Особенности культуры ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Для многих из нас ислам ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С.Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов как в самой России, так и в мире вообще. Исламская культура своеобразна и неповторима.

Оглавление

I. Мир Ислама……………………………………………1-6
II. Ислам: теория и практика:…………………………….6-13
1) Толкование Корана.
2) Мечети и школы.
3) Исламские обряды.
4) Праздники в исламе.
5) Коран и современность.
Заключение………………………………

Файлы: 1 файл

особенности культуры ислама.docx

— 35.90 Кб (Скачать)

 В Коране зафиксированы  и определенные права женщины  – как гражданские, так и  имущественные. Так, женщину, в  том числе и рабыню, нельзя  лишить ее ребенка, если последний  нуждается в ее уходе. Практически  это означает, что до семи лет  ребенок при любых условиях  остается с матерью, в дальнейшем  он может быть взят отцом,  но не  безоговорочно, не при любых обстоятельствах. За женщиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании, разводе.       

 Кроме запретов, обращенных  к женщине Коран налагает ряд  ограничений на всех правоверных.  Так, мусульманам запрещается  употреблять вино, и в этом  запрете есть своя логика: пьяный  не может совершать намаз, ибо  молитву нельзя начинать нечистым, к числу которых всегда относились  и пьяные. Хотя этот запрет  соблюдался не очень строго, он  все же оказывал свое воздействие  и является регулирующей нормой  и по сей день. Существуют и  пищевые запреты: мусульмане не  должны есть свинину, употреблять  в пищу кровь и падаль. Запрещены  также азартные игры: азарт сжигает  человека и отвлекает его от  обязанностей, в том числе и  от обязанностей пятикратной  молитвы.      

 К числу запретов  относится изображение людей  и даже животных.  И хотя в живописи он соблюдался не очень строго (в шиитском Иране существовало высокое искусство миниатюры с изображением небольших фигурок людей и животных), он оказал свое влияние на характер исламского искусства, где живопись и особенно скульптура почти всецело вытеснены архитектурой и орнаментом. Зато архитектура и орнамент достигли высокого развития: мавзолей Тадж-Махал, многие знаменитые мечети – подлинные шедевры мировой культуры.     

 

2)  Мечети и школы

Строительство мечетей в  исламе всегда считалось богоугодным  делом. Средств на это не жалели, так что мечети, особенно в городах, столицах, представляют собой нередко  великолепные сооружения. Мечети обычно используются не только для богослужений, проповедей и молитв, но также и  в качестве своеобразного местного культурного центра, места собраний правоверных во всех случаях жизни. В мечети всегда решались текущие  дела, производился сбор милостыни  и пожертвований, принимались различные  решения, требовавшие участия большого количества местных жителей.      

 Еще одна важная  функция мечети – организация  обучения подрастающего поколения.  Образование в исламских странах  всегда было религиозным и  находилось под попечительством  местных духовных властей. Имам  и мулла  данной мечети были одновременно учителями в мектебе, т.е. школе при мечети, куда принимали учиться мальчиков школьного возраста. При наиболее известных мечетях в больших городах существовали и медресе, где духовники различных рангов обучали будущих специалистов по исламу, богословов и законоведов, всей мудрости ислама.       

 Успешно окончившие  исламские школы и университеты  становились в ряды знатоков  ислама, его истории, догматов, священных  текстов. Все эти знатоки и  деятели ислама были призваны  руководить жизнью и делами  правоверных, направлять и поучать  их, помогать им общаться с  Аллахом, выполнять важнейшие  предписанные исламом обряды. Главная  цель этого повседневного руководства  – обеспечение неукоснительного  соблюдения всех тех предписаний  и обрядов, которые по заповедям  Корана и нормам шариата обязательны  для мусульман. 

 

3 ) Исламские обряды

Один из основных обрядов  – суннат, т.е. обрезание. Мальчиков  примерно в семилетнем возрасте, когда  они считались уже выходящими из-под материнской опеки, подвергали этой операции, корни которой восходят, видимо, к обрядам инициации древних. В исламе обряд обрезания семилетних мальчиков служит, как и у иудеев, своего рода символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Этот обряд  символизирует взросление ребенка, переход его в новое «взрослое» состояние. После обрезания мальчик  более уже не возвращается на женскую  половину дома: его отделяют от сестер и приобщают к мужчинам семьи. Как и другие обряды, обрезание  обычно сопровождается праздником (той), на который съезжается множество  родственников с соответствующими подарками по случаю торжества.       

 Еще один важный  семейный обряд в жизни мусульманина  – свадьба. Молодых обычно  венчает один из служителей  ислама, который, совершая церемонию,  чаще всего читает четвертую  суру Корана, где излагаются основные  положения ислама о месте, правах  и обязанностях женщины в семье  и обществе. Совершающий обряд  имам или мулла от имени  ислама как бы скрепляет союз  молодых, превращая его в официально  признанный и имеющий силу  закона брак.       

