Отличительные особенности репертуара детского и взрослого хореографического коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта его участников с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве. В настоящее время популярность хореографического искусства велика, наблюдается постоянный количественный рост танцевальных коллективов, увеличение числа их воспитанников.
Хореографическое творчество на современном этапе отличает ряд особенностей, которые заключаются в проявлении новых тенденций.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы создания репертуара 7
Анализ теоретических источников, понятийный аппарат 7
Возрастные, психолого-педагогические и физиологические особенности развития детей младшего, среднего и старшего школьного возраста 11
ГЛАВА II. Методические принципы подбора и формирования репертуара для разных возрастных категорий 19
2.1 Педагогические задачи репертуара и источники его создания в разных возрастных группах хореографического коллектива 19
2.2 Сравнительный анализ репертуара детского и взрослого хореографического коллектива 28
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение
Модель репертуара для детского хореографического 38
коллектива
Модель репертуара для взрослой аудитории 39

Файлы: 1 файл

бриске 2012.docx

— 78.26 Кб (Скачать)

1) Само слово «хореография»  греческого происхождения, буквально  оно значит «писать танец». В  конце 15 - начале 16 вв. была предпринята  первая попытка записи, но только  в конце 17 - начале 18 вв. французские  балетмейстеры и учителя танцев (П. Бошан, Р. Фёйе, П. Рамо) положили  начало системе записи танца,  получившей затем широкое распространение.  Сам термин  "Хореография"  введён танцмейстером Фёйе, автором  книги "Хореография, или искусство  записи танца..." (1700). В России  в конце 18в. были созданы  две системы записи: А. Я. Цорна  (1889), использовавшаяся преимущественно  преподавателями бальных танцев, и В. И. Степанова (1891).

2) Искусство сочинения  танцев и балетов (в этом  значении термин применяется  с середины 19 в.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Возрастные, психолого-педагогические и физиологические особенности развития детей

 

Как уже говорилось выше, творческая деятельность хореографического коллектива, в том числе и создание репертуара должно осуществляться с учетом возрастных особенностей его участников и их ведущей возрастной деятельности.              

Именно всестороннее изучение участников коллектива, их возрастных, психолого-педагогических и физиологических особенностей, является основной составляющей успеха. Каждый возраст определяет выбор форм деятельности коллектива, требует создания особых обстоятельств и средств, оказывающих влияние на формирование личности [Саликов Д.Л. Методика учебно-творческой работы в самодеятельном хореографическом коллективе.- М., Искусство, 1988.с.11].

Возрастным особенностям присущи характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов и интересов, социальные проявления, а вместе с тем свои возможности и ограничения в развитии.

В истории возрастной психологии было много попыток построить  периодизацию психологического развития человека.

Первое обоснование онтогенеза на отдельные возрасты дал П. П. Блонский, отметив наличие особых, так называемых "переходных возрастов".

Л. С Выготский называет возрастом целостное динамическое образование, структуру, определяющую роль и удельный вес каждой частичной линии развития.

В теории деятельности А. Н. Леонтьева возраст определяется через ведущую деятельность и место человека в системе общественных отношений.

Сравнивая определение возраста, данное в культурно-исторической теории и теории деятельности, заметим, что  в первом случае возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями, а во втором – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.

В настоящее время в  качестве эталона возрастной периодизации жизни индивида остается, возрастная периодизация. В качестве предпосылки для построения данной периодизации взяты биологические изменения человека, что не может в полной мере отразить содержание возраста человека.

Общество интенсивно развивается, меняется его социальная структура, набор социальных институтов, в которых, в частности происходит взросление. Соответственно меняется и представление  о ребенке, о взрослом, относящемся  к какой-либо социальной структуре. Эти перемены приводят к размыванию возрастных ориентиров, в результате чего приходится преодолевать множество  преград, решая задачи развития и  воспитания ребенка.

Рассмотрим подробно возрастные особенности развития детей.

Младший школьный возраст:

Этот возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка.

Кардинально изменяется его социальный статус – он становится учеником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. Поведенческие особенности ребенка определяются переменой образа жизни в связи с поступлением в школу, кружки, секции. Ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности.

Если в предшествующие годы возрастного развития основным видом деятельности была игра, то теперь на первое место, в его жизни выходит  целенаправленная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.

Быстротекущее развитие, множество  новых качеств, которые необходимо сформировать или развить у ребёнка  в этом возрасте, диктуют педагогам  строгую целенаправленность деятельности.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью «созерцательной любознательностью». Характерной особенностью младшего школьника является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.

В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка  данного возраста представляет большие  возможности для формирования и  развития у него мотивов, необходимых  для эффективного обучения.

В системе мотивов, побуждающих  младших школьников к учебной  деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы порождаются  самой учебной деятельностью  и непосредственно связаны с  содержанием и процессом учения. Среди социальных мотивов можно  выделить такие мотивы, как статусный  мотив, мотив хорошей отметки, мотив  утверждения себя в коллективе, стремление к превосходству и признанию сверстниками,

возраст характеризуется  бурным развитием потребности в  двигательной активности и в исследовании запретных зон.

