от них.
Этимология этого слова восходит ко временам Древней Греции: слово «символ» произошло от греческого σύμβολα, (от греческого «знак, опознавательная примета») которое означало подходящие друг к другу по линии облома половины одной пластинки. Складывая эти половины, люди, связанные союзом наследственной дружбы, опознавали друг друга. По словам С.С. Аверинцева, в отличие от аллегории, которую способен распознать любой, символ могут расшифровать только «посвященные». Таким образом, символ не только объединяет предмет и смысл, но и людей, понимающих этот смысл. В этом состоит значение символа как центрального понятия культуры и признака культурной идентичности, поскольку совокупность символов выражает совокупность взглядов на окружающую действительность и ее концептуализацию.
Символ заключает в себе множество смысловых оттенков, и, в отличие, например, от образа, выражающего единичное явление, обладает рядом значений, иногда разнонаправленных и противоположных, но при этом являющиеся единым целым. Поэт и теоретик символизма В. Иванов считал, что символ знаменует не одну, а разные сущности, А. Белый определял символ как «соединение разнородного вместе». В этом состоит, по мнению С.С. Аверинцева, отличие символа от знака: если для знаковой системы полисемия является помехой для рационального функционирования знака, то в случае символа многозначность определяет его содержательность. Многослойность символа рассчитана на активную работу воспринимающего. Смысл в символе не предстает как данность, он задается, то есть смысл невозможно свести к определенной логической формуле, его можно пояснить с помощью дальнейших символических сцеплений, уточняя его рациональную ясность, но при этом в его трактовке невозможно прийти к чистым понятиям. По словам С.С. Аверинцева, символ – это «образ, взятый в аспекте своей знаковости и он есть знак, наделенный всей органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа».
А.Ф. Лосев связывал символ с действительностью следующим образом:
1. Символ является функцией действительности, которая может разлагаться на бесконечный ряд членов, отстоящих на различные расстояния друг от друга и способных вступить в бесконечно разнообразные структурные объединения.
2. Символ является смыслом действительности, отражением, раскрывающим смысл отражаемого, и это отражение в сознании является вполне специфическим и не сводится к тому, что отражается. Но благодаря этому свойству отражающее не только не разрывается с отражаемым, а наоборот, позволяет глубже проникнуть в отражаемое, что не доступно внешнечувственному его воспроизведению.
3. Символ есть интерпретация действительности, её специфическая переработка, то есть тем или иным пониманием действительности.
4. Символ является сигнификацией действительности: он должен обозначать действительность, то есть каким-либо образом обратно отражаться в действительность.
Понятие символа имеет большое значение в эстетике. Символ обладает свойством вызывать обычным знаком множество представлений, не переходя, подобно аллегории, в область абстрактного, действует на сознание, на чувства, то есть, воздействует эстетически. Поэтому богатые символы жизни не просто переняты искусством и, в частности, поэзией, но и еще далее расширены. Символ является дальнейшим усилением образа или метафоры; он не просто заменяет одно представление на другое, однородное ему представление, но дает представление с более богатым содержанием, чем первоначальное.