 Торжественно, со специальными  ритуальными обрядами отмечается  в семье мусульманина и рождение  ребенка, особенно сына. И наконец,  последний из серии обрядов,  сопутствующих мусульманину на  протяжении всей его жизни, - похороны. Этот обряд совершается обычно  в день смерти и исполняется  с участием духовных лиц, читающих  заупокойные молитвы из Корана.        

 Кроме этих важных  обрядов, существует и много  других. Все они практикуются  достаточно широко, как, например, обычай выплаты калыма за невесту  – деньгами или отработкой  в хозяйстве будущего тестя,  что также уходит корнями в  древние традиции семитских племен.  

    

4)Праздники в исламе.

 Как правило, все  семейные обряды мусульман сопровождаются  праздниками. Однако кроме семейных  праздников существуют и общие,  касающиеся всех и продолжающиеся  подчас по нескольку дней. Один  из таких всеобщих религиозных  праздников – ураза-байрам, праздник  разговенья, приходящийся на первый  день месяца шавваль после  месячного поста в рамазане. Этот  праздник длится три дня, на  протяжении которых каждый из  правоверных отчитывается за  месяц поста – насколько тщательно  он соблюдал предписания, изучал  текст Корана, умиротворял свою  душу и укрощал страсти, раздавал  милостыню и т.д.       

 Другой большой мусульманский  праздник на 70-й день после  окончания поста. Это – курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения. Совершающие хадж обычно прибывают в Мекку именно в дни этого праздника, когда они и приносят свои жертвы Аллаху в священном городе мусульман.       

 Еще один праздник  приходится на 27-й день месяца  рамазана, т.е. на конец поста.  В честь этого праздника обильные  пиршества не устраиваются –  все-таки пост. Мусульмане в этот  день усиленно молятся, обращаясь  к Аллаху и читая Коран; они  полагают, что ежегодно в этот  день решается судьба каждого  человека на год вперед.     

 

5) Коран и современность.

 Некоторые положения  Корана, несомненно, прогрессивные  для арабского общества VIIв., сегодня  кажутся анахронизмом, по крайней  мере для человека западной  культуры. Например, Коран регламентирует  отношения между хозяином и  рабом и допускает применения  закона возмездия. Что касается  правил в отношении женщин, то  они задуманы для защиты ее  в обществе, в котором господствует  мужчина, и кажутся отсталыми,  если рассматривать их с точки  зрения равноправия мужчины и  женщины.     

 Строгое соблюдение  Корана в нынешнюю эпоху неизбежно  вступает в противоречие с  современным развитием нравов. Поэтому  мусульманские фундаменталисты  отвергают западное общество, которое  развращает человечество, поскольку  отдаляет его от Корана.      

 Однако ислам признает, что Коран не регламентирует  все детали жизни в обществе: то, что не запрещено или не  рекомендуется, оставляется на  свободное суждение каждого. Следовательно,  по аналогии с вредом алкоголя  может, например, осуждаться потребление  наркотиков. Подобные неизбежные  толкования могли бы привести  к современному прочтению всего  Корана, к чему мусульманский  мир, по-видимому, еще не готов.

 

 

 

 

 Заключение

Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде  разрозненных арабских племен, сумел  объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После  принятия Ислама арабы захватили  огромные территории, где главной  религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также  являлась фактическим рубежом, разделяющим  Европу и Азию, Европу и Африку. Главное  отличие Ислама от других религий  есть то, что в нем полностью  слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной  организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его  действия, не давал опуститься. Но никакая  религия не может существовать такой  же, как и была создана. Начал трансформироваться и Ислам. Начали появляться новые  пророки, говорившие, что они заново пришедшие Мухаммеды. В некоторых  регионах такие «пророки» получали поддержку (бабисты, бехаисты). Эти движения помогли осознать необходимость  модернизации Ислама. Многие мыслители  призывали к объединению всех исламских государств и сохранению закрытости от стран Европы, другие призывали к сотрудничеству с  европейскими странами. Наиболее ярким  примером реформы исламского государства  служит Кемалистская реформа в Турции. После падения колониализма на политической карте появилось много новых  исламских государств. В основном это страны Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, и, хотя, эти страны часто враждуют между  собой (Ирак - Кувейт), Ислам по-прежнему является знамением этих стран. За последние  десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют  духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной  из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, которая предстает здесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Ислам сегодня - в условиях изменившейся политической картины мира с нередко ведущей ролью исламских стран в определении политики и тактики всех развивающихся стран имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного шара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Иконникова С.Н., Большаков В.П., Теория культуры. М., 2008

2. Марченков В.Г. Начала православия.  М.:Петит,1991.

3. Культурология: Курс лекций Автор: Н. В. Бессарабова. М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой .,2010

4. Культурология. Энциклопедия. Том 2 .,С. Я. Левит, А.В.Гордон, Г.И.Зверева, Л.А.Микешина . Изд.: Российская политическая энциклопедия. , 2007.

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский городской педагогический университет»

 

 

 

 

                                                 

                                                          Реферат

                        Тема: Особенности культуры ислама .

 

 

                                                                                          

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса 

заочной формы обучения

отделения логопедии

Бугера М.А.

 

 

 

             

                                                   

 

                                                           Москва, 2012


Информация о работе Особенности культуры ислама