Наилучшие результаты педагогической деятельности в этом возрасте приносит сочетание труда с игрой, в  которых максимально проявляется инициативность, самодеятельность, соревновательность детей. Стремление к яркому, необычному, желание познать мир, двигательная активность – всё это должно удовлетворяться с разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движении, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

Средний школьный возраст (10-15 лет):

По многим сторонам развития и поведения подростка педагогическая практика считает этот возраст трудным. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание, которое вносит серьёзные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие.

В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности Восприятие подростка более целенаправленно и организовано, чем восприятие младшего школьника. Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдается в интеллектуальной сфере. В этот период происходит формирование навыков логического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Следует отметить, что в  старших классах развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически  готовыми к выполнению всех видов  умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств  познания очень часто опережает  собственно личностное развитие детей.

Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность. В этом возрасте наблюдается наличие "подросткового комплекса", который демонстрирует перепады настроения подростков.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все  это ведет к интенсивному росту  социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д.

Коренные преобразования происходят в строении мотивационной  сферы подростка. Она приобретает  иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а  возникающими на основе сознательно  принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В структуре процесса общения  происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками.

Ведущим мотивом деятельности является стремление подростка завоевать определенное положение, добиться признания сверстников. В старших классах учебно-познавательная деятельность подростков начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений.

 

Старший школьный возраст (15-18 лет):

В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение  скелета, увеличивается мышечная сила, появляется способность выдерживать  большие двигательные нагрузки.

Юношеский возраст – период формирования мировоззрений, убеждений, характера, самоутверждения, самосознания. Усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус личности в коллективе, характер коллективных взаимоотношений. Коллектив шлифует и корректирует качества личности [Подласый И. П Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высш.учеб.заведений: том 2. – М., Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2002. с.15] .

Педагогическая эффективность  творческой деятельности находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности участников коллектива, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов. Знание возрастных физиологических особенностей необходимо для определения эффективных методов обучения двигательным действиям, для разработки двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания работы коллектива, для постановочной работы в коллективе.

Младший школьный возраст  характеризуется относительно равномерным  развитием опорно-двигательного  аппарата, но интенсивность роста  отдельных размерных признаков  его различна. Так, длина тела увеличивается  в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат  эластичен, скелет содержит большое  количество хрящевой ткани. Позвоночный  столб сохраняет большую подвижность  до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст  является наиболее благоприятным для  направленного роста подвижности  во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного  возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое  количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты  больше, чем мелкие.

Примерно к 12 годам форма  грудной клетки приближается к взрослым. Окостенение кисти завершается  к 11 - 12 годам. Этот факт необходимо учитывать  в педагогической практике, так как  кисть у детей утомляется значительно  быстрее.

В целом, костная система  детей характеризуется более  высокой эластичностью, подвижностью и ростом, что предполагает более  высокую податливость при воздействии  внешних факторов, в том числе - физических нагрузок.

Формирование двигательных навыков прямо зависит от развития двигательных качеств. Формирование двигательных качеств, как и других органов и систем, в онтогенезе происходит неравномерно и гетерохронно. Например, установление выносливости в значительной мере определяется слаженной работой дыхательной, сердечно - сосудистой, двигательной и нервной систем, а развитие силы мышц наиболее тесно связано с ростом костной и мышечной систем, а также с двигательными центрами. Каждому возрасту свойственен определенный уровень развития двигательных качеств. Наивысшие достижения в силе, быстроте и выносливости достигаются в разные сроки.

Наиболее высокий темп развития относительной силы наблюдается  от 6 до 11 лет.

Наибольшая эффективность  развития скорости одиночных движений установлена в 9 - 13 лет. Значительное увеличение продолжительности работы характерно для возраста от 10 до 14 лет.

Способность к пространственной дифференцировке движений заметно  возрастает у детей 5 - 6 лет. Наибольший рост этого двигательного качества наблюдается в 7 - 10 лет, в 10 - 12 лет  она стабилизируется.

Под влиянием физических нагрузок все показатели двигательных качеств  значительно улучшаются, развиваются  раньше и превышают соответствующие  показатели в своих возрастных группах.

В упражнениях на выносливость у детей несколько раньше стабилизируются  некоторые показатели работоспособности, показатели дыхательной и сердечно - сосудистой систем.

От возраста также зависит  утомление. В период утомления двигательные качества у детей угнетаются в  большей степени, чем у взрослых. Дети вынуждены прекращать физическую работу при меньших сдвигах гомеостаза. При умеренной аэробной работе в  период развивающегося утомления у  детей и подростков более выражена дискоординация вегетативных функций.

Возраст влияет и на характер восстановительных процессов после  физической нагрузки. После непродолжительных  физических нагрузок восстановление работоспособности и вегетативных функций у детей происходит в более короткие сроки. Но при продолжительных, утомительных и продолжающихся нагрузках восстановительные процессы у детей протекают медленнее.

Информация о работе Отличительные особенности репертуара детского и взрослого хореографического коллектива